Самопринятие в психологии, как влюбиться в себя и повысить свой уровень жизни. Современные проблемы науки и образования Pезультаты и обсуждение


Теперь вернемся от этого весьма возвышенного стиля к нашим будничным занятиям. Прежде чем я дам вам некото­рые упражнения, которые рекомендуются для повышения уров­ня самопринятия (с некоторыми вы уже знакомы; подумайте с какими), мне бы хотелось представить вам перечень свойств, характерных для людей с высоким уровнем самопринятия. Я заимствовала его из книги И. Атватера«Я Вас слушаю», по­священной тому, как правильно слушать собеседника. Прав­да, автор пользуется несколько иным термином - «самоодоб­рение» и говорит об «оптимальном уровне самоодобрения». Вот что он пишет:

«Следующие навыки и способности свойственны людям с оптимальным уровнем самоодобрения. Прочитайте их внима­тельно и оцените, насколько хорошо владеете самоодобрени­ем вы сами.

1. Верность своим принципам, несмотря на противоположные мне­ния других, в сочетании с достаточной гибкостью и умением изме­нить свое мнение, если оно ошибочно.

2. Способность действовать по своему усмотрению, не испы­тывая вины или сожаления в случае неодобрения со стороны дру­гих.

3. Способность не тратить время на чрезмерное беспокойство о завтрашнем и вчерашнем дне.

4. Умение сохранять уверенность в своих способностях, несмот­ря на временные неудачи и трудности.

5. Умение ценить в каждом человеке личность и чувство его по­лезности для других, как бы он ни отличался уровнем своих способ­ностей и занимаемым положением.

6. Относительная непринужденность в общении, умение как от­стаивать свою правоту, так и соглашаться с мнением других.

7. Умение принимать комплименты и похвалу без притворной скромности.

8. Умение оказывать сопротивление.

9. Способность понимать свои и чужие чувства, умение подав­лять свои порывы.

10. Способность находить удовольствие в самой разнообразной Стельности, включая работу, игру, общение с друзьями, творческое самовыражение или отдых.

11. Чуткое отношение к нуждам других, соблюдение принятых со-циальных норм.

12. Умение находить в людях хорошее, верить в их порядочность, несмотря на их недостатки»*.

Как вы видите, перечень весьма обширен. Но особенность его, на мой взгляд, в том, что в отличие от многочисленных «моральных кодексов» и призывов он вполне конкретен. В нем в основном (за некоторым небольшим исключением) опи­сываются совершенно конкретные формы поведения и на­выки, которыми может овладеть каждый, если, конечно, за­хочет.

И это мое первое задание по развитию самоодобрения, самопринятия, самоуважения - проще, любви к себе. Если вам удалось упражнение с зеркалом или вы считаете, что лю­бите себя и так, все равно выполняйте это упражнение, по­скольку оно позволит вам развить соответствующие «соци­альные навыки», правильно, говоря другими словами, выра­жать эту любовь для того, чтобы самому жить полноценной жизнью и чтобы рядом с вами лучше жилось другим. Задание такое.


Проанализируйте свое поведение с точки зрения соот­ветствия «принципам самоодобрения». Причем поведе­ние в совершенно конкретных ситуациях. Лучше всего если в течение нескольких дней по вечерам вы будете описывать два-три эпизода из прошедшего дня и анали­зировать их по приведенным И. Атватером критериям Естественно, что не все критерии вы сможете каждый раз использовать но старайтесь подобрать ситуации так, чтобы были, как любят говорить наши бюрократы, «задействованы» все. Хорошо, если вы занимаетесь вдвоем или втроем и можете спросить мнение другого. Если у вас есть кто-то (все равно - ваш сверстник или совсем взрослый человек), кому вы доверяете и на кого не обидитесь, спросите его мнение. Ваша зада­ча - определить уровень владения перечисленными навыками, как бы «расставить» их по порядку - от того, которым вы наиболее владеете, до того, которым не владеете вовсе. Это называется «проранжировать». Сле­дующий этап: вы выбираете два навыка - из начала и конца списка и сознательно реализуете их в своем повседневном поведении, каждый день давая себе отчет, как у вас это получается. И так до тех пор, пока вы не почувствуете, что пользуетесь ими почти автоматически. Затем следую­щие два и т. д.

Это довольно длительная и, конечно, несколько нудная работа, но, если вы хотите изменить отношение к себе, я очень рекомендую ею заняться, поскольку известно, что способы нашего поведения оказывают такое же влияние на наш внут­ренний мир, как и он на них.Если вы будете вести себя, как человек с высоким уровнем самопринятия, даже вопреки ощу­щению собственной никчемности и ненужности, то вы до­статочно скоро почувствуете, что действительно стали боль­ше любить себя. Я не призываю вас играть - я предлагаю вам на самом деле овладеть этими навыками, примерно так же, как вы в свое время научились ходить, потом читать, по­том писать, лазить по канату или решать сложные задачи. Еще одно задание. И тоже на длительное время.

Ежедневное! Составляйте уже знакомый нам список удач.

А сейчас задайте себе вопрос: из чего складывается наше пе­реживание удачи, успеха? Очевидно, что оно возникает из со­отношения полученного результата и того, чего мы хотели до­стичь. По известной формуле классика психологии У. Джемса:

Самооценка = Успех/ Притязания.

Другими словами, самооценку можно повысить, либо по­вышая уровень успеха, либо снижая притязания.

Выполняя задание, помните эту формулу и, когда будете составлять список удач, каждый раз давайте себе отчет, почему тот или иной результат вы считаете своим достижением.

Поиграйте с результатами и притязаниями. Представьте себе, что вы хотите каких-то других достижений - более высоких или более низких. Что в этом случае будет в спис­ке? Составляйте такие списки не менее двух недель. За­тем, когда вы начнете чувствовать, что вам это надоело, усложните задание. Составляя список удач сегодняшне­го дня, обязательно находите в каждой то, что она может дать для буду­щего.

И здесь мы переходим к другому важному моменту, свя­занному с успехом, неудачами и любовью к себе. Это явление носит названиежизненного сценария. Лучше всего оно опи­сано в книге Э. Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры»*. Сценарий - это своего рода план и одновременно стиль жизни, который мы часто реализуем, не задумываясь и не зная об этом. Это своеобразная программа жизни, которая закладывается в нас с детства. Но сказанное вовсе не означает, что сценарий мы не можем осознать и из­менить. Для нас с вами сейчас важны сценарии победителя и побежденного, неудачника, поскольку они непосредственно связаны с понятиями «успех», «притязания». Лучше всего это можно понять, проанализировав собственное отношение к сво­им успехам и неудачам, но не сиюминутным, а отсроченным, т. е. связанным с достижением цели. Следующее наше задание таково.

Представьте себе, что вы поставили и добиваетесь цели, где может быть успех или неудача (например, поступле­ние в институт). Подумайте и запишите, выбрав один из возможных исходов, ваши действия в пределах одного-двух месяцев. Затем - то же со вторым исходом.

Теперь сравните ваши результаты с такими данными. Че­ловек, реализующий сценарий «победителя» при выполнении подобного задания, как это ни странно, анализирует то, что он будет делать в случае неудачи. Именно эта часть задания оказывается у него выполненной наиболее подробно. У «не­удачника» - все наоборот. Он подробно описывает свои дей­ствия, точнее, переживания в случае успеха и лишь очень крат­ко, явно по необходимости, говорит о неудаче. Еще один ха­рактерный штрих: «победитель» говорит в утвердительной форме, пользуясь выражениями: «Я буду», «Я сделаю», «не­удачник» пользуется косвенными высказываниями типа: «Мо­жет быть, если бы мне помогли...», «Мне надо было бы...», «Не следовало бы...».

Берн приводит множество данных о том, что люди часто не осознают своих жизненных сценариев и они доходят до своего логического конца. Но сценарии можно изменить. Он указывает на три основных разрушителя сценариев: 1) мировые катаклизмы - войны, революции; 2) психотерапевтическая и иная работа, специально направленная на изменение личнос­ти и, следовательно, ее сценария, и, наконец, 3) самостоя­тельное, сознательное решение изменить свой сценарий.

В последнем случае важно прежде всего подумать о целях своей жизни. Целях главных, смыслообразующих. Это про­стой вопрос, который в той или иной форме, более или ме­нее отчетливо, но задает себе каждый: чего я хочу добиться в жизни?

Совершенно буквально – принятие себя. Этот термин используется с определенной коннотацией, что это принятие основано на относительно объективной оценке собственных уникальных талантов, способностей и общих достоинств, реалистического признания своих ограничений и богатого чувства удовлетворения, как этими талантами, так и их пределами.

Самопринятие

удовлетворенность своими качествами с реалистическим признанием своих ограничений.

Бывало дАртаньян всегда желал все знать. Теперь он всякий раз считал, что знает уже достаточно (А. Дюма, Двадцать лет спустя)

И он спрашивал себя, почему есть на свете люди, которые добиваются всего, чего желают, будь то почести или любовь, меж тем как другие застревают на полдороге своих надежд… ДАртаньян вынужден был сознаться, что, несмотря на весь свой ум и всю свою ловкость, он был и всегда, вероятно, будет в числе последних (там же).

Самопринятие

основанная на реальном и глубоком знании способность индивида принимать себя таким, каков он есть в действительности, со всеми объективно значимыми достоинствами и недостатками, без самоосуждения или, напротив, самообожания. Многими психологами рассматривается как качество зрелой, состоявшейся личности. Например, В.Высоцкий на товарищеском суде в театре за прогул в связи с очередным запоем неожиданно для всех прямо заявил:»Я пил, пью и буду пить»; этим своим заявлением он покорил своих судей-актеров и был, в итоге, оставлен в труппе. Вместе с тем В.Высоцкий отнюдь не был склонен к самовозвеличиванию, оставаясь, как свойственно это самоактуализирующейся личности, простым, скромным, открытым, творческим и способным к принятию других людей человеком.

ощущение ценности собственной личности, силы своего «Я», чувство собственного достоинства; доверие своим чувствам, вера в себя и свои возможности, открытость характера, понимание собственных слабостей, отстаивание права быть таким, как есть, и иметь собственную точку зрения. Слабо выражены страх, тревожность, боязнь неуспеха и негативной оценки, чувство вины, стремление к доминированию, ориентация на внешние формы.

1.1 Анализ самопринятия с позиции отечественной психологической школы1

Понятие самопринятия является важной психологической проблемой. Многие ученые считают самопринятие необходимой составляющей психического здоровья личности. М. Ягода самопринятие как высокую самооценку и выраженное чувство идентичности включила в критерии психического здоровья.

Самопринятие представляет собой ядерное образование структуры личности и проявляется в положительном эмоционально-ценностном отношение к себе, в адекватной самооценке, в самопонимании, рефлексии своего внутреннего мира и своих поступков, самоуважении и в принятии других людей, в осознании ценности себя, своего внутреннего мира. Самопринятие зависит от отношений к другим и адекватно тогда, когда эти отношения становятся ценностью. В основе самопринятия лежат нравственные ценности.

Принятие себя, по определению С.Л. Братченко и М.Р. Мироновой, означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, как я есть, отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму.

По мнению Д.А. Леонтьева, самопринятие является частью более широкого понятия - самоотношения. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка - общее положительное или отрицательное отношение к себе. Однако, просто одним знаком самоотношение не опишешь. Во - первых, следует различать самоуважение - отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими - то моими реальными достоинствами или недостатками - и самопринятие непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие - то черты, объясняющие это отношение. Нередко встречается высокое самопринятие при сравнительно низком самоуважении или наоборот. Во - вторых, не менее важными характеристиками самоотношения, чем его оценочный знак, являются его степень целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок.

Иная трактовка структуры самопринятия предлагается В.Ф. Сафиным. Исходя из концепции целостной самооценки (а не соотношения) субъекта, он выделяет ряд аспектов, среди которых особенно выделяет самоуважение. Этот вид самооценки - результат соотнесения своего отношения, оценки с отношением к субъекту окружающих, с оценкой его «значимыми другими». Но самоуважение более глубокое, глобальное образование, чем отдельные самооценки. Если «я - образы» больше когнитивные образования, то самоуважение - целостное эмоционально - ценностное отношение. Хотя В.Ф. Сафин несколько противоречит сам себе, определяя относительно самостоятельные виды самооценки как эмоционально - когнитивно - ценностным отношением к себе как активному субъекту деятельности. Первый из аспектов можно назвать самооценкой сферы интеллектуальных возможностей, второй - самооценкой сферы мотивационно - потребностных сил, третий - самооценкой относительно устойчивых, закрепившихся наличных свойств (физических, психофизиологических, характерологических).

Осознание своей значимости для ближайшего окружения может включаться как элемент самоуважения, но может не совпадать с ним. Поэтому можно предположить, что самоуважения - это отношение к своей значимости для других, исходя из своего идеала, которое обеспечивает самоутверждение и удовлетворенность субъекта самим собой. Получается, что самоудовлетворенность - результат глобального, целостного самоотношения, включающего в себя «я - образы» - всякие формы самооценок, обобщающие самооценивание. Как предполагает И.И. Чеснокова, здесь наибольшую роль играет не столько ситуативный приспособительный образ самого себя (хотя и в нем также обнаруживается качественное своеобразие именно данного человека), сколько то истинное отношение к себе, когда он в наибольшей степени является самим собой, когда в нем раскрываются наиболее глубинные, скрытые сущностные основания, когда он в наибольше степени является самим собой.

Стоит отметить, что иной механизм самоуважения предлагает В.М. Раева, согласно которой самоуважение - эмоционально-ценностное отношение к себе, отражающее уровень общей позитивной или негативной самооценки, основанной на совпадении уровня притязаний и уровня достижений. Иными словами, самоуважение не зависит от мнения референтной группы, от достоинств и недостатков, а только от совпадения желаемого и достигнутого. Исходя из этого, можно сказать, что высокое самоуважение будет у человека, ставящего реальные цели, а низкое - у человека с «Наполеоновскими» планами, но не достигшими всего. С данным утверждением трудно согласиться.

В.В. Столин практически не употребляет терминов самоуважение и самоудовлетворенность. В структуре принятия себя предлагается, как минимум, три типа отношений: к себе, к другому и ожидаемое отношение от него. Учет этих составляющих позволяет выделить уровни самопринятия субъекта. У наиболее развитой личности предполагается симпатия и уважение к себе и другому, и ожидание взаимной симпатии. В менее развитом варианте к другому уважения нет, ожидается враждебность. Далее, сознательное отсутствие уважения к себе, антипатия к другому, ожидается презрение. Наконец, бессознательное неприятие себя может сочетаться с преувеличенным пиететом к другому. Второй вариант, судя по наблюдения Д. Шапиро, свойственен параноикам. Он приводит примеры, когда человек, считающий себя лучше всех, ожидает критической оценки, и может относиться к другим с презрением.

Э.А. Орлова утверждает, что личность может испытывать самоуважение, а как следствие и принимать себя в положительном русле, когда проявляет конформность по отношению к ожиданиям других, к групповым ценностям, моральным нормам, и когда эта конформность вознаграждается. Самоуважение - это личностная характеристика, складывающаяся на основе отношения других. Самооценка возникает из ощущения собственных потенций личности.

А.А. Налчаджян хотя и признает роль социальных факторов, но говорит о том, что для сохранения положительной «Я» - концепции и самопринятия в целом, некоторые личности не нуждаются в одобрении других. В его трактовке «Я» обозначается как «настоящее, актуальное Я». В структуру «настоящего Я» включается то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент. Развитая личность имеет систему представлений о себе, которые она считает соответствующими реальности. Это система приписываемых себе в данный момент жизни личности качеств. Подчеркивается, что могут приписываться себе даже полностью отсутствующие качества.

А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский используют термин образ Я - относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переливаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. При этом самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Но она показывает лишь степень адекватности Я-образа исходя из соотношения Я-идеального и Я-текущего.

глава.2 Зарубежные концепции принятия себя в соотношении с принятием других

Необходимо подчеркнуть, что самопринятие как механизм личностного развития наиболее полно рассматривается в гуманистической психологии. Но, все же не стоит оставлять без внимания и другие зарубежные концепции принятия себя.

У. Джемс, автор первых исследований самосознания, рассматривая личность как состоящую из физического, социального и духовного элементов, выделяет в последнем также несколько элементов. Ядро духовного Я - чувство активности. При этом самооценка может быть выражена в двух модусах - в самодовольстве и недовольстве собой. Самолюбие стоит отдельно от самооценки. Также отдельно выделяется самоуважение, определяемое соотношением успеха и притязаниями на него.

З. Фрейд первым стал на психологическом уровне разрабатывать теорию самосознания, но оно рассматривается в рамках общей структуры психического. Всю психику Фрейд делит на три системы, различные по законам их функционирования. Прежде всего, это психическая инстанция "Оно", в основе которой лежат субъективные бессознательные потребности биологического или аффективного порядка. Вторая система инстанция "Я" - это центр, регулирующий процесс сознательной адаптации, ответственный за интрапсихическую переработку и регуляцию всех внешних ощущений, за организацию личного опыта. "Я" является "той частью "Оно", которая модифицировалась благодаря близости и влиянию внешнего мира. Но в отличие от "Оно", "Я" руководствуется принципом реальности. Инстанция "Сверх-Я" представляет собой своеобразную, моральную цензуру, содержанием которой являются нормы, запреты, требования общества, принятые личностью. "Сверх-Я" выступает как носитель "Я-идеала", с которым "Я" соизмеряет себя, к которому оно стремится, чье требование постоянного самосовершенствования оно старается выполнить. Структура "Я" обеспечивает уравновешенность "Оно" и "Сверх-Я". Чтобы привести теорию З. Фрейда к рассмотренной выше терминологии, можно условно назвать "Я" - личностным Я, "Сверх-Я" - социальным.

Психоаналитическая школа в дальнейшем развивалась в нескольких направлениях. Одна из последователей З. Фрейда - К. Хорни центральным моментом самосознания считала условные иллюзорные представления о себе. Такое "идеальное Я" позволяет чувствовать себя в псевдобезопасности. Таким образом, К. Хорни рассматривает самосознание человека через взаимодействие "реального Я" и "идеального Я". При этом, отношения к себе формируется под влиянием родителей, в значительной степени определяя "знак" отношения. Практически сходную позицию, с использованием той же терминологии, занимает Э. Берн. Идеал «Я» в его концепции определяется из сознательных и бессознательных образов того, чем он хотел бы быть; образы эти сформированы по образцу некоторых людей, кем он восхищается и кому хотел бы подражать, поскольку приписывает им идеальные качества.

Самым влиятельным представителем неофрейдизма был Э. Эриксон. Его подход обращен к социокультурному контексту становления сознательного "Я", в котором выделяется восемь этапов. В основе его теории развития самосознания лежит концепция кризиса как поворотной точки становления личности. Становление личности Э. Эриксон рассматривает с точки зрения усиления "Я" и продвижения к "идентичности" (в представлении Эриксона "идентичность" означает чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям). Наиболее принципиальным для становления идентичности является подростковый возраст (стадия идентичности или ролевой диффузии). Эта фаза характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других; в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое "Я", ролевая и личностная неопределенность.

Определенную роль в развитии представлений о самосознании, в частности, личностного Я, сыграли К. Юнг, рассматривавший "Я" как некий архетип, представляющий стремление человека к целостности и единству.

У А. Адлера движущей силой является, с одной стороны, стремление к превосходству, что часто (если не всегда) приводит к чувству неполноценности. Оно определяет компенсацию и сверхкомпенсацию в иных достижениях.

Как ранее упоминалось, что гораздо большее значение для проблемы самосознания имеет гуманистическая психология, для которой ядром человека является представление человека о себе, именуемая как "Я-образ", "Я-система" и т.д. Одним из ведущих представителей этого направления является К. Рождерс видел категорию самооценки центральным звеном в теории личности. Условием ее нормального формирования он считал положительную оценку со стороны общества и принятой им морали. Роджерс не разделяет людей на приспособленных или плохо приспособленных, больных и здоровых, нормальных и ненормальных; вместо этого он пишет о способности людей воспринимать свою реальную ситуацию. Он вводит термин конгруэнтность, обозначающий точное соответствие между опытом, коммуникацией и осознанием. То есть можно сказать, что конгруэнтность рассматривается им как способность адекватно воспринимать и принимать собственные коммуникации, переживания и опыт. Высокая степень конгруэнтности подразумевает, что коммуникация (то, что человек сообщает другому), опыт (то, что происходит) и осознание (то, что человек замечает) более или менее адекватны друг другу. Наблюдения самого человека и любого стороннего наблюдателя будут совпадать, когда человек обладает высокой степенью конгруэнтности. Следовательно самопринятие является необходимым условием для конгруэнтности личности, так как для адекватного восприятия личностью самой себя и согласования собственных коммуникаций, переживаний и опыта она прежде всего должна обладать способностью осознавать и принимать их такими, какие они существуют в действительности. По Роджерсу, самопринятие начинает формироваться у человека с раннего детства. Оно основывается на безусловной любви и принятии родителей. Но так как очень не многие родители способны принимать своих детей безусловно, включая и те черты, которые их не устраивают, у большинства детей с раннего детства формируется убеждение в том, что их будут любить и принимать только тогда, когда они научатся соответствовать ожиданиям других. А для этого им необходимо постоянно подавлять некоторые свои чувства, желания, импульсы и мысли, что в результате приводит к неспособности личности к самопринятию.

В теории А. Маслоу развитая способность к самопринятию является одной из обязательных характеристик здоровой личности: «Более развитая способность принимать себя, других и мир.

Еще одним выдающимся представителем гуманистического направления в психологии, который в своих работах затрагивал проблему самопринятия, был Абрахам Маслоу.

Вот как Маслоу определяет понятие принятия в общем: «Принятие: положительная установка. В моменты погружения в «здесь-и-теперь» и самозабвенности мы склонны понимать «положительное» и в ином смысле, а именно, отказываться от критики того, с чем мы сталкиваемся (его редактирования, отбора, коррекции, улучшения, отбрасывания, оценивания, проявления по отношению к нему скепсиса и сомнения). Иначе говоря, мы его принимаем, вместо того чтобы отвергать или отбирать. Отсутствие преград в отношении к предмету внимания означает, что мы как бы позволяем ему изливаться на нас. Мы позволяем ему идти своим путем, быть собой. Возможно, мы даже одобряем, что он таков, каков он есть.

Такая установка облегчает даосистский подход в смысле скромности, невмешательства, восприимчивости».

В теории Маслоу развитая способность к самопринятию является одной из обязательных характеристик здоровой личности: «Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они есть на самом деле».

«Большинство психотерапевтов (стоящих на позициях инсайтной, вскрывающей, неавторитарной, даосистской терапии), к какой бы школе они ни принадлежали, будут даже сегодня (если вызвать их на беседу о конечных целях психотерапии) говорить о полностью человечной, аутентичной, самоактуализирующейся, индивидуализированной личности или о некотором приближении к ней - как в описательном смысле, так и в смысле идеального, абстрактного понятия. Если перейти к деталям, за этим обычно стоят некоторые или все бытийные ценности, например честность (ценность 1), хорошее поведение (ценность 2), интегрированность (ценность 4), спонтанность (ценность 5), движение к наиболее полному развитию и зрелости, к гармонизации потенциалов (ценности 7, 8, 9), бытие тем, кем индивид является по сути (ценность 10), бытие всем, чем индивид может быть, и принятие им своего глубинного Я во всех его аспектах (ценность 11), непринужденное, легкое функционирование (ценность 12), способность к игре и наслаждению (ценность 13), независимость, автономия и самодетерминация (ценность 14). Сомневаюсь, что кто-либо из психотерапевтов стал бы серьезно возражать против какой-либо из этих ценностей, хотя некоторые, возможно, захотели бы дополнить список».

Маслоу занимался изучением влияния принятия личностью некоторых своих внутренних свойств на ее отношения с окружающим миром. Это явление он описывает на примере проблемы принятия мужчинами своего женского начала. «Мужчина, который борется внутри себя против всех качеств, которые он и его культура определяют как женские, будет бороться против тех же качеств и во внешнем мире, особенно если его культура, как это часто бывает, оценивает мужское начало выше женского. Идет ли речь об эмоциональности, или нелогичности, или зависимости, или любви к краскам, или нежности по отношению к детям - мужчина будет бояться этого в себе, бороться с этим и стараться обладать противоположными качествами. Он будет склонен к борьбе с «женскими» качествами и во внешнем мире, отвергая их, относя их исключительно к женщинам и т.п. Мужчины-гомосексуалисты, обращающиеся с просьбами и пристающие к другим мужчинам, очень часто оказываются грубо избиты ими. Скорее всего, это объясняется тем, что последние боятся быть соблазненными. Такой вывод определенно подкрепляется тем фактом, что избиение часто происходит после гомосексуального акта.

То, что мы видим здесь, - это крайняя дихотомизация, «или-или», подчиняющееся аристотелевой логике мышления того типа, который К. Гольдштейн, А. Адлер, А. Кожибский и другие считали столь опасным. Я как психолог высказал бы ту же мысль так: дихотомизация означает патологию; патология означает дихотомизацию. Мужчина, считающий, что можно быть либо мужчиной во всем, либо женщиной и ничем, кроме как женщиной, обречен на борьбу с самим собой и на вечное отчуждение от женщин. В той степени, в какой он узнает о фактах психологической «бисексуальности» и начинает понимать произвольность дефиниций, построенных по принципу «или-или», и болезненную природу процесса дихотомизации; в той степени, в какой он обнаруживает, что различающиеся сущности могут сливаться и объединяться в рамках единой структуры, вовсе не обязательно будучи антагонистами и исключая друг друга, - в этой степени он будет становиться более цельной личностью, принимающей в себе женское начало («Аниму», как его называл К. Юнг) и наслаждающейся им. Если он сможет примириться с женским началом внутри себя, то сумеет сделать это и по отношению к женщинам во внешнем мире, станет лучше их понимать, будет менее противоречив в своем отношении к ним и, более того, станет восхищаться ими, понимая, насколько их женственность превосходит его собственный гораздо более слабый вариант. Конечно же, легче общаться с другом, которого вы цените и понимаете, чем с таинственным врагом, внушающим страх и возбуждающим негодование. Если хочешь подружиться с какой-то сферой внешнего мира, хорошо бы подружиться с той ее частью, которая находится внутри тебя.

Я не хочу утверждать здесь, что один процесс обязательно предшествует другому. Они параллельны, и потому можно начать с другого конца: принятие чего-то во внешнем мире может помочь достичь принятия его же во внутреннем мире».

Также самопринятие расматривается Маслоу в связи с исследованием таких явлений, как мистический опыт и пиковые переживания. В данном случае самопринятие рассматривается как биологическая аутентичность - отождествление себя с природой, слияние с ней, что в последствии может приводить к достижению человеком пиковых переживаний особого рода. «Другими словами, в определенном смысле человек подобен природе. Когда мы говорим о его слиянии с природой, возможно, что отчасти мы подразумеваем именно это. Возможно, что его трепет перед природой (восприятие ее как истинной, хорошей, прекрасной и т.д.) однажды будет понят как определенное самопринятие или самопереживание, как способ быть самим собой и полностью дееспособным, способ быть в своем доме, некоторая биологическая аутентичность, «биологический мистицизм». Вероятно, мы можем рассматривать мистическое или предельное слияние не просто как приобщение к тому, что в наибольшей мере достойно любви, но и как слияние с тем, что есть, поскольку человек принадлежит ему, является подлинной его частью, является как бы членом семьи.

Этот биологический, или эволюционный, вариант мистического опыта, или пикового переживания, - которые, возможно, в этом не отличаются от опыта духовного или религиозного - вновь напоминает нам о том, что мы должны непременно перерасти устаревшее употребление термина «высшее» как противоположности «низшему», или «глубинному». Самое «высшее» переживание - радостное слияние с абсолютным, доступное человеку, - может одновременно рассматриваться как глубочайшее переживание нашей подлинной личной животности и принадлежности к виду, принятие нашей глубинной биологической природы как изоморфной природе в целом».

Маслоу также рассматривал биологический аспект самопринятия. «Индивидуальная биология человека вне всякого сомнения является неотъемлемой частью «Реального Я». Быть собой, быть естественным или спонтанным, быть аутентичным, выражать собственную идентичность - все это биологические формулировки, поскольку они подразумевают принятие собственной конституциональной, темпераментальной, анатомической, неврологической, гормональной и инстинктоидно-мотивационной природы».

Еще одной проблемой, в связи с которой Маслоу рассматривал самопринятие, была трансценденция. Одним из вариантов понимания трансценденции, которые он выделил, была транценденция как принятие собственного прошлого: «Возможны две установки по отношению к своему прошлому. Одну из них можно назвать трансцендентной. Следующий ей человек способен к бытийному познанию своего собственного прошлого. Это прошлое может быть охвачено и принято в нынешнее Я человека. Это означает полное принятие. Это означает прощение своего Я, достигнутое благодаря его пониманию. Это означает преодоление раскаяния, сожаления, вины, стыда, смущения и т.п.

Такая установка отличается от взгляда на прошлое как на нечто, произошедшее с человеком, перед чем он был бессилен, как на набор ситуаций, где он был лишь пассивен и целиком зависел от внешних факторов.

В некотором смысле речь идет о том, чтобы взять на себя ответственность за свое прошлое. Это означает «стать субъектом и быть субъектом»».

Таким образом понятие самопринятия личности рассматривалась Маслоу в различных аспектах и в связи с множеством разнообразных проблем, таикх как трансценденция, пиковые переживания, психологическое здоровье и др.

Ученый придавал ему большое значение, так как считал развитую способность к самопринятию одним из основных критериев психического здоровья, а также указывал на влияние отдельных аспектов самопринятия на функционирование личности в целом и взаимоотношения ее с окружающим миром.

2.1Диагностическийинструментарий данного исследования представлял набор следующих методик: На второмэтапе применялся ряд следующих методик: 1.Техникарепертуарных решеток (ТРР) - используетсядля изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредствующих восприятие исамовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Также ТРР используетсядля изучения идентификаций личности (16). 2.КИСС - косвенноеизмерение системы самооценок - методика,разработанная Е.Т. Соколовой и Е.О. Федотовой, основана на ранжировании проективногоматериала. КИСС позволяет не только реконструировать индивидуальную системуценностей, но и определить эмоционально-ценностное отношение к себе - самопринятие (8), (15). 3.Техника«рассказывание историй» используется в психологических исследованиях дляизучения личности ребенка, с помощью нее выявляются переживания и фантазииребенка о реальной жизни (4). 4.Биографическийметод, который в данном варианте был представлен как достаточно формальнаясхема жизнеописания ребенка, воссозданная на основе документальноподтвержденных фактов. Ключевойметодикой исследования была методика КИСС, поскольку центральной проблемойявилось изучение возможных детерминант и корреляций самопринятия в структуре личности. Косвенное,закрытое получение информации, характеризующей отношение к себе, наиболее полновозможно с включением КИСС в экспериментальную программу.

Самопринятие в психологии, как влюбиться в себя и повысить свой уровень жизни

Самопринятие в психологии учит тому, что если мы были рождены в этот мир, значит, мы нужны здесь именно такими, какими пришли в него.

Научившись принимать себя таким, какой человек родился, он приобретает уникальную возможность достичь любых целей в жизни. Я раскрыла для себя секрет этого тайного знания и теперь для меня нет закрытых дверей или вершин, на которые я не могла бы подняться. Хотите, я поделюсь им с вами?

В одной из притч великого рассказывается о погибающем царском саде. Каждое из растений в нем завяло. Когда царь спросил у дуба, в чем дело, тот ответил, что не сможет вырасти таким высоким, как сосна. В то же время сосна была недовольна собой, потому что не давала плоды, как виноградная лоза, а та хотела цвести, как садовая роза.

И только один цветок распускал свои бутоны в полную силу. На вопрос царя, как у него это получается, он ответил, что раз царь посадил его в своем саду, значит, он хотел видеть именно его, а не розу или дуб.

Принятие без фанатизма

Любить себя просто необходимо. Вспомните, что едва ли не каждый психолог начинает с совета полюбить себя, разрешить себе быть собой и никем другим. Однако положительное самоотношение не означает безусловное и абсолютное самоодобрение.

Критерием здравомыслящего и мудрого человека всегда будет доля критики по отношению к себе и адекватная оценка собственных действий. Абсолютно нормально стыдиться некоторых своих поступков или слов, сожалеть о том, что когда-то сделал или, возможно, не сделал. Только так личность способна расти и развиваться.

Откуда берется нежелание принимать себя?

Успешный человек должен зарабатывать не меньше. Идеальная женская фигура - 90-60-90. Настоящая женщина обязана уметь вкусно готовить. Настоящий мужчина должен уметь чинить все - от розетки до звездолета. Сколько раз вы слышали суждения, подобные этим?

Причины низкой самооценки различны, но часто они уходят корнями в глубокое детство, развиваясь затем в самый настоящий кризис личности.

Всевозможные неодобрения за проступки, упреки и претензии, приведение в пример соседских детей и одноклассников, подавляющие замечания, которые мотивируют ребенка на поражение: «у тебя никогда не получится», «ты слишком неповоротлив», «посмотри на Машу - у нее все получилось!», «опять тройка за тест, ты глупее всех в классе!». Все это становится тем механизмом, который способен сформировать негативное восприятие себя и в будущем воспитать крайне несчастную личность.

Как преодолеть ошибки прошлого?

А давайте научимся преодолевать все эти препятствия, скинем все грузы, которые тянут нас на дно? Они не помогут нам стать лучше, они только делают нас печальнее!

Жить, ощущая себя хуже других, очень сложно. Такое ощущение не приносит радости, а значит, несчастны будут и ваши близкие.

Женщина, которая всегда недовольна собой, будет так или иначе действовать подавляюще на супруга, переносить свои неудачи на детей, взращивая еще одно поколение несчастливых и грустных людей.

Как в корне изменить собственный взгляд на жизнь и повысить самооценку?

Я предлагаю вам попробовать пару довольно действенных и несложных приемов, которые помогут вам заново полюбит себя и понять, насколько вы достойны любви. Нам потребуется совсем немного времени и чуть больше самоконтроля.

1. Прием: «Я самая обаятельная и привлекательная!»

Помните этот эпизод в фильме «Москва слезам не верит»? Поступайте также! Умываясь утром перед зеркалом, непременно остановитесь на секундочку, посмотрите на свое отражение, а затем улыбнитесь и расскажите себе, что вы красивая или симпатичная, что у вас лучистый взгляд и нежная улыбка, что вы приносите людям свет, а мужчины не могут не обернуться вам вслед. Любые приятные слова, сказанные с уверенной интонацией и убедительным голосом, помогут вам избавиться от в самом начале дня и приобрети нужную уверенность. Люди, как сканеры, считывают наше к себе отношение.

2. Прием: Каждый ценен

Если вас часто посещают мысли о собственной никчемности, ненужности, то помните - нет ненужных людей, есть люди, которые не знают, что они для кого-то очень важны. Сядьте в свободное время и подумайте, что вы умеете делать хорошо. Вовсе необязательно быть выдающимся специалистом в своей профессии. Может, вы просто душа компании и без вас любая вечеринка - провал? Или, возможно. Вы всегда даете своим друзьям поддержку в трудные минуты?

3. Прием : Лучшая на свете

Очень часто мы сидим и сравниваем себя с остальными - кто-то стройнее, кто-то умнее, кто-то замуж вышел удачнее. А этого категорически делать нельзя. Всегда найдется тот, кто в чем-то будет лучше нас.

Напишите список того, что вам в себе не нравится, а затем подумайте, что можно с этим сделать. И вы удивитесь, что все, оказывается, в ваших руках: лишние килограммы можно сбросить, стать более интересным собеседником можно, читая книги, а над отношениями с супругом необходимо постоянно работать. Составьте свой план саморазвития, чтобы достичь нужного уровня в том или ином аспекте.

4. Прием: Черное в белое

Невозможно прийти к самопринятию, если вы всегда находитесь в состоянии конфликта с собой. Разрешите себе свои проблемы и слабости - вы постоянно опаздываете на работу, ну да, пунктуальность можно развить, зато вы гораздо быстрее включаетесь в процесс и оперативнее прочих справляетесь со своими обязанностями. У вас пара лишних килограммов? Зато аппетитные формы и есть что положить в лифчик!

У вас все обязательно получится, если вы действительно хотите стать счастливее. Самый главный секрет - это любовь к себе. Просто цените себя и относитесь к себе, как к единственной и неповторимой, а окружающие постепенно с вами согласятся в этом.

Приемы подойдут не только для женщин, но и для мужчин. Любите себя!

Подписывайтесь на наши обновления и получайте интересные статьи каждый день. Не забывайте делиться с друзьями.

Проблеме самопринятия наибольшее внимание уделяется в гуманистическом подходе Карла Роджерса.

Согласно теории Роджерса, «я» означает процесс, систему, которая по определению является меняющейся, непостоянной. В своих рассуждениях Роджерс опирается именно на эту разницу, делает акцент на изменчивости и гибкости «я». Опираясь на понятие изменчивого «я» Роджерс сформулировал теорию о том, что люди не просто способны к личностному развитию и росту, - такая тенденция является для них естественной и преобладающей. «Я» или «я» - концепция - это понимание человеком самого себя, основанное на жизненном опыте прошлого, событиях настоящего и надеждах на будущее.

Если «я» - идеальное сильно отличается от «я» - реального, это отличие может серьезно мешать нормальному здоровому функционированию личности. Люди, страдающие от такого различия, зачастую просто не готовы увидеть разницу между своими идеалами и реальными действиями. Например, некоторые родители говорят, что сделают для своих детей «все, что угодно», однако на самом деле родительские обязательства являются для них бременем. Такие родители не исполняют обещаний, которые дают своим детям. В результате дети оказывается в замешательстве. Родители либо не могут, либо не хотят видеть разницу между их «я» - реальным и «я» - идеальным.

По мере того как ребенок начинает осознавать свое «я», у него или у нее растет потребность в любви или позитивном отношении. «Эта потребность в человеческих существах универсальна, а в человеке она обычна и устойчива. Для теории не так уж важно, является ли эта потребность приобретенной или врожденной». Так как дети не отделяют свою личность от поступков, они зачастую реагируют на похвалу за правильное действие так, как если бы хвалили их самих. Сходным образом они реагируют на наказание, так как если бы это было неодобрение их личности в целом.

Для ребенка так важна любовь, что «он руководствуется в своем поведении не тем, насколько приобретаемый опыт поддерживает и укрепляет его организм, а вероятностью получения материнской любви» (1959, р. 225). Ребенок ведет себя так, чтобы завоевать любовь или получить одобрение, независимо от того, будет такое поведение нормальным или нет. Дети могут действовать вопреки собственным интересам, добиваясь в первую очередь расположения окружающих. Теоретически, такое положение необязательно, если личность ребенка принимается целиком и при условии того, что взрослый воспринимает негативные чувства ребенка, однако отвергает сопутствующее им поведение. В таких идеальных условиях ребенок не будет подвергаться давлению и не станет стремиться отказаться от непривлекательных, однако естественных черт своей личности.

«Таким образом, мы видим базовое отчуждение в человеке. Он не относится искренне к себе самому, к собственной органичной оценке переживаний и, для того чтобы сохранить позитивную оценку других людей, фальсифицирует какие-то осознанные им ценности и рассматривает их только с точки зрения привлекательности для окружающих. Это все же не сознательный выбор, а вполне естественное - и трагичное - следствие детского развития» (1959, р. 226).

Поведение и отношения, отрицающие какие-то аспекты «я», называются требованиями признания заслуг. Подобные требования считаются необходимыми для ощущения собственной ценности и завоевания любви. Однако они не только препятствуют свободному поведению человека, но и мешают развитию и осознанию им собственной личности; приводят к развитию несоответствия и даже ригидности личности.

Такие требования главным образом и препятствуют правильному восприятию и мешают человеку мыслить реалистически. Это избирательные шоры и фильтры, которыми пользуется тот, кто нуждается в любви других. Детьми, мы перенимаем определенные отношения и поступки для того, чтобы быть достойными любви. Мы понимаем, что если примем определенные условия, отношения и будем вести себя соответственно, то будем достойны любви окружающих. Такие сложные отношения и действия относятся к области неконгруэнтности личности. В предельных ситуациях требования признания заслуг характеризуются убеждением, что «меня должны любить и уважать все, с кем я вхожу в контакт». Требования признания заслуг создают несоответствие между «я» и «я» - концепцией.

Если ребенку, к примеру, говорят: «Ты должен любить свою новую маленькую сестричку, иначе мама и папа не будут любить тебя», - то смысл подобного утверждения заключается в том, что он обязан подавлять любые искренние негативные чувства, которые испытывает к сестре. Только если ему удастся скрыть свою недоброжелательность и нормальное проявление ревности, - только тогда его отец и мать будут продолжать любить его. Если он признает свои чувства, то рискует потерять родительскую любовь. Решение (которое вызвано требованием признания заслуг) состоит в том, чтобы отрицать подобные чувства и блокировать их восприятие. А это означает, что чувства, которые так или иначе выйдут на поверхность, скорее всего, не будут соответствовать своему проявлению. Он, вероятно, будете реагировать следующим образом: «Я на самом деле люблю свою маленькую сестру; я обнимал ее, пока она не заплакала», или «Я нечаянно подставил ей ногу, вот она и упала», или скажет что-нибудь более универсальное: «Она первая начала!»

Роджерс пишет о той невероятной радости, которую испытывал его старший брат, как только появлялась возможность за что-то ударить младшего. Их мать, брат и сам будущий ученый были ошеломлены подобной жестокостью. Позже брат вспоминал, что не особенно сердился на младшего, однако это была редкая возможность, и ему хотелось «сбросить» как можно больше накопившейся злости. Признавать подобные чувства и выражать их, когда они возникают, здоровее, говорит Роджерс, чем отрицать или считать, что этих чувств нет.

Таким образом мы видим, что, по Роджерсу, самопринятие начинает формироваться у человека с раннего детства. Оно основывается на безусловной любви и принятии родителей. Но так как очень не многие родители способны принимать своих детей безусловно, включая и те черты, которые их не устраивают, у большинства детей с раннего детства формируется убеждение в том, что их будут любить и принимать только тогда, когда они научатся соответствовать ожиданиям других. А для этого им необходимо постоянно подавлять некоторые свои чувства, желания, импульсы и мысли, что в результате приводит к неспособности личности к самопринятию.

Целый ряд исследований Роджерс посвятил изучению взаимосвязи между самоприянтием и принятием других.

Группа исследований, в основе которых лежат теоретические разработки Роджерса, касается предположения, что чем в большей степени человек принимает себя, тем выше вероятность, что он принимает других. Такая связь между самопринятием и принятием других основана на наблюдении, сделанном Роджерсом, что в начале терапии клиенты обычно имеют негативную Я-концепцию - они не способны принимать себя. Однако как только такие клиенты начинают больше принимать себя, они в большей степени начинают принимать и других. Иначе говоря, Роджерс предположил, что если самопринятие имеет место (то есть если несоответствие реального и идеального «Я» мало), то появляется чувство принятия, уважения и ценности других. Другие теоретики также предполагали, что отношение к себе отражается на отношении к другим. Эрих Фромм, например, утверждал, что любовь к себе и любовь к другим идут рука об руку (Fromm, 1956). Далее он отмечал, что нелюбовь к себе сопровождается существенной враждебностью к другим.

Различные исследования, где в качестве испытуемых участвовали студенты колледжа или лица, получающие терапию, подтверждали связь между самопринятием и принятием других (Berger, 1955; Suinn, 1961). Что касается непосредственно самой теории Роджерса, данные показывают, что самопринятие и принятие других характеризует отношения родитель-ребенок. Куперсмит (Coopersmith, 1967), например, провел ретроспективное исследование развития самооценки у мальчиков 10-12 лет. Он обнаружил, что родители мальчиков с высокой самооценкой были более любящими и ласковыми и воспитывали своих сыновей, не прибегая к принудительным дисциплинарным мерам типа лишения удовольствий и изоляции. Далее, родители были демократичны в том смысле, что они считались с мнением ребенка при принятии семейных решений. И наоборот, оказалось, что родители мальчиков с низкой самооценкой были более отчужденными, менее радушными и, весьма вероятно, применяли физическое наказание за плохое поведение сыновей. Аналогичные данные были получены и применительно к девочкам и их родителям (Hales, 1967). В другом исследовании проверялась гипотеза о том, что существует значимая положительная корреляция между самопринятием и принятием ребенка в группе молодых матерей (Medinnus, Curtis, 1963).

Испытуемыми были 56 матерей детей, посещающих кооперативный детский сад. Были получены две величины измерения материнского самопринятия. Первую получили с применением опросника «Индекс адаптации и ценностей Биллса» (Bills Index of Adjustment and Values), измеряющего величину различия «Я» и Я-идеального. Для получения второй использовали «Шкалу семантического дифференциала», состоящую из 20 биполярных прилагательных, в которой различие между рейтингом «Я в реальности» (такая, как я есть) и «Я в идеале» (такая, какой мне больше всего хочется быть) было определено операционально как вторая величина, характеризующая материнское самопринятие. Числовое выражение принятия ребенка было получено с помощью того же набора биполярных прилагательных. Различие между материнским рейтингом «мой ребенок в реальности» (такой, как он есть) и «мой ребенок в идеале» (каким я больше всего хотела бы его видеть) было определено как степень принятия матерью своего ребенка.

Корреляции между двумя значениями материнского самопринятия и величиной принятия ребенка показано в таблице 1. Как видно из таблицы, каждый из трех коэффициентов корреляции статистически значим. Эти результаты подтверждают мнение Роджерса, что матери, которые принимают себя (обладающие позитивным вниманием к себе), с гораздо большей вероятностью принимают своих детей такими, какие они есть, чем матери, не принимающие себя. К тому же результаты предполагают, что диапазон, в котором ребенок развивает позитивный образ «Я», зависит от того, в какой степени его родители способны принять себя.»

Таблица 1. Корреляции между величинами материнского самопринятия и принятия ребенка

* p <0,05; ** p <0,01

Одним из важнейших понятий теории Роджерса, связанных с самопринятием, является конгруэнтность.

Роджерс не разделяет людей на приспособленных или плохо приспособленных, больных и здоровых, нормальных и ненормальных; вместо этого он пишет о способности людей воспринимать свою реальную ситуацию. Он вводит термин конгруэнтность, обозначающий точное соответствие между опытом, коммуникацией и осознанием.

То есть можно сказать, что конгруэнтность рассматривается им как способность адекватно воспринимать и принимать собственные коммуникации, переживания и опыт.

Высокая степень конгруэнтности подразумевает, что коммуникация (то, что человек сообщает другому), опыт (то, что происходит) и осознание (то, что человек замечает) более или менее адекватны друг другу. Наблюдения самого человека и любого стороннего наблюдателя будут совпадать, когда человек обладает высокой степенью конгруэнтности.

Маленькие дети проявляют высокую степень конгруэнтности. Они выражают свои чувства с такой готовностью и так полно, что опыт, коммуникация и осознание для них почти одно и то же. Если ребенок голоден, он заявляет об этом. Когда дети любят или сердятся, они выражают свои эмоции целиком и откровенно. Может быть, в этом причина того, что дети с такой скоростью переходят из одного состояния в другое. Взрослым в полном выражении чувств препятствует эмоциональный багаж прошлого, который они ощущают при каждой новой встрече.

Конгруэнтность хорошо иллюстрируется поговоркой дзэн-буддистов: «Когда я голоден, я ем; когда я устаю, я сажусь отдыхать; когда я хочу спать, я ложусь и засыпаю».

Неконгруэнтность проявляется в несовпадениях между осознанием, опытом и коммуникацией. Например, люди проявляют неконгруэнтность, когда они выглядят сердитыми (сжимают кулаки, повышают голос и начинают ругаться), однако даже под давлением настаивают на противоположном. Неконгруэнтность также проявляется у людей, которые говорят, что они чудесно проводят время, а на самом деле скучают, испытывают чувство одиночества или неловкости. Неконгруэнтность - это неспособность точно воспринимать реальность, неспособность или нежелание точно сообщать свои чувства другому или и то, и другое одновременно.

Когда неконгруэнтность проявляется в несовпадении переживаний и их осознания, то Роджерс называет это подавлением, или отрицанием. Человек просто не осознает, что делает. Большинство психотерапевтов разрабатывают именно этот аспект неконгруэнтности, помогая людям полнее осознавать их поступки, мысли и отношения в той степени, в которой поведение клиентов воздействует на них самих и остальных.

«Чем больше способность терапевта внимательно прислушиваться к тому, что происходит внутри него самого, и чем больше он способен, не испытывая страха, осознать всю сложность собственных чувств, тем выше степень его конгруэнтности» (Rogers, 1961, р. 61).

Когда неконгруэнтность проявляется в виде несовпадения между осознанием и коммуникацией, то человек не выражает своих подлинных чувств или переживаний. Человек, который проявляет этот вид неконгруэнтности, может казаться окружающим лживым, неаутентичным и бесчестным. Подобное поведение часто обсуждается на сеансах групповой терапии или групповых сессиях. Человек, обманывающий или ведущий себя бесчестно, может выглядеть злым. Однако тренеры и терапевты говорят о том, что недостаток социальной конгруэнтности и видимое нежелание общаться, в действительности, свидетельствуют не о злом характере, а о пониженном самоконтроле и восприятии человеком самого себя. Из-за страхов или с трудом преодолеваемой застарелой привычки к скрытности, люди теряют способность выражать свои настоящие эмоции. Случается и такое, что человек испытывает трудности, пытаясь понять желания других, или не может выразить свое восприятие так, чтобы это было им понятно.

Неконгруэнтность проявляется в ощущении напряжения, тревоги; в экстремальной ситуации неконгруэнтность может выразиться в потере ориентации и замешательстве. Пациенты психиатрических клиник, которые не знают, где они находятся, какое время суток или даже забывают свои имена, проявляют высокую степень неконгруэнтности. Неконгруэнтность между внешней реальностью и их субъективным опытом настолько велико, что они больше не могут действовать без защиты со стороны.

Большинство симптомов, описываемых в литературе по психопатологии, подходит под определение неконгруэнтности. Роджерс подчеркивает, что неконгруэнтность любого рода обязательно должно разрешиться. Конфликтные чувства, идеи или интересы сами по себе еще не являются симптомами неконгруэнтности. Фактически, это нормальное и здоровое явление. Неконгруэнтность выражается в том, что человек не осознает эти конфликты, не понимает их и, следовательно, оказывается не в состоянии разрешить или сбалансировать их.

Многие с трудом признают, что все мы имеем разные и даже противоречивые чувства. В разное время мы ведем себя по-разному. Это не является ни необычным явлением, ни отклонением от нормы, однако неспособность признать, справиться или допустить существование в себе конфликтных чувств может говорить о неконгруэнтности.

Таким образом неконгруэнтность личности проявляется в ее неспособности осознать и принять собственные конфликтные импульсы, чувства и мысли. Человек не принимает определенные составляющие собственной личности, в результате чего им начинают активно использоваться механизмы отрицания и подавления, что не позволяет ему полноценно функционировать, вызывает проблемы не только внутриличностного, но и межличностного характера.

Следовательно самопринятие является необходимым условием для конгруэнтности личности, так как для адекватного восприятия личностью самой себя и согласования собственных коммуникаций, переживаний и опыта она прежде всего должна обладать способностью осознавать и принимать их такими, какие они существуют в действительности.

Карл Роджерс выделил четыре качества, которые необходимы для успешного и развивающего общения людей друг с другом, в том числе и общения между психотерапевтом и клиентом. В их число входят конгруэнтность, самопринятие, принятие других и эмпатическое понимание.

Как уже было сказано, конгруэнтность - это соответствие между опытом личности и его осознанием.

«В моих отношениях с другими людьми я обнаружил, что не получится ничего хорошего, если я буду представлять из себя того, кем на самом деле не являюсь. Налаживанию отношений не поможет ни маска, выражающая спокойствие и довольство, если за ней скрывается злость и угроза; ни дружеское выражение лица, если в душе ты враждебно настроен; ни показная уверенность в себе, за которой чувствуется испуг и неуверенность. Я обнаружил, что это справедливо даже для менее сложных уровней поведения. Не поможет, если я веду себя так, как будто я здоров, в то время как я чувствую себя больным». (1, с. 58)

Из первого качества - конгруэнтности, необходимого для успешного общения, непосредственно вытекает второе, а именно, принятие себя таким, какой ты есть.

«Мне стало легче принимать себя как несовершенного человека, который, конечно, вовсе не действует во всех случаях так, как бы он хотел. Возникает любопытный парадокс - когда я принимаю себя таким, каков я есть, я изменяюсь»

«Быть тем, кто ты есть - значит полностью стать процессом. Только когда человек может в большей степени стать тем, кто он есть, быть тем, что он отрицает в себе, возникает какая то надежда на изменения. Подразумевает ли это быть злым, неконтролируемым, разрушительным?

Весь ход переживаний в психотерапии противоречит этим страхам. Чем больше человек способен разрешать своим чувствам принадлежать ему и течь свободно, тем более они занимают соответствующее место в общей гармонии чувств. Он обнаруживает, что у него есть и другие чувства, с которыми выше названные смешиваются и уравновешивают их. Он чувствует себя любящим, нежным, внимательным и сотрудничающим, так же как и враждебным, похотливым и злым. Он чувствует интерес, живость, любопытство, также как лень или безразличие. Его чувства, когда он живет рядом с ними и принимает их сложность, действуют скорее в созидательной гармонии, чем увлекая его на какой-нибудь дурной путь, не поддающийся контролю. Исходя из моего опыта, существовать во всей полноте, как уникальное человеческое существо, вовсе не является процессом, который можно назвать плохим. Более подходящее название - «положительный, конструктивный, реалистический, достойный доверия процесс».

Чтобы принять себя таким кокой ты есть, Роджерс предлагает выполнять несколько правил.

1. «Прочь от слова «должен».

«Некоторые индивиды с «помощью» своих родителей так глубоко впитали в себя понятие «Я должен быть хорошим» или «Мне следует быть хорошим», что только благодаря огромной внутренней борьбе они уходят от этой цели».

2. «Прочь от соответствия ожиданиям».

«Один из моих пациентов говорил с большим пылом: «Я так долго пытался жить согласно тому, что было значимо для других людей, а для меня на самом деле не имело никакого смысла! Я чувствовал, что в каком-то отношении представляю собой гораздо большее». Он старался уйти от этого - быть тем, кем его хотели видеть другие». (1, c. 218)

3. «Вера в свое «Я».

«Эль Греко, посмотрев на одну из своих ранних работ, должно быть осознал, что «хорошие» художники так не пишут. Но он достаточно доверял своему собственному переживанию жизни, процесс своего чувствования, чтобы суметь продолжать выражать собственное уникальное восприятие мира. Вероятно, он мог бы сказать: «Хорошие художники так не пишут, но я пишу так». Или взять пример из другой области. Эрнест Хемингуэй, конечно, осознавал, что «хорошие писатели так не пишут». Но к счастью он стремился скорее к тому, чтобы быть Хемингуэем, быть самим собой, а не соответствовать чьему-то представлению о хорошем писателе. Кажется, и Эйнштейн проявлял необычную забывчивость относительно того факта, что хорошие физики не думают так, как он. Вместо того, чтобы уйти из науки из-за недостаточного образования в области физики, он просто стремился стать Эйнштейном, думать по-своему, быть самим собой как можно глубже и искреннее». (1, с. 234)

4. «Положительное отношение к себе самому».

«Одной из важных конечных целей психотерапии является то, когда индивид чувствует, что он нравится себе, искренне ценит себя как целостное функционирующее существо. При этом возникает чувство спонтанного свободного удовольствия, примитивная радость жизни, подобная той, которая возникает у ягненка, пасущегося на лугу, или у дельфина, резвящегося в воде». (1, с. 131)

Роджерс также указывает на то, что принятие клиента терапевтом способствует повышению уровня самопринятия клиента.

«Я часто использовал термин «принятие» для описания этого аспекта психотерапевтического климата. Оно включает в себя как чувство принятия отрицательных, «плохих», болезненных, пугающих и ненормальных чувств, выражаемых клиентом, так и выражение «хороших», положительных, зрелых, доверительных и общественных чувств. Оно включает в себя принятие и приязнь к клиенту как к независимому человеку; разрешает ему иметь свои собственные чувства и переживания и находить в них свои собственные смыслы. Приобретение значимых знаний возможно настолько, насколько терапевт может создать дающий безопасность климат безусловного положительного отношения». (160)

«Под принятием я понимаю теплое расположение к нему как к человеку, имеющему безусловную ценность, независимую от его состояния, поведения или чувств. Это значит, что он вам нравится, вы уважаете его как человеческое существо и хотите, чтобы он чувствовал по-своему. Это значит, что вы принимаете и уважаете весь спектр его отношения к происходящему в данный момент независимо от того, положительное это отношение или отрицательные, противоречат ли оно его прежнему отношению или нет. Это принятие каждой меняющейся частицы внутреннего мира другого человека создает для него ощущение теплоты и безопасности в отношениях с вами, а чувство защищенности, проистекающее от любви и уважения, мне кажется, представляет очень важную часть помогающих отношений». (20-21)

«В различных статьях и исследованиях, касающихся проблем психотерапии, центрированной на клиенте, принятие себя выделялось как одно из направлений и результатов психотерапии. Нами был доказан тот факт, что в случае успешной психотерапии отрицательное отношение к себе ослабляется, а положительное увеличивается. Мы измеряли постепенное увеличение принятия себя и выявили увеличение коррелированного с ним принятия других. Однако, изучая это утверждение и сравнивая его с данными наших последних клиентов, я чувствую, что оно не совсем верно. Клиент не только принимает себя (под этой фразой может подразумеваться и недовольное, неохотное принятие чего-то неизбежного), но и начинает нравиться себе. Это не самовлюбленность в сочетании с бахвальством и не самолюбование с претензией, это довольно-таки спокойное самоудовлетворение от того, что ты - это ты». (48)

Таким образом Карлом Роджерсом была детально изучена проблема самопринятия. Он описал процесс формирования самопринятия у ребенка под влиянием родителей, выявил взаимосвязь между самопринятием личности и принятием других, определил роль самопринятия для успешного, развивающего общения и психотерапевтической практики.