Панорама Александровское реальное училище (Тюмень). Виртуальный тур Александровское реальное училище (Тюмень). Достопримечательности, карта, фото, видео. Александровское реальное училище



Видання Паперового маг. Лоповок і Кайдановський (104951 b)

Олександрівське реальне училище . Засноване в 1876 р. Спочатку мало два класи, з 1881 р. - сім класів. Перший директор - М. В. Кизимовський . З 1897 р. при училищі діяли недільні та святкові курси. Викладачів - 29 (1916). Спочатку училище містилося у найманому будинку біля Срітинської церкви , з 1879 р. - на вул. Кузнецькій, потім Пушкіна № 85 (тепер будинок Полтавського електротехнічного коледжу на вул. Пушкіна № 83-а).

Джерело:

Полтавщина: Енциклопедичний довідник (За ред. А.В. Кудрицького.- К.: УЕ, 1992). Стор. 748


Олександрівське реальне училище (57340 b)

Александровское реальное училище

открыто 19 сентября 1876 года первоначально в составе двух первых классов и помещалось в наемном дом, близ Сретенской церкви. Приемные испытания производились с 9 по 17 сентября. Желающих поступить было 109 чел., из коих, по окончании испытаний принято: в первый класс 34, во второй -2 7 человек. Новое здание реального училища, по Кузнецкой ул., окончательно построено и освящено 30 августа 1879 г., в присутствии временного Харьковского генерал-губернатора генерал-адъютанта графа Михаила Тариеловича Лорис-Меликова († 12 декабря 1888 г). Постройка здания вместе с церковью, снабженной всеми необходимыми для богослужения предметами, обошлась в 84 тысячи рублей, в числе которых более 72 тысяч даны городом. В состав семи классов училище образовалось в 1881 году ***) . Первым директором реального училища был статский советник Михаил Васильевич Кизимовский .

***) См. о нем: "Полтавские Епархиальные Ведомости", 1876 г., № 20,

стр. 770-778; "Полтавские Губерн. Ведомости", 1879 г., № 69, и 1901 г., № 271.

В 1897 г. при реальном училище, с разрешения попечителя Киевского учебного округа, открыты воскресные и праздничные курсы: 2 февраля - черчения, рисования и грамоты для взрослых рабочих, ремесленников и мастеровых г. Полтавы; 1 сентября - арифметики, физики и химии для лиц торгового сословия и акцизного ведомства вне школьного возраста и 19 октября - бухгалтерии для лиц торгового сословия. На содержание этих курсов училище получало пособия: от Полтавского губернского комитета попечительства о народной трезвости, от управления Харьково-Николаевской жел. дороги, от Полтавских управ - городской и общественно-ремесленной, от Полтавских земств - губернского и уездного, от Полтавского купеческого старосты и от управляющего акцизными сборами Полтавской губернии *) .

*) См. о них "Историческую записку" Н. Д. Кармазина

, изд. 1898 г.

В XIX веке в Тюмени было открыто Александровское реальное училище (ныне – аграрный университет Северного Зауралья). Такое название власти дали ему в честь императора Александра II, который в 1837 году посетил наш город. Это крупное учебное сооружение стало одной из самых удивительных достопримечательностей Тюмени.

Начало истории училища положил 1875 год, когда в наш город приехал генерал-губернатор Западной Сибири Николай Казнаков. Объехав Тюмень, он пришел к выводу, что здесь не хватает мужской гимназии. Тюменский купец 1-й гильдии Прокопий Подаруев загорелся идеей и решил выделить средства на строительство такого учебного заведения. Для реализации замысла к нам приехал петербургский архитектор Воротилов и привез проект двухэтажного кирпичного здания с полуподвальным этажом.

Строительством учебного сооружения руководил Богдан Цинке, занимавший должность тюменского городового архитектора. Построили училище всего за один год. Получилось роскошное здание с уютными комнатами, просторными коридорами, высокими плоскими потолками. Училище состояло из двух отделений: научного и технического. А также имело зал для художественного и технического рисования, прекрасную библиотеку и отличный музей. Библиотека и музей на основе коллекций директора заведения расположились на нижнем этаже, где находились также исторический и физический кабинеты, канцелярия, химическая лаборатория, докторская комната, квартира директора. На верхнем этаже были классы, домовая церковь во имя Александра Невского, ученическая, актовый зал, чайная, классы для занятий гимнастикой, комната педсовета. А на полуподвальном этаже разместился гимнастический зал.

Архитектура училища эклетична. Это крупное учебное сооружение, имеющее сложный, дробно расчлененный П-образный план с дворовыми крыльями, стало одним из лучших в России. Лицевой фасад здания украсили выступы парапетов и рустованных пилястр. По периметру училище было обвито стилизованным аркатурным поясом под карнизом. В интерьере крупных парадных помещений использовались спаренные пилястры. 15 сентября 1879 года в Александровском реальном училище прошло первое занятие. Судя по фотографиям из архивов, в классах было не больше 20 учеников. В училище преподавали закон божий, законоведение, тригонометрию, географию, физику, естественную и гражданскую историю, русский, французский и немецкий языки, рисование. Уровень подготовки учащихся был высок, выпускников училища охотно принимали в Петербургский политехнический институт.

Кузница знаменитостей

Директор училища, Иван Яковлевич Словцов, был признанным учёным в нашей стране и за ее пределами. Своей славой учебное заведение во многом обязано ему. Родился Словцов в Тюмени, в семье священника. Окончил физико-математический факультет Казанского университета, работал в военной гимназии Омска преподавателем естественной истории. Именно на основе обширных коллекций по зоологии, ботанике, археологии, этнографии, собранных Словцовым в Омске, и был открыт первый в Тюмени музей Александровского реального училища. Позже он послужил базой для областного краеведческого музея. В стенах Александровского реального училища обучались многие будущие выдающиеся личности, прославившие свои имена на всю страну: это и художник Павел Россомахин, и доктор Станислав Карнацевич, и певец Александр Лабинский и т.д.

Леонид Красин, известный нам как революционер и соратник Ленина, обучался в училище с 1880-го по 1887 гг. Семья Красиных проживала на улице Подаруевской. Сегодня это ул. Семакова, 7. С 1889 по 1892 гг. учился здесь и будущий знаменитый писатель Михаил Пришвин. И.И. Игнатов – один из богатейших купцов в Тюмени – был дядей М.М. Пришвина. Дом Игнатова находился на Новозагородной улице, и в нем в годы учебы проживал юный Михаил. Сегодня это полуразрушенный дом на Госпаровской, 41. Надо сказать, что Пришвин был одним из лучших учеников реального училища. А перед Великой отечественной войной здесь учился Н.И. Кузнецов – легендарный разведчик, внёсший неоценимый вклад в Победу в Великой Отечественной войне.

Мятежный 1905-й

Революция, начавшаяся в 1905 году, не прошла для училища бесследно. Студенты забастовали и потребовали отменить обязательное посещение богослужений, уничтожить внеклассный надзор. По мнению молодых людей, в учебном заведении господствовал режим «исправительной колонии», и они настаивали его изменить. Педагогический персонал пошел навстречу учащимся во многих требованиях. Однако Словцов после этих событий подал в отставку. Вместо него директором училища стал П.А. Ивачев. В 1919 году Александровское реальное училище закрылось. Через год в нем был открыт сельскохозяйственный техникум, директором которого назначили Павла Августовича Мартэна. Все преподаватели техникума имели высшее образование, были вежливы и доброжелательны по отношению к студентам.

Сибирский мавзолей

В военные годы в здании Сельхозтехникума располагался саркофаг с телом Ленина, куда его тайно привезли из московского мавзолея. Для хранения тела вождя мирового пролетариата была выделена обычная студенческая аудитория № 15, расположенная на втором этаже. Сельхозтехникум обнесли чугунно-кирпичной оградой, изолирующей его от соседних домов, здание круглосуточно находилось под охраной часовых. Сохранность мумии вождя мирового пролетариата обеспечивала специальная лаборатория под руководством профессора Б.И. Збарского. Руководитель лаборатории вместе с семьей жил на первом этаже здания.

Надо сказать, что профессор Збарский долго выбирал помещение для хранения тела Ленина. Требовался дом, в котором можно было обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии. Тяжело было найти такое место в дни войны. Збарский чуть было не пришел к выводу, что Тюмень не годится для приема такого «почётного гостя», однако в последний момент вспомнил, что в самом центре города есть двухэтажное каменное здание с капитальными стенами и хорошим микроклиматом. Это и был Сельскохозяйственный техникум. У здания нашли только один минус – огромные окна, выходившие на солнечную сторону улицы, что мешало поддерживать в нем необходимый режим для хранения тела. Поэтому окна закладывали кирпичом, благодаря чему в помещении было темно, как в Мавзолее.

В 1959 году на базе техникума был организован Тюменский сельскохозяйственный институт. А на месте ленинской комнаты теперь находится музей, раскрывающий историю Александровского реального училища.

Училище сегодня

В наши дни в здании Александровского реального училища располагается Государственный аграрный университет Северного Зауралья. Учебное заведение является региональным центром образовательной деятельности, научного обеспечения и производства наукоемкой продукции в агропромышленном комплексе Тюменской области. Он участвует в формировании региональной аграрной политики и в выполнении Федеральных программ по профилю своей деятельности, которая адаптирована к специфике природных условий и социально-экономической инфраструктуре производительных сил области. В настоящее время в университете обучается более 5000 студентов.

Художественная галерея размещена в стенах памятника гражданской архитектуры XIX века, объекта культурного наследия регионального значения - бывшем здании Александровского реального училища. Галерея находиться напротив сада Блонье и является одним из отделов крупного музейного объединения - Смоленского государственного музея-заповедника.

Это великолепно выстроенное трёхэтажное здание, обладающее дворцовой представительностью, по праву считается одним из самых красивых в Смоленске. Еще современникам нравились его силуэт и контрастная окраска красно-белых фасадов. Проектировали здание архитекторы М.Ф.Мейшер и О.Ф.Хартен. Оно роскошно не только снаружи, но и изнутри: до наших дней сохранилась трёхмаршевая парадная лестница с ажурными чугунными ступенями.

Главный фасад здания разделён лопатками на 5 частей и имеет ступенчатый силуэт, нарастающий к середине, которая подчёркнута щипцовым фронтоном. На боковых участках этажи разделены карнизами. Группы арочных окон чередуются с группами прямоугольных. Внутренние помещения группируются вдоль коридоров с поперечными арками. Большой вестибюль разделён коридором по продольной оси. В здании имеются четыре взаимно изолированных подвала, каждый из которых перекрыт коробовым сводом. На восточной стороне главный фасад продолжают трёхпролётные ворота. Они представляют собой арочный проезд с двумя калитками (левая калитка ложная) и стилизованы под романское зодчество. Над аркой помещён герб с пушкой и цифрами «1812».

Александровское реальное училище - первое реальное училище в Смоленске. Открылось оно 1 июля 1877 года по инициативе Губернского земства при поддержке Городской думы. Училище было шестиклассным, имело основное и коммерческое отделения. Именоваться Александровским стало с 1880 года в честь императора Александра II. Среди выпускников училища - прославившие родной город писатель Иван Соколов-Микитов, исследователь Центральной Азии Пётр Козлов, художник Пётр Лаленков, геолог Юрий Билибин, один из первых наркомов земледелия РСФСР Семён Середа, генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ Николай Чаплин и другие известные люди.

В годы Великой Отечественной войны и оккупации Смоленска здание сильно пострадало. В 1947 году его полностью восстановили по проекту архитектора Даниила Коваленко. С 2010 года в стенах бывшего училища находится художественная галерея, переехав из здания бывшего музея княгини Тенишевой.

Экспозиция Художественной галереи обширна и разнообразна по своему составу. Значительным разделом является коллекция древнерусского искусства княгини Марии Тенишевой, представленная иконами XV-XIX веков. Гордость собрания - произведения Василия Тропинина, Ивана Айвазовского, Архипа Куинджи, Валентина Серова, Ильи Репина, Константина Коровина, Александра Бенуа, Любови Поповой и других мастеров русского искусства. Среди картин русской экспозиции есть и скульптуры Марка Антокольского. Любители по достоинству оценят отечественную живопись и скульптуру XX века. Этот период представляют в том числе и смоленские художники.

На основе усадебных собраний сформировалась обширная коллекция произведений западноевропейских художников, в числе которой примеры итальянской, нидерландской, фламандской, голландской живописи периода расцвета. Имена многих авторов, таких как Бернардо Строцци, Джованни Пеллегрини, Симон Лютихейс, Ян Асселейн, не часто встречаются в провинциальных собраниях России. Неоспоримой ценностью являются картины испанских художников XVII века, одна из которых - «Святая Юста», принадлежит кисти Франсиско де Сурбарана. Немецкую живопись представляют многочисленные произведения пейзажистов Мюнхенской школы, французскую - мастера от рококо до импрессионизма. Так же среди уникальных западноевропейских полотен в музее находится картина «Мадонна с младенцем» неизвестного голландского автора XV века.

В художественной галерее предусмотрены условия для просветительской работы со школьниками и студентами, зал для временных выставок из фондов музея. Экскурсоводы помогут посетителям проследить путь развития русского искусства во всем многообразии имен и жанров, составить представление о наиболее ценных произведениях и особенностях музейной коллекции в целом.

Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Вятка. Александровское земское реальное училище.

I. Училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний и приготовления учителей.

В конце ХVIII века обширный участок в хлыновской Всехсвятской слободе южнее церкви принадлежал купцам Афанасию, Филиппу и Федору Машковцевым. В 1790 году, после перепланировки города, купцы Машковцевы на этой усадьбе вдоль улицы Спасской начали строить жилой дом. В 1815 году Александр Федорович Машковцев пожертвовал усадьбу приказу общественного призрения, в здании была открыта губернская больница. Приказы общественного призрения - основанные в 1775 году Екатериной II губернские учреждения, которые ведали устройством народных школ, больниц, приютов, богаделен. После земской реформы 1864 года большая часть дел приказа отошла земству.

В 1854 году губернская больница была переведена в новое здание за Гласисной улицей (за современным Октябрьским проспектом). Участок на Спасской достался по наследству от приказа губернскому земству. На месте старого дома Машковцевых в 1867-1869 гг. земство построило длинный двухэтажный полукаменный дом (автор проекта - архитектор Н.А.Андриевский). В 1872 году земство открыло в этом здании училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний и приготовления учителей .

1. Вятское Александровское реальное училище. Вид на главное здание с юго-запада. Фото нач.ХХ в. (с сайта "Наша Вятка").

Над карнизом вывеска: "Александровское земское реальное училище. 1880-1900". На крыше - павильон для телескопа.

Во 2-й половине 1860-х гг. уездные земства принялись с большой энергией открывать в сельской местности начальные школы. Единственный вопрос, который уездные земства не могли решить собственными силами, - это привлечение в новые школы хороших преподавателей. Появилась идея: открыть в Вятке для подготовки сельских учителей училище, причем такое, где воспитанникам давали бы не только общее образование, но и знания в области сельского хозяйства и ремесел. Чтобы будущие народные учителя могли научить крестьян не только грамоте и счету, но и успешным способам ведения хозяйства. Трудность была в том, что еще нигде в России подобного учебного заведения не было, но это не остановило дела. Раз за разом на сессиях губернского земства проект будущего училища всё более прояснялся. 12 декабря 1869 года специальная комиссия земства представила губернскому собранию программу обучения в учительской школе . Собрание утвердило программу, выделило на ежегодное содержание школы 25 тысяч рублей и поручило комиссии составить устав учебного заведения. Земское собрание рассчитывало, что с утверждением устава правительством затруднений не будет, и занятия в школе начнутся с сентября 1870 года. Весной 1870 года устав был готов, предполагаемое ранее название "земская учительская сельскохозяйственная школа" было заменено названием "училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний и подготовки учителей" . Однако далее начались заминки. Дважды министерство народного просвещения не утверждало устав училища, требуя исправлений. Более всего возражений со стороны министерства вызывал следующий пункт: преподавательский состав училища по мысли вятского земства должен был получить права государственной службы - наравне со служащими государственных школ. Ни в 1870 году, ни в 1871-м училище так и не было открыто.

Наконец основные противоречия были решены: училище открывалось на правах частного учебного заведения, на полном содержании и ответственности земства. В январе 1872 года попечитель Казанского учебного округа утвердил устав училища. В октябре того же года состоялись первые вступительные экзамены, из 60 кандидатов были приняты на обучение 30 человек. По сословиям состав учащихся распределялся следующим образом: дети крестьян - 11, духовного звания - 13, мещан - 3, купцов - 3. Позднее дети крестьян и мещан составляли почти половину воспитанников, еще треть - дети духовенства, то есть состав учащихся был самым демократичным.

2. Вятка. Александровское реальное училище. Вид на главное здание с юго-востока. С открытки нач.ХХ в.

3. Главное здание реального училища, фото из альбома "Ордена Ленина Кировская область" (1979 год).

На устройство училища к 1872 году земством было потрачено 100 тысяч рублей. Для занятий были приспособлены три здания по улице Спасской. Были оборудованы учебные классы, лаборатории по химии и физике, гимнастический зал, собрана библиотека. Устроены образцовая ферма со скотным двором и опытным полем в 30 десятин (землю городское общество уступило безвозмездно) и несколько мастерских: кузница, литейная, слесарная, столярная и переплетная. При литейной мастерской позднее была открыта мастерская пожарных машин. Кроме того, в собственность училища было приобретено собрание Вятского публичного музея с богатыми коллекциями экспонатов по истории, зоологии и минералогии. По своему оснащению училище было одним из лучших средних учебных заведений в России. Почти все воспитанники получали стипендию (120 рублей в год) из средств губернского или уездных земств.

Учебный год в училище был разделен на два семестра: зимний и летний. Во время летнего семестра особое внимание уделялось полевым работам, занятия начинались в 6 часов утра. Считалось, что для будущих сельских учителей ранний подъем в летнюю пору является совершенно необходимым (трое учеников не пожелали подчиниться такому распорядку и были исключены). В программу обучения входили следующие предметы: Закон Божий, русский язык, история, математика, черчение, физика, химия, география, естественная история, зоология, ботаника, минералогия, пение, гимнастика (факультатив). Кроме того во время зимней сессии выделялись часы для обучения ремеслам (в мастерских), а во время летней - сельскому хозяйству (в поле, на огороде, на скотном дворе). Были предусмотрены летние экскурсии в Загородный сад под руководством преподавателя естественной истории. На ферме и скотном дворе каждую неделю поочередно дежурили трое воспитанников, еще двое дежурили в мастерских; причем дежурства не мешали посещению занятий. В штате училища числились директор, пять учителей и два помощника. Курс училища был рассчитан на 4-5 классов (5-й класс - дополнительный педагогический). В 1874 году при училище была открыта начальная школа, в которую в первый год приняли 55 воспитанников.

Как уже было сказано, земство добилось открытия училища с большим трудом. Позднее трения между земством и попечителем учебного округа по поводу училища продолжились. Среди прочего выяснилось, что попечитель округа неодобрительно относится к двойственности характера училища: педагогического и сельскохозяйственного. По мнению попечителя округа учебная программа была якобы слишком обширна и следовало бы устроить что-то одно: учительскую семинарию или сельскохозяйственное училище. Утверждалось, что выпускники училища не пожелают поступать на должности учителей и станут искать по выходе из училища других занятий. Попечитель требовал изменить учебную программу, в случае же неподчинения грозил оставить училище в качестве частной школы - без права давать выпускникам звание народного учителя и льготы по воинской повинности. Кроме того, уездные земства видели свои начальные школы (куда бы поступали учителями выпускники училища в Вятке) именно как школы с сельскохозяйственным уклоном. Глазовское земство уже ходатайствовало об открытии такой школы, но получило отказ. При таких условиях терялся самый смысл существования учебного заведения.

В 1878 году город Вятку с целью инспектирования учебных заведений посетил министр народного просвещения граф Д.А.Толстой. Кроме прочих школ он побывал и в земском училище. Как и следовало ожидать, министр, который был сторонником классического среднего образования, программу училища не одобрил. Земство и педагогический совет обратились к министру за советом: как поступить с училищем? Граф Толстой предложил переделать училище в реальное или же в учительскую семинарию - на основе уже разработанных программ для подобных учебных заведений.

4. Вятка. Александровское реальное училище. Фото нач.ХХ века.

За главным корпусом по ул. Спасской видны еще два училищных здания. Над каменным домом в шесть окон по фасаду (построен в 1823 году как кухня при губ.больнице) позднее был надстроен второй деревянный этаж (здание сохранилось). Третий училищный дом (деревянный) был построен в 1795 году, в 1873 году куплен под квартиру директора училища (здание не сохранилось).

5. Здания Александровского реального училища (дома №№65 и 67 по ул.Спасской), общий вид.

6. Вятка, вид города с западной стороны. Открытка нач. ХХ в.

На этом снимке кроме главного здания видны хозяйственные постройки училища по ул.Гласисной и училищный сад.

7. Вятка. Московская ул. при въезде в город. Справа - сад реального училища.

II. Александровское земское реальное училище.

В 1880 году земское училище в Вятке было преобразовано в реальное. Сельскохозяйственная ферма и мастерские прежнего училища были закрыты (кроме мастерской пожарных машин - она отошла в ведение земства как отдельное заведение). 1 октября 1880 года состоялось торжественное открытие нового училища, во время церемонии помощник попечителя Казанского учебного округа сообщил, что Государь Император по ходатайству вятского земства разрешил наименование училища Александровским (с этим названием - Александровское Вятское земское реальное - училище и просуществовало до 1918 года). Все воспитанники прежнего училища - 120 человек в пяти классах - были переведены в новое учебное заведение. Первым в Вятской губернии реальное училище было открыто в уездном городе Сарапуле - в 1873 году, училище в Вятке стало вторым. Вятское училище было принято под опеку министерства народного просвещения; впрочем, содержалось оно по-прежнему полностью за счет земства. Делами училища ведали попечительский совет (материальное обеспечение) и педагогический совет (учебный процесс). Списки попечителей и преподавателей училища с 1880 по 1917 год можно посмотреть в "Памятных книжках Вятской губернии". В числе воспитанников училища были архитектор И.А.Чарушин, искусствовед Н.А. Машковцев, художники Н.Н.Хохряков, А.А.Рылов и А.И.Деньшин, писатель А.С.Грин.

Реальные училища в Российской Империи - средние учебные заведения, в программе которых, в отличие от классических гимназий , значительная роль отводилась изучению точных и естественных наук (в гимназиях учебный курс был основан на изучении гуманитарных дисциплин, в первую очередь - классических языков, т.е. древнегреческого и латыни). Устав реальных училищ 1872 года объявлял их целью "общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний". Курс училища был рассчитан на шесть классов, с пятого класса обучение проходило на двух отделениях - основном и коммерческом . Выпускники коммерческого отделения чаще всего поступали на службу в торговые фирмы и банки. При основном отделении допускалось открывать дополнительный седьмой класс с тремя группами: общей (для подготовки к поступлению в технические институты), механико-технической и химико-технической (для подготовки в специальные училища). В 1880 году устав реальных училищ был изменен: в начальных классах было усилено изучение общеобразовательных дисциплин, механико-техническая и химико-техническая группы были закрыты. Предметы, которые преподавались в реальных училищах (по уставу 1880 года): Закон Божий, чистописание (в первых двух классах), русский язык, история, география, иностранные языки (немецкий и французский), математика, физика, естественная история, рисование, черчение, письмоводство и книговодство (только на коммерческом отделении). В качестве факультативных учебных предметов преподавались пение и гимнастика.

Накануне 1917 года вятскому реальному училищу принадлежали три здания по улице Спасской, здание общежития во дворе (построено в 1899 г. по проекту арх. И.Чарушина; сейчас в здании помещается областной центр усыновления, опеки и попечительства), хозяйственные постройки по улице Гласисной (на их месте - корпус №2 медицинского колледжа постройки 1980-х гг.) и сад на углу улиц Гласисной и Московской (сад давно вырублен, территория принадлежит станкостроительному заводу).

8. Вятка. Воспитанники мужской гимназии и реального училища на занятиях гимнастикой. 1911 год. ККМ.

9. Главный корпус реального училища (дом №67 по ул.Спасской), современный вид.

Снимок сделан летом, сейчас здание выглядит еще плачевнее.

10. Второй учебный корпус реального училища (дом №65 по ул.Спасской).

Интересная деталь - старые наружные рамы, створки открываются наружу.

11. Здание интерната (общежития) реального училища, построено 1899 г. по проекту архитектора И.А. Чарушина. Образец т.н. "кирпичного стиля" (без штукатурки, с декором из фасадного кирпича).

12. Территория реального училища. Дома №№ 65, 67 и 67Б по ул.Спасской - старые училищные постройки.

III. История зданий училища после 1917 года.

В 1918 году училищные постройки были заняты красноармейскими частями, а в 1920 году переданы Вятскому институту народного образования. После освобождения от военного постоя здания оказались в плохом состоянии: электрические провода сняты или порваны, батареи центрального отопления лопнули, инвентарь расхищен. Силами института и отдела народного образования был проведен ремонт. С 1922 по 1935 год в зданиях реального училища помещался мелиоративный техникум, затем - больница. С 1980 года здания принадлежат медицинскому училищу (колледжу). В 1967-1968 гг. на главном здании училища были установлены две мемориальные таблицы: "В этом доме в 1874-1875 гг. учился выдающийся рабочий-революционер Степан Николаевич Халтурин" и "В этом здании в июне 1921 г. выступал перед студентами и преподавателями пединститута председатель ВЦИК М.И.Калинин". Два дома реального училища по ул. Спасской учтены как памятники истории и культуры. Здания заброшены, находятся в аварийном состоянии и постепенно разрушаются.

13. Вятка. Александровское реальное училище. Открытка нач. ХХ в.

Обучение проходило в 6 классах, из них в I-IV давали общее образование , начиная с V класса дополнительно к основному отделению первое время было ещё коммерческое. Также первоначально существовал дополнительный VII класс с химико-технологическим и механическим отделениями . Впоследствии дополнительные отделения были закрыты: в 1886 году коммерческое, в 1889 году химико-технологическое отделение и дополнительный VII класс, в 1893 году вместо механического отделения организован приготовительный класс.

Занятия проводились в более чем 20 классных комнатах и специально оборудованных кабинетах - естественно-историческом, черчения, механическом, лабораториях (клинической и физической), залах (рисования и гимнастическом), столярной мастерской .

Курс обучения включал в себя: Закон Божий , русский язык, немецкий и французский языки, тригонометрию, физику, географию, историю гражданскую и естественную , рисование, законоведение. Преподаватели по ряду предметов могли выбрать учебники и учебные пособия по своему усмотрению. Например, автором учебников «Обозрение Российской истории сравнительно с важнейшими государствами» и «Краткая физическая география» был директор Словцов .

Преподавательский коллектив при И. Я. Словцове состоял из 12 человек. Инспектором училища (помощником директора) был выпускник Санкт-Петербургского университета А. Я. Силецкий, классным надзирателем работал кандидат того же университета А. Д. Петров (он также руководил метеостанцией). Закон Божий преподавал выпускник Тобольской семинарии И. П. Лепёхин, математику вели кандидат Санкт-Петербургского университета П. Г. Захаров и выпускник Харьковского университета П. И. Перешивалов, историю и географию преподавал выпускник Московского университета И. Ф. Виноходов, чистописание и рисование вёл выпускник Строгановского училища технического рисования Н. В. Кузьмин. Преподаватель немецкого языка Я. И. Миллер окончил Саратовское реальное училище, а Ф. Л. Кауфман получал навыки учителя немецкого и французского языков в Боннском и Брюссельском университетах .

Обучение являлось платным, но изначально были учреждены по 10 стипендий имени Н. Г. Казнакова и П. И. Подаруева для помощи талантливым ученикам. 19 марта 1881 года при училище учреждено Братство Св. Благоверного Великого князя Александра Невского для помощи учащимся всех учебных заведений Тюмени . В одних случаях братство вносило плату за обучение талантливых детей из бедных семей, в других обеспечивало учащихся едой, одеждой, учебными пособиями и т. д.

Строительство здания началось 31 мая 1877 года , в день 40-летней годовщины посещения Тюмени наследником российского престола великим князем Александром Николаевичем , в честь которого училище и получило своё название. Здание было возведено на Александровской площади (ныне площадь Борцов революции), угол улиц Царской (ныне ул. Республики) и Телеграфной (ныне ул. Красина, названная в честь одного из знаменитых выпускников училища).

Стиль здания относится к эклектическому . Проект архитектора