Презентация по философии понятие индивид индивидуальность личность. Презентация на тему Человек. Индивид. Личность. Факторы, влияющие на формирование личности


Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Понятие: Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Родовая сущность человека: Родовая сущность человека проявляется у всякого индивидуума всегда особым образом. Выявление особенностей проявления социальной сущности у каждого человека находит свое отражение в персоналистическом подходе философии. И это не случайно, ибо человек как представитель рода или общества, есть индивид - элементарная часть, определяемая соотношением с целым (природой, обществом). А что же он представляет собой вне этого целого или даже в рамках этого целого, можно ли говорить о каждом конкретном человеке самом по себе, со всеми только ему присущими свойствами? Решение этой задачи и обусловило появление персонализма, который стремился развести понятия "человек" и "личность". Обычно все философы-персоналисты разделяют положение о том, что человек есть одновременно и личность. При этом они всегда подчеркивают, что человеческий индивидуум и личность - это не два разных существа человека, а как бы две разные его силы, два качествования. В этой связи понятия "человек" и "личность" рассматриваются ими, как правило, во взаимосвязи общего и единичного. Человек - родовое, общее, а личность - единичное, особое, индивидуальное начало, которое пробивается через родовой тип. Кстати, даже этимологически термины "человеческий индивидуум" (individuum - от латинского слова "неделимое") и "личность" (личина, persona - маска) ориентируют исследовать единичное и неповторимое в человеке. Однако значит ли это, что понятие "личность" всецело должно связываться с индивидуальностью человека, индивидуально-особенным в его отношениях с другими людьми, а понятие "человек" - только с родовым, общим, объединяющим началом всех людей? Иными словами, можно ли оперировать понятием "личность" на основе противопоставления индивидуального (единичного) и общественного (общего)? В ответе на этот вопрос, а следовательно, в определении содержания понятия "личность" в философии существуют разные решения. Здесь многое зависит от того, какой методологический подход лежит в основании решения вопроса о сущности (определении) человека.

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 5

А.Н. Леонтьев, психолог о личности человека

Особенности высшей нервной системы, физической конституции, биологические потребности, характеризующие индивида, не становятся особенностями его личности. К примеру, такая анатомическая особенность, как вывих тазобедренного сустава, обрекающий ребенка на хромоту, не относится к личности. Однако ее значение для формирования личности огромно. Хромота обрекает ребенка на изоляцию от сверстников, порождает чувство своей неполноценности. Но одни могут преодолеть неловкость, связанную с природным недостатком, а другие погружаются в него, становятся замкнутыми, обидчивыми. Личность формирует такие отношения, которых нет, никогда не было и в принципе не может существовать в природе, а именно общественные. Ни муравьи, ни слоны, ни обезьяны не знакомы с ними, они обитают в иной экологической нише. Следовательно, личность возникает в особой, специфической нише.

Слайд 1

ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ
МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Слайд 2

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В НАУКЕ
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ: Личность - носитель общечеловеческих свойств, уподобляется понятию «индивид». Л. Фейербах рассматривал личность как продукт природы и уделял небольшое внимание значению социальных отношений в формировании личности.
Л. ФЕЙЕРБАХ
Я ТАКОЙ КАК ТЫ!

Слайд 3

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В НАУКЕ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ: Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Ж. Пиаже разрабатывали принцип социальной обусловленности психики, выдвинутый Сен-Симоном. Т. Парсон, Д.Г. Мид разработали ролевую теорию личности, в которой говорили о том, что личность играет определенные социальные роли под влиянием социальных ожиданий.
Э. ДЮРКГЕЙМ
Т. ПАРСОН

Слайд 4

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В НАУКЕ
М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, К. Ясперс усматривали сущность личности в ее абсолютной духовной самостоятельности и уникальности. Заброшенный в современный индустриальный мир вещей человек теряет свою индивидуальность, растворяя свое «я» в массе.
М. ХАЙДЕГЕР
К. ЯСПЕРС
Ж.П. САРТР

Слайд 5

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
При всем разнообразии толкований понятия «личность» авторы их согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся. Личность – результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством.
Еще в 1937 гг. исследователь Г. Олпорт насчитал 50 определений личности, почерпнутых из философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии.

Слайд 6

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
Ребенка, подростка корректнее называть формирующейся личностью, так как в эти возрастные периоды происходит развитие и оформление его качеств в целостную систему.
Может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически неполноценный человек или изощренный преступник?

Слайд 7

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
Степень сохранности личности психически неполноценных людей может быть очень разной по сравнению с нормой. Их мировосприятие, особенности мышления качественно отличаются от аналогичных характеристик здорового человека – «патологическая» личность

Слайд 8

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
Преступники, признанные психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку все накопленные ими знания, умения и навыки обращены против общества, которое их сформировало.

Слайд 9

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
Зрелая личность характеризуется целостностью и иерархичностью, т.е. действует не под влиянием сиюминутных условий, а на основе системы ценностей, которая складывается годами.
Иерархичность – способность человека управлять своими биологическими потребностями
Целостность – человек в разных условиях ведет себя предсказуемо
Личность способна сама определять для себя смысл, цели и задачи деятельности и оптимальные способы их выполнения.

Слайд 10

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
Факторы влияющие на формирование личности человека:
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ВОСПИТАНИЕ

Слайд 11

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
Для зрелой личности характерно воздействие на развитие других людей. Причем влияние это необязательно носит непосредственный характер. По-настоящему зрелые личности влияют не только на своих современников, но и на потомков.
АКАДЕМИК А.Д. САХАРОВ
МАРТИН ЛЮТЕР КИНГ

Слайд 12

ИНДИВИД И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Индивид – человек как отдельное биосоциальное существо в среде других людей, т. е. единичный представитель человеческого рода.
Понятие «индивид» употребляется: для обозначения всякого представителя человеческого рода; индивид - не просто один, а всегда «один из нас»; каждый отдельный индивид зависим от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование.

Слайд 13

ИНДИВИД И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Индивидуальность – совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности.

Слайд 14

ИНДИВИД И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
В понятии «индивидуальность» биологическое и социальное в каждом человеке находятся в уникальном, специфическом сочетании.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
ЛИЧНОСТЬ

Слайд 15

ИНДИВИД И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
В науке существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.
Коко Шанель, родившись в конце XIX века, в очень бедной семье, она создала неповторимый стиль, актуальный до сих пор: введение в моду удобной и практичной одежды, юбка длиной до колена, появление в женском гардеробе брюк, духи «Шанель №5», маленькое черное платье.

Слайд 16

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
При изучении личности, необходимо выделить отдельные элементы в структуре личности и анализ взаимосвязей между ними.
Структура личности – специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность.
Соотношение социального и биологического: Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы. Привычки, умения, навыки и знания личности. Особенности психических процессов: восприятия, мышления, памяти и т.д. Биологические свойства связанные с полом, возрастом, темпераментом.

Слайд 17

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Уровни рассмотрения и проявления личности: Интроиндивидный: личность рассматривается с точки зрения индивидуальных отличий от других людей, представлены качества данные человеку от рождения. Интериндивидный: личность рассматривается с точки зрения качеств, которые проявляются только во взаимодействии с другими людьми. Метаиндивидный: определяет воздействие личности на других людей через ее деятельность

Слайд 18

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Личность человека организуется в три структуры, которые Фрейд назвал: Ид (Оно), Эго (Я), Супер-Эго (Сверх-Я) Ид – примитивные, инстинктивные стороны личности, не знающие ограничений – бессознательное. Среди инстинктов Фрейд выделил две основные группы – жизни и смерти. ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ Эго – структура психики, ответственная за принятие решений, Эго ограничивает проявление Ид в соответствии с ограничениями внешнего мира. ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ, РАЗУМНОСТИ. Супер-Эго – совесть и Эго-идеал. Совесть включает способность к самооценке. Эго-идеал ведет индивидуума к выбору для себя высоких стандартов.
ИД
ЭГО
СУПЕР-ЭГО

Слайд 19

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Причем влияние это необязательно носит непосредственный характер. По-настоящему зрелые личности влияют и на современников, и на потомков.
Устойчивость личности проявляется в таких чертах, как направленность, жизненные установки и убеждения.
Изменчивость личности проявляться в изменчивости моделей поведения, в смене настроений, эмоций, жизненного опыта

Слайд 20

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Несмотря на разнообразие подходов к структуре личности, все они отражают ее целостность и интегративность, так как включают биологические, социальные и психические компоненты.
Крона – сфера интересов, социальной активности, моральных качеств. Ствол - психические свойства, (характер, эмоции, интеллект, коммуникативный стиль). Корни – генотипические свойства матери или отца или от других родственников, Почва - прародительский генофонд.

Cлайд 1

Лекция 3. Человек как личность План: 1. Человек как предмет психологии. 2. Подходы к изучению личности. Теории личности. 3. Личность и индивидуальность.

Cлайд 2

1. Человек как предмет психологии. Один из наиболее популярных в советской психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека.

Cлайд 3

Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид - это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека.

Cлайд 4

Cлайд 5

Человек как индивид обладает определенными свойствами. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.

Cлайд 6

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, - «личность». Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личностью характеризует человека как социальное существо.

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

2. Подходы к изучению личности. Теории личности. Проведение теоретических исследований в области психологии личности началось очень давно, и они имеют свою историю. По крайней мере, можно выделить три периода развития психологии личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

Cлайд 10

Первый период исследований начался с работ древних мыслителей и продолжался до начала XIX в. Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период явились вопросы о нравственной и социальной природе человека. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т. п. Вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы (наблюдения за больным) к исследованию личности были единственными, в рамках которых предпринимались попытки проникновения в сущность данного феномена.

Cлайд 11

Второй период исследований начался с XX в. Поскольку начало XX в. характеризовалось бурным развитием экспериментальных исследований в психологии, была предпринята попытка ввести в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов. В связи с этим первоочередной задачей для психологов на долгие годы стала разработка надежных и валидных тестовых методов исследования нормальной личности.

Cлайд 12

Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности. Так, Р. С. Немов насчитывает по крайней мере 48 теорий личности, каждая из которых может быть оценена по пяти параметрам, являющимся основанием для классификации. По способу объяснения поведения все существующие теории личности можно разделить на психодинамические, социодинамические и интеракционистские.

Cлайд 13

К психодинамическим относятся теории, описывающие личность и объясняющие поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характеристик. С точки зрения социодинамических теорий главную роль в детерминации поведения играют внешние ситуации. Поэтому в теориях данного типа не придается существенного значения внутренним свойствам личности. Интеракционистские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Cлайд 14

Следующим основанием для разделения теорий на типы является способ получения данных о личности. С этой точки зрения все теории можно разделить на экспериментальные и неэкспериментальные. К экспериментальным теориям личности относят теории, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем данных. В свою очередь к неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

Cлайд 15

Другим основанием для классификации теории является точка зрения авторов на личность как структурное или динамическое образование. К числу структурных относят теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых - преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.

Cлайд 16

Также существует целый ряд теорий личности, возникших в рамках возрастной и педагогической психологии. Теории этого типа построены на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т. е. от младенчества до ранней юности. Кроме этого существуют теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Cлайд 17

Еще одним основанием для классификации теорий личности является то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки.

Cлайд 18

3. Личность и индивидуальность. Индивидуальность – совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах характера и темперамента, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязи между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитания, особенности строения семьи и обращении с ребенком.