Презентация на тему " наречие и слова категории состояния". Презентация на тему " слова категории состояния" Презентация по теме категория состояния












Включить эффекты

1 из 11

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

С помощью этой работы по русскому языку ученики узнают о такой самостоятельной части речи, как слова категории состояния. Также им предстоит узнать кто первый ввел этот термин в лингвистику и понять для чего нужно было такое выделение.

  • Изучаем слова категории состояния
  • Щерба Л.В. - создатель термина
  • Морфологические признаки
  • Синтаксическая роль
  • Обучающие таблицы
  • Задание для самостоятельной работы

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Шестакова С. А.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

С. А. Шестакова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сосновская ООШ»

Слайд 2

Сравните предложения

  • Его лицо было грустно.
  • Он грустно улыбнулся.
  • Мне грустно.
  • Слайд 3

    • Знакомиться со словами категории состояния: морфологическими признаками и синтаксической ролью.
    • Учиться отличать слова категории состояния от других частей речи.
    • Употреблять слова категории состояния в речи в составе предложений.
  • Слайд 4

    Из истории части речи

    в статье «О частях речи в русском языке»

    Слайд 5

    Определение части речи

  • Слайд 6

    Заполните таблицу «Различение частей речи»

  • Слайд 7

    Слайд 8

    Состояние природы и состояние человека

  • Слайд 9

    Домашнее задание

    На выбор:

    Слайд 10

    Критерии оценивания

    «5» - материал усвоен, могу объяснить другим.

    «4» - материал усвоен, готов к выполнению домашнего задания.

    «3» - материал усвоен, но есть вопросы.

  • Слайд 11

    Источники

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Анонс урока

    Учитель:

    Предмет: Русский язык

    Класс: 7

    Программа:

    Учебник:

    Тема урока:

    Тип урока:

    Цели:

    Задачи:

    -

    Ожидаемый результат: Учащиеся умеют :

    Оборудование, наглядность:

    Проектор, презентация.

    КОНСПЕКТ УРОКА

    Ход урока

    Примечание

    Мотивационный момент урока:

    Его лицо было грустно.

    Он грустно улыбнулся.

    Мне грустно.

    (Дети определяют цели)

    Работаем с новым материалом:

    Льва Владимировича Щербу .

    морфологические признаки слова категории состояния:

    Н.ф. (т.к. в тексте)

    наречия , вторая СКС

    -

    (Дети выполняют упр. 182)

    -

    (Ответы детей).

    На выбор:

    Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

    Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

    (Дети оцениваю себя сами)

    Мне было на уроке… трудно, душно, утомительно…

    Спасибо за урок!

    Литература:

    Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Приложение 1

    Приложение 1

    Таблица «Различение частей речи»

    Приложение 2

    В минуту душевной невзгоды... �Желанья... что пользы напрасно и вечно желать? �А годы проходят - все лучшие годы!.. �

    М. Ю. Лермонтов - «Отчего»

    _________________________________________________________

    Шумит Арагва предо мною.

    Печаль моя полна тобою…

    __________________________________________________________

    С. А. Есенин «Пороша»

    Еду. Тихо. Слышны звоны

    Раскричались на лугу.

    __________________________________________________________

    Приложение 3

    Домашнее задание:

    Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

    На выбор:

    Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

    Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

    ________________________________________________________________

    Приложение 3

    Домашнее задание:

    Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

    На выбор:

    Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

    Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

    ________________________________________________________________

    Приложение 3

    Домашнее задание:

    Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

    На выбор:

    Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

    Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

    Приложение 4

    ВЕСЕЛО

    НЕМНОГО

    ИЗДАЛИ

    ВДАЛЕКЕ

    БОЛЬНО

    УЮТНО

    ЗАВТРА

    ВСЕГДА

    МОРОЗНО

    ХОЛОДНО

    НАРЕЧИЕ

    СОСТОЯНИЯ

    �PAGE � �PAGE �11�

    Анонс урока

    Учитель: Шестакова Светлана Анатольевна

    Предмет: Русский язык

    Класс: 7

    Программа: Под редакцией М. М. Разумовской

    Учебник: Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.

    Тема урока:

    Тип урока: Урок изучения нового материала.

    Цели: Формирование навыка определенияслов категории состояния как самостоятельной части речи.

    Задачи:

    - Познакомить со значением категории состояния, её морфологическими признаками и синтаксической ролью.

    Учить отличать слова категории состояния от кратких прилагательных и наречий.

    Уметь определять, к какой группе по значению относятся слова категории состояния.

    Ожидаемый результат: Учащиеся умеют :

    Оборудование, наглядность:

    Проектор, презентация.

    КОНСПЕКТ УРОКА

    Ход урока

    Примечание

    Организационный момент: Приветственное слово учителя.

    Мотивационный момент урока:

    Перед вами 3 предложения, определите, что в них общего, и чем они отличаются? (Объединяет омоним слово «грустно»)

    Его лицо было грустно.

    Он грустно улыбнулся.

    Мне грустно.

    Задание: определяем синтаксическую роль слова грустно и указываем часть речи.

    Какое предложение вызвало затруднение? Почему?

    Сообщение темы и цели урока: Сегодня познакомимся с особой группой слов, которые обозначают состояние. Слова категории состояния. (Дети определяют цели)

    Работаем с новым материалом:

    Работаем с теоретическим материалом учебника стр.76-77. Отметим известное галочкой, а новое воскл. знаком. (Дети работают с материалом учебника)

    Получается, что слова, обозначающие состояние являются самостоятельной частью речи. И первооткрывателем по праву можно назвать Льва Владимировича Щербу .

    Посмотрите, работая с учебником, мы с вами не встретили, привычное нам определение этой части речи, поэтому попробуем сами его сформулировать:

    А что мы можем определить у любой части речи? Давайте выделим морфологические признаки слова категории состояния:

    Общее грамматическое значение: обозначает (состояние человека, природы или окружающей среды). Отвечает на вопросы как? каково?

    Н.ф. (т.к. в тексте)

    Постоянные признаки: (нет). Непостоянные признаки: (нет). Неизменяемая часть речи.

    Синтаксическая роль: (сказуемое)

    Физкультминутка: (Приложение 4) Делимся на 2 группы: первая выбирает наречия , вторая СКС и крепят их на доску. Победит тот, кто правильно быстро выполнит задание.

    Продолжаем работать с новым материалом:

    А сейчас я предлагаю систематизировать наши знания и оформить их в таблицу «Различие частей речи». Но заполнять нам придётся не все графы. Работаем с данными предложениями. (Дети заполняют недостающие графы таблицы – приложение 1)

    - Проверяем, что у нас получилось.

    Применяем полученные знания на практике:

    Теоретический этап завершён. Время практической деятельности. Найдите упр. 182 стр. 77. Выполните задание 1 и 3. (Дети выполняют упр. 182)

    Мы часто используем в разговорной речи слова категории состояния. Но эти слова привлекают поэтов и писателей. Давайте обратимся к поэтической речи. Найдём примеры употребления слов состояния. (Дети работают с раздаткой – приложение 2. Зачитывают примеры.)

    - А чем можно объяснить частое использование в поэтической речи таких предложений? (Совсем неважно присутствие личности, важно показать внутреннее состояние героя, которое и передаётся словами состояния.)

    Внимание на слайд. Составьте предложения по картине, используя слова категории состояния. (Дети по картинам составляют предложения)

    Подведем итог: Назовите ключевые слова урока. (Ответы детей).

    Домашнее задание: (Приложение 3) Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

    На выбор:

    Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

    Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

    Этап оценивания: Поставьте себе оценку, используя шкалу оценивания. (Дети оцениваю себя сами)

    Рефлексия: Закончите фразу безличным предложением: Мне было на уроке… , используя слова категории состояния: интересно, познавательно, полезно, скучно, трудно, душно, утомительно…

    Спасибо за урок!

    Литература:

    Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.

    Литература. 6 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [авт.-сост. В. П. Полухина и др.]; под ред. В. Я. Коровиной. - 14-е изд., – М.: Просвещение, 2007.

    Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 10-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

    Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский]; под ред. В. Я. Коровиной. – 17-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

    http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/670/74670889_483364511.jpg

    http://www.linzik.com/uploads/posts/pics/Vneseni_izmeneniya_v_normi_russkogo_yazika.jpg

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Приложение 1

    Таблица «Различение частей речи»

    ________________________________________________________________

    Приложение 1

    Таблица «Различение частей речи»

    Приложение 2

    М. Ю. Лермонтов - «И скучно и грустно»

    И скучно и грустно! - и некому руку подать

    М. Ю. Лермонтов - «Отчего»

    Мне грустно, потому что я тебя люблю,

    И знаю: молодость цветущую твою

    Не пощадит молвы коварное гоненье.

    За каждый светлый день иль сладкое мгновенье

    Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.

    Мне грустно... потому что весело тебе.

    _________________________________________________________

    А. А. Фет - «Ель рукавом мне тропинку завесила»

    Ель рукавом мне тропинку завесила.�Ветер. В лесу одному�Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -�Я ничего не пойму…

    А. С. Пушкин - «На холмах Грузии»

    На холмах Грузии лежит ночная мгла;

    Шумит Арагва предо мною.

    Мне грустно и легко; печаль моя светла;

    Печаль моя полна тобою…

    __________________________________________________________

    С. А. Есенин «Пороша»

    Еду. Тихо. Слышны звоны

    Под копытом на снегу.�Словно серые вороны

    Раскричались на лугу.

    __________________________________________________________

    Приложение 3

    Домашнее задание:

    Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

    На выбор:

    Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

    Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

    ________________________________________________________________

    Приложение 3

    Домашнее задание:

    Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

    На выбор:

    Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

    Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

    ________________________________________________________________

    Приложение 3

    Домашнее задание:

    Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

    На выбор:

    Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

    Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

    Приложение 4

    ВЕСЕЛО

    НЕМНОГО

    ИЗДАЛИ

    ВДАЛЕКЕ

    БОЛЬНО

    УЮТНО

    ЗАВТРА

    ВСЕГДА

    МОРОЗНО

    ХОЛОДНО

    НАРЕЧИЕ

    СОСТОЯНИЯ

    Класс: 7

    Презентация к уроку

















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель:

    • Познакомить со значением категории состояния, её семантическими группами, морфологическими признаками, синтаксической ролью.
    • Учить отличать слова категории состояния от кратких прилагательных и наречий.
    • Формировать навык определения, к какой группе по значению относятся слова категории состояния.
    • Развивать интерес к русскому языку.

    Оборудование: дидактический материал, раздаточный материал, презентация

    Ход урока

    1. Орг. момент

    Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

    2. На слайде записаны 3 предложения. (2 слайд).

    Задание: назовите повторяющиеся слова, определите их синтаксическую роль и часть речи.

    Какое предложение вызвало затруднение?

    Каким членом предложения является слово тепло , есть ли в предложении подлежащее, может ли оно быть?

    Можно ли определить принадлежность слова тепло к какой-либо части речи без включения его в предложение?

    Как называются слова, которые одинаково пишутся, произносятся, но отличаются по значению? (омонимы)

    Слово учителя:

    Части речи, как и люди, живут своей особой жизнью: у каждой свой характер (морфологические признаки), у них есть родственные связи, они ходят на работу в предложения. У наречия, например, есть брат-близнец, очень на него похожий. Зовут его словокатегории состояния. И сегодня мы с ним познакомимся.

    Вы узнаете, на какие вопросы он отвечает, что обозначает, какую работу выполняет в предложении, и вообще, чем похож и не похож на брата.

    (слайд 3), заголовок

    Запишите тему урока.

    3. Усвоение новых знаний

    Какова цель нашего сегодняшнего урока? (слайд 4)

    1) определять значения......

    2) отличать....... от других частей речи

    3) употреблять в речи.....

    Не пользуясь учебником, вы можете сказать, какие слова относятся к словам категории состояния и что обозначают слова категории состояния? (Нет)

    Сравним записанные на доске пары предложений. Попытаемся сделать их синтаксический разбор:

    1) Лицо темнеет от загара. 2) Летом в Сочи темнеет очень быстро.

    1) Весь июль солнце пекло немилосердно. 2) Весь июль пекло немилосердно.

    Что же увидели? В первых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого-глагола: лицо темнеет, солнце пекло . Во вторых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит только из сказуемого-глагола: темнеет, пекло .

    Таким образом, мы с вами видим, что в речи существуют предложения, не имеющие подлежащего.

    Что они передают? Они чаще всего передают состояния окружающей среды, физическое и душевное состояние людей.

    Запишем в тетрадях предложения и подчеркнём главные и второстепенные члены (один человек работает у доски):

    Утро солнечно и радостно.
    Глаза светились радостно.
    На душе у ребят было радостно.

    Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (Каждое предложение содержит одно общее слово)

    Давайте определим, какие же слова относятся к словам категории состояния?

    - Рассмотрим первое предложение.

    Какой частью речи является слово радостно в первом предложении? (кратким прилагательным).

    От какого слова задаем вопрос? (от существительного утро )

    На какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?)

    Каким членом предложения является? предложении является сказуемым).

    Во втором? – наречие, так как обозначает признак действия: Светились как? радостно, В предложении является обстоятельством.

    В третьем предложении? Радостно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было радостно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо. Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Это неизменяемая часть речи употребляется в предложении без подлежащего. Это и есть слово категории состояния.

    Давайте заполним таблицу на слайде (для заполнения каждого столбца таблицы вызываются ученики, наиболее “сильный” заполняет четвёртый столбец). Ученики работают со своей таблицей.(слайд 5,6,7,8)

    Вопросы Краткое прилагательное Наречие Слово категории состояния (СКС)
    К какому слову относится? Существительное Глагол Не зависит от других слов
    На какой вопрос отвечает? Каков? Какова? Каковы? Как? Где? Как? Каково?
    Что обозначает? Признак

    Предмета

    Признак действия, признак другого признака Состояние природы, человека, оценку действия
    Каким членом предложения является? Сказуемое Обстоятельство Сказуемое в предложении без подлежащего
    Как изменяется? По родам, числам, падежам Не изменяется Не изменяется

    Итак, ребята, мы с вами заполнили таблицу. А теперь всё внимание на теоретический материал, который лежит у вас на партах. (Один из учеников читает материал)

    Давайте внимательно рассмотрим слова СТЫДНО, БОЛЬНО, ГОРЬКО из предложения: “Стыдно, больно, горько было ей”. (И.С. Тургенев)

    Они отвечают на вопросы КАК? или КАКОВО? и обозначают состояние человека. Обратите внимание, что рядом со словами СТЫДНО, БОЛЬНО, ГОРЬКО есть глагольная связка БЫЛО, она указывает нам, что состояние имело место в прошлом. Они не зависят ни от каких других слов и являются сказуемыми в предложении, где нет подлежащего. Эти слова имеют особенное, не совпадающее ни с какой другой частью речи значение, имеют свои морфологические признаки и свою синтаксическую роль, следовательно, их можно выделить в особую часть речи, которую называют категория состояния (или слова состояния).

    Слова, относящиеся к этой части речи, обозначают:

    1) душевное состояние человека: ВЕСЕЛО, РАДОСТНО, СКУЧНО, ЛЕГКО, ТРЕВОЖНО, ГРУСТНО, ОТРАДНО. (Например: “В толпе мне было всегда легко и отрадно”. (Тургенев);

    2) физическое состояние человека или животного: ГОЛОДНО, ДУРНО, ДУШНО (Например:“Мне душно и жарко”);

    3) состояние природы: СУХО, ХОЛОДНО, МОРОЗНО, ВЕТРЕНО. (Например:“Было солнечно и ветрено”);

    4) оценку действий: МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НЕВОЗМОЖНО, НУЖНО (Например:“Нужно выучить правила”).

    Ребята, запишем в нашу грамматическую тетрадь, что обозначают слова категории состояния. (прочитать)

    Итак, подведем итоги.

    Что представляют собой слова категории состояния.

    СКС – самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы КАК? КАКОВО? Обозначает? Морфологические признаки категории состояния – не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается. Синтаксическая роль – сказуемое, в каких предложениях? (слайд 9)

    Молодцы. А теперь прочитаем правило в учебнике на стр. 127.

    Как же мы рассуждаем, находя слова категории состояния в предложении? Читаем рассуждение стр. 128.

    А теперь мы с вами должны научиться отличать категорию состояния от прилагательного и наречия. (слайд 11)

    Краткая форма прилагательного согласуется в роде, числе, падеже с определяемым существительным и в предложении бывает сказуемым. Наречие определяет глагол-сказуемое, отвечает на вопросы: как, когда и т.д. и в предложении является обстоятельством. Слова категории состояния употребляются в безличных предложениях и являются сказуемым.

    4. Закрепление.

    Задание 1.

    Послушайте отрывки из поэтических произведений М.Ю. Лермонтова и найдите в них слова категории состояния:

    И скучно, и грустно, и некому руку подать...
    В небесах торжественно и чудно,
    Спит земля в сиянье голубом...
    Что же мне так больно и так трудно?
    Жду ль чего? Жалею ли о чём?..

    Посмотрите, как украшают слова категории состояния поэтический текст. Ведь поэзия – это, в первую очередь, выражение чувств, эмоций, переживаний. Здесь никак не обойтись без слов категории состояния.

    Давайте попробуем придумать собственные предложения, используя слова категории состояния (учащиеся придумывают по 2-3 предложения и озвучивают их).

    Задание 2.

    (Слайд 12) . Запишите к себе в тетрадь предложения и определите, к какой части речи относятся выделенные слова и их синтаксическую роль.

    Хоть тяжело подчас в ней бремя, телега на ходу легка... (А.С.Пушкин)

    И тяжело Нева дышала, как с битвы прибежавший конь. (А.С.Пушкин)

    “Эй! Пошёл, ямщик!..” - “Нет мочи: коням, барин, тяжело...” (А.С.Пушкин)

    Задание 3.

    (Слайд 13). Укажите номера предложений, в которых выделенные слова являются словами категории состояния, краткими прилагательными, наречиями. Распределите в три колонки.

    Его лицо было грустно .
    Он грустно улыбнулся.
    Мне грустно .
    На него смешно смотреть.
    Такое поведение смешно .
    Он смешно выглядит.
    Сочинение интересно написано.
    С ним интересно спорить.
    Соревнование интересно составом участников.

    (Слайд 14). Проверим себя! Выделенные слова – наречия: 2, 6, 7. Слова категории состояния: 3, 4, 8. Краткие прилагательные: 1, 5, 9.

    Задание 4. Ученик 7-го класса по Интернету разослал по всем школам задание с пометой "SOS". Он совсем запутался и просит помочь ему вставить подходящие по смыслу слова категории состояния и озаглавить текст. Поможем?Работаем в карточке, которая у вас на столе.

    Проверяем.

    ________________

    Я встал рано. На улице уже _____________. Кругом _____________ от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. ________________, щеки пощипывает, снег скрипит. Дышится ______________. ______________ в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. ___________ уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой _______________представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, ___________увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. __________ стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не бывает __________. День пролетел незаметно. Уже ____________. ________ домой. После этой прогулки на душе ___________ и ____________.

    Слова для справок: радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело, тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, пора, можно, темно, слышно.

    Задание 5. (Слайд 15). Распределите слова категории состояния на группы: состояние человека, состояние окружающей среды, оценка состояния.

    5. Подведение итога.

    Слайд 16. Подведём итоги.

    • Каково значение слов категории состояния?
    • Назовите морфологические признаки категории состояния?
    • В чём категория состояния схожа с наречиями и краткими прилагательными?
    • Как различить слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные?

    6. Домашнее задание. Текст и к нему задание.(слайд 17)

    Тихо. Между деревьями син..м столбом подымае(тся, ться) прямой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной.

    А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживле...о (по) весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.

    Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не м...шают! Да, вот именно такое утро сегодня, как буд(то) каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н...кому (не) м...шает: вот исти...ый образ мира во всем мире. (М. Пришвин)

    2. Определите тему и основную мысль текста.

    3. Озаглавьте текст.

    4. Каков стиль текста? Определите тип текста.

    5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.

    6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.

    Электронное приложение к уроку «Слова категории состояния» разработано в программе Microsoft Office - Power Point для демонстрации при помощи мультимедийного проектора. Используется учителем по ходу урока для наглядного и иллюстративного сопровождения материала урока.

    Структура презентации линейная, переход между слайдами и анимационные эффекты объектов слайда осуществляется по щелчку мыши.

    Использование данной презентации на уроке позволяет эффективно достичь всех поставленных целей, играет определяющую роль в чётком структурировании урока, положительной мотивации учащихся. Презентация содержит большой и разнообразный материал по теме (теоретический (определения, алгоритмы), практический (заполнение таблиц, упражнения на закрепление материала, задания по развитию речи) диагностический (в форме тестирования)

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Здравствуйте! приятно интересно волнительно страшно уютно радостно любопытно светло с о с т о я н и е

    «Повторенье – мать учения!» Часть речи Вопрос Значение Признаки Роль в предложении НАРЕЧИЕ где, когда, куда, как, зачем и др признак действия не изменяется обстоятельство (связано с глаголом) КР.ПРИЛ. каков (а, о, ы) признак предмета изменяется по числам, родам сказуемое (связано с подлежащим) 1.Списать. Используя таблицу №1, определить часть речи выделенных слов В этот тихий вечер море грустно 2. В печке грустно насвистывал свою песню сверчок 3.Серце грустно от холода зимнего В этот тихий вечер море грустно – КР.ПРИЛ В печке грустно насвистывал свою песню сверчок - НАРЕЧИЕ Сердце грустно от холода зимнего – КР.ПРИЛ

    Часть речи Вопрос Значение Признаки Роль в предложении НАРЕЧИЕ где, когда, куда, как, зачем и др признак действия не изменяется обстоятельство (связано с глаголом) КР.ПРИЛ. каков (а, о, ы) признак предмета изменяется по числам, родам сказуемое (связано с подлежащим) СКС Как? Каково? состояние не изменяется Сказуемое в безличном предложении Мне грустно и легко … «И опыт – сын открытий чудных...»

    «Маска! Я тебя знаю!» Скучно, смешно, весело, жарко, больно, стыдно Дождливо, морозно, пыльно, тесно, темно Рано, поздно, близко, узко, высоко, далеко Можно, нельзя, надо, полно, охота, пора, лень Состояние человека или животного Состояние природы или среды Оценка, отношение к действию. Временное и пространственное состояние

    «Что в имени тебе моем…» Щерба Лев Владимирович Русский ученый-лингвист В 1928 году выделил все слова со значением состояния в самостоятельную часть речи

    «Маска! Я тебя знаю!» Скучно, смешно, весело, жарко, больно, стыдно Дождливо, морозно, пыльно, тесно, темно Рано, поздно, близко, узко, высоко, далеко Можно, нельзя, надо, полно, охота, пора, лень Состояние человека или животного Состояние природы или среды Оценка, отношение к действию. Временное и пространственное состояние Практическая работа упражнение № 275

    «Тяжело в ученье - легко в бою» И тяжело Нева дышала На сердце тяжело и грустно Небо от нависших туч тяжело 1.Где-то близко у калитки ТИХО звякнуло кольцо. 2.Утро ТИХО, РАДОСТНО и МОЛОДО. 3.На улице ТИХО после дождя. 1.Каким членомпредложения является слово? Да Нет 2.Нахожу грамматическую основу Предложение безличное?

    Прочитайте текст. о чем он, определите тип текста, найдите в тексте СКС наречия, краткие прилагательные: Весна вступает в свои права. В воздухе чисто и свежо. Небо высоко. Солнце печет ласково. Хорошо на душе! Сделайте вывод, для чего в речи нужны СКС? «О великий, могучий и прекрасный, русский язык!»

    Выполните тест. 1. Слова категории состояния обозначают: а) предмет б) признак предмета в) состояние природы г) действие предмета 2. Слова категории состояния: а) изменяются по числам б) не изменяются в) изменяются по падежам г) спрягаются 3. Слова категории состояния в предложении являются: а) сказуемым б) подлежащим в) обстоятельством г) определением 4. В каком предложении есть слово категории состояния: а) Бесшумно повернулся ключ в замке б) Туманное утро бесшумно в) В море за кормой бесшумно 5.Определите значение слова категории состояния в предложении: В лесу морозно и снежно а) оценка действия б) состояние человека в) временное состояние г) состояние природы «Ученье – свет...»


    Слайд 2

    Обострить Толика Орфоэпия

    Слайд 3

    Дремота Гастрономия Камбала Подбодрить Наискось Умерший Танцовщица Подсадная (утка)

    Обострить Толика Орфоэпия

    Слайд 4

    Бежать без оглядки

    Говорить без умолку

    Идти в одиночку

    Быть во всеоружии

    Выстроиться в ряд

    Встретиться вновь

    Объяснить вкратце

    Свернуть влево

    Устремиться ввысь

    Застать врасплох

    Слуховой диктант

    Слайд 5

    Попасть впросак

    Ощутить впервые

    Разбить вдребезги

    Взять взаймы

    Воистину верующий

    Сидеть в обнимку

    Броситься в рассыпную

    Добавить в заключении

    Брать без разбору

    Вряд ли испугает

    Зрительный диктант

    Слайд 6

    Наречие–это самостоятельнаянеизменяемаязнаменательная честь речи, которая обозначает признак действия, предмета или другого признака. Отвечает на вопросы:где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как?

    Слайд 7

    Качественные

    Быстро, чересчур, вблизи, издревле, потом, сослепу, по-русски, наперегонки, долго, хорошо,немного, спросонок, сегодня, умышленно, слишком, сейчас, сверху, нарочно, сгоряча, второпях

    Меры и степени

    Таблица разрядов наречий

    Слайд 8

    Качественные

    Быстро, по-русски, наперегонки,хорошо

    издревле, потом, долго,сегодня,сейчас

    вблизи, сверху

    сослепу, спросонок, сгоряча,

    Умышленно, нарочно, второпях

    Меры и степени

    Чересчур, немного, слишком

    Таблица разрядов наречий

    Слайд 9

    Слово категории состояния – это часть речи, которая выражает модальные значения (возможность, невозможность и др.), обозначает состояние человека, животного или окружающей среды и выполняет роль именных частей сказуемых в односоставных безличных предложениях.

    Надо. Нужно. Можно. Нельзя. Здорово. Хорошо.

    Надо было торопиться на вокзал. (К. Паустовский)

    Слайд 10

    Как различать омонимичные формы прилагательных, наречий и слов категории состояния?

    Омонимичные формы слов на –О различаются по их синтаксическим функциям

    Краткие прилагательные среднего рода обозначают признак предмета и являются именными частями составных именных сказуемых в двусоставных предложениях

    Качественные наречия обозначают признак действия или признака и являются обстоятельствами.

    Слайд 11

    1. Ее лицо было весело. (Двусоставное предложение)

    2. Она весело смеялась.

    3. На вечеринке всем было весело. (Односоставное безличное предложение)

    Слайд 12

    Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.

    Я весело бежал по тропинке.

    Мне было очень весело.

    На улицетихо.

    Море спокойно.

    На душе спокойно.

    Спит очень спокойно.

    А. Наречие

    Б. Прилагательное

    Определите часть речи

    Слайд 13

    Спой мне песню, как синица тихо за морем жила. (Наречие)

    Я весело бежал по тропинке. (Наречие)

    Мне было очень весело. (СКС)

    На улицетихо. (СКС)

    Море спокойно. (Прилагательное)

    На душе спокойно. (СКС)

    Спит очень спокойно. (Наречие)

    Определите часть речи

    Слайд 14

    Слайд 15

    Прочитайте предложения и выполните задание

    Б) Дельфины причиняют японским рыбакам немалые убытки, распугивая стаи рыб, опустошая рыбачьи сети.

    Г) Чтобы бороться с этой напастью, японское управление рыболовства создало пугало для дельфинов – чучело касатки, их злейшего врага.

    А) Длина чучела, буксируемого за судном, - четыре метра; внутри находится генератор ультразвука, издающий крик голодной касатки.

    В) Эффективность пугала, помогающего рыбакам, доказана на практике.

    В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

    Слайд 16

    Б) Дельфины причиняют японским рыбакам немалые убытки, распугивая стаи рыб, опустошая рыбачьи сети.

    Г) Чтобы бороться с этой напастью, японское управление рыболовства создало пугало для дельфинов – чучело касатки, их злейшего врага.

    А) Длина чучела, буксируемого за судном, - четыре метра; внутри находится генератор ультразвука, издающий крик голодной касатки.

    В) Эффективность пугала, помогающего рыбакам, доказана на практике.

    Слайд 17

    Б) Дельфины причиняют японским рыбакам немалые убытки, распугивая стаи рыб, опустошая рыбачьи сети.

    Г) Чтобы бороться с этой напастью, японское управление рыболовства создало пугало для дельфинов – чучело касатки, их злейшего врага.

    А) Длина чучела, буксируемого за судном, - четыре метра; внутри находится генератор ультразвука, издающий крик голодной касатки.

    В) Эффективность пугала, помогающего рыбакам, доказана на практике.

    Какое предложение является односоставным или включает в себя односоставное предложение?

    Слайд 18

    Б) Дельфины причиняют японским рыбакам немалые убытки, распугивая стаи рыб, опустошая рыбачьи сети.

    Г) Чтобы бороться с этой напастью, японское управление рыболовства создало пугало для дельфинов – чучело касатки, их злейшего врага.

    А) Длина чучела, буксируемого за судном, - четыре метра; внутри находится генератор ультразвука, издающий крик голодной касатки.

    В) Эффективность пугала, помогающего рыбакам, доказана на практике.

    1)Сложное бессоюзное

    2)Сложносочинённое

    3)Сложноподчинённое

    Слайд 19

    Б) Дельфины причиняют японским рыбакам немалые убытки, распугивая стаи рыб, опустошая рыбачьи сети.

    Г) Чтобы бороться с этой напастью, японское управление рыболовства создало пугало для дельфинов – чучело касатки, их злейшего врага.

    А) Длина чучела, буксируемого за судном, - четыре метра; внутри находится генератор ультразвука, издающий крик голодной касатки.

    В) Эффективность пугала, помогающего рыбакам, доказана на практике.

    Какая характеристика соответствует предложению А?

    1)Сложное бессоюзное

    2)Сложносочинённое

    3)Сложноподчинённое

    4)Сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

    Слайд 20

    Б) Дельфины причиняют японским рыбакам немалые убытки, распугивая стаи рыб, опустошая рыбачьи сети.

    Г) Чтобы бороться с этой напастью, японское управление рыболовства создало пугало для дельфинов – чучело касатки, их злейшего врага.

    А) Длина чучела, буксируемого за судном, - четыре метра; внутри находится генератор ультразвука, издающий крик голодной касатки.

    В) Эффективность пугала, помогающего рыбакам, доказана на практике.

    1)частица

    2)часть союза

    3)наречие

    4)местоимение

    Слайд 21

    Б) Дельфины причиняют японским рыбакам немалые убытки, распугивая стаи рыб, опустошая рыбачьи сети.

    Г) Чтобы бороться с этой напастью, японское управление рыболовства создало пугало для дельфинов – чучело касатки, их злейшего врага.

    А) Длина чучела, буксируемого за судном, - четыре метра; внутри находится генератор ультразвука, издающий крик голодной касатки.

    В) Эффективность пугала, помогающего рыбакам, доказана на практике.

    Укажите правильную характеристику слова ВНУТРИ (предложение А).

    1)частица

    2)часть союза

    3) наречие

    4)местоимение

    Слайд 22

    Слайд 23

    В сознании поэта стихи возникали быстрее, чем он мог их записать, но потом он долго и тщательно работал над ними.

    Россия сейчас переживает экономический рост, и динамика продаж это подтверждает.

    Образ Кутузова появляется в романе Л. Н. Толстого, восхищаясь и обдумывая его.

    Театр имеет профессионально оборудованную сценическую площадку, в нем играют хорошие актеры и ставят прекрасные пьесы.

    Укажите предложение с грамматической ошибкой.

    Слайд 24

    Разграничьте в следующих примерах: А – гиперболу, Б – олицетворение, В – перифразу, Г – сравнение. (Соотнесите цифру и букву)

    Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик (т.е. Ломоносов) по своей и божьей воле стал разумен и велик. (Н. Некрасов)

    Ты – как отзвук забытого гимна в моей черной и дикой судьбе. (А. Блок)

    И тогда обиделось Время и застыли маятники Времени. (В. Высоцкий)

    (Жуковский о Пушкине)

    Слайд 25

    1в, 2г, 3б, 4в

    Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик (т.е. Ломоносов) по своей и божьей воле стал разумен и велик. (Н. Некрасов) - перифраза

    Ты – как отзвук забытого гимна в моей черной и дикой судьбе. (А. Блок) - сравнение

    И тогда обиделось Время и застыли маятники Времени. (В. Высоцкий) - олицетворение

    Солнце русской поэзии закатилось.

    (Жуковский о Пушкине) - перифраза

    Слайд 26

    Спасибо за урок!

    Посмотреть все слайды






    Задачи урока

    • определять значения слов категории состояния
    • отличать слова категории состояния от других частей речи
    • составлять односоставные предложения
    • употреблять в речи слова категории состояния

    обозначают

    состояние состояние отношение

    человека природы к действию

    КАК? КАКОВО?

    ПРИЗНАКИ:

    1) употребляются в безличном предложении

    2) входят в состав главного члена предложения

    3) не изменяются


    «Маска! Я тебя знаю!»

    Скучно, смешно, весело, жарко, больно, стыдно

    Дождливо, морозно, пыльно, тесно, темно

    Рано, поздно, близко, узко, высоко, далеко

    Можно, нельзя, надо, полно, охота, пора, лень

    Состояние человека

    или животного

    Состояние природы

    или среды

    Временное и пространственное состояние

    Оценка, отношение

    к действию.

    Практическая работа- упражнение № 275 по вариантам


    Состояние человека

    Состояние окружающей среды

    Оценка состояния


    Как здесь тихо!

    Краткие прилагательные

    Он говорил тихо.

    Озеро тихо.


    Как здесь

    Краткие прилагательные

    Он говорил

    Озеро тихо.


    • Его лицо было грустно.
    • Он грустно улыбнулся.
    • Мне грустно.
    • На него смешно смотреть.
    • Такое поведение смешно.
    • Он смешно выглядит.
    • Сочинение интересно написано.
    • С ним интересно спорить.

    Краткие прилагательные


    • Его лицо было грустно.
    • Он грустно улыбнулся.
    • Мне грустно.
    • На него смешно смотреть.
    • Такое поведение смешно.
    • Он смешно выглядит.
    • Сочинение интересно написано.
    • С ним интересно спорить.
    • Соревнование интересно составом участников.



    • Каково значение категории состояния? Назовите морфологические признаки категории состояния? В чём категория состояния схожа с наречиями и краткими прилагательными?
    • Каково значение категории состояния?
    • Назовите морфологические признаки категории состояния?
    • В чём категория состояния схожа с наречиями и краткими прилагательными?

    Домашнее задание

    1. Написать размышление на тему: Влияет ли состояние природы на душевное состояние человека?

    2. §45 правило учить,Упр.275 закончить

    3. Подобрать пословицы, поговорки, цитаты, в которых слова пора, жаль, охота, грех, горе, смех, лень, неохота, конец, крышка выступали в роли СКС.

    Два задания из трёх на ваш выбор


    Выполните тест.

    а) предмет б) признак предмета

    в) состояние природы г) действие предмета

    а) изменяются по числам б) не изменяются

    в) изменяются по падежам г) спрягаются

    а) сказуемым б) подлежащим

    в) обстоятельством г) определением

    4. В каком предложении есть слово категории состояния:

    а) Бесшумно повернулся ключ в замке

    б) Туманное утро бесшумно

    в) В море за кормой бесшумно

    5.Определите значение слова категории состояния в предложении: В лесу морозно и снежно

    а) оценка действия б) состояние человека

    в) временное состояние г) состояние природы


    Взаимопроверка!



    Синтаксическая роль

    Сказуемое

    Состояние

    человека

    Состояние во времени

    и пространстве

    Омонимы: наречия,

    крат. прилагательные,

    существительные

    Состояние

    природы

    или среды

    Отношение

    к действию,

    оценка

    Неизменяемая

    часть речи


    • Что затруднило?
    • Что было интересным?
    • Что понравилось?
    • Ваши пожелания

    • Что было Интересным?
    • Что было
    • Интересным?
    • Что понравилось?
    • Что затруднило?

    Ваши пожелания

    Было ли комфортно

    на уроке?

    • Было ли комфортно на уроке?
    • Было ли комфортно на уроке?

    Завершая урок,

    пожелать вам цвести, расти,

    копить, крепить здоровье,

    Оно для дальнего пути –

    Главнейшее условье.

    Пусть каждый день и каждый час

    Вам новое добудет.

    Пусть добрым будет ум у вас,

    А сердце умным будет.