Тема родины в творчестве маяковского. Сочинение по произведению на тему: Тема Родины и нового человека в лирике Маяковского


Блок, Есенин и Маяковский являются крупнейшими русскими поэтами начала 20 века. Волею судеб, они стали свидетелями крупнейших исторических событий, впавших на долю России: революции 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Октябрьской революции 1917 года. Будучи большими патриотами, искренне переживая за свою родину, эти поэты не могли не отразить в своем творчестве узловые моменты истории России. Больше того, мне кажется, что именно из описаний таких моментов и складывается патриотическая лирика Блок, Есенина, Маяковского.

С октября 1917 года начинается новый этап в творчестве Маяковского, резко меняется его тональность стихов. Характерный для поэта пафос решительного отрицания враждебной человеку реальности, её гротескное изображение сменяется полным принятием начавшихся в стране коренных перемен. «Ода революции», «Левый марш», «Мистерия-буфф», «Потрясающие факты» — в этих произведениях открывается другая Родина, озаренная верой в прекрасное будущее, ожидающая человечество.

Маяковский, как и прежде, остался романтиком, но теперь романтизм поэта направлен на утверждение созидания нового мира. «Необычайнейшее», почти фантастическое в его произведениях тех лет рождено окружающей его обстановкой. Именно поэтому образы его творчества так объёмны. Для Маяковского революция была возможностью сделать жизнь легче и светлее, она должна была избавить народ от ненавистной власти сытых. Вот как он пишет в стихотворении «Потрясающие факты»:

Напрасно пухлые руки взмолены,--

Не остановить в его неслышном карьере.

Республик и царств беря барьеры.

Сергей Есенин по-другому воспринял перемены, настигнувшие его «голубую Русь». Лирика этого поэта сосредоточена на изображении драматической судьбы личности в переломную эпоху, представляет своего рода лирический роман, сюжетом которого поэт сделал свою биографию, превратив её в историю «поэта Сергея Есенина». Его стихи — это летопись жизни с её взлётами и падениями.

Читая «Небесного барабанщика», «Иорданскую голубицу», «Преображение» мы чувствуем, что Есенин приветствует великие перемены. Но в чём он видит их смысл? Что означает — «принимал с крестьянским уклоном»? Произведения, написанные в первые годы революции, полны радостных надежд на преображение действительности в «деревенский рай», где «злачные нивы», «стада буланых коней», где с пастушеской дудкой «бродит апостол Андрей» («Иорданская голубица»).

Какие же существенные стороны революции отразились в творчестве Есенина? Поэт выразил те противоречия, которые были присущи русскому крестьянству, принявшему революцию, защищавшему её завоевания, но питавшему порой несбыточные социальные иллюзии.

Своё представление о революции поэт передаёт образом красного коня — образом романтическим, фантастическим, но родственным миру берёз, черёмух и клёнов, миру русской природы, то есть всему тому, что составляло почву есенинской поэзии, воплощало его представления о прекрасном, его стремления к гармонической жизни.

Сойди, явись нам, красный конь!..

…О, вывези наш шар земной

На колею иную.

Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с патриархальной колеи на магистрали современной машинной техники, он болезненно воспринял это. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне, даже элементарная машинизация села — всё это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерно, но при этом поэту казалось, что исчезла целая область жизни, а значит, и область чувств. Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого.

Своё восприятие новой действительности было у Александра Блока. В январе 1918 года Блок опубликовал статью «Интеллигенция и революция», в которой писал о великих задачах, стоящих перед страной. В это же время им была написана поэма «Двенадцать». Она стала итогом раздумий Блока о революции.

С огромным мастерством передаёт он революционную бурю, охватившую всю страну. Картины разрушенной жизни, разбушевавшейся природы, образы старого мира составляют реальную обстановку, в которой совершается революция. Характерное для Блока отрицание старого мира проявилось в сатирическом изображении буржуазии, символа прошлого. Против прошлого, навстречу ветру, через разруху и голод идут двенадцать человек, двенадцать «апостолов революции», исполненные гнева народного. Революционная страсть, охватившая этих людей, преображает их в солдат.

Главная тема и главный герой поэмы — народ в революционную эпоху. Повествование о красногвардейском дозоре, идущем по улицам революционного Петрограда, приобретает космические масштабы. Блок выводит идею об очистительном огне революции с идеей возмездия. С помощью образа Христа Блок пытался утвердить революцию, так как Христос — это символ морали, а с ним неразрывно связаны двенадцать гвардейцев.

Таким образом, тема Родины в творчестве Блока, Есенина, Маяковского выражена по-разному. Но всех этих поэтов роднит то, что они тесным образом переплели данную тему с темой революции. Каждый из поэтов переживал за судьбу своей страны, пытался увидеть, что ждет Россию, что несут ей глобальные перемены, свершившиеся в начале 20 века.

Тема Родины волновала русских поэтов еще со времен Ломоносова и Державина. Они хотели видеть свою страну сильной и могучей, любовались и гордились ею. Для них понятия страны и государства были единым целым, пусть сегодня их пытаются разделить. Как будто бывает страна без формы государственного устройства…

О «странной любви» к Отечеству первым заговорил , а подхватил Некрасов. Именно с него берет начало двойственное восприятие России – страны и убогой и обильной, и могучей, и бессильной одновременно, которую каким-то образом возможно так глубоко ненавидеть и так бескорыстно любить.

В творчестве А.Блока тема Родины проявилась далеко не сразу. Он вошел в литературу певцом Прекрасной Дамы. И только спустя несколько лет Блок увидел страну и людей. Нет, он тоже далеко не всем восхищался. Однако поэт умел находить особое очарование в красоте среднерусского пейзажа, в «разбойной» красе «нищей» России, где среди серых изб и ветровых песен, среди «острожной тоски», среди бескрайних лесов и полей вдруг испытываешь вдохновение, не сравнимое ни с чем. Блок быстро ушел от романтизации языческой Руси, которая «с болотами, и с журавлями, и с мутным взором колдуна», с «разноликими народами», ведущими хороводы. «Заплаканную и древнюю красу» России поэт берег в душе до последних дней. Показательно стихотворение «Грешить бесстыдно, непробудно…» Картина, нарисованная в нем, откровенно неприглядна, но очень она русская – с глубокого похмелья человек кается, потом грешит снова и заваливается в тяжелый сон. Наверно, Блок, как никто, умел любить Россию такой, какая она есть – со всеми язвами и уродствами, да и за них тоже.

Первым, к кому пришел совсем еще юный в Петербурге, был именно Александр Блок. И Блок отметил для себя певучесть и чистоту ранних есенинских стихов. Есенин никогда не стеснялся откровенно и незамысловато признаваться в любви к родному краю, Рязанщине, а через него – выходить к широким поэтическим обобщениям. Он был уверен, что чувство Родины необходимо любому поэту. Без этого чувства большой поэт состояться не может. Вот почему позднее Есенин решительно разошелся с имажинистами. «Я люблю Родину. Я очень люблю Родину!» — что может быть безыскуснее и трогательнее этого признания?

Образ Родины в стихах Есенина почти всегда неотрывен от природных реалий. Девушка-березка, подгулявший клен, ветер-отрок, заря-котенок – этот метафорический ряд можно продолжать очень долго. Природен человек и человекоподобна природа.

И пусть некоторые стихи Есенина чересчур риторичны, например, знаменитая концовка стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», где содержится противопоставление рая и земной Родины и выбор поэта однозначен – «дайте Родину мою!», но какая поэзия обходится без риторики?

Наконец, Владимир Маяковский, который долго не мог выбрать между поэзией и живописью. Футурист и авангардист в галстуковой рубашке и рубашковом галстуке желтого цвета. Человек, ворвавшийся вместе с другими футуристами в литературу на волне скандала и вызова. Было ли в нем чувство Родины и как оно проявлялось?

«Я не твой, снеговая уродина!» — такое шокирующее признание можно найти в одном из ранних стихотворений . И пусть последнее слово все-таки рифмуется с «родиной», но читатель понимает: никакого поклонения, трепетной любви от Маяковского ждать пока не приходится. Он весь находится в стихии борьбы, неприятия того, что существует, и ждет перемен. И вот они происходят – сначала Февраль, потом Октябрь.

«Землю, с которой вдвоем голодал, нельзя никогда забыть» — это написано о голодных годах, проведенных в Петрограде. А затем наступает время мирного строительства, и Маяковский включается в этот процесс вместе со всеми. «Пою мое Отечество, республику мою!» Он, как когда-то Ломоносов с Державиным, опять сопрягает понятия государства и страны. Он считает за честь называться советским человеком. И самоубийство в 1930-м году произошло на личной почве, а не из-за разочарования в идеалах. Маяковский искренне отдал всю свою силу поэта «атакующему классу», добился того, чтобы «к штыку приравняли перо». И все-таки большинство его стихов советского периода остались в своем времени. Они недостойны пера Маяковского, писались на злобу дня, по конкретному поводу.

А тема Родины – «вечная» тема. Она не стареет. Можно не сомневаться – профессиональные поэты и самодеятельные стихотворцы еще немало напишут на эту тему. Не всегда умело, лишь бы совершенно искренне. Чтобы могли повторить вслед за С.Есениным: «Я сердцем никогда не лгу».

Маяковский В. В.

Сочинение по произведению на тему: Тема Родины и нового человека в лирике Маяковского

С первым стихотворением Маяковского я познакомилась в пять лет. Мама прочитала мне “Что такое хорошо и что такое плохо?”. Я до сих пор помню многие строки из него. Сотни ярких строк поэта из его стихов вошли в наш разговор, в нашу жизнь, сделались народными поговорками.
Маяковский был своеобразной и довольно интересной личностью. “В нем сконцентрировались вся боль и вся радость трудящегося человека, ненависть к царизму, буржуазии, империалистической войне; вера в победу революции и социализма; величайшая любовь и уважение к Ленину”.
О любви к Родине и о счастье быть ее сыном, гражданином, участником ее созидательных свершений и расцвета последняя из законченных поэм Маяковского - “Хорошо!”. Она о любви и счастье, добытых “в трудах и бою”. Поэма “Хорошо!” представляет собой гимн социалистической революции. В Маяковском жила великая любовь сына к социалистическому отечеству. Поэт был и остается в наших сердцах подлинным бойцом. Достоинство своих стихов и поэм он проверял, встречаясь с народом. Он много ездил, и эти сотни поездок были для него и школой жизни, и “показом” его революционной поэзии. Отдавая “всю свою звонкую силу поэта” революции, Маяковский страшно ненавидел врагов Советской страны, Родины, ненавидел обывателей, мещанство. Всю свою страсть он направлял против тех, кто нам мешает строить и жить в молодой советской республике. Все его дела и мысли были устремлены в будущее. Владимир Маяковский хотел быть и стал пророком и знаменем революции.
Творчество Маяковского после Октября наполнено могучей, неистребимой любовью к жизни. В него прочно входит тема радости. “Радости пей! Пой! В жилах весна разлита!” (“Наш марш”). Чувство радости не только не ослабевает в стихах поэта двадцатых годов, напротив, оно становится полнее, глубже. Это счастье слияния с народом: -
Я счастлив, что я этой силы частица.
Это и радость дарить людям лучшее, чем обладаешь сам, - свой труд, и тем самым делать их жизнь богаче и счастливее:
Я
себя
советским чувствую
заводом вырабатывающим счастье.
Это восхищение красотой жизни:
Радость прет. Не для вас
уделить ли нам?! Жизнь прекрасна и
удивительна.
Одно из наиболее понравившихся мне стихотворений - “Рассказ о Кузнецкстрое и.”. В нем показан не один какой-то герой, а массовый героизм. В стихотворении отражен тот охвативший миллионы людей трудовой энтузиазм, какого еще не знала история. Поэтому и героем стихотворения является не рассказчик, а коллектив. Мы не видим самой стройки. Маяковскии говорит о людях, только приехавших на новостройку, чтобы воздвигнуть в глуши чудесный город-сад. Люди еще только готовятся к труду, впереди огромные трудности, но уже сейчас их жизнь - под открытым небом, в промозглой сырости, впроголодь - ежедневный подвиг. И все эти лишения, неудобства они переносят, побуждаемые не жаждой личной наживы, а глубоким пониманием величия цели:
Сливеют губы
с холода, но губы
шепчут в лад: “Через четыре
года здесь
будет город-сад!”
Поэт поддерживает это начинание. Он уверен, что никакие препятствия и лишения не сломят их воли к победе.
Я знаю - город
будет, Я знаю - саду
цвесть, Когда
такие люди в стране советской есть!
Я думаю, что Маяковский в этом стихотворении хотел показать нового человека, человека будущего.
В его представлении это был честный, глубоко преданный идее, способный на самопожертвование человек, гражданин страны.
Маяковский верит в будущее страны. В “Октябрьской” поэме мы это ощущаем. Рассказывая о тяжелых годах молодой республики, автор постепенно переходит к образу Родины, “земли, которую завоевал и полуживую вынянчил”. Здесь автор углубляет свою мысль о том, что жить отдельно от всех нельзя, что каждая личность неотделима от народной жизни.
В наши дни Маяковского знают практически все, знают, что он и сейчас с нами “живет”. Его книги живут, “сражаются” и светят нам. И имя Маяковского, его слова никогда не забудутся.http://www.

Текст сочинения:

И я,
как весну человечества, рожденную
в трудах и в бою, пою
мое отечество, республику мою!
В. Маяковский
О чем бы ни писал В. Маяковский, основной в его стихах всегда была тема Родины, поскольку поэҭ, по его мнению, это не только "народа водитель", но и "народный слуга". На службу своей Родине, своему народу, революции и поставил свое ҭворчество этот великий поэҭ.
Маяковского мало заботили абстрактные, общие вопросы. Он активно участвовал в жизни своей страны, был в курсе всех собыҭий, искренне радовался достижениям советских людей, стремился к преодолению "пережиҭков". Его интересовала конкретика, и такими же предельно конкретными были его произведения, в которых он боролся со всяческой ""дрянью": бюрократизмом, пошлостью, мещанством, эгоизмом. Перо грозное оружие поэтов, и Маяковский умело им пользовался.
В своих произведениях поэҭ часто ведет диалог или обращается к людям разных профессий, и мы понимаем, что люди эҭи живые, со своими мыслями, делающие определенную работу в построении нового мира, часто даже проявляющие героизм. Трудолюбие, готовность к лишениям во имя достижения цели, самоотречение вселяюҭ в сердце поэта радость и опҭимизм, веру в создание на земле "города-сада":
Я знаю
город
будет,
Я знаю
саду
цвесть.
когда
такие
люди
в стране
советской
есть!
Маяковский говорил об "адовой" работе, совершаемой гражданами молодой страны: "освещаем, одеваем нищ и оголь, шириҭся добыча угля и руды". По мнению поэта, для того, чтобы старый мир отошел в прошлое, нужно активно строить мир новый, а это очень сложно в обстановке голода, разрухи, воцарившихся в стране после империалистической войны и в первые годы после революции.
Там
за горами горя
солнечный край непочатый.
За голод,
за мора море
шаг миллионный печатай!
Маяковский чувствует свою крепкую связь с народом, "с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден". Ему по душе и "громадье" планов строителей новой жизни, и "размаха шаги саженьи", и марш, "которым идем в работу и в сраженья". Будучи причастен к сотворению Отечества, "которое будет", Маяковский ощущает искреннюю радость:
Граждане!
Сегодня рушиҭся ҭысячелетнее "Прежде".
Сегодня пересматривается миров основа.
Сегодня
до последней пуговицы в одежде
жизнь переделаем снова.
Маяковский верил в свою Страну Советов. Он посвятил ей не только ҭворчество, но и жизнь. Сҭихи поэта проникнуҭы любовью к Родине, чувством глубокого патриотизма, стремления быстрее привести ее к светлому и счастливому будущему.
...главное в нас
это наша
Страна Советов. Советская воля,
советское знамя,
советское солнце.
Маяковский был уверен, что время и усилия его современников на преодоление всего отжившего и построение нового не пропадуҭ даром. Творчество это великое, божественное дело, а ҭворчество совместное для Маяковского было не только необходимым, но и священным.
Мы идем
сквозь револьверный лай,
чтобы,
умирая,
воплотиться
в пароходы,
в строчки
и в другие долгие дела.

Права на сочинение "Тема Родины в ҭворчестве В. Маяковского" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на