Презентация "особенности адаптации пятиклассников". Презентация «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения Признаки успешной адаптации


Ф. И. О. (автора разработки): Щербакова Ирина Васильевна Место работы: МБОУ СОШ 31 им. В. В. Толкуновой п. Родники МО Белореченский район Краснодарского края Должность: учитель начальных классов «Адаптация будущих пятиклассников в средней школе».

  • Родительский лекторий.
  • Цели:
  • познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе;
  • предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
  • Пятый класс – это переход не только на новую ступень, но и в новый период развития - отрочество.
  • За то, как наши дети войдут в этот возраст, будут ли успешны в учебе и жизни в целом, лежит ответственность на нас, взрослых – педагогах и родителях.
  • Переход в 5-й класс.
  • МНОГО учителей-предметников.
  • МНОГО кабинетов.
  • МНОГО других ребят.
  • МНОГО разных требований.
  • Заново завоевать авторитет у
  • МНОГИХ учителей.
  • Начальная школа.
  • ОДИН основной учитель.
  • ОДИН кабинет.
  • ОДИН классный коллектив.
  • ОДНИ требования.
  • Завоевать авторитет у
  • ОДНОГО учителя.
  • Проблемы школьной адаптации.
  • Возрастные особенности младшего подростка:
  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • повышенная утомляемость;
  • стремление обзавестись верным другом;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  • отсутствие адаптации к неудачам;
  • отсутствие адаптации к положению “худшего”;
  • тенденция предаваться мечтаниям;
  • боязнь осквернения мечты;
  • ярко выраженная эмоциональность;
  • требовательность к соответствию слова делу;
  • повышенный интерес к спорту;
  • увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.
Адаптация - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
  • Признаки успешной адаптации:
  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток
  • выполнить задание самому;
  • удовлетворенность
  • межличностными
  • отношениями –
  • с одноклассниками
  • и учителем.
  • Признаки дезадаптации:
  • усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;
  • нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
  • нежелания выполнять домашние задания;
  • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой;
  • беспокойный сон;
  • трудности утреннего пробуждения, вялость;
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.
  • Тест: «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»
  • Если согласны с утверждением, то поставьте “+”.
  • Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-” .
  • 1. Моему ребенку нравится учиться в школе.
  • Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу, класс.
  • 3. Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
  • 4. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
  • 5. В классе у него много друзей.
  • 6. Ему мало нравятся учителя в школе.
  • 7. Он активно участвует во
  • внеклассных мероприятиях,
  • походах, экскурсиях.
  • 8. Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
  • 9. Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
  • 10. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.
  • Подсчитайте
  • количество совпадений:
  • 1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”,
  • 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”.
  • 8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.
  • 6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.
  • 4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.
  • Рекомендации родителям будущих пятиклассников по сохранению эмоционального здоровья ребёнка и обеспечению гармонии между домашней и школьной жизнью.
  • 1. Расспрашивайте Вашего
  • ребенка о его школьных делах.
  • 2. Регулярно беседуйте с
  • учителями вашего ребенка.
  • 3. Не связывайте оценки за
  • успеваемость ребенка со своей
  • системой наказаний и поощрений.
  • 4. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
  • 5.Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
  • 6. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме.
  • Золотое правило воспитания.
  • Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы!
  • «Все в ваших руках»
  • Желаем удачи!

Слайд 2

Уважаемые родители! Давайте вместе подумаем, какие у нас были сложности при переходе в 5 класс?

Слайд 3

Проблемы пятиклассников

очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнув к требованиям каждого); непривычное расписание (новый режим); много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены новые дети в классе (или я сам в новом классе); новый классный руководитель; в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими; проблемы со старшеклассниками (например, в столовой или в туалетной комнате).

Слайд 4

Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление, т. е. мышление в понятиях и это способствует возникно­вению рефлексии.

Слайд 5

В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе и деловых, и личных взаимоот­ношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе.

Слайд 6

Камень 1: изменение условий обучения

Один кабинет, один учитель, одни и те же ребята

Слайд 7

Камень 2: изменение требований

Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников.

Слайд 8

Помощь

Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «ме­лочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотно­сить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей. Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Слайд 9

Камень 3: отсутствие контроля

При переходе в пятый класс индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника.

Слайд 10

Помощь

Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьно жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий том требований учителей Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителя, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

Слайд 11

Камень 4. Пробелы в знаниях

За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходе учителя и повторными объяснениями сразу, как только это было замечено. В пятом классе такого не происходит.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребёнка. Наша задача – разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. На сегодняшнем собрании мы имеем возможность узнать точки зрения всех участников учебного процесса и увидим наших детей глазами психолога, учителей предметников.


С точки зрения психологии… Подростковый возраст (10-15 лет)период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела. Идет половое созревание. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности развития подростков должны иметь в виду и педагоги и родители. Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно и неверно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создаёт дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте много замечательных составляющих. Подростковый возраст – это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток всё более стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение. Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое свойство личности, которое называют чувством взрослости.


Н.К.Крупская характеризуя этот возраст, говорила, что подросток уже не ребёнок, но уже и не взрослый. Подросток – это ребенок, становящийся взрослым. В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра – биологический и психологический. Мы ведем речь именно психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контакта с разными учителями, усвоение новых предметов).


Надо заметить, что с понятием адаптация тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе»: Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала. Новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях. Качественно иной, более взрослый тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин: недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значительными людьми.




Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями. Признаки дезадаптации: усталый, утомлённый внешний вид ребёнка; нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне; стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы; нежелания выполнять домашние задания; негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; жалобы на те или иные события, связанные со школой; беспокойный сон; трудности утреннего пробуждения, вялость; постоянные жалобы на плохое самочувствие.


1. изменение условий обучения Начальная школа ОДИН основной учитель ОДИН кабинет ОДИН классный коллектив ОДНИ требования Завоевать авторитет у ОДНОГО учителя Переход в 5-й класс МНОГО учителей-предметников МНОГО кабинетов МНОГО других ребят МНОГО разных требований Заново завоевать авторитет у МНОГИХ учителей


2. изменение требований Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей- предметников. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать. Чем можно помочь? Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей. Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий


3. отсутствие контроля Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, уходит к своей первой учительнице или бегает зa классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил. Чем можно помочь? - Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хо-чет свободы - вот ему и пробный шар. Найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых - Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. - Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. - Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет). -Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причи- ну появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.


4. пробелы в знаниях За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала. В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. Так появляются двойки... Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.


Чем можно помочь? Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего пойдет в играх, потому что в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Потом закрепленные навыки перенесутся на саму учебную ситуацию.


Создание благоприятной семейной атмосферы (памятка для родителей) Помните: От того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Важно, чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители. Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместное общение, ненавязчивые советы. Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым делом спрашивать: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать ней- тральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?» Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.


В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям. Здоровье Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной двигательной активности. Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.





Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Повестка собрания Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения. Успеваемость и поведение учащихся класса. Питание детей. Внеурочная деятельность детей. Выборы родительского комитета. Разное.

3 слайд

Описание слайда:

Представьте себе ситуацию: «Вы сменили работу и оказались в незнакомом коллективе. Какие чувства вы испытываете в первое время на новом месте?»

4 слайд

Описание слайда:

Представьте себя на месте ребят, пришедших в 5-й класс. С какими трудностями могут встретиться дети, придя в 5 класс?

5 слайд

Описание слайда:

Вопросы родителям: Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе? В 5 классе? Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе? Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе? Сколько времени в среднем тратил Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе? В 5 классе?

6 слайд

Описание слайда:

Сравнительная таблица 4 класс 5 класс 1 9 предметов 11 предметов, 3 факультатива 2 22 часа 27+2 часов 3 4 учителя 11 учителей 4 1 - 2 часа 2 - 4 часа

7 слайд

Описание слайда:

Много учителей Новые виды домашних заданий Увеличения числа предметов Кабинетной системы Изменения в школьной жизни пятиклассника

8 слайд

Описание слайда:

Возникающие проблемы: очень много разных учителей; непривычное расписание; новый классный руководитель; возросший темп работы; возросший объем работ в классе и д/з; необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;

9 слайд

Описание слайда:

Изменения в 5 классе Смена позиции: «старший» в начальной школе «самый маленький» в средней школе

10 слайд

Описание слайда:

Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.

11 слайд

Описание слайда:

Признаки дезадаптации: Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелания выполнять домашние задания. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

12 слайд

Описание слайда:

Возможные реакции: Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников. Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение). Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка. Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

13 слайд

Описание слайда:

Чем можно помочь? Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом. Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и тд.) сообщите об этом классному руководителю. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно.

14 слайд

Описание слайда:

Чем можно помочь? Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

15 слайд

Описание слайда:

Чем можно помочь? Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Особенности адаптации пятиклассников

Адаптация Сложный, многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедея-тельности, новую систему требований и контроля или новый коллектив.

Новые условия жизнедеятельности Внешние Кабинетная система Подвижное расписание Новый классный руководитель Разные учителя Внутренние Установление контакта с учителями Принятие новых требований Усвоение новых предметов Изменения во внутреннем мире

Особенности адаптации пятиклассников Переход из начальной школы в основную переход на новую ступень возрастного развития (младшие подростки)

Переход из начальной школы в основную школу резкое изменение условий учения, разнообразие и качественное услож - нение требований, предъявляемых к школьнику, смена позиции “старшего” в начальной школе на “самого маленького” в средней, уровень готовности к обучению в средней школе.

Составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе ": Сформированность основных компонентов учебной деятельности Умение самостоятельно работать, осмысливать материал Успешное усвоение программного материала Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками

Особенности поведения повышенная тревожность; сниженная работоспособность; повышенная робость или, напротив, «развязность»; неорганизованность; забывчивость.

Основные задачи развития формирование умения учиться в средней школе; развитие учебной мотивации, интере-сов; формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития;

Основные задачи развития развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других; формирование умения добиваться успеха правильно и относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

Одно из главных направлений работы в младшем подростковом возрасте - формирование общеучебных умений и навыков, умения учиться

Основные критерии успешности адаптации положительное отношение к школе, умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, адекватное восприятие школьных требований, легкое усвоение учебного материала, проявление самостоятельности и творчества при выполнении учебных и иных поручений, благоприятное положение в классе.

Проблема Сложившиеся в начальной школе умения и навыки нередко не соответствуют материалу и требованиям основной школы

Причины школьной дезадаптации пятиклассников

Неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни Характерные признаки: хронические опоздания в школу, на уроки; длительное приготовление домашних заданий; астенические явления к концу учебного дня, учебной недели. Способы устранения: правильное распределение умственных и физических нагрузок, соблюдение режима дня.

Смена учебных предметов, их новое содержательное наполнение Характерные признаки: отсутствие заинтересованности при знакомс-тве с новым предметом; состояние непонимания, смысловой неопре-деленности; нервно-психическое напряжение. Пути устранения: формирование учителем активно-познава-тельного отношения к своему предмету.

Нарушение характера взаимо-адаптации между учеником и учителем-предметником. Характерные признаки: отсутствие интереса к предмету, страх перед учителем; негативные реакции на замечания; поиск предлога для привлечения внимания учителя; возможны прогулы уроков. Способы устранения: коррекция межличностных отношений; повышение психологической компетентнос-ти педагогов.

Несформированность учебной мотивации Характерные признаки: при нормальном интеллектуальном разви-тии не хочет учиться,; отрицательное отношение к процессу обучения; нет желания посещать школу; игровые мотивы преобладают над учебными. Способы устранения: формирование учебных интересов через игровые формы обучения; коррекция стиля семейного воспитания.

Несформированность навыков учебной деятельности Характерные признаки: низкая успеваемость по многим предметам; невнимательность, неорганизованность; заучивание без предварительной логической обработки материала; выполнение упражнений без предварительно-го изучения нужных правил, использование случайных примеров. Способы устранения: обучение приемам учебной деятельности; замена неправильных способов работы правильными.

Отсутствие мотивации достижения успеха Характерные признаки: на фоне достаточных способностей всегда выбирает более легкие задачи, не участвует в соревнованиях, неуверенность в собственных силах сочетает-ся с высокой тревожностью и низкой само-оценкой. Способы устранения эмоционально-положительное подкрепление успешной деятельности; повышение уровня притязаний и самооценки; снижение тревожности.

Несформированность продуктивных форм общения и самоутверждения Характерные признаки: стремится быть в центре внимания; «играет героя», «прикидывается дурачком »; рискует без надобности, хвастается; паясничает, вызывающе одевается; общается с детьми старше себя; подражает хулиганским проделкам других; очень охотно выполняет поручения и задания учителя; чрезмерно дружелюбен.

Недостаточность социальной нормативности Характерные признаки: не желает учиться, прогуливает занятия, работает только тогда, когда его контролиру-ют или заставляют, избегает учителя; не заинтересован в одобрении или неодобре-нии взрослых; списывает домашние задания; эгоистичен, враждебен к детям, любит интриги, берет чужие вещи без разрешения; обижает других, любит попугать, пристает к более слабым; скрытен и недоверчив.

Высокий уровень общих или специальных способностей (одаренность) Характерные признаки: отсутствие интереса к учебному процессу, «уход в себя»; занятие посторонними делами на уроках, попытки «монополизировать» внимание учителя, постановка негативных вопросов; быстрый темп обучения, высокая познава-тельная активность, оригинальность и само-стоятельность суждений; неустойчивость отношений с одноклассника-ми, переходящая в конфликтность, изолиро-ванность.

Интеллектуальная недостаточность Характерные признаки: неуспеваемость по многим предметам; низкий объем знаний и представлений об окружающем мире; бедность интересов, отсутствие высших потребностей; низкий социальный статус; функциональная несостоятельность семьи. Способы устранения консультация специалиста; использование коррекционных программ, направленных на общее развитие ребенка.

Успехов в работе!