Состояние ленского перед дуэлью. Сочинение дуэль онегина и ленского. Краткое описание дуэли между Онегиным и Ленским


О подробностях дуэли между Пушкиным и Дантесом современники судили (и мы, потомки, тоже) по воспоминаниям секундантов – Данзаса со стороны Пушкина и д,Аршиака со стороны Дантеса. Общее описание дуэли сходится, расхождения лишь в оценках поведения дуэлянтов. Разумеется, Данзас (соученик Пушкина по Лицею, друг) был "за" Пушкина, д,Аршиак (соотечественник, родственник) "за" Данзаса, но оба описали события по возможности объективно.

Со слов Данзаса.
Несмотря на ясную погоду, дул довольно сильный ветер. Морозу было градусов пятнадцать. <…>
Пушкин первый подошёл к барьеру и, остановясь, начал наводить пистолет. Но в это время Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил, Пушкин упал. Секунданты бросились к нему, Дантес намеревался сделать то же, но Пушкин удержал его словами: "Attendez! je me sens assez de force pour faire mon coup" (подождите, у меня ещё достаточно сил, чтобы сделать свой выстрел) .

Дантес остановился у барьера и ждал, прикрыв грудь правою рукою. При падении Пушкина пистолет его попал в снег, и поэтому Данзас подал ему другой (Д,Аршиак заметил, что это было не по правилам) .
Приподнявшись несколько и опершись на левую руку, Пушкин выстрелил. Дантес упал. На вопрос Пушкина, куда он ранен, Дантес отвечал: "Je crois que j"ai la balle dans la poitrine" (я думаю, я ранен в грудь).
- Браво! – вскрикнул Пушкин и бросил пистолет в сторону. Но Дантес ошибся: он стоял боком, и пуля, только контузив ему грудь, попала в руку.

Со слов д,Аршиака.
Накануне дуэли секундант присутствовал при разговоре Геккерна с Дантесом. "Отец и сын" обсуждали детали поединка. Дантес сказал: "Если потребуется, поверьте, я сумею действовать так, что Пушкин не даст и одного выстрела! Я отправлю его к праотцам прежде, чем он успеет об этом подумать, и, уж во всяком случае, раньше, чем он спустит курок".

На поединке, "признав по лицу Пушкина всякий мирный исход исключенным, Жорж решил отстоять свое право на жизнь. Смертный приговор, написанный на лице Пушкина, вызвал его противника на первый и спешный выстрел. Поэт, видимо, ждал, чтоб д"Антес подошел к барьеру, имея в виду в этот момент разрядить свое оружие. Этот расчет необходимо было разрушить. Военное воспитание и строевая служба д"Антеса давали ему несомненное стратегическое преимущество пред бретером-литератором. Успех дуэли обеспечивался не только меткостью выстрела, как, вероятно, полагал Пушкин, но и правильным маневрированием после сигнала, о чем поэт, видимо, не подумал. Это и погубило его".

Здесь можно провести сопоставить дуэли Онегина+Ленского и Пушкина+Дантеса. В общих чертах дуэли сходятся, ибо правила проведения дуэлей были известны многоопытному дуэлянту Пушкину. В романе "Евгений Онегин" Пушкин пишет о поединке так:

Плащи бросают два врага.
Зарецкий тридцать два шага
Отмерил с точностью отменной,
Друзей развел по крайний след,
И каждый взял свой пистолет.

Дальше произойдёт то, что произойдёт в будущей реальной дуэли Пушкина и Дантеса. Дантес работал на опережение, он не дошёл одного шага до барьера и выстрелил в то время, пока Пушкин ещё целился. Поэт Пушкин упал, выронив пистолет.
Онегин тоже не дошёл до барьера и выстрелил первый, пока Ленский ещё прицеливался. Поэт Ленский упал и тоже выронил пистолет.
Дантес убил Пушкина. Онегин убил Ленского.

Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить - но как раз
Онегин выстрелил… Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет.

В фильме-опере "Евгений Онегин" режиссёр и сценарист Роман Тихомиров великолепно создал сцену дуэли! Эта картина была для Тихомирова дебютом в кинорежиссуре, и он тщательно подготовился к написанию сценария и к работе режиссёра-постановщика: проштудировал "Евгения Онегина", воспоминания Данзаса и Д,Аршиака, либретто Константина Шиловского и проникся музыкой Чайковского.

Перед ним стояла сложная задача - дуэль самый ответственный эпизод в романе. Изначальные события подводят к дуэли, и последующие действия также отталкиваются от неё. Как показать эту важную часть на экране?!

В театре внимание на самой дуэли не акцентируют, на сцене показывают лишь раздумья-переживания Ленского, жертвы в любовном треугольнике. Ленский душевно поёт "Куда, куда вы удалились" и удаляется вглубь сцены, где полумрак и неясные фигуры... выстрел, трагедийная музыка, и - всем понятно, что дуэль состоялась, и Ленский убит.


Акт II, картина 5-я "Дуэль Онегина и Ленского". Онегин – П. Норцов, Ленский – Б.Бобков, Секундант – Ф.Светланов.
Большой театр, 1948–1952

В фильме полумраком не обойдёшься, там всё на виду. Гениальный режиссёр Роман Тихомиров показывает настоящую зиму, мороз, пар изо рта... Так было написано в романе, так будет происходить в 1837 году. Тихомиров объединяет текст романа, текст либретто и воспоминания секундантов в одно целое, как скульптор обрубает всё лишнее, и снимает сцену дуэли.

Зарецкий отмечает барьер, хлопает три раза в ладоши, противники сходятся... светит солнце, блестит снег. Со стороны Зарецкого видно, как на вершине снежного холма дуэлянты делают неуверенные шаги: первый, второй... пятый... Пока Ленский готовится к выстрелу, Онегин стреляет. В сценарии соблюдены правила дуэли: десять шагов между барьерами. От каждого барьера по пяти шагов в поле на продвижение противников и для выстрела на ходу.

Так сделал Онегин. Так сделал Дантес. Соперники с их благородными душами опоздали, упустив момент. Свершилась трагедия.
Зарецкий снимает фуражку и говорит: "Убит!" Онегин не верит, он в отчаянии:

В тоске сердечных угрызений,
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений.
"Ну, что ж? убит",- решил сосед.

Онегин натурально переживает, его глаза полны слёз... Все чувства на виду, всё показано крупным планом! Такое не увидишь в театре даже в бинокль – внутренние переживания мастерски выставляются наружу без эффектных театральных жестов и поз. Это возможно только в кино. "Кино - великая сила!" Читатель/зритель не домысливает, как в книге или в театре, он - видит! Выражение глаз, мимика, слёзы, жесты, поза - всё работает на раскрытие состояния Онегина - убить на поединке человека из-за пустячной размолвки, это непоправимая ошибка, ужас, кошмар, трагедия.
Онегин убил не просто человека - друга.

Дантесу проще. Пушкин был для него лишь противником, которого надо победить. "Д"Антес вообще не испытывал никакого сожаления или раскаянья. Он считал, что совершилось неизбежное - в смертельной борьбе он отстоял свою жизнь; все остальное отступало в тень".
Дантес убил не просто человека - врага.

Из д,Аршиака: "Я воротился к нашим саням. Д"Антес стоял перед ними, молчаливый и бледный, крепко сжав зубы и неподвижно смотря вперед своими стеклянными зрачками, словно вправленными в тонкие черные ободки".
Он лишил жизни человека, в котором ещё несколько минут назад:
Вражда, надежда и любовь,
Играла жизнь, кипела кровь,-
Теперь, как в доме опустелом,
Все в нем и тихо и темно;
Замолкло навсегда оно.

Фильм-опера "Евгений Онегин, 1958. Реж. Роман Тихомиров.
Онегин - Вадим Медведев.
Ленский - Игорь Озеров.
Зарецкий - в титрах не указан.

Дуэль в романе "Евгений Онегин"


Введение

Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» по праву можно считать произведением, которое, по словам Белинского, является «энциклопедией русской жизни». Подробное описание быта и жизни человека начала 19 века позволяет нам, читателям, погрузится в атмосферу такого далёкого от нас времени, детально показав при этом, как и чем живут дворяне не только в обеих столицах, но и в провинции.

Гуковский Г.А пишет о романе: «…уже самое количество бытовых тем и материалов принципиально отличает пушкинский роман от предшествующей литературы. В «Евгении Онегине» перед читателем проходит серия бытовых явлений, нравоописательных деталей, вещей, одежд, цветов, блюд, обычаев».

Роман содержит 8 глав, каждая из которых раскрывает образы героев, их внутренний мир и характеры, вокруг которых развиваются все сюжетные линии: Евгений Онегин, Татьяна Ларина и Владимир Ленский. В романе две сюжетные линии: Онегин и Татьяна и Онегин и Ленский.

В лице Онегина, Ленского и Татьяны, по мнению Белинского, Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов егообразования, его развития.

Белинский даёт характеристику этим героям.

Онегин – страдающий эгоист… Его можно назвать эгоистом поневоле, считает критик, в его эгоизме должно видеть то, что древние называли рок, судьба.

В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, считает Белинский, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Ленский был романтик и по натуре, и по духу времени. Но в то же время «он сердцем милый был невежда»:
вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее.

Татьяна, по мнению Белинского, – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная.
Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При взаимности любовь такой женщины – ровное, светлое пламя; в противном случае – упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри.

Ключевым эпизодом в понимании характеров героев можно считать шестую главу романа. Этот эпизод является неким рубежом, переломом в сюжете романа «Евгений Онегин». Дуэль Онегина и Ленского – самый трагичный и самый загадочный эпизод романа.


Дуэль в романе («Евгений Онегин», 6 глава)

ДУЭЛЬ («Учтиво, с ясностью холодной /Звал друга Ленский на дуэль») – от франц. duel, от лат. duellum – поединок, бой с применением оружия, происходящий между двумя лицами по определенным правилам и имеющий целью восстановление чести одного из обиженных (оскорбленных) дуэлянтов. Дуэль – сословно-дворянский обычай, получивший распространение в России в ХVIII-ХIХ вв. [Онегинская энциклопедия: В 2 т. – М.: Русский путь 1999–2004.]

Дуэль – поединок, происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Таким образом, роль дуэли социально-знаковая. Дуэль представляет собой определенную процедуру по восстановлению чести и не может быть понята вне самой специфики понятия «честь» в общей системе этики русского европеизированного послепетровского дворянского общества. Естественно, что с позиции, в принципе отвергавшей это понятие, дуэль теряла смысл, превращаясь в ритуализованное убийство. [Лотман Юрий михайлович. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Пособие для учителя.]

Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят у Онегина весной и летом 1820 года – ему уже 24 года и он относится к Ленскому чуть покровительственно, по-взрослому смотрит на его «юный жар и юный бред».

Причина дуэли может показаться читателю весьма нелепой – незначительная ссора между Онегиным и Ленским. Образ младшей Лариной также важен в романе для создания любовного треугольника: Онегин – Ольга – Ленский. Но треугольник этот является мнимым. Ольга видит в Евгении лишь жениха своей сестры, а Онегину Ольга совсем не симпатична. Однако именно невинное, необдуманное кокетство Ольги с Онегиным на балу кажется влюбленному Ленскому, юному романтику, изменой и предательством:


Кокетка, ветреный ребенок!

Уж хитрость ведает она,

Уж изменять научена! (Глава 10, строфа XLV)

Воображая себя героем романа, Владимир вызывает Онегина на дуэль, чтобы защитить свою честь и честь прекрасной дамы. Дуэль способствует более полному раскрытию характеров Онегина и Ленского. Оба героя понимают ошибочность принятого решения и горько сожалеют о содеянном, но избежать кровавого столкновения не оказывается возможным.

Читателю ясно, что случайная ссора – только повод для дуэли, но причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже.
В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять. Это сила общественного мнения. Носитель этой силы ненавистен Пушкину. Он не пишет о нем ничего хорошего:

Зарецкий, некогда буян,

Картежной шайки атаман,

Глава повес, трибун трактирный,

Теперь же добрый и простой

Отец семейства холостой,

Надежный друг, помещик мирный

И даже честный человек:

Так исправляется наш век! (Глава 6, строфа IV)

Пушкин сознательно выбирает глаголы, соответствующие состоянию Онегина. Глаголы стоят в прошедшем времени, показывая читателю всю необратимость хода событий.

Сам говорит себе, что он:

Был должен показать себя

Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

Но мужем с честью и с умом. (Глава 6, строфа Х )

К тому ж – он мыслит - в это дело

Вмешался старый дуэлист;

Он зол, он сплетник, он речист…

Конечно, быть должно презренье

Ценой его забавных слов,

Но шепот, хохотня глупцов… (Глава 6, строфа XI)

Но Пушкин объясняет это со своей позиции:

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир! (Глава 6, строфа XI)

Онегин понимает ужас всего происходящего вокруг, умение остаться наедине со своей совестью, «на тайный суд себя призвав», и поступить так, как велит совесть, – это редкое умение. «Палачами» оказываются Пустяковы и Буяно, а против них Евгений выступать не смеет.

Онегин по-настоящему страдает. Его терзает эта ситуация, но…он принял вызов и дуэль-дело чести.

Ленский же, со своим юношеским задором, доволен, что вызов принят. Перед дуэлью Ленский отправляется в дом к Лариным, хотя до последнего не хотел видеть Ольгу. Она же (как обычно) была приветлива и ласкова:

Он видит: он еще любим;

Уж он, раскаяньем томим,

Готов просить у ней прощенья… (Глава 6, строфа XIV)

Вернувшись домой, Ленский пишет стихи, в отличии от Онегина, который мало того спит крепким сном, но и опаздывает на дуэль.

На дуэли Ленский убит…Убит не из-за мести Онегина, а из-за того, что Евгений, хоть и ненавидел общество, в котором должен был находиться, но пойти против этого общества и общественных «правил» он не может.

Онегин мстит Ленскому за то, что тот пригласил его на бал, где находился «сброд», который так ненавидел Евгений. Онегин в силу своего возраста воспринимает это как игру и дурачество. Но для Ленского это не так. Он романтик, возомнивший себя рыцарем. Для него то, что Онегин пригласил Ольгу на танец, считается изменой, как в отношении Ольги (любовная измена), так и в отношении Евгения (измена дружбе). За вызовом на дуэль следует ответ – согласие; видя, что Владимир начал поднимать пистолет, Евгений стреляет. Ленский убит.

Дуэль в романе – странная, однако эта странность отнюдь не исключает трагичности происходящего.

На дуэль Онегин привёз в качестве секунданта слугу-француза. Правила дуэли нарушены: поединки, как дела чести, могли состоятся ТОЛЬКО между людей с дворянским титулом. Следовательно, и секунданты обязаны быть благородного сословия.

Онегин намеренно нарушает правила. Таким образом он выказывает своё неуважение к отставному офицеру Зарецкому, секунданту Ленского, и открыто заявляет ему:

Я не предвижу возражений

На представление мое:

Хоть человек он неизвестный,

Но, уж конечно, малый честный (глава VI, строфа XXVII)


Важно заметить, что в этой же главе и строфе, Онегин называет слугу другом Вот он: мой друг, monsieur Guillot »), а вот Онегина и Ленского автор называет врагами («Враги стоят, потупя взор»)

Зарецкий же, чувствую в свой адрес оскорбления, пожелал их не замечать. Сам Онегин, нравственные качества секунданта не ценил.

Я.А. Гордин отмечает, что Онегин руководствуется теми же соображениями, которым следовал сам А.С. Пушкин романа в стихах: «Судя по тому, что знаем мы о дуэлях Пушкина, он достаточно презрительно относился к ритуальной стороне поединка. Об этом свидетельствует и последняя его дуэль, перед которой он предложил противной стороне самой выбрать ему секунданта – хоть лакея. И это не было плодом особых обстоятельств. Это было принципом, который он провозгласил еще в «Онегине», заставив его, светского человека и опытного поединщика, взять в секунданты именно слугу, и при этом высмеял дуэльного педанта Зарецкого. <…>

Для Пушкина в дуэли главным были суть и результат, а не обряды. Всматриваясь в бушевавшую вокруг дуэльную стихию, он ориентировался на русскую дуэль в ее типическом, а не ритуально-светском варианте…» [Гордин Я.А. Дуэли и дуэлянты. СПб., 2002. С. 31].

Зарецкий-интриган, который хочет «друзей поссорить молодых / И на барьер поставить их» (глава VI, строфа VI).

Участие Онегина в дуэли – вынужденное. Он ощущает свою вину за поведение в доме Лариных. Но страх оказаться трусом перед лицом тех, кого Евгений так ненавидит, делает дуэль неизбежной.

Онегин не желает мстить Ленскому. Его отношение к дуэли совсем не похоже на отношение Ленского.

Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят у Онегина весной и летом 1820 года — ему уже 24 года, он не мальчик, а взрослый мужчина, особенно по сравнению с восемнадцатилетним Ленским. Неудивительно потому, что он относится к Ленскому чуть покровительственно, по-взрослому смотрит на его "юный жар и юный бред".
Как же нелепа и — внешне, во всяком случае, — незначительна ссора Онегина и Ленского. И нам хочется верить: все еще обойдется, друзья помирятся, Ленский женится на своей Ольге... Однако дуэль состоится, кто-то из друзей погибнет. Но кто? Даже самому неискушенному читателю ясно: погибнет Ленский. Пушкин незаметно, исподволь подготовил нас к этой мысли.
Случайная ссора — только повод для дуэли, а причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже.
В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, — "общественного мнения". Носитель этой силы ненавистен Пушкину больше, чем Пустяков, Гвоздин, даже Флянов, — те только ничтожества, угнетатели, взяточники, шуты, а теперь перед нами — убийца, палач:

Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек:
Так исправляется наш век!

На таких людях, как Зарецкий, стоит мир Петушковых и Фляновых; он — опора и законодатель этого мира, охранитель его законов и свершитель приговоров. В каждом слове Пушкина о Зарецком звенит ненависть, и мы не можем не разделять ее.
Но Онегин! Он-то знает жизнь, он отлично все понимает. Сам говорит себе, что он

Был должен показать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.

Пушкин подобрал глаголы, очень полно рисующие состояние Онегина: "обвинял себя", "был должен", "он мог бы", "он должен был обезоружить младое сердце..." Но почему все эти глаголы стоят в прошедшем времени? Ведь еще можно поехать к Ленскому, объясниться, забыть вражду — еще не поздно... Нет, поздно! Вот мысли Онегина:

В это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист...
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов...

Так думает Онегин. А Пушкин объясняет с болью и ненавистью:

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

Пушкин не любит нагромождения восклицательных знаков, но здесь он венчает ими подряд три строки: вся его мука, все негодование — в этих трех восклицательных знаках подряд. Вот что руководит людьми: шепот, хохотня глупцов — от этого зависит жизнь человека! Ужасно жить в мире, который вертится на злой болтовне...
"Наедине с своей душой" Онегин все понимал. Но в том-то и беда, что умение остаться наедине со своей совестью, "на тайный суд себя призвав", и поступить так, как велит совесть, — это редкое умение. Для него нужно мужество, которого нет у Евгения. Судьями оказываются Пустяковы и Буяновы с их низкой моралью, выступить против которой Онегин не смеет.
Ленский же доволен тем, что его вызов принят. Сначала он не хотел видеть кокетку Ольгу, но потом не выдержал и отправился к Лариным. Ольга встретила его упреками, была с ним ласкова, как всегда.

Он видит: он еще любим;
Уж он, раскаяньем томим,
Готов просить у ней прощенья...

Уезжая, он с тоской смотрит на Ольгу, но ничего не говорит ей. Дома он всю ночь пишет стихи, в отличие от Онегина, который спокойно спит и даже опаздывает на дуэль.
- "Привычка всех считать нулями, а единицами — себя" рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упреков в трусости. Из-за ложного чувства чести он губит невинную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба Ленского, если б он остался жив... Возможно, он стал бы декабристом, а может быть, и просто обывателем. Белинский, анализируя роман, считал, что Ленского ждал второй вариант.
Казалось бы, что случилось — небольшая месть Онегина за то, что Ленский пригласил его на бал, куда съехалась вся округа, "сброд", который Онегин ненавидел. Для Онегина это всего лишь игра — но не для Ленского. Его розовые, романтические мечты рухнули — для него это измена (хотя это вовсе, конечно, и не измена — ни для Ольги, ни для Онегина). И единственным выходом из этого положения Ленский видит дуэль.
В тот момент, когда Онегин получил вызов, почему он не смог отговорить Ленского от дуэли, выяснить все мирным путем, объясниться? Ему помешало пресловутое общественное мнение. Да, оно имело вес и здесь, в деревне. И оно было для Онегина сильнее его дружбы. Ленский убит. Может быть, как ни страшно это звучит, это был лучший выход для него, он был не подготовлен для этой жизни.
И вот "любовь" Ольги — она поплакала, погоревала, вышла замуж за военного и уехала с ним. Другое дело Татьяна — нет, она не разлюбила Онегина, просто после случившегося ее чувства стали еще сложнее — в Онегине она "должна... ненавидеть убийцу брата своего". Должна, но не может. И после посещения кабинета Онегина она начинает все больше понимать истинную сущность Евгения — перед ней открывается Онегин настоящий. Однако Татьяна уже не может, разлюбить его и, вероятно, не сможет никогда. Ленского похоронили недалеко от селения.

Выполнил Котосонов Сергей 9 класс

Дуэль – происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Дуэль происходила по строгим неписаным правилам. Защита корпоративной Защита человеческого чести достоинства Роль дуэли – социально-знаковая ИДЕЯ ДУЭЛИ Узкосословная Общечеловеческая

Столкновение или оскорбление, в результате которого какая-либо сторона считала себя оскорбленной и в качестве таковой требовала сатисфакции (удовлетворения). Вызов. С этого момента противники не должны были вступать ни в какие отношения: это брали на себя их секунданты. Выбор секундантов и обсуждение тяжести обиды. Выбор характера дуэли. Секундант направлял противнику письменный вызов – картель.

Участники: Онегин и Ленский. Причины дуэли: Легкомысленное поведение Онегина в доме Лариных и ухаживание за Ольгой – невестой Ленского: «Поклялся Ленского взбесить И уж порядком отомстить.» Секунданты: Зарецкий – со стороны Ленского, лакей Гильо – со стороны Онегина.

Ленский: Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни? Жуковский: О дней моих весна златая… Милонов: Как призрак легкий, улетели Златые дни весны моей. Кюхельбекер: Так лети ж, мечта златая, Увядай, моя весна! Пародируются штампы романтизма.

Онегин: испугался неблагоприятного общественного мнения. Ленский: полон романтического порыва. Зарецкий (секундант Ленского): -при передаче картеля игнорировал свою обязанность склонить противников к примирению; -не встречался с секундантом Онегина накануне, чтобы обсудить правила дуэли; -секундантом Онегина стал лакей, хотя они оба должны иметь дворянское звание; -не отменил дуэль, хотя Онегин значительно опоздал; - не оговорил в условиях дуэли остановку противников после первого выстрела. Пушкин: мог не «убивать» Ленского. Но это его прощание с романтизмом.

Константинов Ф.Д. Иллюстрация к 6-й главе «Евгения Онегина»

Точность, неторопливость, предметность, подробность описания. Повторы. Переносы. Сравнения, анафора. В.Г.Белинский: «Подробности дуэли Онегина с Ленским – верх совершенства в художественном отношении.»

Осуждение за страх нарушить светские условности. Трагическая ошибка: понятие светской чести для героя значительнее нравственного долга. Расплата – муки совести («убийца юного поэта», «убит приятельской рукой») Любовно-ироническое. Трагедия Ленского: жертвует жизнью за право сыграть роль романтического героя. Жертва нелепая, бессмысленная, по мнению автора.

Какая судьба реальнее? – не важно. Важно – не будет никакой! Приземленный А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел… Возвышенный Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден…

П.И.Чайковский: «Разве не глубоко драматична и не трогательна смерть богато одаренного юноши? Разве нет драматического положения в том, что скучающий столичный лев от мелочного раздражения, помимо воли, вследствие рокового стечения обстоятельств, отнимает жизнь у юноши, которого, в сущности, любит!»

Композиционная: кульминация сюжетной линии Онегин – Ленский и её развязка. Прощание Пушкина с романтизмом. Поворот в судьбе Онегина (начало перелома в его сознании). Введено новое второстепенное действующее лицо – Зарецкий.

Оказывается, причиной поединка мог стать для дворян в XIX веке

сущий пустяк, а ведь Ленскому показалось в его юной, наивной ревности,

что лучший друг взялся ухаживать за его невестой, а Ольга,

вдруг превратившись в кокетку, отвечает Онегину взаимностью, чуть ли

не изменяет. Читатель видит, что ревность Ленского не имеет серьезных

оснований: раздраженный скучным ему обществом поместных

дворян на балу у Лариных, Онегин хотел «взбесить» друга,

уговорившего его приехать, но совершенно не собирался ни ухаживать

за Ольгой, ни затевать серьезную ссору.

Однако Ленский, считая себя оскорбленным, обращается к Зарецкому

с просьбой быть его секундантом. Зарецкий не без удовольствия

вручает Онегину вызов на дуэль, и тот без лишних слов

объявляет, что он «всегда готов». Почему Онегин мгновенно соглашается?

Главный герой досадует на свою неуместную шутку с Ленским,

жалеет, что не объяснился с другом. Но мысль об отказе от

поединка представляется ему невозможной. Современному читателю

понятно эмоциональное лирическое отступление автора о нелепости,

даже преступности дуэлей по ничтожным поводам, но непонятно,

почему же Онегин и Ленский, осознав ошибку, становятся к барьеру.

Читателю же пушкинского времени как раз ясны были мотивы поступков

героев, а странными могли показаться рассуждения автора.

Недаром Пушкин так подробно описывает Зарецкого, проведшего

бурную молодость за карточными или трактирными столами, а нынче

ради собственного удовольствия устраивающего чужие поединки.

Откажись Онегин драться, Зарецкий мигом бы ославил его как труса.

Честь Онегина была бы навсегда запятнана, а для дворянина считалось

возможным потерять все, но не честь. Пушкин, как передовой

человек своего времени, гуманист, один из первых в русской литературе

заговорил о бесчеловечности дуэлей. Получалось, что, убей

Онегин друга без всякого серьезного повода, честь его не пострадает,

а откажись от убийства - прослывет трусом.

Онегин изображен типичным человеком своего времени, неспособным

перешагнуть через условности дворянской этики. Пушкин

дает читателю понять, что главный герой всеми силами пытается

сорвать дуэль, но тем страшнее результат. Онегин неприлично опаздывает,

берет в секунданты слугу, дерзит Зарецкому по поводу его

честности, но роковой механизм запущен, и все мелкие ухищрения

бессильны остановить его.

По сигналу вчерашние приятели сближаются, и Онегин стреляет

...Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет,

На грудь кладет тихонько руку

И падает. Туманный взор

Изображает смерть, не муку.

Пушкин находит самые выразительные, потрясающие читателя

слова, чтобы показать всю трагичность гибели юного поэта. Всей

сценой дуэли Пушкин словно обращается к современникам с призывом

опомниться, отказаться от «ложного стыда», когда речь идет

о человеческой жизни, не затевать ссор по пустякам, если они могут

обернуться смертным поединком.

Пушкин пишет, что Онегин «сражен» восклицанием Зарецкого

«Убит!» Спрашивается, а чего же он ожидал, когда целился в Ленского?

Напрашивается ответ, что Онегин попал в друга случайно,

собираясь выстрелить мимо. Но тем страшнее неожиданный результат

выстрела.

Пушкин пытается угадать, каким мог бы быть жизненный путь

Ленского. Ему видятся два варианта: Ленский становится великим

поэтом или же превращается в заурядного помещика. Наверное,

Пушкин намеренно рисует две таких противоположных судьбы:

неважно, кем стал бы Ленский, важно, что жизнь человеческая не

была бы так нелепо оборвана.

В заключение хочется обратиться к биографии самого А. С. Пушкина.

Уже Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта», написанном

сразу после смерти своего великого современника, отметил то странное,

пророческое сходство, которое есть в изображении гибели Ленского

и реальной дуэли Пушкина и Дантеса. Правда, повод для дуэли был

нешуточный: была задета честь жены поэта. Но убийству нет

оправдания, и человека не вернуть. И мы можем, как Пушкин о Ленском,

только гадать, какие еще шедевры мог бы создать наш великий

поэт, если бы не трагическая смерть.