Характеристика ощущений в младшем школьном. Игры на развитие внимания,ощущений,восприятия,памяти,мышления детей младшего школьного возраста. Игра на развитие мышления «Исключи лишнее»


Ко времени обучения детей в школе анализаторы вполне сформировались, однако их развитие продолжается и в школьном возрасте. Следует отметить, что анализаторы развиваются неравномерно. В младшем школьном возрасте в несколько замедленном темпе увеличивается острота зрения, а у подростков этот темп вновь усиливается. Вместе с тем у младших школьников быстро развивается способность к различению зрительных и слуховых раздражителей. В младшем школьном возрасте заметно совершенствуется и умение быстро перестраивать зрительный аппарат для рассматривания близких предметов (тетрадь, книга, раздаточный, наглядный материал) и более отдаленных предметов (классная доска, карта на стене, приборы на столе учителя).
Дети приходят в школу со знанием основных цветов. За время пребывания в начальных классах они научаются не только различать оттенки цветовых тонов, но и называть их, а также подбирать цвета по заданию в соответствии со словом-наименованием (например, светло-синий, темно-зеленый, бледно-розовый).
У девочек цветоощущение развито несколько сильнее, чем у мальчиков. Это отчасти можно объяснить тем, что при играх девочки больше интересуются окраской вещей, чем мальчики. Специальные упражнения в различении цветовых оттенков, проводимые учителем, очень повышают эту способность и у мальчиков. Так, в I классе ученики в среднем различали по 3 оттенка красного цвета, по 2 желтого и совсем не различали оттенков зеленого и синего цветов. С этими детьми провели несколько занятий, во время которых они раскладывали цветные моточки шерсти «от самого светлого к темному». После окончания занятий проверили результаты обучения. Оказалось, что дети стали различать в среднем: 12 оттенков красного цвета, 10-желтого, 6 - зеленого и 4- синего.
Что касается остроты слуха, то она у младших школьников несколько возрастает по сравнению с детьми дошкольного возраста. Речевой слух особенно развивается в первые годы обучения в школе, чему способствует обучение чтению и письму. В свою очередь, обучение происходит успешнее при достаточно развитом фонематическом слухе. Дети производят анализ слова на слоги, слоги расчленяют на звуки, затем обучаются обратному процессу - синтезу, объединению звуков в слоги, а из слогов составляют слова. Исследования психологов показали, что те учащиеся, которые мало упражнялись в этой аналитико-синтетической деятельности ва словесном материале, медленнее обучаются чтению и больше допускают ошибок при письме. Для правильного письма большое значение имеет также проговаривание по слогам вслух или про себя тех слов, которые пишутся.
Исследования психологов установили также, что у детей младшего школьного возраста можно специальными упражнениями значительно развить способности различать звуки по высоте. Это позволит в большей степени развивать их способности к музыке и пению.
Одной из важных задач учителя начальных классов школы является внимательное отношение к особенностям ощущений учащихся и забота о повышении их чувствительности. Учитель должен знать, кто из его учеников плохо видит (близорук или дальнозорок), недостаточно хорошо слышит. Детей с дефектами органов чувств необходимо показать врачу, а в классе их надо посадить так, чтобы они могли лучше видеть и слышать.
Надо с ранних лет внушать детям, какое огромное значение имеют ощущения для труда и познания мира, каким важным источником человеческого счастья они являются.
Вместе с тем учитель должен заботиться и о развитии ощущений у детей. Этому в значительной степени способствуют занятия рисованием, музыкой, пением, экскурсии в природу, в музеи, на выставки картин и т. п. Детям надо прививать любовь к искусству и стремление упражнять свои сили в том или другом его виде. Полезны и специальные упражнения органов чувств.
Эти упражнения могут быть включены в игровую деятельность детей (например, игра в лото, когда надо быстро найти одинаковые оттенки цвета или формы на картинке).
Очень важно, чтобы работу по охране и развитию органов чувств учащихся учитель проводил совместно с родителями, уточняя вместе с ними особенности детских ощущений и давая полезные советы для развития этих ощущений.



Понятие о восприятии


Благодаря ощущениям в больших полушариях мозга отражаются отдельные качества предметов (цвет, звук, твердость и т. п.). Но в окружающей человека действительности каждый предмет или явление обладает целым комплексом различных качеств и свойств. Для правильного их отражения отдельные ощущения, даваемые анализаторами, объединяются в коре мозга, и у человека создается целостный образ предмета или явления.
Психический процесс, заключающийся в отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств, называется восприятием. По сравнению с ощущением восприятие - более высокая форма отражения действительности.
Физиологической основой восприятия являются сложные условнорефлекторные связи в коре больших полушарий, где осуществляется синтез (объединение) возбуждений, идущих от внешних раздражителей.
При восприятии происходит согласованная деятельность нескольких анализаторов, ответная реакция организма на целый комплекс раздражителей.
Так, когда мы воспринимаем, например, розу, то одновременно видим красивую форму и чудесную ее окраску и обоняем, вдыхая приятный аромат розы, осторожно прикоснувшись к цветку, осязаем нежную мягкость ее лепестков и т. п. Все эти отдельные ощущения соединяются в коре мозга вместе, в единый комплекс.
Кроме того, мы узнаем в этом предмете розу, т. е. здесь имеют место и процессы памяти. Запах цветка доставляет нам удовольствие, вызывает приятное чувство. Наконец, в процесс восприятия включается и мышление: мы можем думать о том, к какому сорту относится данная роза, производить первоначальное элементарное обобщение.
В зависимости от того, какой анализатор преобладает при восприятии, различают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные и кинестетические восприятия.

В процессе обучения осуществляется развитие у учащихся познавательных процессов, который характеризуется количественными и качественными их изменениями. Они оказываются в частности в развитии восприятия. Количественные изменения заключаются в росте скорости течения процесса восприятия, в увеличении числа воспринятых объектов, расширении объема их запоминания и тому подобное. Качественные изменения представляют собой определенные преобразования структуры восприятия, возникновения новых его особенностей, которые знаменуют собой подъем его познавательной эффективности.

У младших школьников восприятия становится более произвольным, целенаправленным и категорийным процессом. Воспринимая новые для них предметы и явления, ученики стремятся относить их к определенной категории объектов. Особенности восприятия младших школьников оказываются в выполнении заданий на выбор объектов с определенной их совокупности. Выбирая предметы, они ориентируются в основном на их цвет и форму. В одних случаях характерный признак предмета они берут форму, а в других - цвет (Е.И. Игнатьев). Чем старше ученики начальных классов, тем больше роль в их восприятии принадлежит форме. Растет и точность различения форм предметов. Младшие школьники широко используют форму для опознания и сравнение предметов, даже в тех случаях, когда они не знают названия формы. Рост осведомленности учеников с названиями форм (треугольник, четырехугольник, круг и т.д.) играет важную роль в развитии точности и полноты восприятия.

У младших школьников существенно меняется зрительный и осязательный выбор заданной фигуры среди других фигур, о чем свидетельствует уменьшение времени, необходимого на зрительный и осязательный их поиск. Результаты выполнения ими задач на выбор форм полипшуютьсяя под влиянием перцептивного тренировки в зрительной дифференциации форм фигур. При этом не только уменьшается время на поиск фигур, но и сужается диапазон индивидуальных различий в выполнении таких задач. В процессе тренировки заметно повышается уровень перцептивного различия форм объектов (А. Скрипченко). У первоклассников случаются трудности в восприятии формы и ее отражении. Некоторые из них допускают ошибки в изображении фигур, написании букв или цифр. В первые недели обучения 12,3% первоклассников "перевернуто" пишут цифру 6; 10,6% - букву; 19,2% - букву Б. Большинство этих детей испытывает трудности и в восприятии размещения предметов в пространстве (А. Скрипченко). Наблюдается, что в одних детей быстро проходят такие особенности в восприятии и воспроизведении объектов, а в некоторых они влияют на трудности в письме и чтении. Часть таких детей относится или к группе учащихся с дисграфией (с чрезмерными трудностями в овладении письмом) или к группе детей с дислексией (с чрезмерными трудностями в овладении чтением). Но не только упомянутые особенности восприятия и воспроизведения объектов определяют детей-дисграфиков и дислексиков. Наблюдения показывают, что таких детей ни в коем случае нельзя отнести к умственно отсталых. Г. Крайг и другие приводят много фактов, когда из таких детей вырастали выдающиеся личности Например, Т. Едисон, Х.К. Андерсен и многие другие в младших и частично в средних классах зачислялись в дислексиков. Большое количество таких детей в процессе преодоления трудностей читали хоть и медленно, но вдумчиво, приобретали веры в свои силы и становились выдающимися личностями.

О качественных изменениях восприятий у школьников, прежде всего зрительного, можно судить по данным о том, как они воспринимают предметы в затрудненных условиях (например, при постепенном увеличении их освещенности). В таких условиях процесс восприятия увеличивается, что дает возможность проследить образования перцептивных образов. В их категоризации важную роль играют гипотезы (С. Костюк, О.В. Скрипченко). Адекватные гипотезы ускоряют процесс образования образов, неадекватны - задерживают. По нашим данным, с возрастом у учащихся 1- 111 классов заметно растет количество адекватных гипотез при восприятии предметов в затрудненных условиях.

У учащихся третьих классов совершенствуется работа анализатора, повышается их чувствительность к различным свойствам предметов. Точность различения цветов и цветовых оттенков, например, увеличивается на 45% по сравнению с учениками первых классов. О совершенствовании у младших школьников различия цветов свидетельствуют данные выполнения ими задач на их дифференциацию и выбор. Девочки лучше дифференцируют предметы по цвету, чем мальчики. Под влиянием обучения совершенствуется дифференциация цветов как у мальчиков, так и у девочек. У детей увеличивается количество слов, которыми они означают цвета и их оттенки (бледно-розовый, светло-зеленый и т.д.). Развивается способность дифференцировать оттенки освещенности объектов. У учащихся третьих классов она растет в 1,8 раза по сравнению с первоклассниками. У младших школьников наблюдаются значительные индивидуальные различия в способности дифференцировать цветовые тона и их оттенки, словесно их определять.

Разрозненные младшими школьниками цветов, их оттенков зависит не только от возрастных особенностей детей, но и от работ, которые проводят взрослые. Так, по свидетельству Б. Немевського, японские учителя уделяют особое внимание развитию цветовой чувствительности учащихся. В этой стране есть своеобразная кольоростична грамота. Она, по мнению японских психологов и педагогов, позволяет шире и глубже развивать не только органы чувств, но и мышления и творческие возможности детей. Благодаря вниманию японских учителей и родителей к кольористичнои грамоты детей, младшие школьники умеют различать около 36 цветов, а в 7 классе - до 240 цветов. В японских школах с первого класса программой предусмотрены такие занятия, которые называются "любованием", пишет Б. Немевський. В хорошую погоду отменяются уроки, и ученики идут наблюдать, любоваться красотой природы. Повышается у младших школьников и способность различать высоту звуков, что особенно способствуют занятия по музыке и пению. Для начального обучения музыке младший школьный возраст является наиболее благоприятным. По данным социальных исследований (А.Д. Коган, Н. Тимофесв и др.), В младшем школьном возрасте возрастает острота слуха, а также способность различать высоту тонов. Так, ученики третьих классов различают высоту тонов в 2,7 раза точнее, чем первоклассники.

Точность восприятия и воспроизведения коротких звуковых сигналов повышается у учащихся третьих классов по сравнению с первоклассниками в 1,6 раза. С возрастом количество ошибок в воспроизведении сигналов младшими школьниками уменьшается. Имеются значительные индивидуальные различия в точности восприятия и воспроизведения звуковых сигналов. С возрастом диапазон их увеличивается. Девочки несколько точнее воспринимают и воспроизводят звуковые сигналы (А. Скрипченко).

Фонетический слух у младших школьников быстро развивается под влиянием систематической работы на уроках чтения, письма и устной речи. Должное внимание учителей к развитию у учащихся слуха способствует успешному овладению ими чтением и письмом, предотвращению ошибок в звуковом анализе слов и их письменном воспроизведении.

В процессе обучения у школьников развивается восприятия форм предметов. При этом в восприятии первоклассников часто форма предметов четко не. выделяется. Так, например, А.И. Галкина предлагала ученикам 1 класса нарисовать формы некоторых предметов. В 40% случаев первоклассники рисовали предметы с присущими им признаками, но при этом форма предметов детьми игнорировалась. Платок они рисовали с каймой и узорами, но не квадратной формы.

Ученикам младшего школьного возраста трудно воспринимать перспективу. Рисуя такие предметы, как стол, дом, самолет и т.п., первоклассники выделяют объемные признаки, но еще не передают перспективу (Н.Ф. Четверухин).

Первоклассники правильно определяют место предметов (справа, впереди-сзади и т.п.), осмысленно воспринимают предметы, которые находятся справа слева, впереди-сзади от другого человека, правильно называют правую и левую руку человека, стоящего напротив него. Школьник этого возраста может представить себя на месте этого человека, определить, где от нее будет правый бок, а где - левый. Ученики И-11 классов способны определить пространственные соотношения различных предметов, если поставленную перед ними задачу имеет конкретный, предметный характер. Если же даются задания определить пространственные соотношения вне наглядной ситуацией, то немало учеников 1-11 классов не могут правильно его выполнить (М.Н. Шардаков).

Младшие школьники лучше понимают понятие "час", наверное, потому, что в своей учебной работе они чаще всего им пользуются. Постоянное пользование расписанием уроков приводит к тому, что ученики III. класса лучше понимают реальное значение такого отрезка времени, как неделю и день, чем минута и месяц, хронологические даты воспринимаются с трудом даже учениками третьих классов, но большинство учеников третьих классов имеют представления о "века", "возраст" и другие.

Наблюдательность развивается успешнее, если учитель не только сопровождает пояснениями демонстрацию наглядных объектов, хотя это и очень важно, но и организует самостоятельное рассмотрение этих объектов, поиски их характерных признаков, создание целостных их образов. Таким образом школьники учатся точно, четко их воспринимать - видеть, слушать, ощупывать, время и нюхать, пробовать на язык, наблюдать и обобщать, определять словам результаты своих наблюдений.

Возможности выполнения учениками таких задач широко открываются тогда, когда они знакомятся с начальным геометрическим материалом, работают с картиной на уроках языка, естествознания, ведут дневники наблюдений за изменениями в природе, температурой, облачностью, осадками; направлением ветра, изменениями в жизни растений и животных и т.

Вопросам восприятия детьми картин занимался немецкий исследователь Штерн. Он установил четыре стадии. Первая стадия характеризуется тем, что ребенок при восприятии ориентируется только на отдельные предметы или лица, изображенные на картинках, и в своих описаниях перечисляет только их, ребенок не объясняет их и не делает никаких качественных различий. Вторая стадия действий - при восприятии картины ребенок обращает внимание преимущественно на то, что делает человек или животное, изображенное на ней, в каком состоянии находятся предметы. Третья стадия - стадия отношений. На этой стадии обращается внимание на пространственные, временные, причинные отношения между людьми, животными, предметами, изображениями на картине. Четвертая стадия - стадия качества. На этой стадии ребенок обращает внимание на качественные признаки вещей и явлений. Если дать шестилетний ребенку понятную для нее картинку, то оказывается, что примерно 75% детей будет находиться на первой, 15% - на второй, 9% - на третий и 1% - на четвертой стадии. Однако, на эти показатели влияет не только возраст детей, но и содержание картин. Существуют и другие классификации восприятия детьми и подростками картин.

Формирование наблюдательности способствует эстетическому воспитанию учащихся. Вырезание, лепка, конструирование, моделирование.

Работа на пришкольном участке также потребует восприятия и выступают как стимуляторы его развития.

У детей школьного возраста ощущения уже настолько слиты с более сложным видом чувственного познания - восприятием, что изучать их отдельно невозможно.

Ощущения развиваются в общем процессе формирования и совершенствования психической деятельности ребёнка. Развитие ощущений выражается в следующем:

1. Обостряется абсолютная и различительная чувствитель­ность.

2. Образуются всё более сложные межанализаторные связи.

3. Формируются тонкие и точные сенсомоторные ассоциации, обеспечивающие точность движений и зрительный контроль за ними.

4. Развивающаяся речь превращает полученные раздражения в знания качеств предметов. Речь предаёт этим знаниям обобщён­ный характер и обеспечивает более совершенную ориентировку ребенка в окружающей среде.

5. Между различением качеств, их названием и использова­нием у маленьких детей нет полного соответствия. По мере развития это соответствие возрастает, на высшей ступени развития ощущение разных качеств предметов и их оттенков становится ос­нованием для осмысления отдельных предметов и целых жизненных ситуаций.

6. Совершенствующаяся чувствительность к качествам пред­метов и явлений и их словесное обозначение становятся основанием и условием развития у детей наблюдательности и эстетических чувств.

В младшем школьном возрасте продолжается развитие вос­приятия . Благодаря совершенствованию наблюдения восприятие превращается во все более целенаправленный и управляемый процесс. В школьные годы эта способность ребенка постоянно совершенствуется и достигает весьма высокой ступени развития.

У младшего школьника легко увидеть некоторое своеобра­зие восприятия. Оно вызвано в значительной мере ошибками в познании пространства. Правильно обозначают геометрические формы только 55% детей, поступивших в школу. Сохраняется у первоклас­сников и тенденция опредмечивания незнакомых им форм. Поэтому младшие ученики называют цилиндр стаканом, конус (опрокинутый) волчком или крышей, 6-гранную призму - столбиком и т.д. Это го­ворит о неизжитых еще трудностях в абстрагировании формы от предмета.



Причиной устойчивости многих ошибок в восприятии и разли­чении младшими школьниками фигур является сохраняющаяся у них ситуативность восприятия. Так, многие из них узнают прямую ли­нию, если она проведена в горизонтальном положении, но если она начерчена вертикально, или наклонно, дети уже не восприни­мают ее как прямую.

В младшем школьном возрасте существенно развивается и специальный вид восприятия - слушание, У школьников слушание становится не только средством, но и видом его учебной деятельности.

В развитии младшего школьника все большее значение при­обретает восприятие времени. Одна минута по представлению уча­щихся 1 класса в среднем равна 11,5 секундам; у учеников Ш кла­сса - 24,8 секунды; у учеников У класса - 31,1 секунды. Недоо­ценка такого короткого интервала, как минута с возрастов умень­шается. Более правильно учащиеся представляют себе час, поскольку чаще встречаются с этой мерой времени в личной практике.

Внимание первоклас­сника еще во многом сохраняет черты, характерные для дошкольни­ков. Первоклассники не могут одновременно рассматривать карти­ну и слушать рассказ учителя об авторе этой картины, т.к. в каждый момент они сосредоточиваются лишь на одном каком-то со­держании своей деятельности.

Учащиеся 1-П классов не умеют еще направлять свое вни­мание на то, что является главным, существенным в рассказе, картине или предложении. Повышенная эмоциональная возбудимость, еще сохраняющая­ся у детей 1 - Ш классов, также мешает им разобраться в выпол­няемой ими работе или рассказе учителя.

Причины рассеянности :

1) результат переутомления, что очень часто связано с просчетами в воспитании, такими как недостаточная готовность к обучению в школе, пропуск режимных моментов, наличие какой- либо патологии или чрезмерные притязания родителей, перегружающих своего ребенка дополнительными занятиями;

2)нарушение правильного дыхания, нередко вызванное неправильной позой ребенка при работе, не по росту подобранной мебелью, незалеченными заболеваниями носоглотки, недостаточным проветриванием помещения;

3/недостаточная умственная актив­ность, например, вследствие отсутствия интереса к занятиям вследствие пресыщения;

4)неправильное воспитание – педагогическая запущенность, недостаточное развитие воли и самостоятельности;

5)особенности темперамента, например проявления гиперактивности.

К возрасту 10-11 лет объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания у детей с нормальным развитием почти такие же, как и у взрослого человека. Младшие школьники могут переходить от одного вида дея­тельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ре­бенка сохраняет еще некоторые признаки «дет­скости».

Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие вни­мание, особенно интересны для ребенка. При этом следует отметить, что развитие внимания у детей младшем школьном возрасте вызвано не только биологическими причинами, но в первую очередь той деятельностью, которой занимается ребенок

У младших школьников сохраняется конкретная образность мышления. Оперирование единичными представлениями и трудности перехода к обобщениям отчетливо выступают и в том, как понимают младшие школьники аллегории и метафоры.

Механическая память за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует очень быстро. Несколько ниже темпы развития опосредованной, ло­гической памяти у ребенка, поскольку данный вид памяти еще не стал для него актуальным.

Специфика содержания и новые требования к процессам памяти вносят существенные изменения в эти процессы. Увеличивается объем памяти . Учащиеся IV класса запоминают в 2-3 раза больше слов, чем ученики I класса. В младшем школьном возрасте существенные качественные изменения происходит в том, что и как сохраняет память. 9-летние дети из предъявленных им 12 предметов запоминают в среднем 6,4, а из такого же количества слов аб­страктного значения они удерживают в памяти лишь 4,2.слова. В 11-12 лет дети запоминают в среднем 8,6 предмета и 5,1 слов абстрактного значения.

Преобладание запоминания наглядного материала сохраня­ется на протяжении всего периода начального обучения. С воз­растом при запоминании все большую роль начинают играть словесные опоры.

Значительные изменения происходят и в развитии вообра­жения младших школьников. Усваиваемый учебный материал посто­янно требует от учащихся деятельности воображения. Особенно большое значение для развития воображения имеет литература.

Главной особенностью развития когнитивной сфе­ры детей младшего школьного возраста является пе­реход психических познавательных процессов ребен­ка на более высокий уровень. Это прежде всего выра­жается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие внимание, память, представления), а также в форми­ровании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.

Развитие ощущений зависит от требований, которые предъявляют к ощущениям жизнь, практика, деятельность человека. При отсутствии дефектов в строении органов чувств можно добиться развития чрезвычайной тонкости ощущений.
Всестороннее развитие ощущений связано с разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью ребенка: трудовой, изобразительной деятельностью, музыкальными занятиями.
Однако особенно заметное развитие и совершенствование ощущений у ребенка возможно только в том случае, когда он будет заинтересован в таком развитии, сам будет добиваться успехов в этом развитии, когда упражнения его ощущений будут вытекать из потребности развития всей личности, мечты и жизненных запросов. Например, школьник хочет стать музыкантом: он стремится развить свой музыкальный слух не по принуждению, а из-за страстного желания стать хорошим исполнителем, из потребности иметь большой запас тонких музыкальных впечатлений для своих творческих музыкальных работ.
Другой пример: мальчик хорошо и много рисует, его интересует очень сложный и загадочный мир красок окружающей действительности, поэтому он с энтузиазмом изучает цвета, бесконечно разнообразные их оттенки, цветовые переходы и т. д. При нормальных условиях развития острота зрения у младших школьников улучшается под влиянием систематических упражнений в процессе обучения. Но если учащийся сидит неправильно за партой при чтении и письме, низко склоняется над книгой или тетрадью, то острота зрения может значительно ухудшиться. Очень вредна для зрения привычка читать лежа - это обычно сказывается на качестве зрительных ощущений и состоянии органа зрения.
К семи-восьми годам дети уже хорошо различают основные хроматические цвета. Различение детьми цветовых тонов и их оттенков с возрастом значительно совершенствуется, особенно если детей специально обучать цветоразличению. Установлено, что девочки относительно лучше мальчиков различают и называют цвета и их оттенки. Возможно, лучшему цветоразличению девочек способствует то, что они с самого раннего детства играют в куклы, с различными цветными лоскутами и т. п.
Исследования Л. А. Шварц и Е. И. Игнатьева свидетельствуют о больших возможностях развития цветоощущения у детей младшего школьного возраста. Если учитель систематически упражняет детей в цветоразличении, то они добиваются хороших результатов. Эту работу особенно успешно можно проводить на уроках рисования.
В младшем школьном возрасте наблюдается некоторое увеличение остроты слуха по сравнению с дошкольным возрастом, у младших школьников продолжает развиваться тональный слух (исследования Н. В. Тимофеева). Наибольшая острота слуха наблюдается у детей в возрасте 13-14 лет.
Исследования советского психолога А. Н. Леонтьева и его сотрудников показывают, что звуковысотный слух формируется в процессе специального обучения. Известно, что 20% детей младшего школьного возраста обладают недостаточно развитым звуковысотным слухом, не умеют вокализовать заданный звук, но при специальной педагогической работе с такими детьми можно значительно развить и у них этот слух.
У младших школьников под влиянием обучения чтению и совершенствования устной речи значительно улучшается фонематический слух. С помощью этого слуха учащиеся различают фонемы, т. е. те звуки, которые в нашей речи служат для различения значения слов и их грамматических форм.
Слабое развитие фонематического слуха у школьников I класса часто является причиной их неуспеваемости по чтению и письму. С помощью специальных упражнений на различение трудных для ребенка фонем слух может быть значительно улучшен.
Ощущения младших школьников наилучшим образом совершенствуются при включении специальных упражнений в ту или иную деятельность: игровую или учебную, например игра в лото с быстрым нахождением одинаковых оттенков цвета или формы развивает цветоразличение и различение форм. Занятия музыкой развивают тонкость слуха, занятия рисованием - деятельность зрительного анализатора.