Что делают из глины окружающий мир 2. Как из шерсти овец делают одежду. И вот все готово


Окружающий мир.

Урок во 2 классе .

Тема: Что из чего сделано. Чудеса из глины.

Цель: Создать условия для расширения знаний детей о свойствах и назначении глины.

Задачи урока:

    Познакомить с основным свойством глины- пластичностью, сортами глины, её назначением, способом добычи, значимости в Кировской области.

    Развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

    Учить практической работе на уроке.

    Воспитывать чувство патриотизма, любви к природе родного края.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Тихая посадка.

Назовите месяцы года. Назовите дни недели.

2.Наблюдения за природой .

Какой сей час месяц?

Расскажите об этом месяце по плану (на доске).

    К какому времени года относится этот месяц.

    Который это месяц в году.

    Сколько дней в этом месяце.

    Какая погода обычно бывает в этом месяце.

    Какая погода наблюдается в этом году.

Вывод учителя:

Февраль – слово латинское. Этот месяц назван в честь бога Фебруса – покровителя стад. В древней Руси его называли

Начинает пригревать солнце.

Соберите части пословиц.

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Какое сегодня число?

К нам на урок шел Снеговичок, чтобы рассказать о том, какая сегодня погода, но все знаки ему рассыпал злой февральский ветер.

О чём же хотел рассказать Снеговичок? (Дети выбирают нужные знаки).

Итак, какая сегодня погода?

3.Изучение нового материала .

На доске картинки: дерево, солнце, кирпич, ножницы, овца, гриб, варежки, тетрадь.

На какие 2 группы можно разделить эти картинки?

Мог ли человек сделать все эти вещи без помощи природы?

Эти предметы сделаны из природных материалов.

А из чего сделаны все эти предметы?

Цветовое табло:

При помощи цветового табло покажите из каких природных материалов сделаны предметы, которые я вам покажу.

Предметы: ведро, шапка, трактор, рубанок, пенал, глиняная игрушка.

Как вы думаете, какой из этих материалов самый дешёвый?

Глина - самый дешёвый и доступный природный материал, потому что он находится неглубоко на поверхности земли под верхним слоем почвы.

Добывают глину с помощью экскаваторов в карьерах, грузят на машины и доставляют по месту назначения (показ картины).

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу

Она понадобится сразу .

Демонстрация образцов глины.

Глина бывает разных видов: красная (изготавливают кирпич, посуду, игрушки); белая (используется в медицине, делают посуду); голубая (в медицине).

Практическая работа.

У вас на партах кусочки глины. Возьмите их в руки. Какая глина?

Главное свойство глины – пластичность, т. е. ей можно придать любую форму. После высыхания она твердеет, а если её обжечь при высокой температуре, то она становится прочной.

Это свойство заметили ещё древние люди, случайно уронив в костёр кусочек глины. С тех пор стали делать глиняную посуду и обжигать её в огне.(Показ образца глиняной посуды).

Что ещё можно делать из глины?

Кирпичи (показ) стали делать более 5000 лет назад. С той поры способ изготовления кирпича почти не изменился.

Глину измельчают, добавляют воду, размешивают до состояния пасты, заполняют формы и обжигают.

Также из красной глины делают посуду . Раньше её делали гончары на гончарном круге. Из белых сортов глины получается керамическая, фаянсовая и фарфоровая посуда.

Игрушки - дымковские, филимоновские, каргопольские. (Показ).

Этапы работы при изготовлении игрушки.

А ещё из глины делают металл – алюминий . Его называют глиняным серебром. Алюминий – лёгкий металл. Из него делают посуду, электропровода, корпуса самолётов.

В нашей Кировской области 36 месторождений глины.

На весь мир славится Дымковская игрушка. (Включить стихи или сообщения детей).

Красный кирпич к нам в город привозят из Афанасьевского района или из города Глазова. В области есть ещё несколько кирпичных заводов.

Практическая работа .

А сейчас из ваших кусочков глины сделайте любую фигурку, а на уроке рисования мы её раскрасим.

- Какое свойство глины вам поможет в работе? (пластичность).

4.Закрепление.

Разгадайте кроссворд.

5.Итог урока .

Что нового узнали?

6.Рефлексия при помощи цветового табло: красный- было очень интересно, справился со всеми заданиями на уроке; зелёный- было интересно, на некоторые вопросы ответить затруднялся; жёлтый- было неинтересно, т. к. всё это знал раньше; синий- было скучно, ничего не запомнил.

7.Домашнее задание.

Подготовить сообщения по темам «Свойства глины», «Изделия из глины», «Добыча глины», «Дымковская игрушка», «Глина в Кировской области».

    Из глины издавна люди делали посуду (керамика), глиняные фигурки божеств (статуэтки и скульптуры) делали замазку для стен, использовали в качестве косметического средства. Из шерсти также можно получить множество полезных в хозяйстве вещей: ткани (а потом одежду из этих тканей), одеяла и пледы, валенки, пряжу/нитки (вязаная одежда), очень популярное сейчас направление — валяные вещи (игрушки и одежда из шерсти для валяния).

    Дерево/древесина имеет еще более широкое применение. Из деревянных бревен можно построить дом, баню, хоз. постройки. Из досок можно делать мебель, строить корабли и лодки, обшивать дом изнутри, строить забор. Некачественное дерево пойдет на дрова (можно развести костер или затопить печь, согреться).

    Из глины- кирпичи и посуда. Из шерсти- свитера и спортивные брюки. Из древесины- школьные парты, шкафы и доску.

    Думаю, что не нужно требовать от ребнка чего-то фундаментального, например, что из древесины изготавливают бумагу. Но это только мо мнение.

    Из глины, шерсти и древесины можно делать множество полезных вещей.

    Из глины человек еще в древности научился делать посуду: кувшины, тарелки, бокалы.

    Теперь из глины делают керамику — это более изысканная посуда, покрытая металлическими красками и лаком. Таким же образом изготавливают статуэтки, игрушки, украшения. Из глины обжигают кирпичи, а из них как вы знаете строят дома.

    Из древесины делают бумагу и мебель.

    Из шерсти можно прясть нитки, а из них вязать шарфики, носки и свитера, шапочки.

    Из шерсти валяют валенки и теплые тапки, делают игрушки.

    Из глины человек традиционно делает пасуду, строительные материалы(цемент, кирпич, черепицу, огнеупорные составы, такие как штукатурка или клей), косметические и лечебные составы наружного применения, составы для декоративной лепки, красящие пигменты. Если подробнее о лепке во 2 классе:

    Из глины можно слепить фигуры домашних и диких животных. Кухонный инвентарь, включая посуду. Можно слепить инструменты, мебель или автомобили. Домик с хозяйственными постройками тоже вполне исполним из такого материала. Стоит упамянуть и о возможности ослепить космический корабль или просто ракету. Кроме этого можно слепить куклу, супергероя или просто колобка. Подойдут и эскизы овощей и фруктов, вполне подходят и различные грибы. Паучки, муровьи, комары, змеи, ящерицы и в конце концов драконы.

    Шерсть можно превратить, в первую очередь, в текстиль, а это как известно наша одежда, предметы, которые нас окружают повсюду(полотенца, одеяла, носки, трусы, варежки и шапки, шарф и чехол для смартфона, шторы и постельное бель, портфель и резинка в волосах, мягкие игрушки и матрац, мяч и парашют). Из шерсти изготавливают валенки, используют шерстяные волокна в различных производствах. Волокна шерсти можно встретить на стене в обоях или в утеплителе на крыше собственного дома. Натуральная шерсть широко распространена по всей планете от подводной лодки до космического корабля на орбите.

    Дерево , пожалуй самый распространенный материал используемый человеком. Начиная от строительной области и заканчивая зубочисткой. Из дерева люди успешно делают строительные материалы(доска, опилки, брус, окна, двери, штакетник и многие другие), мебель, кухонную утварь, спички, БУМАГУ и многое другое. А если вспомнить былые времена, то можно смело утверждать, что древесина занимала в жизни человека ключевую роль. Из него делали и оружие для защиты, механизмы для упрощения жизни, такие как ветряные мельницы или сельскохозяйственные орудия. Морской флот был выполнен из дерева, а первые самолты имели деревянный скелет.

    Как в былые времена, так и в настоящее время, древесину используют в качестве топлива, которое согревает миллионы человек на земле!

    Простой карандаш, линейка, пенал и школьная парта, стул, предметная доска, скворечник и картина на стене!

    Из глины: посуду, кирпичи, сувениры, краски, косметику

    Из шерсти: одежду, пледы, одеяла, нитки

    Из древесины: дома, мебель, паркет, лестницы, игрушки, декоративные изделия

    Надеюсь, для детей такие ответы подойдут)

    Во что люди могут превратить глину, шерсть и древесину? Да много во что! Так как задание для второго класса, то в качестве примеров приведу простые предметы, которые нас окружают и найдутся в любом доме.

    Глина: посуда (тарелки, чашки, кувшины), игрушки (причем дети сами могут слепить игрушку из глины).

    Шерсть: одежда (свитер, шарф, шапка, варежки, носки, платок), плед.

    Древесина: мебель (стол, стул, шкаф, дверь), линейка, дом, скамейка, рама для картины.

    Это вопрос по предмету окружающий мир дает возможность узнать из чего состоят различные вещи.

    Если мы посмотрим, что состоит из шерсти, то увидим множество вещей, например это шерстяные кофты, теплые варежки или валенки.

    Из глины можно сделать прекрасные скульптуры, горшки для русской печи и посуду.

    А из древесины делают различные предметы мебели, строят дома деревянные и обыкновенные спички.

    Как нарисовать украшение из камня для дома?

    Как составить цепочки железной руды, зерна?

Совершенство современных технологий помогает человеку в интенсивном использовании проверенного веками опыта. Все так же востребовано использование натуральных материалов, несмотря на открытия в производстве искусственных волокон.

Механизация обработки шерсти и производства тканей пока не переходит привычные границы. Продолжают пастись стада животных, служащих источником сырья для шерстяных тканей, продолжают снимать с них руно руки стригалей, вооруженные усовершенствованными машинками для стрижки.


и одежда из нее: как все начиналось

Первые «костюмы» из шерсти были примитивны и представляли собой накидки, повязки и обмотки для ног из плохо выделанных шкур. Со временем приемы выделки кожи с мехом становились все искуснее и изощреннее, превращая шкуры в подобие мягких тканых материй.

Состриженная шерсть до наступления эпохи прядения валялась, или свойлачивалась (отсюда слово «войлок»), - эта технология до настоящего времени применяется при производстве знаменитых русских валенок или, как они еще , валяльно-войлочных изделий. Изделия получались грубыми, но теплыми.


О «склонности» шерстяных волокон к свойлачиванию и усадке нужно помнить при стирке ткани. Шерсть не любит долгого замачивания, высоких температур, контрастных режимов, щелочных сред и скручивания.

Важнейшим событием для человека, ищущего спасения от холода, стало изобретение ткацкого станка. Шерсть животных вычесывалась или собиралась после линек, сбривалась остро отточенными ножами, а позднее состригалась ножницами. Спутанные клоки шерсти промывались, очищались от мусора, прочесывались специальными гребнями, делясь на отдельные пряди.

Из волокон с помощью прялки на веретено сучилась нитка, более или менее тонкая, в зависимости от качества шерсти. Из полученной пряжи с помощью ткацкого станка собирались полосы ткани, из которой можно было делать одежду. Цвет готовой материи соответствовал исходному сырью, со временем стали использоваться разнообразные органические, минеральные и растительные красители.

Шерсть и современность

Описанный алгоритм действий в основном не изменился и в наши дни. Стали более совершенными чесальные машины, моющие средства, ткацкие станки, путем селекции выведены породы овец, коз и других животных, дающих замечательно красивую, мягкую и тонкую шерсть.

Из состриженного руна делаются экологически чистые ткани для одежды самой разной плотности и толщины. Добавление в шерсть синтетических волокон делает материю немнущейся, более прочной, стойкой к износу.


Узнать, сделана ли ткань из шерсти, просто. Отрезав небольшой лоскут и подпалив его, вы почувствуете запах жженого пера. Волокна ткани спекутся, образовав легко растирающийся черный комочек.

Ткацкие станки программируются на создание сложных переплетений нитей и разнообразных узоров и рисунков на материи, окрашенные ткани не меняют цвет после множества стирок. Вязание из шерстяной пряжи - одно из любимых рукоделий в мире, а вязаные шерстяные изделия - обязательная деталь в каждом гардеробе.

Класс: 2

Цель: Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Планируемые результаты: Метапредметные

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы; осуществлять контроль и коррекцию; оценивать результаты своей деятельности на уроке. Познавательные: классифицировать предметы по характеру материала, показывать цветом разные производственные цепочки; читать текст учебника; по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ по картинкам, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий. Коммуникативные: участвовать в работе пары и группы. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Предметные: узнают, какие природные материалы люди используют для изготовления изделий; научатся составлять простейшие производственные цепочки

Личностные: бережно относиться к вещам; понимать необходимость бережного отношения к природе; уважительно относиться к труду людей.

Учебные материалы: Учебник А.А. Плешаков “Окружающий мир”, рабочая тетрадь №1, компьютер, мультимедийный проектор, экран, разные предметы из глины, металла, древесины, шерсти; карточки – модели. У учащихся: сигнальные флажки, цветные карандаши (фломастеры)

1. Организационный момент, эмоциональный настрой. (слайд1)

Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

2. Проверка домашнего задания.

А)Индивидуальные задания по карточкам. (2 детей получают задания)

Подчеркни одной чертой продукцию промышленности, двумя - продукцию сельского хозяйства.

1. Помидор, книга, морковь, телефон, настольная лампа, картофель, трактор, редис, лук, стул, утюг, тапочки.

2. Арбуз, вишня, стул, майка, виноград, ботинки, пальто, ракета, слива, парта, тыква, капуста, самолёт, чеснок, огурец.

Б) Игра “Верно это или нет”.

Поиграем в игру “Верно это или нет” (работа с сигнальными карточками-светофорами: если верно-зеленый цвет, если нет-красный)

Верно ли, что экономика – это хозяйственная деятельность людей? (да)

Верно ли, что хлеб, молоко, мясо дает нам торговля? (нет)

Верно ли, что бумажные деньги впервые стали использовать в Китае? (да)

Верно ли, что в наши дни деньги не делают из дерева? (да)

Верно ли, что одежду, обувь, мебель производят в торговле? (нет)

Верно ли, что маляр, каменщик, штукатур, крановщик работают в строительстве? (да)

Верно ли, что продукты и вещи мы можем приобрести в сельском хозяйстве? (нет)

Верно ли, что чтобы утром нам выпить стакан молока, работают только отрасли сельское хозяйство и торговля? (нет, транспорт, промышленность)

Верно ли, что вместе со строителями в возведении дома участвуют специалисты транспорта и промышленности? (да)

Верно ли, что все отрасли экономики связаны друг с другом? (да)

Самоопределение к деятельности

Посмотрите на экран. (слайд 2) На слайде изображены разные предметы.

(Ракушка, варежки, ножницы, кувшин, линейка, ложка, шарф, кружка, карандаш)

Определите, какой “лишний”? (ракушка)

Почему? (Ракушка - создала природа, а остальные сделал человек)

Как называется то, что сделано руками человека? (Рукотворный мир)

Практическая работа.

Разделите остальные предметы на группы по материалу. (Делят предметы на группы.)

Все эти предметы вам хорошо знакомы. Назовите их и объясните, для чего они служат. Что общего у всех этих предметов одной группы? (Называют предметы. Рассказывают, для чего они нужны - из глины (вазу, горшочек, кирпич, глиняную игрушку-свистульку),

Из шерсти (свитер, перчатки, носки, шарф),

Из металла (ложка, миска, кружка, ножницы, металлический конструктор),

Из древесины (линейка, деревянная ложка, матрёшка, тетрадь).

О чем мы будем говорить на уроке? (Узнаем, из чего и как люди делают разные изделия.)

Прочитайте тему урока в учебнике.

Сформулируйте учебные задачи, которые поставим перед собой? (будем говорить о предметах, узнаем из чего их делают). Прочитаем об этом в учебнике.

Работа над темой урока.

Беседа “Что из чего?” (Работа в группах)

А теперь поговорим о каждой группе предметов в отдельности.

1. Шерсть (рассмотреть группу предметов из шерсти) (слайд 3)

Мы определили, что эти вещи сделаны из шерсти. А откуда берут шерсть?

(с.111 учебника) Рассмотрите рисунки и расскажите, как же делают шерстяные вещи.

1. Стрижка овец;

2. Изготовление шерстяной пряжи, сматывание на бобины;

3. Изготовление шерстяного полотна;

4. Нанесение рисунка на ткань;

5. Изготовление по выкройкам деталей одежды.

Что нового вы узнали об изготовлении шерстяных изделий?

А как сделали этот шарфик? Как получили разные цвета?

2. Дерево (рассмотреть группу предметов из дерева ) (слайд 4)

Понятно, что линейка, подставка сделаны из дерева. А вот тетрадь как оказалась в этой группе? Как появились на свет наши с вами учебники? В этом нам помогут разобраться ребята, которые подготовили сообщения.

а) Выступления ученика об изготовлении бумаги.

Существует различные виды бумаги. Где её используют?

На комбинате изготавливают бумагу.

  • Писатель пишет произведение.
  • Художник делает иллюстрации
  • В издательстве печатают книги.
  • В магазине появляются книги.

Выступление детей.

Сегодня бумагу делают на комбинатах, где людям помогают машины.

Машины принимаются за дело ещё тогда, когда будущая бумага в лесу растет. Электрические пилы пилят, валят деревья. Тракторы-лесовозы везут бревна к реке. Машины связывают бревна в плоты, и плывут плоты по реке до ворот цеха. Тут за дело берутся другие машины: быстрый многопильный станок распиливает бревна на чурбаки; машина – корообдирка сдирает с них кору; рубильная машина рубит чурбаки на щепки; щепки едут на самодвижущейся дорожке в котел. В котле в специальном растворе варится каша-деревянная. Вот эта каша когда готова, и становится бумагой.

б) Показ коллекции различных видов бумаги.

Для чего используется бумага?

Легко ли получить бумагу? Как нужно относиться к нашим тетрадям, учебникам, ведь всё это срубленные деревья. А чтобы вырастить взрослое дерево надо не менее 60 лет.

А ещё из дерева делают мебель, посуду, игрушки. (Показать.)

6.Физминутка

А теперь отгадайте, о ком идет речь?.( Звучит музыка “Бу-ра-ти-но!”) (слайд5)

А как вы думаете, почему мы вспомнили о Буратино? (сделан из дерева)

А из какой сказки? (“Золотой ключек”. А.Толстого)

7. Беседа “Что из чего?” (продолжение)

Издавна на Руси из глины изготавливали посуду и вот такие замечательные игрушки. (слайд 6)

А как делают игрушки из глины, мы узнаем из фрагмента фильма.

(Просмотр фрагмента фильма “Наследство деда Филимона”.)

Рассказ ученика о глине.

Глина добывается в карьере экскаваторами. В сыром виде она пластична. Она смешивается с водой до состояния густой пасты и затем из нее лепят посуду или игрушки. Высыхая, глина затвердевает и становится очень прочной. Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре 450°С. После обжига глина становится прочной и никогда не станет мягкой. Искусство делать такие вещи называется керамикой .

В давние времена, когда не было холодильников, глиняные кувшины использовали для хранения холодной воды. Вода оставалась холодной, так как просачивалась через тонкие поры кувшина и испарялась, что и помогало сохранять воду холодной.
Замечательными гончарами были китайцы. Из специальной белой глины изготавливают фарфоровые изделия . При обжиге такая глина приобретает белый цвет. Эта чашка тоже сделана из глины.

Надо сказать, что из глины делают кирпичи, игрушки, черепицу.

В последней группе у нас оказались предметы, сделанные из металла. (слайд 7)

Рассказ ученика о производстве железа

Железо никто не делает, оно сотворено самой природой, как вода, глина, песок... А люди это железо лишь добывают и превращают его в чугун и сталь.

Железа на свете видимо-невидимо - оно и в песке (от этого-то он желтоватый), и в красновато-бурой глине, и в коричневом камне - кремне. Железо даже в воде растворено.

Больше всего железа в железных рудах. Из них-то и добывают этот самый главный металл.

Как добывают руду?

Тут не обойтись без огромного, могучего, стального копалы – черпалы, маленького бумажного пакета с зарядом взрывчатого вещества и длинных проводов. Пробурят горняки в земле скважины, заложат в них взрывчатку, по проводам пустят ток. Тут затыкай уши. Как грохнет взрыв - тонны земли, камней взметнутся в воздух, разлетятся вокруг, и откроется спрятанная под ними руда. Бывает, что и саму руду приходится дробить взрывами. Наконец, стихли взрывы. За работу берётся шагающий экскаватор. Зачерпнет экскаватор руду ковшом-черпаком, повернётся - и нагружен целый вагон или гигант-самосвал. Но вот руду привезли на завод. Как же превратить ее в железо? Тут помогает людям жаркий огонь. В огромных, словно высотные дома, печах - домнах день и ночь бушует пламя. Вот на самый верх одной из таких домен по наклонной дороге поползли вагонетки. Поднимутся, опрокинутся, высыплют груз в печь - и вниз. В одних вагонетках руда, в других - белый камень, известняк, в третьих - топливо, тёмно-серый ноздреватый кокс. Он, словно пирог, выпечен из размолотого в муку наилучшего каменного угля. Ну а известняк помогает коксу вытягивать из руды все лишние примеси.
Жарко горит кокс, но не расплавить ему руду. Чтобы он горел ещё жарче, нужно постоянно раздувать огонь, нужен воздух, горячий, раскалённый. Вот почему рядом с домной стоят ещё несколько башен. В них-то и нагревается воздух. Могучие вентиляторы гонят по трубам воздушные потоки, непрерывно раздувая в домнах огненную бурю. Бушует пламя, плавится, оседает руда, капли металла чугуна собираются в струйки, ручейки... Чугун тяжёл, он стекает на дно печи, а все лишнее, что было в руде, поднимается, всплывает пузыристой огненной пеной. Это шлак.

Наконец мастер подаёт сигнал: “Чугун готов! Можно выпускать плавку”. Минута, другая... и, рассыпая фонтаны искр, освещая небо огненным заревом, жидкий металл хлынет в огромный ковш. Ковшей много, каждый на колёсах. Стоит на рельсах целый поезд-чугуновоз. Наполнится один ковш, тотчас под струю подойдёт следующий. Куда же отправится огнедышащий поезд? Путь его недалёк - в соседний цех. Тут чугун выльют в формы. В них жидкий металл застынет и примет форму той самой формы, в какую был залит. И мы с вами встречаемся с чугуном каждый день. Ведь обычные сковородки, чугунки, батареи отопления, решётки, в которые убегают ручейки на улицах, - все это тоже отлито из чугуна.

Итак, мы с вами познакомились с некоторыми материалами, из которых человек может сделать необходимые ему предметы. А теперь для закрепления выполним задания в тетради.

Закрепление (работа в парах):

Самостоятельная работа по “Рабочей тетради” с.39-40 №1,2

Покажите стрелками разного цвета разные производственные цепочки.

Напишите, во что люди могут превратить эти материалы.

(Зерно, мельница, хлеб. Железная руда, завод, ножницы и т. д.)

А кроме глины, древесины, металла из каких материалов могут быть выполнены различные предметы? (Пластмасса, резина, стекло и др.)

На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?

1) Добывать материалов не больше, чем их требуется.

2) Расходовать экономно.

3)Сажать новые деревья.

4)Восстанавливать земли на месте карьеров.

8. Итог урока:(слайд 8)

На какой вопрос отвечали на уроке?

Кто теперь знает из чего можно сделать посуду, одежду, удобные вещи?

Для изготовления различных вещей человек использует в основном, имеющиеся в природе материалы. Но их запас небезграничен. Поэтому человек должен бережно относиться к природным богатствам.

9.Рефлексия.(слайд 9)

  • Я знаю, что …
  • Я научился …
  • Я удовлетворён…

10. Домашнее задание (слайд 10)

Глина - интересный и разнообразный по своим свойствам материал, который образуется в результате разрушения скальных пород. Многие, имея дело с этим пластичным веществом, задумываются: из чего состоит глина? Давайте узнаем ответ на этот вопрос, а также разберёмся, чем может быть полезен этот человеку.

Что такое глина, из какого вещества состоит

Глина - это осадочная порода, мелкозернистая по своей структуре. В сухом состоянии она зачастую пылеобразна, а если её увлажнить, то становится пластичным и податливым материалом, принимающим любую форму. При застывании глина становится твёрдой, форма её не меняется.

Минеральный состав глин разных видов хоть и различный, но обязательно содержит в себе вещества группы каолинита и монтмориллонита или иные слоистые алюмосиликаты. Также глина может иметь в числе составляющих другие примеси, карбонатные и песчаные частицы.

Типовой состав этого вещества выглядит так:

  • каолинит - 47%;
  • оксид алюминия - 39%;
  • вода - 14%.

Это далеко не все составляющие глины. Минеральные вкрапления - галлуазит, диаспор, гидраргиллит, корунд, монотермит, мусковит и другие - тоже присутствуют в разных количествах. Загрязнять глины и каолины могут такие минералы: кварц, доломит, гипс, магнетит, пирит, лимонит, марказит.

Виды глин

То, из чего состоит глина, во многом зависит от места и способа её образования. В зависимости от этого выделяют:

1. Осадочные глины - это результат переноса природных продуктов выветривания и их отложения в определённом месте. Они бывают морскими - рождающимися на дне морей и океанов и континентальными - формирующимися на материке. Морские глины, в свою очередь, подразделяют на:

  • шельфовые;
  • лагунные;
  • прибережные.

2. Остаточные глины формируются в процессе выветривания непластичных горных пород и их преобразования в пластичные каолины. Изучение таких остаточных залежей может показать плавный переход глины в материнскую породу с изменением высоты.

Свойства глины

Независимо от того, из какого вещества состоит глина и где она образовалась, есть характерные свойства, отличающие её от других природных материалов.

В сухом виде глина имеет пылеобразную структуру. Если она застыла комками, то легко крошится. Этот материал быстро намокает, впитывает воду, вследствие чего разбухает. При этом глина приобретает водоупорность - способность не пропускать жидкость.

Главной особенностью глины является её пластичность - способность с лёгкостью приобретать любую форму. В зависимости от этой способности глину могут классифицировать на «жирную» — которой присуща повышенная пластичность, и «тощую» — разбавленную другими веществами и постепенно теряющую данное свойство.

Пластичная глина характеризуется клейкостью и вязкостью. Это свойство широко применяется в строительстве. Подумайте, строительная смесь из чего состоит? Глина - обязательная составляющая любого соединительного раствора.

Распространение на планете

Глина является очень распространённым материалом на Земле, а поэтому недорогостоящим. Месторождений глины очень много в любой местности. На морских побережьях можно увидеть глиняные отвалы, которые раньше были твёрдыми скалами. Берега и дно рек, озёр зачастую покрыто слоем глины. Если лесная тропа или имеет коричневый или рыжий оттенок то, вероятней всего, она тоже состоит из остаточной глины.

При промышленной добыче глины применяют способ открытых разработок. Чтобы добраться до залежей полезного вещества, сначала снимают а потом вынимают ископаемые. На разной глубине пласты глины могут отличаться по составу и свойствам.

Использование глины человеком

Как уже упоминалось, чаще всего глину используют в строительстве. Все знают, что привычный материал для возведения сооружений - кирпичи. Они из чего состоят? Песок и глина - вот основные составляющие теста, которое под воздействием высоких температур становится твёрдым и превращается в кирпич. Чтобы стена из отдельно взятых блоков не рассыпалась, используют вязкий раствор, в составе которого тоже есть глина.

Смесь глины с водой становится сырьём для гончарного производства. Человечество издавна научилось производить вазы, пиалы, кувшины и другие ёмкости из глины. Они могут иметь разные размеры и формы. Раньше гончарное ремесло было нужным и распространённым, а глиняные изделия становились единственными принадлежностями, используемыми в быту и очень ходовым товаром на рынках.

Широко используется глина в медицине и косметологии. Те, кто заботится о красоте и здоровье кожи, знают о благодатном воздействии некоторых видов этого вещества. Глина применяется для обёртываний, масок и примочек. Она эффективно борется с целлюлитом, придаёт коже эластичность, препятствует преждевременному старению. При некоторых медицинских показаниях глину даже применяют внутрь. А при кожных заболеваниях высушенный и перетёртый в пыль материал назначают в виде присыпок. Важно упомянуть, что для таких целей используется не любая глина, а только некоторые её виды, имеющие антисептические и противомикробные свойства.

Что такое полимерная глина

Полимерная глина позволяет легко имитировать текстуру других материалов, например, дерева или камня. Из этого пластичного вещества можно самостоятельно изготовить сувениры, ёлочные игрушки, бижутерию, украшения для интерьера, брелоки и много всего прочего. Такие изделия ручной работы станут отличным подарком, смогут долго храниться, при этом не теряя привлекательного вида и первоначальной формы.

Полимерная глина из чего состоит? Рецепт приготовления в домашних условиях

Рукодельницы, которых заинтересовал процесс изготовления таких ярких сувениров, наверняка задумались о том, как сделать полимерную глину самостоятельно. Это вполне реальная задача. Естественно, что полученный материал не будет идентичен заводской полимерной глине, но при правильном изготовлении его свойства ничем не будут уступать.

Необходимые компоненты:

  • клей ПВА - 1 стакан;
  • кукурузный крахмал - 1 стакан;
  • нежирный крем для рук без силикона - 1 столовая ложка;
  • вазелин - 1 столовая ложка;
  • сок лимона - 2 столовые ложки.

Вот всё, из чего состоит которую мы будем готовить в домашних условиях.

Крахмал, клей и вазелин тщательно перемешиваем, добавляем сок лимона и опять мешаем до получения однородной массы. Ставим в микроволновку на 30 секунд, перемешиваем и отправляем туда же ещё на 30 секунд. Корку, которая образовалась на поверхности, нужно снять и выбросить, а эластичную массу выложить на поднос, смазанный кремом для рук, и энергично вымешивать 5 минут. После остывания наша полимерная глина уже готова к использованию.

Узнав, как сделать полимерную глину самостоятельно, вы можете сэкономить на дорогом покупном материале и, не ограничивая себя, освоить интересное, творческое занятие.

Глина - интересный и разнообразный по своим свойствам материал, который образуется в результате разрушения скальных пород. Многие, имея дело с этим пластичным веществом, задумываются: из чего состоит глина? Давайте узнаем ответ на этот вопрос, а также разберёмся, чем может быть полезен этот природный материал человеку.