Конспект по обществознанию на тему "многовариантность общественного развития". Общественный прогресс. Многовариантность общественного развития. Глобальные проблемы Многовариантность форм общественного развития типология обществ кратко



Эволюционная концепция Эволюционная концепция основывается на представлении о постепенном качественном изменении общества путём его перехода от одного состояния к другому Перемены происходят в направлении усложнения, роста разнообразия и создания новых социальных структур






Герберт Спенсер () Британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, основатель органической школы в социологии, идеолог либерализма








Концепция Г.Спенсера Герберт Спенсер полагал, что эволюция представляет собой переход от состояния бессвязной однородности к состоянию согласованной разнородности. Подобно тому, как в природе имеет место переход от неживой материи к живой, так и в обществе – от простых механических форм социальности к сложным органическим формам.




Дэниелл Белл () Американский социолог и публицист, основатель теории постиндустриального (информационного) общества


Раймон Арон () Французский философ, политолог, социолог и публицист, один из авторов теории индустриального и постиндустриального обществ










Особенности промышленной революции начала XIX века 1.Промышленность базируется на научной организации труда 2.Человечество колоссально раскрывает свои ресурсы благодаря применению науки в организации труда 3.Промышленное производство предполагает концентрацию рабочих на фабриках и в предместьях крупных городов 4.Концентрация рабочих в местах работы предопределяет скрытое или даже открытое противоречие между наёмными работниками и нанимателями, между пролетариями и предпринимателями 5.Множатся кризисы, связанные с перепроизводством 6.Возникает экономическая система, основанная на промышленной и научной организации труда, характеризующаяся свободой обмена и погоней за прибылью




Постиндустриальное (информационное) общество Понятие «информационное» говорит о том, что главным ресурсом человечества становится информация. Понятие «постиндустриальное» указывает на то, что индустриальное общество подошло к своему концу, и возникает нечто новое




Революционное учение К.Маркса Карл Генрих Маркс () – немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель, основоположник марксизма, автор теории прибавочной стоимости


Учение К.Маркса о развитии общества Главная движущая сила социальных изменений классовая борьба «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов». К.Маркс


Первобытный коммунизм Рабовладельческая общественно-экономическая формация Феодальная общественно-экономическая формация Капиталистическая общественно-экономическая формация Коммунистическая общественно- экономическая формация Стадии развития общества по К.Марксу


Рабовладельческая общественно- экономическая формация Это первая стадия классового общества, на которой друг другу противостояли рабовладельцы и рабы. Власть рабовладельцев над рабами была беспредельна. Они пользовались трудом рабов и могли безнаказанно лишить их жизни.


Феодальная общественно- экономическая формация Феодальная общественно- экономическая формация состояла из двух антагонистических классов: землевладельцев и крестьян. В ней происходит присвоение феодалами производимого крестьянами прибавочного продукта. Власть землевладельца над крестьянином не распространяется дальше крепостной зависимости, согласно которой крестьянин прикреплён к данной территории и не может перейти в другое место. Над жизнью крестьянина феодал не властен.


Капиталистическая общественно- экономическая формация В капиталистической общественно-экономической формации противостоят друг другу два новых антагонистических класса: буржуазия и пролетариат. Наёмный рабочий формально свободен, но он вынужден работать на капиталиста, который эксплуатирует его, отнимая производимую им прибавочную стоимость.


Марксистское учение об обществе Противоречие между производительными силами и производственными отношениями Производительные силы развиваются более динамично Производственные отношения более консервативны Обострение противоречия между ростом богатства у немногих и нищетой большинства, что приводит к социальному кризису, выходом из которого является революция










Критерии общественного прогресса Рост продолжительности жизни Рост благосостояния населения Степень гармоничности между интересами личности и государства Степень гармоничности между интересами различных групп и слоёв общества Уменьшение степени напряжённости между различными группами общества













Типы общества Типы общества по степени экономического развития РазвитыеРазвивающиесяСлаборазвитые Большинство европейских стран, США, Япония и др. Китай, Бразилия и другие страны Южной Америки и Юго-Восточной Азии Страны, которые отстали в развитии и не могут догнать развитые страны


Традиционное (аграрное) общество Признаки Традиционное общество Способ хозяйствования Натуральное хозяйство Преобладающая сфера экономики Аграрное производство Главный способ труда Ручной труд Главные институты Церковь и армия Ведущие социальные слои Священники и феодалы


Индустриальное общество Признаки Способ хозяйствования Товарное производство Преобладающая сфера экономики Промышленное производство Главный способ труда Механизация и автоматизация производства и управления Главные институты Корпорации Ведущие социальные слои Бизнесмены


Признаки Постиндустриальное общество Способ хозяйствования Развитие сферы услуг Преобладающая сфера экономики Производство информации Главный способ труда Компьютеризация Главные институты образования Университеты Ведущие социальные слои Учёные и менеджеры Постиндустриальное общество

Многовариантность общественного развития.

Современное человечество – это около 5 млрд человек, более тысячи народов и около полутора сотен государств. Причины такого разнообразия кроются в различии природных и климатических условий жизни, различных исторических путях развития.

В современном мире можно выделить 3 группы стран:

1) промышленно развитые (страны индустриальной западной цивилизации – США, Япония, западноевропейские страны) – характерен высокий уровень развития, высокий душевой доход (душевой доход – валовой национальный продукт в расчете на душу населения), интенсивный тип производства (внедрение новой техники, технологий и методов управления). Техногенная, научно-техническая цивилизация с высокоразвитой промышленностью группы А (группа А – тяжелая промышленность);

2) развивающиеся государства (традиционные общества – страны Азии и Африки) – низкий уровень развития и показателей душевого дохода, экстенсивный тип производства (количественное расширение производства и использование традиционной техники). Эти государства специализируются на выпуске сельскохозяйственной продукции и промышленной продукции группы Б (группа Б – легкая промышленность);

3) страны с переходной экономикой (Россия, Восточная Европа, Корея, Гонконг и т. д.) – средний уровень развития и показателей душевого дохода. Россия переживает переходный период, ее экономика носит смешанный характер. После реформ 1990-х гг в стране наблюдался глубокий социально-экономический кризис, падение доходов, снижение рождаемости. Начиная с 2002 г. начался эволюционный подъем экономики, в основном за счет поступления денег в экономику от продажи нефти.

Эволюция и революция как формы социального изменения – это два типа развития, которые различаются по скорости, качеству и количеству изменений.

Эволюция (от лат. разворачивание) – медленный процесс развития (постепенные изменения, например биологическая эволюция по Дарвину). Идею социальной эволюции разработал Спенсер. Он приравнивал социальную эволюцию к развитию общественного прогресса. Ход общественной эволюции может быть самостоятельным (с постепенным появлением новых явлений) или реформаторским (изменения с помощью социальных реформ, например отмена крепостного права). Двигателем социальной эволюции может выступать человек, природа или общество.

Революция (от лат. поворот) – быстрый скачок в развитии, связанный с качественными изменениями (например, научно-техническая революция или классовая революция).

Общественный прогресс (от лат. движение вперед) – поступательное развитие общества по восходящей линии, от низшего к высшему. Критерий прогресса – уровень развития экономики, науки, культуры и правовых отношений. Регресс (от лат возвращение, движение назад) – возврат к старому застой и деградация общества.

Революции и реформы - первое, с чем нам предстоит познакомиться. Вперёд!

Реформы

Для начала стоит сказать, что многовариантность общественного развития - это все те пути, которыми развиваются разные социумы. Не секрет, что развитие общества не может быть линейным, из-за чего возникает достаточное количество различных групп, которые очень разнятся между собой. Характер общественного развития может иметь две основные формы: реформы и революции. Давайте подробнее остановимся на первой.

Итак, что же собой представляет реформа? С латинского языка это слово переводится как «преобразовывать». Реформа - это метод общественных преобразований, который реализуется постепенно, через последовательное изменение отдельных элементов. Характерной чертой является то, что они не нарушают каких-то базисных норм. Реформы могут быть прогрессивными и регрессивными. К сожалению, заранее предсказать это весьма трудно. Очевидно, что первый вид изменений приносит обществу благо сейчас или в будущем (к примеру, великие реформы Александра II), а второй - вред (к примеру, контрреформы Александра III). Стоит понимать, что прогрессивные реформы позволяют социуму сделать шаг вперёд в своем развитии, а регрессивные или реакционные возвращают социум на предыдущую ступень развития.

Направленность реформ

Есть три основных направления, в которых осуществляются реформы. Конечно, их можно выделить гораздо больше, но базисные - только эти три: политические, экономические и социальные. Первые направлены на некоторые преобразования в политической жизни общества (изменение законов, расширение прав, модернизация избирательной системы и т. д.). Вторые имеют целью преобразование экономического аспекта, то есть всего, что связано с управлением хозяйством (антимонопольный закон, акцизы, частный бизнес и т. д.). Социальные реформы направлены на само общество. Они позволяют улучшить или усложнить жизнь людей (изменение пенсионного возраста, социальная защита, предоставление рабочих мест и т. д.).

Реформы могут проводиться во всех сферах жизни общества, ибо нет того, что бы не поддавалось изменениям. Они могут иметь незначительные последствия, а могут тянуть за собой изменение общественного строя или смену власти: реформы Петра I, реформы 90-х годов прошлого столетия в России и т. д.

Революции

Многовариантность общественного развития - это не только реформы, но и революции. С латинского этого слово переводится как «переворот». Можно сказать, что революция - это процесс, противоположный реформам. Он предполагает качественное и количественное изменение многих или даже всех сфер жизни социума, которое достигается решительными действиями. Чаще всего это перевороты и бунты, которые несут за собой долговременные последствия. Революции могут быть долговременными и кратковременными. Первые могут длиться очень долго: например, неолитическая революция. Вторые длятся до года.

Инновации и модернизация

Ключевое понятие в их подходе - это общественно-экономическая формация. Если обобщить, то получается, что это то же самое, что и общество - социум, который находится на определенной ступени развития и рассматривается в единстве своих производственных и экономических сил, над коими обязательно должна быть надстройка. Она представляет собой некую идеологию или систему взглядов, присущую всему обществу, и играет важнейшую роль в формировании общественного мнения, а также тесно переплетается с экономическими постулатами. Также должен присутствовать некий базис, который представляет собой определённый экономический строй, не зависящий от субъектов, которые вступают в экономические отношения.

В теории Маркса важное место занимают производительные силы - люди и средства производства, которые обладают необходимыми знаниями или навыками. Надстройка выбирается в зависимости от того, какой был выбран базис. Последний определяет основу формации и решает вопрос принадлежности общества к тому или иному типу.

Цивилизационный подход

Что такое многовариантность общественного развития? Это определение в цивилизационном подходе имеет ряд отличий от первого рассмотренного подхода:

  • Объект исследования - не тип экономической системы, а общество индивидов, которое развивается в зависимости от своих потребностей и интересов.
  • Человек рассматривается не только как производительный ресурс, но и как личность со своими нравственными, моральными и социальными принципами.
  • Разные сферы жизни общества равны между собой (политик, культура, право, экономика). Экономическое развитие не играет главенствующей роли.

Многовариантность общественного развития: типы обществ

Есть три основных типа обществ:

  1. Традиционное, в котором главный фактор производства - это земля. Само оно направлено на получение пищи и выполняется посредством ручного индивидуального труда. Сельское хозяйство в таком обществе занимает около 80 %. Человек живет 40-50 лет. Характерные черты: закрытые социальные системы, нет никакого контакта с другими странами, низкая социальная мобильность.
  2. Индустриальное, в котором на первое место выходит промышленность и накопление капитала. Общество становится контролируемым, налаживаются связи с другими государствами, провозглашается власть закона.
  3. Постиндустриальное, в котором ценность имеют знания и услуги. Резко возрастает уровень автоматизации труда, повышается длительность жизни (более 70 лет). Общество остается контролируемым, возникает политический плюрализм, развивается демократия.

Как мы видим, многовариантность общественного развития (типы обществ мы рассмотрели выше) имеет много различий. Не все страны на сегодняшний день перешли к постиндустриальному виду. Что могут сделать государства, оставшиеся на индустриальной ступени? Составить план. Многовариантность общественного развития позволит подобрать необходимую стратегию развития на ближайшие годы для того, чтобы перейти к постиндустриальному типу.

Многовариантность общественного развития. Типология обществ

Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер.

Реформа (от фр. reforme, лат. reformare - преобразовывать) - это какая-либо степень усовер­шенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, че­рез ряд постепенных преобразо­ваний, не затрагивающих фун­даментальные основы (систе­мы, явления, структуры) Виды:

Прогрессив­ные (реакционные) (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России - Великие ре­формы Алек­сандра II)

Регрессивные (реакционные) (например, ре­формы второй половины 80-х - начала 90-х гг. XIX в. в России - «Контррефор­мы» Александ­ра III)

Революция (от лат. revo-lutio - поворот, переворот) - это коренное, качествен­ное изменение всех или большинства сторон об­щественной жизни, за­трагивающее основы су­ществующего социально­го строя

Кратко­временные (напри­мер, Фев­ральская революция 1917 г. в России)

Долговре­менные (например, неолитиче­ская револю­ция - 3 тыс. лет; промыш­ленная рево­люция XVIII-XIX вв.)

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

4. Отношения власти

Принцип разделе­ния властей. Сослов-но-представитель-ные структуры. Пар­ламентаризм

Политический монизм. Восточная деспотия (не­ограниченная власть, обожествление монарха)

5. Отношения собственности

Господство частной собственности

Преобладание государст­венной и общинной соб­ственности. Принцип власти - собственности (власть рождает собст­венность, а утративший власть становится, как и все, бесправным)

Окончание табл.

Западная

Восточная

сравнения

цивилизация

цивилизация

6. Отношение

Стремление к про-

Стремление к воспроиз-

к прогрессу

грессу, постоянное

водству самих себя, под-

изменение форм де-

держанию традиционно-

ятельности, исполь-

го образа жизни.

зование новаций.

Развитие общества носит

Развитие общества

циклический характер

носит постепенный,

поступательный ха-

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что су­ществующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относить­ся с точки зрения принципа дополнительности, принимая внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.

Понятие общественного прогресса

Проблема направленности совершающихся в обществе из­менений зародилась еще в древности и оставалась достаточно дискуссионной.

Различные взгляды на направленность общественного развития

Французские просветители - история непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.

Религиозные течения - преобладание регресса во многих сферах жизни общества.

Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби - движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т. е. теория исторического круговорота.

Современные исследователи - положительные изме­нения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса.

Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии

Прогресс (от лат. progres-sus - движение вперед, успех) - это направле­ние развития, для кото­рого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более слож­ному, движение вперед к более совершенному.

Регресс (от лат. regressus - об­ратное движение) - это та­кой тип развития, для ко­торого характерен переход от высшего к низшему, про­цессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Относительность прогресса

Есть области, к кото­рым понятие про­гресса не применимо

Противоречивость прогресса

Совершенствование в одних областях обо­рачивается потерями в других. Одним со­циальным силам про­гресс в данной об­ласти может быть вы­годен, а другим нет.

Критерии общественного прогресса.

Развитие человеческого разума.

Совершенствование нравст­венности людей.

Развитие производитель­ных сил, включая самого человека.

Прогресс науки и техники.

Возрастание степени сво­боды, которую общество может предоставлять человеку.

Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время оста­навливаться, что называется стагнацией.

Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистически­ми параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности че­ловеческого существования, создание благоприятных усло­вий для человека - в этом видится прогресс современного об­щества. В качестве гуманистических критериев выдвигают­ся такие показатели прогрессивного развития общества: средняя продолжительность жизни человека, детская и ма­теринская смертность, состояние здоровья, уровень образо­вания, развитие различных сфер культуры, чувство удовле­творенности жишью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.

Ответы на вопросы и вся теория по ним находятся в конце теста

1. Совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному называется

1) прогрессом
2) регрессом
3) стагнацией
4) застоем

2. Включение «механизмов торможения», неспособность общества воспринимать новое, передовое называется

1) прогрессом
2) регрессом
3) стагнацией
4) революцией

3. Верны ли следующие суждения о прогрессе?

А. Прогресс науки и техники имеет неоднозначные последствия.
Б. Понятие прогресса в современных условиях всё более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4. Властное действие, направленное на изменение определённых сфер, сторон общественной жизни с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности называется

1) системой
2) эволюцией
3) революцией
4) реформой

5. Для какого типа общества характерен экстенсивный путь развития?

1) традиционного
2) индустриального
3) постиндустриального
4) информационного

6. Особенностью какого типа общества является занятость большей части населения в промышленности?

1) традиционного
2) индустриального
3) постиндустриального
4) информационного

Нажмите чтобы просмотреть ответы на тестовые вопросы▼


1 - 1. 2 - 3. 3 - 3. 4 - 4. 5 - 1. 6 - 2.



Теоретический материал

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА

Термин «прогресс» происходит от латинского слова progresso («продвигаюсь вперёд») и указывает на позитивную направленность процесса.
Под общественным прогрессом понимают совокупность изменений в обществе, происходящих в ходе его поступательного движения от низшего уровня развития к высшему, от менее совершенного состояния - к более совершенному.

Согласно современным представлениям, прогрессивные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с регрессом и стагнацией в других. Под регрессом понимают такой тип развития, для которого характерен переход от высшего уровня к низшему, а также процессы деградации и упадка. Стагнация (застой) имеет место тогда, когда движение вперёд останавливается, но при этом нет и движения вспять, т. е. в течение определённого периода времени ситуация не улучшается и не ухудшается.

Следует отметить, что в ряде случаев определение типа развития (прогресс или регресс) полностью зависит от выбранного критерия анализа. Так, например, историю человечества можно оценить как прогресс, если в качестве критерия рассматривать решение проблемы рабства. Однако с таким же успехом её можно считать регрессом ввиду появления всё новых и новых способов угнетения человека человеком.

В настоящее время общественное развитие принято оценивать комплексом разнообразных показателей, в частности:

Ожидаемая средняя продолжительность жизни населения;
уровень детской смертности;
естественный прирост населения;
уровень образования;
уровень доходов;
структура денежных затрат;
потребление основных продуктов питания;
объём ВВП на душу населения и др.

Однако эти показатели в основном отражают лишь уровень социально-экономического положения населения и не могут в полной мере характеризовать другие составляющие общественного развития. Поэтому если экономический рост и наличие научно-технического прогресса не вызывают сомнений, то идея существования общественного прогресса имеет своих противников. Приведём некоторые из их аргументов.

Во-первых, концепция общественного прогресса объективно создаёт предпосылки для искажения оценки прошлого, которое начинает рассматриваться как основная причина сегодняшнего положения, т. е. служит для обоснования и даже оправдания настоящего. В итоге ответственность за происходящее в данный момент перекладывается на предыдущие поколения.

Во-вторых, эта концепция в определённой мере аморальна, т. к. фактически рассматривает прошлые поколения как «удобрение для урожая будущего*. «Прогресс превращает каждое человеческое поколение, каждое лицо человеческое, каждую эпоху истории в средство и орудие для окончательной цели - совершенства, могущества и блаженства грядущего человечества, в котором никто из нас не будет иметь удела», - писал русский философ Н. Бердяев.

В-третьих, по мнению известного испанского философа X. Ортега-и-Гассета, идея прогресса усыпляет сознание человека подобно хлороформу; жизнь тогда представляется ему похожей на хорошо организованную туристическую поездку, когда все возникающие проблемы успешно решаются за него.

Поэтому согласно современным представлениям имеет смысл не говорить о прогрессе общества в целом, а оценивать показатели развития каждого конкретного человека.

МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (ТИПЫ ОБЩЕСТВ)

Многовариантность общественного развития напрямую связана с закономерностями исторического процесса (под ними понимают сущностные связи между историческими фактами и явлениями, а также общие, повторяющиеся тенденции в историческом развитии).

Согласно учению К. Маркса и его последователей, закономерности исторического развития - это объективная реальность, которая проявляется через поступки и поведение людей. Марксисты рассматривают историю как «деятельность преследующего свои цели человека*, при этом закономерности исторического процесса они определяют статистическим путём. Сторонники марксизма полагают, что, безусловно, у большинства людей имеют место различные индивидуальные устремления, однако результаты статистической обработки разнообразных исторических процессов позволяют установить объективную тенденцию.

В противовес изложенным выше марксистским представлениям ряд учёных отрицает наличие закономерностей исторического процесса. Они утверждают, что вера в «неумолимые законы исторической неизбежности* деструктивна и в конечном итоге приводит к чрезвычайно негативным последствиям. Например, именно на такой вере была основана фашистская идеология в нацистской Германии, ставшая главной причиной развязывания самой кровавой в истории человечества Второй мировой войны.

История состоит из уникальных событий и явлений, которые сложно обобщить в виде законов. О неповторимости исторических процессов свидетельствуют также их малообъяснимое сплетение и качественные различия между взаимозависимыми стадиями, каждая из которых обладает собственной спецификой. Исторические реалии необычайно сложны и состоят из множества разнообразных элементов. Имеющиеся в истории силы могут взаимодействовать друг с другом самым различным образом. В историческом процессе над экономическим базисом надстраивается умственная деятельность людей, теснейшим образом связанная с их психологией и моралью.

Ещё один аргумент. Как известно, познание закономерностей является основой для разработки объективных научных прогнозов. Однако в общественной жизни, по утверждению выдающегося английского учёного К. Поппера, само предсказание оказывает влияние на предсказываемое событие, обретая статус элемента исторической реальности. К тому же опыт многочисленных неудачных исторических прогнозов также определённым образом свидетельствует против наличия законов истории. Более того, представляется принципиально нерешаемой и задача открытия этих законов. Ведь политическая конъюнктура и интересы определённых социальных групп деформируют идеалы научности и существенно влияют на объективность гуманитарных исследований.

Приведенные выше аргументы далеко не бесспорны, и проблема существования закономерностей исторического процесса, безусловно, требует дальнейших исследований. Здесь же важно отметить, что в истории всегда имеет место взаимодействие объективных и субъективных факторов. И, как представляется, выбор того или иного варианта общественного развития во многом будет зависеть от того, влияние каких факторов на данный момент превалирует.
Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер.

Реформа - это преобразование в какой-либо сфере (политической, социальной, экономической и др.) общественной жизни, не затрагивающее основ существующей системы. Формально реформой является преобразование любой направленности, однако обычно этим термином обозначают прогрессивные нововведения.
Революция - это процесс, характеризующийся радикальными изменениями: сменой правящей элиты, заменой всей политической системы или ряда значимых её элементов. Она представляет собой резкий скачок в социальном развитии и, как правило, связана с насилием.

Следует отличать революцию от других выступлений, также направленных на свержение господствующей политической группировки.

Признаки, отличающие революцию от государственного переворота:

Радикальная замена старой политической системы принципиально иной;
активная поддержка проводимых изменений значительной частью населения;
в целом прогрессивный характер этих изменений;
стремление решить наиболее острые социальные проблемы.

К. Маркс называл революции «локомотивами истории». В предложенной им концепции исторического процесса, в которой общественное развитие рассматривалось как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинная -> рабовладельческая -> феодальная -> капиталистическая -> коммунистическая), именно социальным революциям отводилась ключевая роль. Однако реальный исторический опыт свидетельствует, что практически каждая революция сопровождается жесточайшим террором и в конечном итоге далеко не всегда способствует прогрессивным изменениям в обществе.

Особое значение для мировой истории имела Октябрьская революция 1917 г. в России. Она вызвала значительный подъём международного рабочего движения. Так, в течение последующих нескольких лет во многих странах прокатилась волна революционных выступлений. Однако значимость Октябрьской революции как одного из важнейших исторических событий XX века в первую очередь заключается в том, что она наглядно продемонстрировала всему миру как положительные, так и негативные (установление жестокой диктатуры, экспроприация практически всей частной собственности, массовый террор, кровавая гражданская война и др.) последствия «победившей социалистической революции*. Важно отметить, что и дальнейшие революционные преобразования были не менее противоречивыми и в конечном итоге привели к установлению в СССР тоталитарного режима.

Напуганные октябрьскими событиями в России и вызванным ими усилением революционных настроений во всём мире, правительства многих стран пошли на крупномасштабные реформы, значительно улучшившие политическое и социально-экономическое положение трудящихся. В частности, был расширен перечень политических свобод, сокращена продолжительность рабочей недели, увеличены размеры различных социальных пособий, улучшены условия труда и медицинское обслуживание работников, повышена их заработная плата и т. д. С тех пор основные усилия правящих режимов были направлены на недопущение в их странах возникновения революционной ситуации. Как правило, эти усилия имели успех, поэтому в настоящее время в большинстве государств общественное развитие носит реформистский характер. Однако революционный путь развития далеко не исчерпал себя, о чём наглядно свидетельствует пример двух победивших революций 2011 г. - в Тунисе и Египте.

Рассмотрим теперь классификацию типов обществ. Выше мы уже привели марксистскую типологию, основанную на формационном критерии (см. также подраздел 2.3). Конечно, для классификации используют и другие признаки. Так, по уровню развития общества разделяют на развитые, развивающиеся и отсталые, по особенностям структуры управления - на простые и сложные.

Широкое признание в научном мире получила типология обществ, в наиболее полном виде представленная в работе известного американского учёного Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество*. Согласно Д. Беллу, человечество в своём развитии проходит три стадии: доиндустриальную (традиционную), индустриальную и постиндустриальную , для которых ведущими сферами являются соответственно сельское хозяйство, машинное производство и сфера услуг. Эти стадии характеризуются следующими основными формами социальной организации: церковь и армия - в традиционном обществе, корпорация - в индустриальном, университет - в постиндустриальном. Характерной для соответствующих стадий также является главенствующая роль священников и феодалов, промышленников и бизнесменов, учёных и профессиональных специалистов. Важнейшей особенностью постиндустриального общества Белл считал стремительный рост производства услуг и объёма накопленных человечеством знаний.

На постиндустриальной стадии развития общества основными продуктами являются услуги и знания.

Отметим, что наряду с Д. Беллом свои концепции новой стадии общественного развития, следующей за индустриальным обществом, предложили и некоторые другие известные учёные (в частности, Р. Дарендорф, 3. Бзежинский, Э. Тоффлер). Следует сказать, что все эти концепции разрабатывались в 50-70 гг. XX в. и в основном исходили из анализа реалий, существовавших на тот момент. Их авторы полагали, что отличительной чертой формирующегося нового типа общественного устройства является приоритетное развитие сферы услуг и ряда других отраслей нематериального производства, которые будут превалировать над сельским хозяйством и промышленностью. Однако изучение тенденций развития нашей цивилизации за последние десятилетия показало, что имеются определённые расхождения между этими теоретическими построениями и современными реалиями.

В настоящее время общепризнано, что для описания эпохи, в которую вступило человечество на рубеже XX-XXI вв., наиболее подходящей является концепция информационного общества. Согласно этой концепции, характерными чертами данного общества выступают: возрастание роли информации и знаний в жизни общества; увеличение доли информационных продуктов и услуг в составе ВВП; создание глобального информационного пространства, обеспечение неограниченного доступа к различным информационным ресурсам с целью максимального удовлетворения потребностей людей в разнообразной информации.

Основной особенностью информационного общества, формирующегося на постиндустриальной стадии общественного развития, является принципиально новый порядок, при котором важнейшим ресурсом становятся информация и знания, а главными технологиями - информационные.
К особенностям данного типа общества можно также отнести виртуальность. По мнению российского учёного Д. Иванова, данный феномен охватывает все сферы общественной жизни, т. е. это не только искусственный мир компьютерной виртуальной реальности (в основном созданный для различных игр), но и виртуальные деньги, офисы, магазины и др.

Термин «виртуальный» впервые появился в середине XX века в квантовой физике. Первоначально он имел значение «возможный, проявляющийся при определённых условиях» и использовался для обозначения частиц, которые можно было обнаружить только в момент взаимодействия с ними. В настоящее время толкование этого термина значительно расширилось.

Среди множества специфических проблем, присущих данному типу общества, следует выделить проблему загрязнения информационного пространства бесполезной информацией (так называемым информационным мусором) и проблему достоверности информации, функционирующей в режиме открытого доступа.