Какие есть былины? Что такое былина и какие бывают былины Былины бывают виды


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Былины. Виды былин. Мир былины.

ЦЕЛЬ: ДАТЬ ПОНЯТИЕ БЫЛИНЫ; ПОЗНАКОМИТЬ С ВИДАМИ, МИРОМ БЫЛИН, ГЕРОЯМИ, БЫЛИННЫМ СТИХОМ; ПОКАЗАТЬ ОТЛИЧИЕ БЫЛИНЫ ОТ СКАЗКИ; РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СТРАТЕГИИ RWCT

Былина -рассказ о том, что когда-то было, бывало, в реальность чего верили.

Сказители былин Былины – это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город.

Отличия сказки от былины СКАЗКА ОБЩЕЕ БЫЛИНА НЕ ВЕРЯТ В РЕАЛЬНОСТЬ; ВЫМЫСЕЛ ВЕРЯТ В РЕАЛЬНОСТЬ; КОМПОЗИЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЕДИНООБРАЗНАЯ; КОМПОЗИЦИЯ; ГЕРОИ - ЛЮДИ, ЦАРЕВИЧИ, ГЕРОИ – БОГАТЫРИ ЖИВОТНЫЕ

ВИДЫ БЫЛИН 1.ГЕРОИЧЕСКИЕ (В ОСНОВЕ – БОЙ, СТОЛКОНВЕНИЕ, СХВАТКА БОГАТЫРЯ С ВРАГОМ). 2. СОЦИАЛЬНО- БЫТОВЫЕ (НЕТ СХВАТКИ, ЕСТЬ ССОРА, СПОР, СОПЕРНИЧЕСТВО)

МИР БЫЛИНЫ. Пространство и время условные, необычные. Герои одни и те же, борются с фантастическими существами. Место действия - Киев – столица русской земли. Время действия - правление князя Владимира (10 -12 в.в.)

Герои былин. ИМЕНА ОБЩЕЕ ОТЛИЧИЯ ИЛЬЯ МУРОМЕЦ ОБЛАДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛОЙ, ДОБРЫЕ, ЗАЩИТНИКИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ ПРЯМОТА, ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, СТРЕМЛЕНИЕ К СПЛОЧЁННОСТИ, БОЛЬШОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, НЕТ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Герои былин. ИМЕНА ОБЩЕЕ ОТЛИЧИЯ ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ ОБЛАДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛОЙ, ДОБРЫЕ, ЗАЩИТНИКИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ ОДАРЁННЫЙ, КУЛЬТУРНЫЙ, ВОСПИТАННЫЙ, УМНЫЙ, ХОРОШО СТРЕЛЯЕТ ИЗ ЛУКА, ИГРАЕТ В ШАХМАТЫ, ПОЁТ, ИГРАЕТ НА ГУСЛЯХ

Герои былин. ИМЕНА ОБЩЕЕ ОТЛИЧИЯ АЛЁША ПОПОВИЧ ОБЛАДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛОЙ, ДОБРЫЕ, ЗАЩИТНИКИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ САМЫЙ МОЛОДОЙ, «НАПУСКОМ СМЕЛ», ХИТЁР, ЖИЗНЕРАДОСТЕН, ВЕСЕЛ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

АЛЁША ПОПОВИЧ

КОМПОЗИЦИЯ БЫЛИН. Запев (для привлечения внимания). Завязка действия (поручение). Развитие действия. Кульминация (подвиг богатыря). Развязка действия (расправа с врагом). Исход.

ОСОБЕННОСТИ БЫЛИННОГО СТИХА. Речитатив (полупение). 12-14 слогов, три ударения в строке, интервалы безударные от1-го до 3 – х слогов. Последнее ударение на третьем слоге от конца. Повторение предлогов, междометий.

Учитель начальных классов Пирогова Ольга Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Кубасовой О.В. по теме «О доблестях, о подвигах, о славе». Былины « Добрыня и Змей» с использование мультимедийной презентации. На ур...

Былины. Добрыня и Змей

конспект урока чтения по теме Былины.Добрыня и Змей по УМК "Гармония" О.В Кубасова "Любимые страницы" + Презентация...

Урок литературного чтения «Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом»

Урок литературного чтения «Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом»Тип урока: урок знакомства с литературным произведением.Дидактическая цель: организовать совместно-поис...

По своему характеру былины подразделяются на героические, основная тема которых -- борьба с внешним врагом и защита Руси, и новеллистические, описывающие главным образом общественный и семейный быт средневекового Русского государства.

В силу того, что основные удары врага приходились на южнорусские княжества и на северо-восточную Русь, героические темы богатырских былин, рассказывающих о защите родины от врага, сосредоточиваются вокруг Киева. Это так называемый киевский цикл былин.

К киевскому циклу былин, главными героями которого являются Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, примыкают галицко-волынские былины. Отличие галицко- волынских былин от киевских заключается в том, что они обычно рассказывают о борьбе с врагом, нападавшим с запада (см. былины о князе Романе).

Новеллистические былины, как правило, говорят о жизни Новгорода и его людей. Своеобразие новгородских былин обусловлено историческими судьбами Новгорода. Известно, что Новгород и новгородская земля были поставлены в особое положение в отношении татарского ига. Новгородские земли, особенно окраинные земли русского Севера, в меньшей мере страдали от татарского ига. Вполне понятно, что тема семейного и общественного быта для новгородских земель была обычной и в пору нашествия татар. Наиболее известны былины новгородского цикла о Садко и о Василии Буслаеве.

С точки зрения содержания и жанровых особенностей былины могут быть разбиты на ряд видовых групп:

  • 1. Большую группу составляют героические или богатырские былины. Все эти былины посвящены теме защиты Родины, в них повествуется о подвигах героев-богатырей. (Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича, Василия Игнатьева, Михаила Даниловича, Сухмана, Василия Каземировича, Святогора и других.).
  • 2. Другую группу составляют былины-новеллы (социально-бытовые), повествующие обычно о бытовой и общественной жизни народа (былины о Садко, Василии Буслаеве, Дюке Степановиче, Соловье Будимировиче и т.д.).
  • 3. Особую группу составляют былины-баллады, в которых явления общественной жизни или исторические события даны в форме драматических происшествий в личной жизни людей («Князь Роман жену терял», «Князь Дмитрий и его невеста Домна», «Василия и Софья» и др.).
  • 4. К немногочисленной группе относятся былины волшебно-сказачного содержания («Подсолнечное царство», «Ванька Удовкин и сын», «Нерассказанный сон», «Ждан - царевич», «Купеческая дочь и царь»).
  • 5. Ещё одну немногочисленную группу составляют былины, возникшие на основе преданий и исторических песен о событиях XVI-XVII веков («Рахта Рагнозерский», «Бутман и царь Пётр Алексеевич», и другие).
  • 6. Шестую группу составляют былины пародийного характера. В этих былинах в парадийно-шуточной форме высмеиваются люди, совершающие далеко не героические дела («Агафонушка», «Старина о льдине»).

Таким образом, былины- это особый вид русских народных эпических песен исторического содержания о защите Древней Руси и о социально-бытовой жизни нашего народа.

Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее - на третий слог от конца.

Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник. Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.

Нередко былина начинается с запева. Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход - это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).

Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.

Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.

Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приемов изображения (на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки - «Три поездки Ильи», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т. д.) . Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесные повторы) имеются во всех былинах. Большую роль в них играют и гиперболы, используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также описание силы воина-богатыря.

В этом проявляются фантастические элементы.

В основной повествовательной части былины широко применяются приемы параллелизма, ступенчатого сужения образов, антитезы.

Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места. Переходные места - это части текста, созданные или импровизируемые сказителями при исполнении; постоянные места - устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в различных былинах (богатырский бой, поездки богатыря, седлание коня и т. п.). Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса.

Уяснению художественного своеобразия русских былин, их поэтики посвящена работа саратовского ученого А. П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин». Исследователь считал, что «былина умеет создать интерес, умеет взволновать слушателя тревогой ожидания, заразить восторгом удивления и захватить честолюбивым торжеством победителя» .

Класс: 5

Цель:

Дать понятие былины как произведения устного народного творчества, одного из трёх родов литературы.

Задачи:

Образовательные

1. Научить умению определять группы и циклы былин по содержанию и направленности.

2. Уметь определять героев былин по словесному портрету.

Развивающие

3. Учить приводить примеры использования в былинах средств художественной выразительности языка.

4. Определять тему и идею былины.

Воспитательные:

5. Развивать читательский интерес, усиливать познавательную мотивацию учащихся.

Формы работы: слово учителя, беседа с учащимися, выразительное чтение, сообщение учащихся, запись определений в тетрадь, составление цитатного плана.

Словарная работа: былина, антитеза, зачин, кульминация

Ход урока

1.Организационный момент урока.

Установление дисциплины урока, объявление темы и целей урока, оформление записей в тетрадях.

2. Беседа (по домашнему заданию)

- Что называется фольклором?

- Назовите жанры фольклора.

- К какому роду литературы относится жанр былины?

а) лирика;

б) драма;

в) эпос.

- На картине вы видите былинных героев. Кто они? Какой идеей проникнуто это произведение искусства? Как называется картина? Кто автор? (на интерактивной доске – изображение картины).

3. Объяснение нового материала

1.В русском фольклоре былины занимают особое место как высокоталантливые, глубокие по мысли произведения. Это один из древнейших жанров устного народного творчества. (Звучат гусли, изображение гусляров на интерактивной доске).

Былина несёт нам правду о временах «стародавних», «досюлишных».

Былина – рассказ о том, что когда-то бывало, реальность.

В основе художественный вымысел.

2.Виды былин:

а) песни героического содержания: бой, сражение.

б) социально-бытовые

3. Мир былин: следы многих веков;

пространство и время – условные;

место действия Киев – центр земли русской;

4. Герои былин:

Антитеза (записывают в тетради) – контраст, противопоставление: человек- богатырь;

Средство создания богатырской силы: художественная гипербола (преувеличение)

У героев есть имена – индивидуализация: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович . Известны былины: «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Змей», «Святогор и Илья Муромец» и др. (сюжеты на интерактивной доске).

5. Композиция былин:

Запев – привлечь внимание;

Зачин – получение задания;

Кульминация;

Развязка;

6. Былинный стих:

Речитатив – полупение, полуговор;

В основе – тонический (ударный)стих;

В былинной строке 12-14 слогов;

Народное восприятие;

4. Работа с учебником

Ответить на вопросы:

    Что нового вы узнали о былинном мире?

Какие черты он имеет?

    Как вы понимаете, что обозначает термин «эпическое время былин»?

    Какими способами создается индивидуализация образов богатырей?

    Расскажите о богатырях младшей эпической троицы.

    Чтение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» («по цепочке»)

    Контекстное подведение итогов урока.

Что нового узнали о былинном мире?

Каковы герои былин?

Композиция былин?

Былина представляет собой фольклорно-эпическую песню, написанную тоническим стихом. Каждое произведение состоит из запева, зачина и концовки. Первая часть былины редко связывалась с основным сюжетом, в основном вступление писалось для привлечения внимания. Зачин – это основное событие, которому посвящена былина. Концовка – последняя часть былины, в которой, как правило, торжественный пир, посвященный победе над врагами.

Существует несколько видов напевов былин – строгий, величавый, быстрый, веселый, спокойный и даже скоморошный.

Каждое сказание отличалось патриотическим характером, сюжеты ее всегда были хвалебными и повествовали о непобедимости Руси, достоинствах князя и отважных защитников, которые незамедлительно приходили на помощь, если населению угрожала беда. Сам термин «былина» стал употребляться только с 1830-х годов, ввел его ученый Иван Сахаров. Настоящее название песен о богатырях – «старины».

Главными героями в были могучие богатыри. Персонажи были наделены нечеловеческой силой, отвагой и мужеством. Богатырь, даже в одиночку, мог справиться с любым . Основной задачей этих персонажей является защита Руси от посягательств врагов.

Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич и Владимир Красное Солнышко – эти имена можно встретить практически в каждом сказании. Князь Владимир являлся правителем русских земель, а богатыри – надеждой и защитой русского народа.

Авторы былин

Множество фактов, касающихся авторов былин, времени и территории их написания остаются загадкой вплоть до наших дней. Большинство исследователей пришло к мнению, что самые древние сказания были написаны не больше трехсот лет назад. В Википедии, например, можно изучить несколько разных теорий и факты, которые выявили ученые.

Преобладающее число былин было записано учеными-собирателями со слов жителей определенных местностей. Всего насчитывается около сорока сюжетов сказаний, но количество текстов уже достигает полутора тысяч экземпляров. Каждая былина представляет собой особую ценность для русской культуры, народного эпоса, а также для ученых и фольклористов.

Сказителями могли быть люди разных профессий, поэтому в текстах они упоминали более понятные и близкие им сравнения. По словам рассказчика-портного, например, отрубленная голова сравнивалась с пуговицей.

Былины не писались одним автором. Это сказания, которые составлял русский народ, а тексты песен передавались из поколения в поколение. Исполнялись песни определенными людьми, которые назывались «сказителями». Такой человек должен был обладать особенными качествами. Дело в том, что текст былин никогда не заучивался сказителями наизусть, поэтому рассказчик должен был самостоятельно связывать сюжеты, подбирать сравнения, запоминать важные факты и уметь пересказывать их, не искажая смысл.