Оценка эффективности исследования. Научная и практическая эффективность исследования систем управления Научная и практическая эффективность проведенного исследования


Научные исследования, особенно прикладного характера, выполняются с целью разработки новых технологий, техники, организации производства и труда и получения на этой основе снижения материальных и трудовых затрат, повышения качества выпускаемой продукции и услуг, увеличения прибыли предпринимателей.

Переход экономики на рыночные отношения формирует социальную потребность в новейших достижениях науки, так как они в основном обеспечивают повышение производительности труда и увеличение объема конкурентоспособной продукции.

Производственники начинают понимать, что в новых социально-экономических условиях могут выжить только те предприятия, которые создают лучшие условия для развития науки и быстро осваивают ее достижения в производственной практике. Поэтому понятие «внедрение научных исследований» постепенно наполняется новым смыслом. Оно классифицируется по двум признакам: форме материального внедрения и рабочей функции внедряемого объекта.

Внедрение – это передача в производство или использование научной продукции, которая обеспечивает технический, экономический или социальный эффект. Этот процесс состоит из этапов: исследовательско-производственного внедрения и серийного производства.

Первый обусловлен тем, что как бы тщательно ни были проработаны рекомендации научно-исследовательских работ, они не могут учесть разные, в том числе и случайные, факторы, которые действуют в фактических условиях производства вообще и на конкретном предприятии в частности. В такой же степени это относится к новым материалам и технологическим процесса. Этап внедрения требует больших финансовых затрат, он весьма трудоемок при изготовлении исследовательских образцов, которые часто требуют доработки и переработки.

На основе результатов исследовательской производственной проверки оценивается технико-экономическая эффективность внедряемых образцов. При этом особое внимание уделяется эксплуатационным показателям их качества, надежности, долговечности, себестоимости, технологичности изготовления и эксплуатации, необходимости переоборудования производственных предприятий и возможности серийного производства. Результаты испытаний оформляются актом.

После завершения первого этапа начинается второй – серийное производство.

Государственная система внедрения включает три уровня: государственный, отраслевой, производственных организаций.

На государственном уровне разрабатываются законодательные акты по использованию результатов НИР и охране прав творцов новой техники, технологии, материалов, осуществляется регистрация открытий и изобретений как в стране, так и за рубежом, решается вопрос продления лицензий и патентов.

Отраслевые министерства и ведомства выполняют роль планирующих и контролирующих органов за работой отраслевых НИИ, лабораторий, внедренческих организаций и отделов на предприятиях.

Функционируют научно-производственные объединения и учебно-исследовательско-производственные комплексы, в основу деятельности которых положен программно-целевой метод организации и планирования НИР по схеме: проблемы – цели – программы – ресурсы – конечный результат.

Для ускорения практического использования результатов научно-исследовательских работ разработчики заключают с организациями и предприятиями хозяйственные договоры на их внедрение, обеспечивают авторский надзор, участие разработчиков в конструкторской и технологической доработке.

По данным некоторых зарубежных исследователей, из ста фундаментальных разработок явно положительным результатом заканчивается одна десятая часть работ, из поисковых – половина, из прикладных и проектно-конструкторских – не более 20 %. Тем не менее вложения (инновации) в науку примерно в три раза эффективнее инвестирования в простое воспроизводство.

Различают экономический, научно-технический, оборонный и социальный эффект от внедрения научно-исследовательских работ.

Экономический характеризуется выраженной в стоимостных показателях экономией живого и овеществленного труда в общественном производстве, которая получена от внедрения результатов НИР, по сравнению с затратами на выполнение исследований.

Под научно-техническим эффектом понимается расширение знаний об окружающей среде: выявление новых фактов, связей, закономерностей, открытие законов, разработка новых материалов, оборудования, технологий, которые способствуют дальнейшему развитию науки и техники.

Оборонный эффект – создание новых технических, технологических и организационных систем, которые повышают безопасность государства.

Социальный эффект проявляется в изменении содержания, характера и условий труда, повышении уровня и качества жизни народа, его общеобразовательного и профессионального уровня, в развитии культуры, науки, охраны здоровья и труда, техники безопасности, улучшении экологических условий и т.п.

Для прикладных наук, как правило, определяющим является экономический эффект, который определяется уменьшением совокупных затрат на производство продукции в той отрасли, где внедряется завершенное научное исследование.

В зависимости от стадии выполнения работы различают следующие виды экономического эффекта

· предшествующий – на стадии технико-экономического обоснования целесообразности исследования. Он рассчитывается в общих показателях на определенный объем внедрения;

· ожидаемый – на стадии проведения научного исследования. Он рассчитывается на основании прогнозирования времени внедрения полученных результатов в производство на период использования полученных результатов (до 10 лет от начала их внедрения);

· фактический – после внедрения научных результатов в производство и имеет конкретный результат. Его расчет ведется по фактическим затратам на исследование и внедрение с учетом экономических показателей работы отрасли, где эти научные разработки будут внедрены.

Потенциальный экономический эффект определяется по общим показателям на возможный объем внедрения. Он служит информацией и обоснованием целесообразности широкого внедрения результатов в производство.

Ожидаемый экономический эффект рассчитывается при выборе перспективности темы исследований математическим и экспертным методами .

Математический метод основывается на использовании системы показателей, которые определяют перспективность исследования. В прикладных темах ожидаемый экономический эффект рассчитывается по формуле:

где V – объем продукции после внедрения результатов темы;

С – стоимость единицы продукции, грн.;

Р н – вероятность научного успеха в разработке темы;

Р в – вероятность внедрения научной разработки;

Т – продолжительность производственного внедрения в годах;

З н, З д, З р – затраты соответственно на научное исследование, на исследовательское и промышленное освоение, ежегодные затраты на производство продукции, грн.

Показатель перспективности научной темы может быть определен и по формуле

, (4.2)

где Е о – общий ожидаемый экономический эффект, грн.;

Р р – вероятность риска.

Величины Р н , Р в , Р р устанавливаются на основе прогнозирования.

Фундаментальные исследования начинают давать эффект только через определенный период после начала работ. Их результат может быть использован в различных отраслях общественного производства, даже в тех, где и не ожидалось получение эффекта. Поэтому оценка фундаментальных исследований производится на основе качественных показателей:

· возможности широкого использования результатов исследования в различных отраслях общественного производства;

· новизны явлений, которая содействует проведению принципиально актуальных исследований;

· вклада в безопасность, обороноспособность страны;

· сохранения окружающей среды;

· приоритета отечественной науки и ее международного признания.

При проведении научных исследований экономический эффект рассчитывается по таким направлениям:

· создание новых технологий, средств производства, комплекса машин для отраслей общественного производства;

· совершенствование уровня организации, управления и производства;

· изучение социальных проблем.

Большое значение при определении эффекта научных исследований имеет фактор времени – от их начала до использования результатов в производстве.

Для оценки эффективности научных исследований необходима система показателей , которая включает:

· репрезентативность (представительность) – количество показателей должно быть достаточным для описания научной деятельности, и каждый из них должен наиболее полно отражать работу в этом направлении;

· аддитивность – показатели должны быть непротиворечивыми один другому и взаимонезависимыми;

· однозначность – показатели должны быть выражены так, чтобы не допускать двойного толкования и уменьшать вероятность возникновения ошибок;

· сопоставимость – показатели должны обеспечивать возможность объективного их сопоставления во времени и с показателями других научных подразделений;

· контролируемость – показатели должны рассчитываться по статистическим данным, которые подвергаются контролю.

Эффективность научно-исследовательской работы, коллектива (НИИ, КБ, отдела, кафедры вуза) может оцениваться:

§ количеством внедренных научных тем;

§ количеством проданных лицензий и объемом выручки от них;

§ производительностью труда, определяемой из отношения стоимости НИР за год к среднесписочной численности работников основного и вспомогательного персонала.

Одним из показателей оценки эффективности научных работ и авторов, особенно на Западе, является их цитируемость, т.е. число ссылок на эти работы и их авторов в работах других исследователей. У нас этот показатель используется весьма редко, но в перспективе он должен стать одним из основных, так как характеризует полученный результат, даже если он отрицательный.

Большой вклад в научные исследования должны и могут внести научно-педагогические работники вузов III и IV уровней аккредитации, в которых сосредоточено в настоящее время более двух третей всего научного персонала страны. Выполняя научно-исследовательские работы за счет госбюджетного или хоздоговорного финансирования, они не только способны успешно решать крупные научные проблемы, но и использовать их в учебном процессе, привлекать к этой работе студентов старших курсов, прививая интерес и развивая способности к научным исследованиям, готовя себе смену.

Эффективность научных исследований в значительной степени зависит от профессиональной подготовки научных работников и оптимальной их расстановки по темам выполняемых НИР. Поэтому периодически должны проводиться переаттестации научных работников с целью установления степени соответствия фактического уровня профессиональных качеств требованиям, обусловливаемым занимаемой должностью. Для этого создается специальная комиссия, которая работает по четко разработанным критериям оценки труда аттестуемых.

Под экономической эффективностью научных исследований в целом понимают снижение затрат общественного и живого труда на производство продукции в той отрасли, где внедряют законченные научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки (НИР и ОКР). Основные виды эффективности научных исследований:

1) экономическая эффективность - рост национального дохода, повышение производительности труда, качества продукции, снижение затрат на научные исследования;

2) укрепление обороноспособности страны;

3) социально-экономическая эффективность - ликвидация тяжелого труда, улучшение санитарно-гигиенических условий труда, очистка окружающей среды и т. д;

4) престиж отечественной науки.

Наука является наиболее эффективной сферой капиталовложений. В мировой практике принято считать, что прибыль от капиталовложений в нее составляет 100-200% и намного выше прибыли любых отраслей. По данным зарубежных экономистов, на один доллар затрат на науку прибыль в год составляет 4-7 долларов и больше. В нашей стране эффективность науки также высокая. На 1 грн., затраченную на НИР и ОКР, прибыль составляет 3-8 грн.

С каждым годом наука обходится обществу все дороже. На нее расходуют огромные суммы. Поэтому в экономике науки возникает и вторая проблема - систематическое снижение народнохозяйственных затрат на исследования при возрастающем эффекте от их внедрения. В связи с этим под эффективностью научных исследований понимают также по возможности более экономное проведение НИР.

Хорошо известно, какое большое значение ныне придается вопросам ускоренного развития науки и НТП. Делается это по глубоким стратегическим причинам, которые сводятся к тому объективному факту, что наука и система ее приложений стала реальной производительной силой, наиболее мощным фактором эффективного развития общественного производства.

Есть два кардинально различных пути ведения дел в экономике: экстенсивный путь развития и интенсивный. Путь экстенсивного развития - это расширение заводских площадей, увеличение числа станков и т. д. Интенсивный путь предполагает, чтобы каждый завод с каждого работающего станка, сельскохозяйственное предприятие с каждого гектара посевных площадей получали все больше и больше продукции. Это обеспечивается использованием новых научно-технических возможностей: новых средств труда, новых технологий, новых знаний. К интенсивным факторам относится и рост квалификации людей, и вся совокупность организационных и научно-технических решений, которыми вооружается современное производство.

Сегодня, примерно, каждая гривна, вложенная в науку, в НТП и освоение нововведений (новой техники, новых технологий) в производстве, дает в четыре раза больший эффект, чем та же гривна, вложенная в экстенсивные факторы.


Это очень существенное обстоятельство. Из него вытекает, что и впредь наша хозяйственная политика будет направлена на то, чтобы во всех сферах общественного производства решать проблемы дальнейшего развития преимущественно за счет интенсивных факторов. При этом особая роль отводится науке, а на саму науку распространяется то же самое требование. Сошлемся на характерные цифры. За последние 40-50 лет количество новых знаний увеличилось примерно в два-три раза, в то же время объем информации (публикаций, различной документации) увеличился в восемь-десять раз, а объем средств, отпускаемых на науку, - более чем в 100 раз. Эти цифры заставляют задуматься. Ведь рост ресурсов, затрачиваемых на науку, не самоцель. Следовательно, научную политику надо менять, необходимо решительно повысить эффективность работы научных учреждений.

Есть еще одно важное обстоятельство. В данном случае нас интересует не сам по себе прирост новых знаний, а прирост эффекта в производстве. Мы должны проанализировать: все ли нормально с пропорциями между получением знаний и их применением на производстве. Нужно опережающе высокими темпами увеличивать вложения в мероприятия по освоению результатов НТП в производство.

Существует некоторая теоретическая модель, построенная из соображений наиболее полного использования новых знаний, новых научных данных. В соответствии с этой моделью, если ассигнования в области фундаментальных исследований принять за единицу, то соответствующие показатели составят: по прикладным исследованиям - 4, по разработкам - 16, по освоению нововведений в производство - 250. Эта модель построена академиком В.М. Глушковым исходя из того, что все разумное (из новых идей, сведений, возможностей), полученное в сфере фундаментальных исследований, будет использовано. Для этого будет достаточно наличных мощностей прикладных наук. Затем возможности практического применения будут реализованы в виде новых технологий, новых конструкций и т. п., теми, кто проектирует, ведет разработки. И у них, в свою очередь, будет достаточно мощностей, чтобы все это принять и полностью пустить в дело. Наконец, необходимо иметь достаточно капиталовложений и свободных мощностей, предназначенных для освоения нововведений на производстве, чтобы освоить и реализовать все объективно необходимые нововведения.

Если суммарные затраты на фундаментальные и прикладные исследования, а также на опытно-конструкторские разработки принять за единицу, то отношение между вложениями в производство новых знаний и вложениями в освоение этих знаний народным хозяйством составит 1:12. А в действительности такое соотношение 1:7. Это свидетельствует о том, что в народном хозяйстве зачастую нет свободных мощностей, не хватает возможностей для маневра (в США такое соотношение 1:11).

В современной науке каждый четвертый - руководитель. Это действительный факт. Например, на Украине на 150 тыс. научных работников 40 тыс. руководителей (директоров, заместителей, руководителей отделов, лабораторий, кафедр, групп и пр.). Вот и получается, что каждый четвертый, занятый в науке, - руководитель. Руководителей в науке больше, чем физиков, химиков, математиков и пр., отдельно взятых. Но математиков, физиков, химиков и прочих готовят вузы (и профессиональный уровень их знаний, как правило, очень высок). Руководству же научной деятельностью их не обучали. Этому они учатся сами и самым непродуктивным способом - на своих ошибках. Решение этого вопроса тоже сможет поднять эффективность научных исследований.

Известно, что время между вложением в науку и отдачей от науки в экономику измеряется в нашей стране девятью годами. Это довольно большой срок. Каждый год сокращения этого срока означает выигрыш в 5 млрд. грн. Только на год быстрее - и получаем 5 млрд. грн. без каких-либо дополнительных затрат. В дальнейшем этот выигрыш будет еще значительнее.

Одним из путей повышения эффективности научных исследований является использование так называемых попутных или промежуточных результатов, которые зачастую совсем не используются или используются поздно и недостаточно полно.

Например, космические программы. Чем они оправдываются экономически? Конечно, в результате их разработки была улучшена радиосвязь, появилась возможность дальних передач телевизионных программ, повышена точность предсказания погоды, получены большие научные фундаментальные результаты в познании мира и т. д. Все это имеет или будет иметь экономическое значение.

На эффективность исследовательского труда прямо влияет оперативность научных изданий, прежде всего периодических. Анализ сроков нахождения статей в редакциях отечественных журналов показал, что они задерживаются вдвое дольше, чем в аналогичных зарубежных изданиях. Для сокращения этих сроков, по-видимому, целесообразно в нескольких журналах экспериментально проверить новый порядок публикаций: печатать только рефераты статей объемом до 4-5 страниц, а полные тексты издавать методом безнаборной печати в виде оттисков и высылать по запросам заинтересованных лиц и организаций.

Известно, что темпы роста инструментальной вооруженности современной науки должны примерно в 2,5-3 раза превышать темпы роста численности работающих в этой сфере. В целом по стране этот показатель еще недостаточно высок, а в некоторых научных организациях он заметно меньше единицы, что приводит к фактическому снижению КПД интеллектуальных ресурсов науки.

Современные научные приборы морально изнашиваются столь быстро, что за 4-5 лет, как правило, безнадежно устаревают. При нынешних темпах НТП абсурдной выглядит так называемая бережная (по нескольку часов в неделю) эксплуатация прибора.

Рационально приобретать приборов меньше, но самых совершенных, и загружать их максимально, не боясь износа, а через 2-3 года интенсивной эксплуатации заменять новыми, более современными.

Министерство промышленности, обновляя свою продукцию примерно каждые пять и более лет, лишь 10-13% ее выпускает на уровне мировых показателей. Среди причин этого явления важное место занимает распыленность и слабость научного потенциала соответствующих предприятий, делающие их не подготовленными к восприятию существенно нового, а тем более к разработке его силами своих ученых и инженеров.

В современной науке вопросом вопросов являются кадры. Из заводской науки вышла целая плеяда выдающихся ученых, в том числе, например, металлург академик И. П. Бардин и значительная часть творцов современной новейшей техники.

Многие заводские коллективы исследований превратились в подлинные научные школы. Так, осуществленная за последние годы на одном из крупнейших заводов г. Запорожья широкая программа исследований позволила не только преобразить целую отрасль производства, но и вырастить из числа заводских специалистов около 30 кандидатов и 5 докторов наук. Большим признанием пользуются научные школы специалистов киевского завода "Арсенал" и Харьковского турбинного завода.

Вместе с тем следует признать, что в целом индустриальный сектор науки еще очень слабо обеспечен высококвалифицированными кадрами исследователей. На каждую сотню центральных заводских лабораторий приходится лишь один кандидат наук. Большинство заводских научных подразделений, по масштабам работ сравнимых с обычными НИИ, имеют в несколько раз меньшее число докторов и кандидатов наук.

Особого внимания заслуживает проблема целевой подготовки кадров для индустриального сектора науки.

Для оценки эффективности исследований применяют разные критерии, характеризующие степень их результативности.

Фундаментальные исследования начинают отдавать капиталовложения лишь спустя значительный период после начала разработки. Результаты их обычно широко применяют в различных отраслях, иногда в тех, где их совсем не ожидали. Поэтому подчас нелегко планировать результаты таких исследований.

Фундаментальные теоретические исследования трудно оценить количественными критериями эффективности. Обычно можно установить только качественные критерии: возможность широкого применения результатов исследований в различных отраслях народного хозяйства страны; новизна явлений, дающая большой толчок для принципиального развития наиболее актуальных исследований; существенный вклад в обороноспособность страны; приоритет отечественной науки; отрасль, где могут быть начаты прикладные исследования; широкое международное признание работ; фундаментальные монографии по теме и цитируемость их учеными различных стран.

Эффективность прикладных исследований оценить значительно проще. В этом случае применяют различные количественные критерии.

Об эффективности любых исследований можно судить лишь после их завершения и внедрения, т. е. тогда, когда они начинают давать отдачу для народного хозяйства. Большое значение приобретает фактор времени. Поэтому продолжительность разработки прикладных тем по возможности должна быть короче. Лучшим является такой вариант, когда продолжительность их разработки до трех лет. Для большинства прикладных исследований вероятность получения эффекта в народном хозяйстве в настоящее время превышает 80%.

Как оценить эффективность исследования коллектива (отдела, кафедры, лаборатории и т. д.) и одного научного работника?

Эффективность работы научного работника оценивают различными критериями: публикационным, экономическим, новизной разработок, цитируемостью работ и др.

Публикационным критерием характеризуют общую деятельность - суммарное количество печатных работ, общий объем их в печатных листах, количество монографий, учебников, учебных пособий. Этот критерий не всегда объективно характеризует эффективность научного работника. Могут быть случаи, когда при меньшем количестве печатных работ отдача значительно больше, чем от большего количества мелких печатных работ. Экономическую оценку работы отдельного научного работника применяют редко. Чаще в качестве экономического критерия используют показатель производительности труда научного работника (выработку в тыс. грн. сметной стоимости НИР). Критерий новизны НИР - это количество авторских свидетельств и патентов. Критерий цитируемости работ ученого представляет собой число ссылок на его печатные работы. Это второстепенный критерий.

Эффективность работы научно-исследовательской группы или организации оценивают несколькими критериями: среднегодовой выработкой НИР, количеством внедренных тем, экономической эффективностью от внедрения НИР и ОКР, общим экономическим эффектом, количеством полученных авторских свидетельств и патентов, количеством проданных лицензий или валютной выручкой.

Экономический эффект от внедрения научных исследований определяют по известной методике из курса "Экономика транспорта". Различают три вида экономического эффекта: предварительный, ожидаемый и фактический.

Предварительный экономический эффект устанавливается при обосновании темы научного исследования и включении ее в план работ. Рассчитывают его по ориентировочным, укрупненным показателям с учетом прогнозируемого объема внедрения результатов исследований в группу предприятий данной отрасли.

Ожидаемый экономический эффект вычисляют в процессе выполнения НИР. Его условно относят (прогнозируют) к определенному периоду (году) внедрения продукции в производство. Ожидаемая экономия - более точный экономический критерий по сравнению с предварительной экономией, хотя в некоторых случаях она является также ориентировочным показателем, поскольку объем внедрения можно определить лишь ориентировочно. Ожидаемый эффект вычисляют не только на один год, но и на более длительный период (интегральный результат). Ориентировочно такой период составляет до 10 лет от начала внедрения для новых материалов и до 5 лет для конструкций, приборов, технологических процессов.

Фактический экономический эффект определяется после внедрения научных разработок в производство, но не ранее, чем через год. Расчет его производят по фактическим затратам на научные исследования и внедрение с учетом конкретных стоимостных показателей данной отрасли (предприятия), где внедрены научные разработки. Фактическая экономия почти всегда несколько ниже ожидаемой: ожидаемую определяют НИИ ориентировочно (иногда с завышением), фактическую - предприятия, на которых осуществляется внедрение.

Наиболее достоверным критерием экономической эффективности научных исследований является фактическая экономия от внедрения.

Под эффективностью научных исследований в целом понимают снижение затрат общественного и живого труда на производство продукции в той отрасли, где внедряют законченные научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки (НИР и ОКР). Основные виды эффективности научных исследований:

  • 1) экономическая эффективность -- рост национального дохода, повышение производительности труда, качества продукции, снижение затрат на научные исследования;
  • 2) укрепление обороноспособности страны;

социально-экономическая эффективность -- ликвидация тяжелого, труда, улучшение санитарно-гигиенических условий труда, очистка окружающей среды и т. д;

престиж отечественной науки.

Наука является наиболее эффективной сферой капиталовложений. В мировой практике принято считать, что прибыль от капиталовложений в нее составляет 100--200% и намного выше прибыли любых отраслей. По данным зарубежных экономистов, на один доллар затрат на науку прибыль в год доставляет 4--7 долларов и больше. В нашей стране эффективность науки также высокая.

С каждым годом наука обходится обществу все дороже. На нее расходуют огромные суммы. Поэтому в экономике науки возникает и вторая проблема -- систематическое снижение народнохозяйственных затрат на исследования при возрастающем эффекте от их внедрения. В связи с этим под эффективностью научных исследований понимают также по возможности более экономное проведение НИР.

Хорошо известно, какое большое значение ныне придается вопросам ускоренного развития науки и НТП. Делается это по глубоким стратегическим причинам, которые сводятся к тому объективному факту, что наука и система ее приложений стала реальной производительной силой, наиболее мощным фактором эффективного развития общественного производства. Есть два кардинально различных пути ведения дел в экономике: экстенсивный путь развития и интенсивный. Путь экстенсивного развития -- это расширение заводских площадей, увеличение числа станков и т. д. Интенсивный путь предполагает, чтобы каждый завод с каждого работающего станка, сельскохозяйственное предприятие с каждого гектара посевных площадей получали все больше и больше продукции. Это обеспечивается использованием новых научно-технических возможностей: новых средств труда, новых технологий, новых знаний. К интенсивным факторам относится и рост квалификации людей, и вся совокупность организационных и научно-технических решений, которыми вооружается современное производство.

Сегодня, примерно, каждый рубль, вложенная в науку, в НТП и освоение нововведений (новой техники, новых технологий) в производстве, дает в четыре раза больший эффект, чем тот же рубль, вложенная в экстенсивные факторы.

Это очень существенное обстоятельство. Из него вытекает, что и впредь наша хозяйственная политика будет направлена и то, чтобы во всех сферах общественного производства решать проблемы дальнейшего развития преимущественно за счет интенсивных факторов. При этом особая роль отводится науке, а на саму науку распространяется то же самое требование.

За последние 40--50 лет количество новых знаний увеличилось примерно в два-три раза, в то же время объем информации (публикаций, различной документации) увеличился в восемь-десять раз, а объем средств, отпускаемых на! науку, -- более чем в 100 раз. Эти цифры заставляют задуматься. Ведь рост ресурсов, затрачиваемых на науку, не самоцель. Следовательно, научную политику надо менять, необходимо решительно повысить эффективность работы научных учреждений.

Есть еще одно важное обстоятельство. В данном случае нас интересует не сам по себе прирост новых знаний, а прирост эффекта в производстве. Мы должны проанализировать: все ли нормально с пропорциями между получением знаний и их применением на производстве. Нужно опережающе высокими темпами увеличивать вложения в мероприятия по освоению результатов НТП в производство.

Известно, что время между вложением в науку и отдачей от науки в экономику измеряется в нашей стране девятью годами. Это довольно большой срок.

Одним из путей повышения эффективности научных исследований является использование так называемых попутных или промежуточных результатов, которые зачастую совсем не используются или используются поздно и недостаточно полно.

Например, космические программы. Чем они оправдываются экономически? Конечно, в результате их разработки была улучшена радиосвязь, появилась возможность дальних передач телевизионных программ, повышена точность предсказания погоды, получены большие научные фундаментальные результаты в познании мира и т. д. Все это имеет или будет иметь экономическое значение.

На эффективность исследовательского труда прямо влияет оперативность научных изданий, прежде всего периодических. Анализ сроков нахождения статей в редакциях отечественных журналов показал, что они задерживаются вдвое дольше, чем в аналогичных зарубежных изданиях. Для сокращения этих сроков, по-видимому, целесообразно в нескольких журналах экспериментально проверить новый порядок публикаций: печатать только рефераты статей объемом до 4--5 страниц, а полные тексты издавать методом безнаборной печати в виде оттисков и высылать по запросам заинтересованных лиц и организаций.

Известно, что темпы роста инструментальной вооруженности современной науки должны примерно в 2,5--3 раза превышать темпы роста численности работающих в этой сфере. В целом по стране этот показатель еще недостаточно высок, а в некоторых научных организациях он заметно меньше единицы, что приводит к фактическому снижению КПД интеллектуальных ресурсов науки.

Современные научные приборы морально изнашиваются столь быстро, что за 4--5 лет, как правило, безнадежно устаревают. При нынешних темпах НТП абсурдной выглядит так называемая бережная (по нескольку часов в неделю) эксплуатация прибора.

Рационально приобретать приборов меньше, но самых совершенных, и загружать их максимально, не боясь износа, а через 2--3 года интенсивной эксплуатации заменять новыми, более современными.

Вместе с тем следует признать, что в целом индустриальный сектор науки еще очень слабо обеспечен высококвалифицированными кадрами исследователей. На каждую сотню центральных заводских лабораторий приходится лишь один кандидат наук. Большинство заводских научных подразделений, по масштабам работ сравнимых с обычными НИИ, имеют в несколько раз меньшее число докторов и кандидатов наук.

Особого внимания заслуживает проблема целевой подготовки кадров для индустриального сектора науки.

Для оценки эффективности исследований применяют разные критерии, характеризующие степень их результативности

Фундаментальные исследования начинают отдавать капиталовложения лишь спустя значительный период после начала разработки. Результаты их обычно широко применяют в различных отраслях, иногда в тех, где их совсем не ожидали. Поэтому подчас нелегко планировать результаты таких исследований.

Фундаментальные теоретические исследования трудно, оценить количественными критериями эффективности. Обычно можно установить только качественные критерии: возможность широкого применения результатов исследований в различных отраслях народного хозяйства страны; новизна явлений, дающая большой толчок для принципиального развития наиболее актуальных исследований; существенный вклад в обороноспособность страны; приоритет отечественной науки; отрасль, где могут быть начаты прикладные исследования; широкое международное признание работ; фундаментальные монографии по теме и цитируемость их учеными различных стран.

Эффективность прикладных исследований оценить значительно проще. В этом случае применяют различные количественные критерии.

Об эффективности любых исследований можно судить лишь после их завершения и внедрения, т. е. тогда, когда они начинают давать отдачу для народного хозяйства. Большое значение приобретает фактор времени. Поэтому продолжительность разработки прикладных тем по возможности должна быть короче. Лучшим является такой вариант, когда продолжительность их разработки до трех лет. Для большинства прикладных исследований вероятность получения эффекта в народном хозяйстве в настоящее время превышает 80%.

Как оценить эффективность исследования коллектива (отдела, кафедры, лаборатории и т. д.) и одного научного работника?

Эффективность работы научного работника оценивают различными критериями: публикационным, экономическим, новизной разработок, цитируемостью работ и др.

Публикационным критерием характеризуют общую деятельность -- суммарное количество печатных работ, общий объем их в печатных листах, количество монографий, учебников, учебных пособий. Этот критерий не всегда объективно характеризует эффективность научного работника. Могут быть случаи, когда при меньшем количестве печатных работ отдача значительно больше, чем от большего количества мелких печатных работ. Экономическую оценку работы отдельного научного работника применяют редко. Чаще в качестве экономического критерия используют показатель производительности труда научного работника (выработку в тыс. грн. сметной стоимости НИР). Критерий новизны НИР -- это количество авторских свидетельств и патентов. Критерий цитируемости работ ученого представляет собой число ссылок на его печатные работы. Это второстепенный критерий.

Эффективность работы научно-исследовательской группы или организации оценивают несколькими критериями: среднегодовой выработкой НИР, количеством внедренных тем, экономической эффективностью от внедрения НИР и ОКР, общим экономическим эффектом, количеством полученных авторских свидетельств и патентов, количеством проданных лицензий или валютной выручкой.

Среднегодовую выработку НИР, ОКР определяют по формуле:

где Со -- общая сметная стоимость НИР и ОКР, тыс. грн;

P -- среднесписочное число работников основного и подсобного персонала отдела, кафедры, лаборатории, НИИ.

Обычно Кп рассчитывают за год, поскольку установить сметные расходы НИР за месяц или квартал можно лишь ориентировочно. Среднегодовая выработка НИР и ОКР на одного работника колеблется от 3 до 7 тыс. грн.

Критерий внедрения Kв законченных тем устанавливают в конце календарного года суммированием законченных, работ тв. Внедрение темы оценивается завершения тематического плана.

где т -- общее количество разработанных тем.

Критерий экономической эффективности

где Э, 3 -- соответственно эффект от внедрения темы и затраты на ее выполнение и внедрение, тыс. грн. Экономический эффект от внедрения -- основной показатель эффективности научных исследований -- зависит от затрат на внедрение, объема внедрения, сроков освоения новой техники и многих других факторов.

Эффект от внедрения рассчитывают за весь период, начиная от времени разработки темы до получения отдачи. Обычно продолжительность такого периода прикладных исследований составляет несколько лет. Однако в конце его можно получить полный народнохозяйственный эффект.

Уровень новизны прикладных исследований и разработок коллектива характеризуют критерием Ка, т. е. числом завершенных работ, по которым получены авторские свидетельства и патенты. Критерий К характеризует абсолютное количество свидетельств и патентов. Более объективными являются относительные показатели, например количество свидетельств и патентов, отнесенных к определенному количеству работников Р данного коллектива (Р = 100, 1000) или к числу тем, разрабатываемых коллективом, которые подлежат оформлению свидетельствами и патентами.

Если коллектив НИИ выполнил разработки и осуществлена продажа их за границей, то эффективность этих разработок оценивают относительным показателем:

где Д -- валютный доход государства, тыс. грн;

Суммарные затраты на проведение НИР и ОКР, на оформление и продажу лицензий, на выполнение лицензионных межгосударственных отношений и др.

Чем выше показатели Кп, Kв, Кз, Ка, Кл, тем эффективнее НИР коллектива.

Экономический эффект от внедрения научных исследований определяют по известной методике из курса "Экономика транспорта". Различают три вида экономического эффекта: предварительный, ожидаемый и фактический.

Предварительный экономический эффект устанавливается при обосновании темы научного исследования и включении ее план работ. Рассчитывают его по ориентировочным, укрупненным показателям с учетом прогнозируемого объема внедрения результатов исследований в группу предприятий данной отрасли.

Ожидаемый экономический эффект вычисляют в процессе выполнения НИР. Его условно относят (прогнозируют) к определенному периоду (году) внедрения продукции в производство. Ожидаемая экономия -- более точный экономический критерий по сравнению с предварительной экономией, хотя в некоторых случаях она является также ориентировочным показателем, поскольку объем внедрения можно определить лишь.ориентировочно. Ожидаемый эффект вычисляют не только на один год, но и на более длительный период (интегральный результат). Ориентировочна такой период составляет до 10 лет от начала внедрения для новых материалов и до 5 лет для конструкций, приборов, технологических процессов .

Фактический экономический эффект определяется после внедрения научных разработок в производство, но не ранее, чем через год. Расчет его производят по фактическим затратам на научные исследования и внедрение с учетом конкретных стоимостных показателей данной отрасли (предприятия), где внедрены научные разработки. Фактическая экономия почти всегда несколько ниже ожидаемой: ожидаемую определяют НИИ ориентировочно (иногда с завышением), фактическую -- предприятия, на которых осуществляется внедрение.

Наиболее достоверным критерием экономической эффективности научных исследований является фактическая, экономия от внедрения.

Апологеты реформы науки утверждают, что важнейшим показателем эффективности научного исследования является индекс цитируемости в иностранных базах данных научного цитирования. Многие уже высказались с критикой подобного подхода, основная проблема заключается в том, что в этих базах данных индексируются в основном публикации на иностранных языках. Я лишь добавлю пару своих соображений на эту тему.

Цитируемость в наших реалиях зачастую приобретает форму откровенного плагиата. Но даже если на учёного ссылаются со всеми правилами научного цитирования, его не всегда можно засчитать в «копилку» автора.

К примеру, в самой известной книге «Грядущее постиндустриальное общество» классика американской политической мысли, одного из «отцов-основателей» теории постиндустриального общества Дэниела Бэлла едва ли не половина ссылок на работы Карла Маркса.

Таким образом, Бэлл «повышает» индекс цитируемости Маркса, но вместе с тем разносит его теорию в пух и прах.

В России с недавнего времени работает отечественная база научного цитирования под названием РИНЦ (Российский индекс научного цитирования). Материалов в ней пока не так много, чтобы считать этот сайт полноценной научной библиотекой, в отличие от зарубежных аналогов, вместе с тем в формах академической отчётности уже фигурирует соответствующая графа. Министерство вынуждает научных сотрудников «мериться индексами», тот, у кого он окажется выше – получит надбавку.

Согласно этой базе, например, у одного из самых гениальных современных учёных нашей страны Григория Перельмана я не нашёл ни одной публикации (и соответственно ни одного цитирования).

Эффективно?

Приведу другой пример из науки о международных отношениях, которая лично мне ближе, чем естественнонаучные материи. Абсолютным и непререкаемым авторитетом в этой сфере является академик Е.М.Примаков - в прошлом директор Института мировой экономики и международных отношений. Евгений Максимович широко известен в России и во всём мире, причем не только как учёный.

Согласно российской базе научного цитирования у него около 40 публикаций. Получается, что по таким показателям эффективности я в свои 30 лет совсем скоро «догоню» Евгения Максимовича!

Я уверен, что важнейшим результатом фундаментального исследования является не публикация, не индекс цитирования, а идея, новое знание. Именно создание новой идеи является результатом научной деятельности. На основе идеи нельзя придумать показатель эффективности. А «кражу» идеи не распознает ни один «антиплагиат». Однако если измерять эффективность количеством публикаций и цитирований - вся научная деятельность будет направлена не на создание идей, а на повторение одной и той же информации в разных публикациях для того, чтобы увеличить индекс цитирования. Проведение научного исследования и получение нового знания в этом случае будет вторично.

«Оценить» значение идеи может только время. Сегодня количество различных форм отчётности в академии превышает все пределы разумного. Всё это вынуждает научных сотрудников (в первую очередь администрации) направлять свои усилия не на получение результата, а на улучшение показателей эффективности для отражения этого в отчёте. Именно в этом, в том числе заключается проблема бюрократии, о которой неоднократно говорил президент Академии в ходе своей предвыборной программы и обсуждения законопроекта.

Особенно хочу отметить, что измерять эффективность научной деятельности надо с учётом специфики тех исследований, которыми занимается исследователь или институт. Гуманитарные исследования, которыми занимаюсь лично я и мои коллеги, предполагают получение совершенно иных результатов, по сравнению с естественнонаучными исследованиями. Взываю к здравому смыслу, и очень надеюсь, что те, кто будет разрабатывать показатели эффективности для реформированной академии учтут вышесказанное.

«Требовать» от Академии новых результатов, конечно, надо. Причём требовать надо именно новых знаний, новых идей, а не перепостов своих публикаций на иностранных языках, не цитирований непонятно кем и где, и не коммерческой эффективности. Требовать новых результатов надо не для отчётов, но для того, чтобы воспользоваться этими результатами, и принести заметную пользу отечественной экономике.

В условиях развития рыночных отношений существенно меняются подходы к оценке результатов научной деятельности, присущие методам планового ведения хозяйства. Это связано с тем, что научная продукция, создаваемая интеллектуальным, творческим трудом ученых, изобретателей и новаторов, часто не принимает материально-вещественную форму, как продукция производственной сферы, однако она имеет стоимостную оценку и должна реализоваться по рыночным ценам и приносить прибыль. При этом научно-техническая продукция должна отвечать в максимальной степени запросам потребителей.

Результатом деятельности научного сообщества являются: открытия, ноу-хау, изобретения, лицензии, полезная модель, промышленные образцы, информационные технологии, предложения и рекомендации в области социально-экономической деятельности.

Открытия - это наиболее существенные результаты научной деятельности, выступающие как не известные ранее, но объективно существующие закономерности свойств и явлений материального мира, вносящие коренные изменения в существующие научные знания. Открытия составляют решающий элемент научно-технического прогресса. Как правило, открытия связаны с проведением фундаментальных исследований в теоретических и прикладных науках. В них отражаются объективно-реальные существенные отношения и свойства явлений действительного мира.

Ноу-хау - полностью или частично конфиденциальные знания технического, финансового, экономического, управленческого характера, которые не являются общеизвестными и применимы в производственно-экономической и хозяйственной деятельности. К ноу-хау относятся знания и опыт, не имеющие правовой охраны, в частности: отчеты о НИОКР; научно-техническая, опытно-конструкторская и технологическая документация; способы и приемы, без знания которых невозможно выпустить продукцию, включая ее проектирование, расчеты, строительство и изготовление каких-либо объектов или изделий; маркетинговые исследования, социально-экономические прогнозы и т. д.

Изобретения - это продукты творческой деятельности, позволяющие решать технические задачи, обладающие новизной, имеющие изобретательский уровень и промышленно применимые. Изобретение имеет изобретательский уровень, если оно для специалиста явным образом не следует из уровня техники. Уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приобретения изобретения. Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности. Объектом изобретения могут быть устройства, способ (включая микробиологический, а также способ лечения, диагностики, профилактики), вещество (включая химическое и лечебное), штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение известного ранее устройства, способы, вещества по новому назначению.



Лицензии (проданные лицензии) - это особый вид сделки, при которой владелец патента или обладатель авторского права уступает другому лицу за определенное вознаграждение право на использование изобретения. В России в законодательном порядке разработана защита прав интеллектуальной собственности. В ее основу положен патент. Патенты представляют собой охранный документ, полученный в России или за рубежом и защищающий исключительное право на использование изобретения, промышленного образца, полезной модели. Причем патент защищает права только в пределах той страны, в которой он выдан. Если патенты на одно и то же изобретение выданы в нескольких странах, то они независимы. Патентная служба проводит прием и экспертизу заявок на объекты промышленной собственности, выдает охранные документы, регистрирует лицензионные контракты.

Полезная модель. К полезным моделям относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Полезной модели предоставляется правовая охрана, если она является новой и промышленно применимой. Полезная модель считается новой, если совокупность ее существенных признаков неизвестна из уровня техники. Уровень техники включает ставшие общедоступными до даты приоритета полезной модели опубликование в мире сведений о средствах того же назначения, что и заявленная полезная модель, а также результаты об их применении. Полезная модель является промышленно применимой при условии, что она может быть использована в промышленности, сельском хозяйстве и т. д.

Промышленные образцы. К промышленным образцам относятся изделия, внешний вид которых определяет их художественно-конструкторское решение.

Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым. Промышленный образец:

Признается новым, если совокупность его существенных признаков, определяющих эстетические и (или) эргономические особенности изделия, неизвестны из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца;

Образец признается оригинальным, если его существенные признаки обусловливают творческий характер эстетических особенностей изделия;

Признается промышленно применимым, если он может быть многократно воспроизведен путем изготовления соответствующего изделия.

Информационные технологии - зарегистрированные программы для ЭВМ, база данных, технологии микросхем, созданные в научных организациях и официально зарегистрированные в установленном порядке. Это актуально в связи с принятием федерального закона Российской Федерации «Об участии в международном информационном обмене», в котором, в частности, говорится, что органы федеральной государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ:

Содействуют внедрению современных информационных технологий, обеспечивающих эффективное участие России, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц Российской Федерации в международном информационном обмене;

Создают условия для защиты отечественных собственников и владельцев документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, средств международного информационного обмена, пользователей от некачественной и недостоверной иностранной информации, недобросовестной конкуренции со стороны физических и юридических лиц иностранных государств в информационной сфере.

Из всего массива информации в современных условиях особо следует выделить коммерческую информацию. Она используется всеми органами управления, фирмами, предприятиями, организациями, учреждениями и всеми членами общества. От качества этой информации во многом зависит правильность принимаемых решений. В условиях рынка информация принимает форму товара, а следовательно, продается и покупается как информационный продукт.

Кроме того, реализация научно-технических знаний (технологий) осуществляется на основе пакета законов, куда входят: Патентный закон, закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров», закон «О правовой охране программ ЭВМ и баз данных» и др.

В условиях рынка научно-техническая продукция имеет стоимостную оценку, а поэтому она может реализоваться как на внутреннем, так и международных рынках в соответствии с нормами национального законодательства и нормами международного права.

Стоимостная оценка научно-технической продукции связана со следующими факторами:

1. Отраслевая, внутрифирменная, частично вузовская и академическая научная деятельность осуществляется на коммерческой основе, поэтому организации и предприятия - заказчики научной продукции - оплачивают только те научные разработки, которые дают реальный эффект.

2. Научная продукция в форме интеллектуальной собственности становится важным фактором и ресурсом производства, имеющим относительно высокую ликвидность. Она может служить одним из показателей состоятельности юридических и физических лиц, обладающих ею. Поэтому научно-техническая продукция отражается наравне с материальными, финансовыми и другими ресурсами на балансе собственника.

3. Научная продукция может включаться (частично или полностью) в уставной капитал предприятия или организации в виде нематериальных активов. Нематериальные активы - это обобщающее понятие, используемое для обозначения активов предприятий, организаций, фирм, не имеющих физического содержания. Нематериальные активы имеют стоимостную характеристику и обладают способностью приносить доход; используются в финансово-хозяйственной деятельности свыше одного года; реализуются в виде прав, вытекающих из патентов, лицензий, и являются результатами интеллектуального труда.

4. Имея высокую ликвидность и защищенность от инфляционных процессов, интеллектуальная собственность в виде научной продукции выступает в качестве гаранта, под который можно выпускать ценные бумаги, выдавать банковские ссуды. Она (научная продукция) может иметь высокую залоговую стоимость.

5. При проведении приватизации предприятий и организаций, обладающих научно-технической интеллектуальной собственностью, необходимо иметь ее оценку для того, чтобы объективно подойти к определению стоимости предприятия или организации.

Являясь особым товаром, научная интеллектуальная собственность выступает чаще всего в форме информационного продукта, несущего в себе новые знания и потенциальные возможности в производственной и непроизводственной сферах, а также в сфере обслуживания. В научно-технической интеллектуальной собственности заложены потенциальные - экономический и социальный - эффекты. Это значит, что данный товар предназначен для повышения организационно-технического уровня производства, решения социальных и экологических проблем, роста эффективности хозяйствования на всех уровнях и в различных сферах экономики.

Ценность научного товара характеризуется следующими показателями:

Масштабностью задач, решаемых с использованием данного товара. Чем более широкий круг проблем охватывает интеллектуальная собственность, тем она ценнее, полезнее для ее потребителей;

Устойчивостью к моральному старению. Наибольшую потребительскую ценность имеет научная продукция с более продолжительным жизненным циклом. Именно поэтому она более устойчива к моральному старению;

Прогрессивностью или коэффициентом новизны научной продукции, характеризующими различный научно-технический уровень этой продукции. К примеру, новшество, являющееся открытием, более ценно, чем изобретение;

Надежностью прикладного использования и обоснованностью результатов интеллектуальной деятельности. Любое новшество при его использовании имеет различную вероятность получения искомых результатов. Чем выше вероятность, тем надежнее и ценнее продукция, созданная трудом ученых. Кроме того, новшество может иметь различную степень разработанности, которая отражается на его сроках внедрения;

Полем внедряемости или коэффициентом внедрения. Чем больше потенциальных потребителей новшества, тем оно ценнее. Минимальный коэффициент внедрения равен 1;

Технологичностью внедрения. Новшество может быть использовано на базе имеющегося производственного потенциала. В этом случае оно более ценно, чем если бы для его внедрения создавались особые производственные условия;

Научным эффектом, который получается в результате выполнения фундаментальных исследований. Он проявляется в приросте теоретических знаний и часто не имеет непосредственно экономического измерения, хотя создает основы для развития прикладных исследований, в результате которых может иметь место экономическое количественное измерение.

В системе показателей, характеризующих результативность научных исследований, наиболее важную роль играют показатели: экономическая эффективность, определяемая отношением полученных результатов к затратам; сроки окупаемости этих затрат; коэффициент их эффективности. Однако по разным причинам показатели экономической эффективности не всегда можно точно определить в прямой зависимости от вида и назначения научных исследований. Например, при исследовании социальных проблем их результаты могут проявляться в улучшении условий труда, техники безопасности и т. п., но не приносить экономического эффекта, последний может быть даже отрицательной величиной. Общество может пойти на определенные экономические потери ради достижения значительного социального эффекта.

Оценка экономической эффективности социальных мероприятий не исключается в тех случаях, когда она полностью или частично находит отражение в показателях экономии общественного труда и в росте прибыли, но такая оценка нередко бывает частичной, не дает исчерпывающего представления об эффективности научных исследований в области социальных проблем и должна дополняться экспертной оценкой тех социальных результатов, полученных в ходе исследования, которые не нашли отражения в расчетах экономического эффекта.

Столь же сложной является проблема оценки результатов эффективности экологических исследований. Частично эти результаты могут быть измерены в показателях экономической эффективности (например, экономия сырьевых, энергетических ресурсов, использование вторичного сырья). Вместе с тем экономически весьма сложно оценить результаты экологических исследований, выражающиеся в улучшении состояния окружающей среды. Эти результаты могут быть оценены только экспертным путем.

С переходом на рыночные отношения все большую роль в обосновании эффективности научных исследований на уровне фирм, корпораций и предприятий играют показатели коммерческой эффективности. Она определяется как отношение результатов, получаемых и в процессе научных исследований, и при их практическом внедрении, к затратам, включающим единовременные и текущие расходы, при этом результаты могут быть выражены в форме дополнительной прибыли или прироста прибыли в той части, которая может быть отнесена на результаты научных разработок.

Научная деятельность часто сопряжена с риском, что является определенным тормозом для развития науки на уровне конкретных заказчиков (потребителей) научной продукции. Этот риск связан с вероятностным характером результатов научных исследований, что не исключает некоторого просчета при определении производственных и коммерческих результатов.