Размышления по стихотворениям «Прозаседавшиеся», «О дряни. Анализ «О дряни» Маяковского: необычная лексика



Спустя несколько лет после революции Маяковский написал в 1921г. стихотворение «О дряни». Поэт был разочарован в последствиях революции, изменения, которые произошли в стране, не удовлетворяли его. Поэт использует такие средства сатиры, как ирония (много уменьшительно-ласкательных суффиксов «потолочек», «спаленка»), гипербола, (резкие, грубые слова «мразь», «дрянь», «зады») язвительный сарказм и гротеск.

Тема стихотворения – идеалы и желания советских мещан. Люди мыслят примитивно, бездумно следят за модой, ставят целью жизни – материальное обогащение. Материальная составляющая жизни первостепенная для советской буржуазии, нет места духовному развитию. Маяковский высмеивает таких людей, которые считают себя интеллигенцией, но в душе так и остались малообразованными горожанами. Автор критикует не самих мещан как сословие, а их тип мышления. К. Маркс критиковал буржуазную политику, был сторонником революции. В стихотворении герой критикует общество и его нравы, привычки; если люди не перестанут заботится только о своем благополучии, то вся жестокость, насилие, связанные с революцией были напрасны. В таком примитивном обществе никогда не будут существовать такие идеи, как равноправие, демократия. Весь смысл жизни мещанина заключается в том, чтобы похвастаться новыми вещами, потешить самолюбие. Маяковский противопоставляет большое количество материальных благ и пустую душу людей.

Стихотворение «Прозаседавшиеся» написано в 1922г. Тема бюрократии представлена в данном произведении. Это стихотворение – возмущение системой бюрократического апарата. Основу советской бюрократии составляют бессмысленные постоянные заседания и бумажная волокита. Чиновники не решают настоящие проблемы, они занимаются всем, но только не помощью народу. Государственные служащие не выполняют своих функций, то есть не служат и не помогают народу, им неважно, что обсуждать, главное сделать видимость бурной деятельности. В произведении использует автор различные средства выразительности: гипербола в названиях заседаний («А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком»), для того, чтобы подчеркнуть их бессмысленность; автор высмеивает пустые и ненужные собрания, на которые чиновники тратят весь рабочий день. Ирония в том, что на заседаниях чиновники присутствуют без головы, автор хотел показать всю бесполезность их собраний. Маяковский осуждает бюрократический аппарат за то, что из-за его безалаберности страдают обычные граждане.

Обновлено: 2017-11-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Владимир Владимирович Маяковский - поэт, который постоянно откликался на события современности. Для него не было тем, на которые бы не могла откликнуться поэзия. Все было предметом его внимания, если способствовало процветанию Родины. В двадцатые годы бюрократизм захлестнул чиновничество, и Маяковский откликнулся на это зло стихотворением “Прозаседавшиеся”.

Чуть ночь превратится в рассеет,

вижу всякий день я:

кто в глав,

кто в ком,

кто в полит,

кто в просвет,

расходится народ в учрежденья.

Сатирическое обобщение, содержащееся в этом произведении, свидетельствовало об остроте политического зрения автора, о его возросшем мастерстве. Сатирическая сила стихотворения Маяковского рождается из органического сплава реалистической жизненной ситуации с гиперболой, гротеском, фантастикой отдельных картин и образов. Обычная картина являющихся на службу в учреждения служащих - и дождина бумаг, из которых выбирают “с сотни - самые важные!” - для очередного заседания. Совещания следуют одно за другим, одно нелепее другого: театральный отдел заседает с главным менеджментом по конзаводу, поставленная проблема другого заседания - решение вопроса о “покупке склянки чернил Гупкооперативом”, наконец, уже совершенно невообразимое совещание “А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ко-ма”. Лирический герой, добивающийся аудиенции “со времени она”, от души возмущен, его охватывает агрессия. Он врывается лавиной на очередное заседание:

сидят людей половины.

О дьявольщина!

Где же половина другая?

У героя от этой “страшной картины свихнулся разум”. И вдруг:

“Она на двух заседаниях сразу.

заседаний на двадцать

надо поспеть нам.

Поневоле приходитсяраздвояться”.

Бессмысленность и беспросветность этой суеты особенно остро и убедительно подчеркивается этой фантастической картиной, возникшей из просторечного оборота “не разорваться же”. Стихотворение заканчивается лирическим выводом, точным и убедительным.

Сатира Маяковского, как и все его творчество, стояла на службе революции, на службе социалистического общества. Герои сатиры поэта - не конкретные персонажи, а персонифицированные недостатки, изображенные в гротескном, карикатурном виде.
Сатира Маяковского - один Из важных составных элементов его поэзии. Особенностью ее является лирическая страстность поэта-патриота в разоблачении того, что несовместимо с представлением о высоком звании гражданина, что мешает строить новое Государство.
В центре стихотворения «О дряни» - образ мещанина, втершегося в советское учреждение и заботящегося только о своем благополучии. Стихотворение начинается с таких строк:
Слава, Слава, Слава героям!!!
Впрочем, им довольно воздали дани.
Теперь поговорим о дряни.
Уже это начало говорит о содержании стихотворения. В нем Маяковский не намерен петь дифирамбы революции. Несмотря на то, что революцию поэт принял сразу и безоглядно, словно захлестнувшую мир свежую стихию, он не может не замечать недостатков вокруг себя. Пережитки прошлого мира и злокачественные новообразования настоящего не дают Маяковскому покоя. Он готов клеймить их позором и вскрывать негативные черты общества, словно скальпелем хирурга. Об этом и говорится в первых строках стихотворения. Не для прославления героев революционных лет оно создано. Оно призвано клеймить мерзости мещанства. «Дрянь пока что мало поредела», - говорит поэт в этом стихотворении. Он обличает обуржуазившихся в послереволюционные годы мещан, говорит о том, что даже буря революции не смогла с ними справиться. Хотя Маяковский надеялся на живительное и освежающее воздействие революционного движения:
Утихомирились бури революционныхлон.
Подернулась тиной советская мешанина.
Ивылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина.
Как ни надеялся Маяковский на революцию, советская действительность не была совершенной. И причина того проста: в новую жизнь пришли старые люди, не желающие менять принципы, образ жизни, привыкшие влачить существование. В пику им существовали революционеры - представители нового течения, но и они успокоились, завершив начатое. «Утихомирились бури революционных лон...», - говорит поэт в своем произведении.
Маяковский безжалостно бичует тупого, самодовольного обывателя, равнодушного ко многим проявлениям жизни, к искусству и красоте, абсолютно бездуховного.
Маяковский в своем стихотворении создает образы мещан, кругозор которых ограничен, и их первая жизненная радость - прибавка к жалованью. Маяковский настаивает на том, что мещанство - не социальное сословие, а лже-сословие. Образы мещан гротескно преувеличены. Характерной особенностью этого стихотворения является самораскрытие в мире мещан. Портрет Карла Маркса стал украшением жилища.
Характеристика «мрази», прямо противопоставленной настоящим героям революции, завершается фантастической картиной: будто сам Маркс с портрета поднял возмущенный голос против обывательского быта:
Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг разинул рот, да как заорет:
«Опутали революцию обывательщины нити. Страшнее Врангеля обывательщины быт. Скорее головы канарейкам сверните -чтоб коммунизм канарейками не был побит!»
И эти строки вновь подтверждают внутренний протест поэта и его лирического героя. Нежелание видеть в новом и близком к совершенному устройству мире старые беды.
Хотелось бы обратить внимание на последние строки стихотворения:
... головы канарейкам сверните -чтоб коммунизм канарейками не был побит!...
Слово «канарейка» обозначает всю ограниченность, всю пошлость образа жизни мещан. Оно призвано обобщить «портрет мещанина», за его границами - вся та бездуховность и то стремление к материальным ценностям, которые так презирал поэт. Канарейка как символ мещанства (птичка в клетке, поющая для развлечения оплывших жиром недр-людей), должна быть уничтожена. Иначе все эти «мрази» - мещане сведут «на нет» дело революции.
Таким образом, стихотворение «О дряни» пронизано пафосом борьбы с тем, что мешает становлению идеального социалистического общества. Маяковский в нем по казал те недостатки, которые заставляли его раз за разом действовать своими поэтическими методами. Сатирическое обличение Маяковского - это сильное, но, пожалуй, единственное средство, с помощью которого поэт пытался переустроить мир.

Владимир Владимирович Маяковский - один из ярчайших представителей поэзии ХХ века. Его стихи и пьесы давно стали классикой и вошли в школьную программу. Анализ Маяковского «О дряни» является программным, так как это стихотворение наглядно иллюстрирует стиль и поэта.

Краткая биография В. В. Маяковского

Родился будущий поэт в Грузии в небольшом селе Багдады. Уже в младших классах гимназии Владимир Владимирович стал посещать демонстрации и читать революционно направленную литературу. В 1906 году после смерти отца семья Маяковских переезжает в Москву. Здесь он начинает пропагандистскую работу, за что не раз попадает в тюрьму. Будучи студентом училища живописи, ваяния и зодчества, знакомится с футуристами. Теперь его творческий путь становится неразрывно связанным с этим направлением. И первые стихотворения Маяковского были напечатаны в альманахе футуристов «Пощечина общественному вкусу».

Творчество поэта можно разделить на два периода: дореволюционный, где объектом сатиры становятся буржуи и белогвардейцы, и послереволюционный, в котором ирония направлена на недостатки современного ему общества. Необычен в подаче и ритмике стихов, саркастичен и сатирически меток Владимир Маяковский. «О дряни» - стихотворение, в котором проявились все эти составляющие гения писателя.

Тематика стихотворений

Все творчество Маяковского имеет ярко выраженную сатирическую направленность. Однако именно стихотворения позднего периода (20-е годы) отличаются небывалым тематическим богатством. Возникает ощущение, что под горячую руку сатирика и на острый язык попали все недостатки его времени. Героями произведений, а следовательно, объектами иронии, становятся кулаки, новые буржуи, хулиганы, вредители, трусы, обыватели, ханжи, сплетники, лодыри, пьяницы, взяточники, бракоделы и многие другие.

Стихотворение «О дряни»

Именно в это время, в промежутке между 1920-1921 годами, пишет одно из своих замечательнейших стихотворений Маяковский - «О дряни». Тема обличения мещанства, которое «вылезло из-за спины РСФСР», стала основной для произведения.

Сатирические мотивы

В послереволюционные годы сатира Маяковского усиливается, становится острее и злободневнее. На раннем этапе творчества поэт противопоставлял себя бесчувственной толпе, которой не понять возвышенных идеалов писателя. После революции весь сарказм Маяковского обрушился на врагов коммунизма. Особенно же поэт высмеивал мещанство во всех его проявлениях. Хорошо устроившиеся и процветающие в новой советской жизни мещане виделись Маяковскому поражением сторонников революции. Но чтобы лучше понять и проникнуться этими идеями, необходим творческий анализ Маяковского. «О дряни» - стихотворение, которое наилучшим образом подходит для этой цели.

Начинается произведение с резкого противопоставления. Первые строки, звучащие как: «Слава, Слава, Слава героям!», продолжаются абсолютно контрастными: «Теперь поговорим о дряни». Но кто же эта «дрянь»? Ей оказывается «мещанское сословие», которое не просто выжило во время революции, но и отлично приспособилось к новой жизни, обзаведясь «уютными кабинетами и спаленками». Экспрессией и нотами возмущения отличается любой анализ Маяковского. «О дряни» не стало исключением и вобрало в себя все негодование и протест поэта.

Мещане в понимании Маяковского не просто гадки и противны из-за своего образа жизни, от которого можно только намозолить «от пятилетнего сидения зады, крепкие, как умывальники». Нет, они еще и опасные приспособленцы и бюрократы. Беспощадна и неумолима в этом стихотворении

«О дряни» - описание быта

Изображение быта в стихотворении «О дряни» стало не способом обличения, а отражением политических идеалов и ценностей мещанского сословия. Людей такого типа, как ни удивительно, породила сама революция, эпоха перемен, но они способны только опошлить, принизить и запятнать возвышенные революционные идеалы. Именно с помощью деталей окружающей мещан обстановки Маяковский показал, что их понятия о мире и будущем извращены и далеки от истинно коммунистических. Так, Реввоенсовет, Революционный военный совет республики, возникает в смысловой связке со словом бал, что представляется совершенно нелепо и неуместно. Более того, там мещанка хочет «фигурять» в обновке.

Многое сказал о мещанах в своем произведении «О дряни» Маяковский. Стих, анализ которого дает полную картину представлений поэта о современном ему мире, говорит о ценностях и недостатках общества.

Маяковский говорил о том, что сатирическое произведение может родиться только в том случае, если есть подходящая тема, которая так и просится «на издательство». Но мало определиться с тематикой, необходимо уметь правильно преподнести, чтобы показать все червоточины и недостатки общественного явления. И здесь в ход идут давно отработанные классиками приемы: меткость фраз, четкость обличения, абсурдизм и гиперболизация. Такую формулу создания произведений определил для себя Маяковский. «О дряни» - стихотворение, вобравшее все эти принципы. Но особенно ярко явил себя гротеск, который словно поставил жирную точку в финале произведения: «Маркс со стенки смотрел, смотрел … И вдруг разинул рот, да как заорет…».

Вывод

Таки образом, проведенный нами разбор и анализ Маяковского «О дряни» свидетельствует о том, то это стихотворение является отражением творческого метода писателя. Оно отражает основную тематическую и идейную наполненность послереволюционного этапа развития поэта.

Сатира Маяковского, как и все его творчество, стояла на службе революции, на службе социалистического общества. Герои сатиры поэта - не конкретные персонажи, а персонифицированные недостатки, изображенные в гротескном, карикатурном виде.
Сатира Маяковского - один Из важных составных элементов его поэзии. Особенностью ее является лирическая страстность поэта-патриота в разоблачении того, что несовместимо с представлением о высоком звании гражданина, что мешает строить новое Государство.
В центре стихотворения «О дряни» - образ мещанина, втершегося в советское учреждение и заботящегося только о своем благополучии. Стихотворение начинается с таких строк:
Слава, Слава, Слава героям!!!
Впрочем, им довольно воздали дани.
Теперь поговорим о дряни.
Уже это начало говорит о содержании стихотворения. В нем Маяковский не намерен петь дифирамбы революции. Несмотря на то, что революцию поэт принял сразу и безоглядно, словно захлестнувшую мир свежую стихию, он не может не замечать недостатков вокруг себя. Пережитки прошлого мира и злокачественные новообразования настоящего не дают Маяковскому покоя. Он готов клеймить их позором и вскрывать негативные черты общества, словно скальпелем хирурга. Об этом и говорится в первых строках стихотворения. Не для прославления героев революционных лет оно создано. Оно призвано клеймить мерзости мещанства. «Дрянь пока что мало поредела», - говорит поэт в этом стихотворении. Он обличает обуржуазившихся в послереволюционные годы мещан, говорит о том, что даже буря революции не смогла с ними справиться. Хотя Маяковский надеялся на живительное и освежающее воздействие революционного движения:
Утихомирились бури революционныхлон.
Подернулась тиной советская мешанина.
Ивылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина.
Как ни надеялся Маяковский на революцию, советская действительность не была совершенной. И причина того проста: в новую жизнь пришли старые люди, не желающие менять принципы, образ жизни, привыкшие влачить существование. В пику им существовали революционеры - представители нового течения, но и они успокоились, завершив начатое. «Утихомирились бури революционных лон...», - говорит поэт в своем произведении.
Маяковский безжалостно бичует тупого, самодовольного обывателя, равнодушного ко многим проявлениям жизни, к искусству и красоте, абсолютно бездуховного.
Маяковский в своем стихотворении создает образы мещан, кругозор которых ограничен, и их первая жизненная радость - прибавка к жалованью. Маяковский настаивает на том, что мещанство - не социальное сословие, а лже-сословие. Образы мещан гротескно преувеличены. Характерной особенностью этого стихотворения является самораскрытие в мире мещан. Портрет Карла Маркса стал украшением жилища.
Характеристика «мрази», прямо противопоставленной настоящим героям революции, завершается фантастической картиной: будто сам Маркс с портрета поднял возмущенный голос против обывательского быта:
Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг разинул рот, да как заорет:
«Опутали революцию обывательщины нити. Страшнее Врангеля обывательщины быт. Скорее головы канарейкам сверните - чтоб коммунизм канарейками не был побит!»
И эти строки вновь подтверждают внутренний протест поэта и его лирического героя. Нежелание видеть в новом и близком к совершенному устройству мире старые беды.
Хотелось бы обратить внимание на последние строки стихотворения:
... головы канарейкам сверните - чтоб коммунизм канарейками не был побит!...
Слово «канарейка» обозначает всю ограниченность, всю пошлость образа жизни мещан. Оно призвано обобщить «портрет мещанина», за его границами - вся та бездуховность и то стремление к материальным ценностям, которые так презирал поэт. Канарейка как символ мещанства (птичка в клетке, поющая для развлечения оплывших жиром недр-людей), должна быть уничтожена. Иначе все эти «мрази» - мещане сведут «на нет» дело революции.
Таким образом, «О дряни» пронизано пафосом борьбы с тем, что мешает становлению идеального социалистического общества. Маяковский в нем по казал те недостатки, которые заставляли его раз за разом действовать своими поэтическими методами. Сатирическое обличение Маяковского - это сильное, но, пожалуй, единственное средство, с помощью которого поэт пытался переустроить мир.