Что лучше бакалавриат или специалитет. Специалитет - что это? В чем разница между бакалавриатом, специалитетом и магистратурой? Какой вид обучения выбрать


В 1997 году Россия подписала Болонскую конвенцию о присоединении к единому европейскому образовательному пространству. Одним из базовых пунктов Болонского процесса является традиционная для Европы 2-уровневая система образования. Она рассматривает бакалавриат, магистратуру и подготовку специалиста в качестве самостоятельных уровней высшего образования. Бакалавриат - первый уровень, магистратура или подготовка специалиста - второй.

Бакалавриат

Поступать в бакалавриат могут все выпускники школ, колледжей, техникумов и училищ. Абсолютно ошибочно мнение, что бакалавриат - это незаконченное высшее образование. Бакалавр - выпускник вуза, получивший за четыре года полноценное базовое высшее образование по выбранному направлению. Бакалавриат принят по международной классификации и понятен работодателям во всем мире. Выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени “Бакалавр”. Выбор места работы для него весьма широкий: это любое производство и офис, где нужен образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить любые документы. К достоинствам выбора бакалавриата можно отнести то, что уже через четыре года человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность. Ещё одно неоспоримое достоинство двухуровневой системы - это возможность после 4 лет обучения в бакалавриате более четко очертить свои интересы и потребности и, исходя из этого, выбрать более узкую специальность магистратуры, а в некоторых случаях даже получить две разные специальности. При этом обучение возможно как на бюджетной, так и на платной основе.

Специалитет

Главным преимуществом специалитета остается его высокий престиж в глазах работодателей (специалисты учатся 5-6 лет). Также специалитет более удобен тем, кто планирует заниматься научной работой и учиться в аспирантуре, - специалист может сразу поступать на эту форму обучения, тогда как бакалавр должен сначала окончить магистратуру.

Каковы же недостатки специалитета? Первое - сложность признания диплома специалиста за рубежом, где не существует такой формы обучения. Второе - невозможность обучения на бюджетных местах в магистратуре, так как по закону для специалиста это будет уже второе высшее образование со всеми вытекающими отсюда последствиями - платность обучения и отсутствие отсрочки от армии.

Вятский государственный университет в 2014 году осуществляет прием по , по завершении которых можно продолжить учебу по программам и ,

Магистратура

Магистратура - следующая ступень высшего образования, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению в течение двух лет. В магистратуре готовят людей, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность, а также деятельность, требующую аналитических и проектных навыков. Право участвовать в конкурсе для обучения в магистратуре предоставляется лицам, успешно завершившим обучение по программам бакалавриата. Обучение в магистратуре возможно как на бюджетной, так и на платной основе. В ВятГУ ежегодно увеличивается количество бюджетных мест на магистерские программы: в 2013 году - 81 бюджетное место, в 2014 - 129 бюджетных мест.

Необязательно поступать в магистратуру сразу по окончании бакалавриата. Это можно сделать и позже, когда возникнет необходимость получить более узкую специализацию или поменять профессию. Более того, Болонская система дает возможность стать бакалавром по одному направлению, а магистратуру закончить по другому. В этом случае выпускник получает два диплома о высшем образовании. Одним из компонентов Болонского процесса является академическая мобильность, которая позволяет студенту, закончив бакалавриат в одном вузе, поступить в магистратуру в другом.

Таким образом, однозначно определить, что лучше - специалитет или бакалавриат с магистратурой, невозможно. В России сегодня действует как первая, так и вторая система.

Сегодня поговорим о том, по каким принципам студенты выбирают между бакалавриатом или специалитетом и какие преимущества имеет каждая из этих программ обучения.

Современная российская система высшего профессионального образования предусматривает возможность получения нескольких степеней квалификации. Если раньше в нашей стране из стен ВУЗов выпускались только дипломированные специалисты, то сегодня молодые люди получили право выбора между бакалавриатом, специалитетом, магистратурой и аспирантурой.

Отметим, что если магистратура и аспирантура вопросов не вызывают, так как без лишних слов понятно, что это определенная ученая степень, то чем отличается бакалавриат от специалитета знает далеко не каждый. Именно поэтому мы сегодня поговорим о том, по каким принципам студенты выбирают между бакалавриатом или специалитетом и какие преимущества имеет каждая из этих программ обучения.

Что такое бакалавриат и специалитет?

Специалитет - традиционная для России форма высшего образования. По окончанию обучения выпускник ВУЗа получает квалификацию "дипломированный специалист". При этом у него появляется возможность пойти учиться как в магистратуру, так и в аспирантуру.

Бакалавриат - это первая ступень высшего образования. Студент заранее выбирает направление и обучается именно по нему. Такое образование дает именно основы специальности, то есть, базу необходимых знаний для получения профессии. После окончания ВУЗа студент приобретает квалификацию "бакалавр" и получает возможность пойти учиться в магистратуру.

И на бакалавриат , и на специалитет могут поступить люди, имеющие полное среднее или средне-профессиональное образование (то есть, после окончания колледжа или техникума). Считается, что специалитет включает в себя программу бакалавриата и магистратуры.

Отличие бакалавриата от специалитета


Если вы собрались поступать в высшее учебное заведение, то для начала вам нужно обязательно решить, какая квалификация для вас важнее: специалист, бакалавр или магистр. Это очень сильно повлияет на то, в какую компанию вы пойдете работать. Работодатели по-разному реагируют на дипломы бакалавров и специалистов. Также у российских предприятий одни требования, а международные компании могут выдвигать совершенно другие.

Раньше все российские студенты учились только на специалитете. Соответственно после выпуска им присваивалась квалификация “дипломированный специалист”. В то время заграницей уже вовсю пользовались двухуровневой системой образования . Через некоторое время такая система была введена и у нас. Сейчас в отечественных ВУЗах можно встретить как старую, так и новую систему.

В чем же их отличия? Давайте посмотрим:

  • на бакалавриате вы будете учиться 4 года, а на специалитете 5 или 5, 5 лет (зависит от специальности);
  • бакалавр изучает базу профессии, общие дисциплины. Специалитет, наоборот, предусматривает изучение узкой специальности по профилю, который выбирает студент;
  • на первых 2 курсах на обеих квалификациях изучаю общеобразовательные предметы. Затем уже начинается разделение.
  • на бакалавриате можно получить основу профессии и затем уйти в любую ее область, на специалитете чаще всего получают знания по определенной узкой области;
  • получив степень бакалавра, студент может пойти только в магистратуру. Специалист же может сразу идти учиться в аспирантуру, минуя магистратуру;
  • бакалавры могут претендовать на бесплатное обучение в магистратуре, так как такая степень квалификации позволяет участвовать в конкурсе. Для специалистов магистратура будет платной, так как будет считаться вторым высшим образованием. По закону второе высшее можно получиться только за деньги.
  • попасть в аспирантуру бакалавр может только в случае, если закончит магистратуру.

Как уже говорилось выше, многие работодатели понимают, что дипломированные специалисты учатся дольше и, соответственно, получают больше знаний в узких областях. Поэтому диплом бакалавра на современном рынке труда менее востребован, чем диплом специалиста. Однако работодатели очень сильно ошибаются, когда считают, что бакалавриат нельзя назвать законченным высшим образованиям. Выпускаясь с этой квалификацией, студент получает все необходимые профессиональные знания и навыки.

Преимущества и недостатки бакалавриата


Как это ни странно, но бакалавриат в России сейчас очень популярен. В современных российских ВУЗах он встречается гораздо чаще, чем специалитет. Чем же обусловлена такая популярность бакалавриата? Конечно же, теми преимуществами, которые он дает:

  • бакалавриат считается международной системой образования . Поэтому после выпуска студент может смело отправляться заграницу для работы там. В Европе действует такая же двухуровневая система.
  • у студента появляется большой выбор места работы. Благодаря практико-ориентированному характеру подготовки без привязки к какой-то одной узкой специализации, бакалавр может претендовать на многие вакансии, требующие наличия высшего образования.
  • обучение длится всего 4 года (то есть, вы "экономите" как минимум один год).
  • уже в процессе обучения студент может определиться с дальнейшим выбором профессии и поступить в магистратуру на более узкую специальность (при этом продолжить обучение он может за счет бюджета).
  • на время обучения будущим бакалаврам предоставляется отсрочка от армии.

Теперь скажем несколько слов о недостатках этой программы обучения.

Как уже говорилось выше, работодатели часто не ценят бакалавров, потому что убеждены, что четырех лет обучения недостаточно для приобретения высокого уровня профессиональных знаний и навыков. Еще один серьезный недостаток - поступить на бюджет в магистратуру хоть и можно, но очень сложно. А платное отделение магистратуры может быть очень дорогостоящим. При этом отсрочка от армии будет предоставлена только в случае, если студент обучается в магистратуре на очной форме.

Преимущества и недостатки специалитета

Преимуществ у специалиста перед бакалавром достаточно много:

во-первых, работодатели ценят студентов, окончивших специалитет, благодаря чему дипломированным специалистам легче найти работу;

  • во-вторых, после специалитета сразу можно пойти в аспирантуру, не тратя время на обучение в магистратуре;
  • в-третьих, легче начать заниматься научной деятельностью;
  • в-четвертых, студентам предоставляется отсрочка от армии;
  • в-пятых, будущие специалисты имеют возможность на один год дольше наслаждать студенческой жизнью.

Если же говорить о недостатках специалитета , то, прежде всего, необходимо отметить:

  • отсутствие возможности пойти учиться в магистратуру на бюджетной основе, так как это будет считаться вторым высшим образованием;
  • за границей не ценится такое образование. У них действует только двухуровневая система, и у них нет средней квалификации;
  • если вы захотите учиться дальше, то отсрочки от армии уже не будет.

Если вы стремитесь к скорейшей экономической независимости, то обучение на специалитете может показаться вам слишком долгим (до 6 лет).

Подведем итоги

Выбор программы обучения зависит от ваших дальнейших целей. Если вы учитесь именно на специалитете, то вы, не столько получаете образование, сколько осваиваете определенную профессию. В то время как на бакалавриате, вы получите скорее общее образование определенной направленности, чем конкретную специальность. Также важно оценить, как долго вы готовы учиться. Если образование нужно получить как можно скорее, то лучше выбрать бакалавриат.

Оцените для себя, нужна ли вам магистратура, и можете ли вы себе ее позволить с финансовой точки зрения. Если продолжить образование вы хотите, но не можете его оплатить, то лучше идти на бакалавриат. Тогда будут шансы попасть на бюджетное место. По статистике на бюджетное отделение магистратуры попадают 20% выпускников бакалавриата.

Если собираетесь заниматься научной деятельностью, то лучше идти на специалитет. Так вы сэкономите 1-1,5 года.

Обратите внимание, в какой компании вы хотите работать. Если предпочтительнее международная, то лучше выбрать бакалавриат. Если российская, то специалитет.

С 2009 года в России официально действует двухуровневая система высшего образования «бакалавриат (4 года) – магистратура (2 года)», что соответствует принципам Болонской системы, распространенной в Европе и Северной Америке. Однако еще недавно высшее образование в России (и Советском Союзе) было построено по совсем иной системе: все вузы готовили студентов по программам специалитета в течение 5–6 лет, после чего студенты могли обучаться в магистратуре или аспирантуре . Но специфика образовательного пространства нашей страны такова, что многие вузы продолжают готовить специалистов и сегодня, поэтому нынешнюю систему образования можно назвать «трехступенчатой». Посмотрим, в чем же разница между «старой» и «новой» системами.

Преимущества магистратуры и бакалавриата

Двухуровневая система «бакалавриат – магистратура» имеет ряд преимуществ. Главное – это возможность после 4 лет обучения в бакалавриате более четко очертить свои интересы и потребности и исходя из этого выбрать более узкую специальность магистратуры, а в некоторых случаях даже получить две разные специальности, что является важным преимуществом на рынке труда. Кроме того, учиться в магистратуру можно пойти в другой вуз – условия приема для всех одинаковы.

Еще одно преимущество состоит в упрощении признания дипломов бакалавра и магистратуры за рубежом . Очень распространена схема, когда человек заканчивает бакалавриат в России, а в магистратуру поступает в зарубежный вуз (в этом случае, правда, за вторую ступень обучения приходится платить).

Недостатки магистратуры и бакалавриата

Во-первых, это все еще невысокий спрос на выпускников бакалавриата на рынке труда. Работодатели не спешат принимать на работу бакалавров, считая, что они существенно уступают специалистам. Такая точка зрения не лишена смысла: хотя государство не устает повторять, что бакалавриат – это полноценное высшее образование, по факту уместить 5-летнюю программу в 4 года почти никогда не получается и подготовка бакалавров отстает от специалистов.

Проблема могла бы быть решена, если бы все бакалавры, желающие продолжить образование, могли бесплатно поступить в магистратуру. Но это невозможно, так как новая двухуровневая система существенно сократила количество бесплатных мест в магистратуре – и это во-вторых. Бюджетные места есть, но конкурс на них в несколько раз больше, чем на бесплатные места в бакалавриате, тем более это касается престижных специальностей в известных вузах. Учиться же за деньги выходит довольно накладно – стоимость платной магистратуры в Москве варьируется от 50 тыс. до 300 тыс. в год. Выходом из положения здесь может стать возможность поработать несколько лет между бакалавриатом и магистратурой (это допускается законом) и накопить денег на второй уровень высшего образования.

Преимущества и недостатки специалитета

Главным преимуществом специалитета остается его высокий престиж в глазах работодателей и полноценная подготовка (специалисты учатся не меньше 5 лет, а иногда и 6). Также специалитет более удобен тем, кто планирует заниматься научной работой и учиться в аспирантуре, – специалист может сразу поступать на эту форму обучения, тогда как бакалавр должен сначала окончить магистратуру.

Каковы же недостатки специалитета? Первое – сложность признания диплома специалиста за рубежом, где не существует такой формы обучения. Проблема решаема, но на это придется затратить больше усилий. Второе – невозможность обучения на бюджетных местах в магистратуре, так как по закону для специалиста это будет уже второе высшее образование со всеми вытекающими отсюда последствиями – платность обучения и отсутствие отсрочки от армии.

Конфликт перехода от специалитета к магистратуре и бакалавриату

Таким образом, однозначно определить, что лучше – специалитет или бакалавриат с магистратурой, невозможно. В России сегодня действует как первая, так и вторая система, однако поступающие в вуз не могут выбирать, на какой из этих форм учиться.

Изначально планировалось, что специалитет со временем уступит место двухуровневой системе, однако уже после введения принципов Болонской системы выяснилось, что по ряду специальностей (прежде всего, сюда относятся технические и медицинские специальности) подготовить полноценного выпускника за 4 года невозможно. Поэтому на многих технических специальностях до сих пор учатся по программе специалитета, в то время как большинство гуманитарных и естественно-научных специальностей перешли на «бакалавриат – магистратуру».

Такое положение вещей создает конфликтную ситуацию. Бакалавриат был призван полностью заменить специалитет, но сегодня получается, что они существуют параллельно, создавая неразбериху на образовательном рынке и рынке труда. Более того, бакалавриат в большинстве вузов так и не стал новой, более современной формой обучения (например, мало где введена 100-балльная система оценки успеваемости; за исключением нескольких ведущих вузов, на бакалавриате учатся по старинке – получая от 2 до 5 баллов). Таким образом, чаще всего бакалавриат – это тот же специалитет, но без одного года обучения .

Задать все вопросы про программам магистратуры лично

Компания Begin Group организует и проводит образовательные выставки как по программам магистратуры, так и по программам бакалавриата. На выставке вы сможете лично пообщаться с представителями как российских, так и зарубежных университетов и получить консультацию по каждой из программ учебного заведения, представленного на мероприятии.

Перейдите на страницу выставки и узнайте подробнее, когда и где будет проводиться наше следующее мероприятие, а также изучите список наших участников, ведь скорее всего у нас есть именно то, что вы ищете.

Вчерашние школьники оказались перед непростым выбором. Сейчас абитуриентам предстоит решить не только вопрос «Чему и где учиться?», но и «Как получать образование?» Сложность в том, что с вступлением России в Болонский процесс многое поменялось. В частности, изменилась структура высшего образования: оно разделилось на два уровня (бакалавриат и магистратура). Традиционная форма обучения - специалитет - также не сдает свои позиции.

Образовательная дилемма

Как же сделать правильный выбор между бакалавриатом и специалитетом?

Для абитуриентов, желающих стать бакалаврами, существуют две схемы обучения. Большинство по привычке поступают после 11-го класса школы. Также можно окончить 9 классов и поступить в колледж, а уже потом подавать документы в вуз. При этом на бакалавра придется учиться уже не четыре, а три года.

У выпускников также есть возможность поступить на традиционную форму обучения - специалитет. Но следует обратить внимание на то, что с 1 января 2011 прием специалистов по большинству образовательных направлений будет прекращен. Такая форма подготовки сохранится лишь в медицинских, военных и инженерных вузах.

И бакалавры, и специалисты имеют право продолжить обучение в магистратуре. Магистратура - это дополнительные два года учебы. Подготовка более фундаментальная, помогает углубить узкоспециальные знания. Обучение в магистратуре рассчитано на молодых людей, которые хотят заниматься наукой или преподаванием.

Поступать или не поступать в магистратуру - с этим вопросом можно будет определиться позже, в процессе обучения. А сейчас абитуриенту важно разобраться, что выбрать: специалитет или бакалавриат? Давайте взвесим все плюсы и минусы.

Бакалавриат

Бакалавриат (4 года) - это полноценное высшее образование первой ступени. Обучение бакалавров в первую очередь направлено на то, чтобы поставлять на рынок труда грамотных работников начального и среднего звена. Студент получает общие навыки по выбранному направлению, которые потом может применить на практике.

К несомненным достоинствам бакалавриата относится то, что он обеспечивает так называемую мобильность студентов, т.е. с таким дипломом легко продолжить обучение в магистратуре не только российского, но и иностранного вуза. Выпускники-бакалавры смогут более свободно претендовать и на работу за границей. Главное условие Болонского процесса - введение в России западной системы образования - должно решить проблему признания наших дипломов за рубежом.

Помимо этого, бакалавры учатся менее продолжительный срок. Уже через четыре года они получают выбор: заняться своей карьерой или продолжить образование в магистратуре. Хорошая новость для «карьеристов»: бакалавриат как «общее» высшее образование позволяет после окончания вуза быстро сменить профессию. Не нужно будет переучиваться 5 лет или получать второе высшее образование - достаточно лишь пройти специальные курсы.

Если говорить о недостатках бакалавриата, то представители многих ведущих российских вузов сомневаются, будет ли четырех лет достаточно, чтобы дать выпускнику все необходимые знания. Более того, поступить в магистратуру смогут только 20-25% от общего числа закончивших первую ступень образования. Таким образом, складывается мнение, что выпуск бакалавров - «недоученных специалистов» - может привести к общему падению уровня высшего образования в России.

Возможны и проблемы с работой: работодатели в нашей стране еще только привыкают к мысли о том, что бакалавр - это человек с высшим образованием. А потому выпускникам с такими дипломами несколько сложнее устроиться на работу (хотя в большинстве случаев многое зависит от личных качеств и профессиональных навыков соискателя).

Те, кто остановится на первой ступени высшего образования, по всей вероятности, не получат возможности работать на ряде должностей в органах власти, преподавать в вузах России. Научная деятельность также станет проблематичной: бакалавр не имеет права после окончания вуза на обучение в аспирантуре и защиту диссертации.

Специалитет

Специалитет (5 лет) - традиционная форма российского высшего образования. Будущему дипломированному специалисту дается и базовое образование, и углубленная подготовка в рамках выбранного направления.

Более длительный, пятилетний срок обучения положительно влияет на качество подготовки выпускников вуза. Да и работодатели больше доверяют привычной «корочке» специалиста. Так что, по всей вероятности, они будут иметь преимущества в России при приеме на работу по сравнению с бакалаврами. Кроме того, выпускники традиционной формы высшего образования смогут преподавать в российских вузах и занимать более высокие должности в органах государственной власти и управления.

К недостаткам специалитета можно отнести то, что выпускникам с таким дипломом сложнее продолжать обучение и устраиваться на работу по специальности за рубежом. Степень «специалист» не так понятна европейскому работодателю, как «бакалавр».

Что выбирают вузы?

Большинство высших учебных заведений пока постепенно переходит на двухуровневую систему образования. Отметим, что некоторые вузы перевели отдельные факультеты на новый принцип обучения еще до публикации официального распоряжения. Это Московский государственный университет (МГУ) им. М.В. Ломоносова, Российский университет дружбы народов (РУДН), Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Н.Э. Баумана и др.

В крупнейших университетах Санкт-Петербурга к нововведениям отнеслись по-разному.

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) по большинству специальностей дает возможность выбрать наиболее удобную форму обучения. Исключение составляет Смольный институт свободных искусств и наук госуниверситета, где можно получить диплом специалиста только по специальности «Антропология». Остальные 11 факультетов уже ввели бакалавриат.

В Санкт-Петербургском государственном политехническом университете (СПбГПУ) по образовательным направлениям можно получить дипломы и специалиста, и бакалавра - формы обучения распределились примерно поровну.

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ) предлагает выбрать из четырех направлений, где можно получить степень бакалавра: «Эксплуатация транспортных средств», «Архитектура», «Строительство» и «Менеджмент».

А вот в Инженерно-экономическом университете (ИНЖЭКОН) остались верны традициям классического пятилетнего образования. Желающим обучиться на бакалавра пока тут делать нечего - все факультеты и специальности рассчитаны только на будущих специалистов.

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (СПбГУКИ) также верен традиционной системе: здесь готовят преимущественно специалистов. Факультетов и отделений с такой квалификацией в два раза больше, чем с бакалавриатом. По словам ректора университета, для творческих профессий новая двухуровневая система образования совершенно неактуальна.

Таким образом, становится понятно, что, несмотря на официальные распоряжения, вузы не спешат кардинально менять старый порядок. Они присматриваются, пробуют, ждут результатов. В нашей стране десятилетиями формировалась особая система подготовки высококвалифицированных специалистов. Но сейчас она нуждается в обновлении. Окажется ли жизнеспособной реформа, которую предлагает Министерство образования и науки, покажет время. А первые результаты станут видны лишь через несколько лет.