Проект на тему: «Происхождения Древнерусского государства». Образование древнерусского государства Возникновение и история Древнерусского государства
Формирование Древнерусского государства в IX-X веках
Основные даты и события:
862 - призвание Рюрика,
882 - покорение Новгородом Киева, образование Древнерусского
988 - принятие христианства,
План ответа: 1) предпосылки образования Древнерусского государства; 2) теории о происхождении государства у славян; 3) Русь при первых князьях; 5) значение образования Древнерусского государства.
Материал к ответу:
Образование древнерусского государства. Существует несколько теорий возникновения государства у восточных славян.
^ Славянская (антинорманнская). Отрицается роль варягов в образовании древнерусского государства и призвание их на княжение (М.В. Ломоносов).
Норманнская. Древнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян (Г. Байер, А. Шлецер, Г. Миллер).
^ Центристская (современная). Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов (большинство современных историков). Варяги, скорее всего, сыграли роль ускорителя процесса образования Древнерусского государства. Они были приглашены в Новгород местными жителями в качестве наемной дружины, а затем захватили власть и использовали ее для распространения своего влияния. Причины же образования Древнерусского государства связаны не с личностью того или иного человека, а с объективными процессами, проходившими в экономической и политической эволюции восточных славян.
Древнерусские князья и их деятельность.
Рюрик. Родоначальник династии Рюриковичей. Считается, что в ^ 862 г. несколько славянских племен пригласили скандинавского конунга (правителя) Рюрика княжить на принадлежавшей им территории. В соответствии с «Повестью временных лет» Рюрик умер в 879 г. и его преемником стал Олег.
Олег. В IX в. сложились два крупнейших центра формирования русской государственности - Новгород и Киев, между которыми шла напряженная борьба за лидерство в объединении восточнославянских земель. Результатом похода новгородского князя Олега в 882 г. стало образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Олег упрочил внешнеполитическое положение Руси. В 907 г. Совершил удачный военный поход на Константинополь (Византия), итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 гг.).
Игорь. Организовал военные походы против Византии (941 г. – закончился неудачей, 944 г. – заключение взаимовыгодного договора). Расширил границы древнерусского государства. Таким образом, под контролем Игоря оказались племена радимичей, вятичей, уличей, кривичей и др. Отношения между князем и подчиненными ему племенами строились на системе уплаты дани (полюдье). Полюдье - это ежегодный объезд князьями вместе с боярами и дружиной подвластных им территорий с целью сбора податей с местного населения. В 945 г. вспыхнуло восстание древлян против слишком высокого размера требуемой дани. В результате волнений Игорь был убит.
^ Ольга. После гибели Игоря его жена Ольга для стабилизации ситуации ввела вместо полюдья нормированный размер дани (уроки) и установила места сбора дани (погосты). В 957 г. Первой из русских князей приняла христианство под именем Елена.
Святослав (сын Игоря и Ольги). Инициатор и руководитель многих военных походов (разгром Хазарского каганата, Волжской Булгарии, войны с Византией, столкновения с печенегами).
^ Владимир I Святой. 980 г. – языческая реформа князя Владимира. Создание пантеона языческих славянских богов во главе с Перуном (неудачная попытка приспособить язычество к цели объединения Руси), 988 г. – принятие христианства. Дальнейшее расширение и укрепление государства. Успешные военные походы против поляков, печенегов.
В ходе этих многочисленных походов и войн в основных чертах оформилась территория, подвластная киевскому князю. Теперь перед страной стояла задача укрепления границ.
^ Русь в конце X - первой половине XII века
Материал к ответу: Основу хозяйственной жизни Древней Руси составляло земледелие, земля была главным богатством. Собственниками земли являлись князья, представители родовой знати (бояре), дружинники, а позже и церковь. Часть земель по-прежнему принадлежала свободным общинникам, которые вели свое хозяйство, имея необходимые орудия труда. Таких общинников называли смердами.
Это была самая многочисленная по составу группа крестьянского населения. Однако притеснения со стороны князя и бояр, дружинников и духовенства вели к разорению части смердов и изменению их социального статуса. Из числа разорившихся смердов формировались новые категории зависимого населения. Рядовичами называли малоимущих или разорившихся крестьян, заключивших договор (ряд) об условиях работы на господина. Договор был обязателен для выполнения обеими сторонами. Но у крестьянина было меньше возможностей выполнить его в полной мере. В случае, если договорные условия им не выполнялись, рядович чаще всего становился полностью зависимым (холопом). Некоторые общинники порой обращались к богатым землевладельцам с просьбой одолжить на время инвентарь, рабочий скот, зерно для посева или другое имущество (купу). Таких людей называли закупами. Они были обязаны нести различные
Повинности в пользу заимодавца до полного возврата долга и процентов с него. Невозможность
Отдать долг означала попадание закупа в полную зависимость. Наиболее бесправной категорией населения были холопы. Они находились на положении рабов, были полностью лишены не только орудий труда и имущества, но порой и жилища. Холопство считалось потомственным, хотя при определенных условиях можно было выйти из этой категории за выкуп.
Главной формой эксплуатации различных категорий сельского населения в X-XII вв. была натуральная повинность. Как правило, дважды в год зависимые крестьяне отвозили своим кредиторам или хозяевам оговоренное количество зерна, мяса, рыбы, овощей, птицы, холстов.
Важным явлением в хозяйственной и политической жизни Древней Руси было появление большого числа городов. Основной категорией населения в них были ремесленники и торговцы. На начальном этапе существования Древнерусского государства, несмотря на усиление власти князя и бояр, сохранялась традиционно высокая роль свободных общин в сельской местности и вечевых органов власти в городах. Городское вече, к примеру, ведало вопросами войны и мира, объявляло созыв ополчения, порой даже могло сменить князя (особенно если функции князя сводились лишь к организации отпора врагу в случае войны). Однако право голоса на вечевых собраниях принадлежало боярам, иерархам церкви, богатым горожанам и купцам.
^ Ярослав Мудрый. Своего расцвета Древнерусское государство достигло при Ярославе Мудром (1019-1054). По его инициативе был введен первый из дошедших до нас кодекс законов государства - «Русская правда». Он предусматривал, в частности, штраф за убийство господина - 80 гривен (огромную по тем временам сумму), холопа - 5 гривен. Если же раба убил сам хозяин, то ему не грозило ничего, кроме церковного покаяния. В этот период заметно укрепились и международные позиции Руси. Способствовал возвышению международного авторитета Руси (установил широкие династические связи с Европой и Византией). Военные походы в Прибалтику, в польско-литовские земли, в Византию, окончательно разгромил печенегов.
^ Владимир II Мономах (внук Ярослава Мудрого). Организатор успешных походов против половцев (1103, 1109, 1111). Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097), на котором рассматривались вопросы вреда междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель. Остановил распад Древнерусского государства. Продолжил политику укрепления династических связей с Европой (был женат на дочери английского короля Гарольда II).
Достаточно стабильным было внешнеполитическое положение государства. Хотя непрерывно шла борьба с печенегами, а затем и с половцами, победа всегда была на стороне Руси.
^ Культура и быт Древней Руси
Основные даты и события: XI в. - первые берестяные грамоты на Руси; середина XI в. - древнейшее из дошедших до нас произведений русской литературы - «Слово о законе и благодати» Иллариона; середина XI в. - сооружение Софийских соборов в Киеве и Новгороде, Спасского собора в Чернигове.
^ Исторические деятели: Владимир Святой; Ярослав Мудрый; Владимир Мономах; Иларион; Нестор.
Основные термины и понятия: летопись; зернь; скань; перегородчатая эмаль, фреска, мозаика.
^ План ответа: 1) исторические условия развития культуры; 2) основные достижения в развитии культуры Древней Руси; 3) историческое значение культуры Древней Руси.
^ Материал к ответу: Основой для развития культуры Древней Руси была славянская культура. На тематику творчества большое влияние оказали формирование древнерусской народности в рамках Древнерусского государства; укрепление государственных границ; успехи в отражении набегов кочевников; крещение Руси; начинавшиеся феодальные усобицы.
Важным достижением культуры Древней Руси было деревянное и каменное зодчество. Крупнейшие каменные сооружения того времени - Софийский собор в Новгороде, Золотые ворота, Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве. Особенностью Новгорода стали деревянные мостовые, появившиеся здесь раньше, чем в Париже. Соборы украшались мозаикой и фресками. Заимствуя из Византии сюжеты и технику письма, эти произведения отражали самобытность и высокий художественный уровень древнерусских мастеров. Значительных успехов достигли ремесленники, создававшие украшенные орнаментом мечи, прочные кольчуги, оригинальные ювелирные украшения (зернь, скань, эмаль, чернь).
Широкое распространение получили письменность и грамотность. Была введена славянская азбука кириллица, созданная на основе греческого уставного письма, приняты использовавшиеся в то время в Византии способы изображения чисел. Первые школы появились в Новгороде и Киеве. Ярославом Мудрым была собрана богатейшая в стране библиотека, включавшая не только современные ему рукописи, но и ряд древнегреческих сочинений.
Появились первые летописи - погодные записи крупнейших событий, с включением документов и их комментариев. Древнейшей летописью, написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором и дошедшей в списках до нашего времени, является «Повесть временных лет». В ней описываются истоки зарождения и начальный этап существования Древнерусского государства. Древнерусская литература представлена такими произведениями, как «Житие Бориса и Глеба», «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» Илариона, былинами. Особенностью древнерусского эпоса было то, что его героями выступали не князья и бояре, а простые люди с их делами и заботами.
Большое влияние на культурное развитие Древней Руси оказало принятие христианства. Кроме каменного строительства и грамотности оно принесло отличный от прежнего взгляд на нравственность (вводилось единобрачие). В быту славянские имена вытеснялись именами святых православной церкви.
^ Политическая раздробленность Руси (Новгород Великий, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество)
Материал к ответу: Под политической раздробленностью Руси понимают период XII-XV вв., когда на территории Древнерусского государства существовало до трех десятков княжеств и земель со своим порядком управления и хозяйственным укладом.
Причины политической раздробленности Руси:
Внутриполитические
Постоянные междоусобные войны князей (они, в свою очередь, были вызваны увеличением к середине XI в. числа представителей династии Рюриковичей),
Процесс «оседания» дружины на земле, превращения дружинников в вотчинников, стремившихся к самостоятельности;
Экономические
Господство натурального хозяйства
Соответственно почти полное отсутствие экономических связей между отдельными территориями государства,
Появление новых центров ремесла и торговли - столиц удельных княжеств
На фоне падения экономической роли Киева, который подвергался постоянному разграблению во время междоусобных войн;
Внешнеполитические - исчезновение в 1120-е гг. фактора внешней опасности (набегов половцев), который сдерживал процесс распада единого государства.
Первый шаг к политической раздробленности был сделан после смерти Ярослава Мудрого, который разделил русские земли между своими сыновьями. В 1097 г. на Любечском съезде князей было установлено: «...каждо да держит отчину свою», что усложнило систему управления страной.
Сложным был и порядок наследования власти: наряду с сыновьями права на престол предъявляли братья умершего князя. Все это еще более обостряло усобицы. В периоды правления Владимира Мономаха (1113-1125) и его сына Мстислава (1125-1132) удалось на короткое, время несколько укрепить великокняжескую государственную власть, но это была последняя попытка добиться прежнего единства страны.
К середине XII в. на территории Древней Руси сложилось три крупнейших политических центра: Владимиро-Суздальское княжество; Новгородская земля; Галицко-Волынское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Главная особенность - сильная княжеская власть.
Владимиро-Суздальское княжество было к тому времени наиболее мощным как в экономическом, так и в политическом отношении. Его независимость от киевских князей была достигнута при сыне Владимира Мономаха - Юрии Долгоруком, получившем свое прозвище за стремление присоединить к территории своего княжества как можно больше новых земель. С его именем связано и основание Москвы - будущего центра Российского государства. Первоначально столицей княжества был Суздаль, а затем - Владимир.
Основу экономики составляло развитое земледелие. Население занималось также скотоводством, рыболовством, бортничеством, сбором грибов и ягод. Высокое развитие получило ремесло. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире считались в то время лучшими на Руси. Развитая экономика давала князьям возможность укреплять свою власть не только внутри княжества, но и в борьбе с соседями. За долгие годы военных походов Юрий Долгорукий сумел покорить многие соседние территории и даже занять силой великокняжеский престол в Киеве, однако вскоре он был отравлен политическими противниками.
Сын Юрия Андрей продолжил курс отца на укрепление своей власти и борьбу с боярской оппозицией. В селе Боголюбове он создал загородную резиденцию, в которой вскоре и был убит сторонниками ослабления княжеской власти. Лишь через несколько лет сын Андрея Боголюбского - Всеволод Большое Гнездо сумел подавить выступления родовой знати. При нем княжество достигло наибольшего могущества.
Галицко-Волынское княжество. Главная особенность - сильные позиции боярства и слабая княжеская власть. Причины этого:
Характерная черта внутренней жизни княжества - постоянные междоусобные войны. Однако в его истории можно выделить три периода временного усиления княжеской власти:
В XIII в. княжество распалось, и в последующие десятилетия большая его часть вошла в состав Польши, Литвы и Венгрии.
Новгородская земля. Главная особенность - республиканская форма правления с 1136 г. (дата изгнания Всеволода Мстиславича за попытку вмешательства в дела Новгорода).
Высший орган - общегородское вече, в котором участвовало не все мужское население, а только владельцы городских усадеб, т. е. около 300-500 человек. Функции вече: принятие законов, установление налогов, рассмотрение вопросов внешней политики, избрание высших должностных лиц - князя, посадника, архиепископа.
На деле все решения принимал Совет господ (20-30 человек), а вече лишь голосовало за эти решения.
Высшее должностное лицо исполнительной власти - посадник избирался общегородским вече из числа наиболее влиятельных бояр. Его функции: решал вопросы текущего управления, руководил внешней политикой, командовал народным ополчением. Тысяцкий, по сути, помощник посадника, отвечал за сбор налогов.
Наибольшие полномочия в сфере судебной власти принадлежали архиепископу, который избирался городским вече и затем утверждался Киевским митрополитом. Кроме того, у него хранились государственная печать и эталоны мер и весов, он вместе с посадником контролировал государственную казну. Частично судебные функции принадлежали также посаднику и князю.
Князь занимал особое место в структуре управления Новгорода. С 1136 г. он избирался на условиях невмешательства во внутренние дела Новгорода. Ему запрещалось приобретать собственность в городе, его резиденция находилась за пределами Новгорода. Главная функция - военное руководство.
^ Последствия политической раздробленности:
Положительные - в условиях конкуренции ускорилось экономическое и культурное развитие княжеств;
Отрицательные - резко снизилась обороноспособность русских княжеств, что проявилось во время монгольского нашествия.
^ Нашествие Батыя на Русь
Основные даты и события:
1223 г. - битва на реке Калке;
1237 г. - начало похода Батыя на Северо-Восточную Русь;
1239- 1240 гг. - поход Батыя на Юго-Западную Русь.
^ Материал к ответ
^ МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО НА РУСИ
Основные даты и события:
1237-1240 гг. - походы Батыя на Русь;
1380 г. - Куликовская битва;
1480 г. - стояние на реке Угре, ликвидация ордынского господства на Руси.
^ Материал к ответу:
Иго - система отношений завоевателей (монголов) и побежденных (русских), которая проявлялась в:
Политической зависимости русских князей от ханов Золотой Орды, выдававших ярлыки (грамоты) на право княжения в русских землях;
^ Даннической зависимости Руси от Орды. Русь платила дань Золотой Орде (продовольствием, ремесленными изделиями, деньгами, невольниками);
Военной зависимости - поставкой русских воинов в монгольские войска.
Русские земли рассматривались в Орде как обладавшая известной долей самостоятельности часть ее собственной территории. Княжества были обязаны платить довольно значительную дань Орде (ее платили даже те земли, которые не были захвачены ордынцами); при подготовке к новым походам ханы требовали от русских князей не только денег, но и солдат; наконец, «живой товар» из русских земель высоко ценился на невольничьих рынках Орды.
Русь оказалась лишена прежней независимости. Князья могли править, лишь получив ярлык на княжение. Монгольские ханы поощряли многочисленные конфликты и усобицы между князьями. Поэтому, стремясь получить ярлыки, князья были готовы идти на любые шаги, что постепенно меняло сам характер княжеской власти в русских землях.
Вместе с тем ханы не покушались на позиции Русской Православной Церкви - они, в отличие от немецких рыцарей в Прибалтике, не мешали подвластному им населению верить в собственного Бога. Это, несмотря на тяжелейшие условия иноземного господства, позволило сохранить, национальные обычаи, традиции, менталитет. Хозяйство русских княжеств после периода полного разорения восстанавливалось довольно быстро, а с начала XIV в. начало стремительно развиваться. С этого же времени в городах возрождается каменное строительство, началось восстановление разрушенных во время нашествия храмов и крепостей. Установленная и фиксированная по размеру дань вскоре уже не считалась тяжким бременем. А со времен Ивана Калиты значительная часть собранных средств направлялась на внутренние нужды самих русских земель.
^ Москва - центр объединения русских земель
Материал к ответу: Московское княжество выделилось в самостоятельное при сыне Александра Невского Данииле в 1276 году. В то время никто не мог представить, что именно Москва станет центром собирания русских земель. Более реальными претендентами на эту роль являлись Тверь, Рязань, Новгород. Однако уже в период правления Ивана Калиты значение молодого Московского княжества неизмеримо возросло.
Основными причинами возвышения Москвы стали: ее относительная удаленность от Орды; умелая политика московских князей; передача Москве права сбора дани; покровительство ордынских ханов; пересечение торговых путей в Северо-Восточной Руси и т. д. Однако главных предпосылок было две: превращение Москвы в центр борьбы за освобождение от ордынского господства и перенос в Москву при Иване Калите центра Русской Православной Церкви.
Завершающим этапом объединения стало время правления Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533), когда под властью Москвы объединились основные русские княжества. В 1497 г. был принят единый свод законов, созданы органы государственного управления, установлены экономические.
Образование единого Русского государства имело большое историческое значение. Оно способствовало освобождению Руси от ордынского владычества. Формирование политического центра усиливало позиции государства на международной арене. На русских землях началось складывание единого экономического пространства. Осознание русского народа как единого целого составляло теперь основу духовной жизни жителей различных областей государства.
^ Прекращение зависимости Руси от Орды. Иван III
Материал к ответу:
Основной предпосылкой свержения ордынского господства было стремление русского народа к независимости, находившее выражение в политике московских князей, объединявших русские земли под своей властью.
Не менее важными были сформировавшиеся экономические условия: переход к двух- и трехпольной системе севооборота, использование сохи с железным лемехом, природных удобрений - все это вело к значительному экономическому подъему и формированию материальной базы для освобождения от чужеземного господства.
Рост городов, развитие в них ремесленного производства способствовали усилению мощи русских земель, делали более эффективной борьбу с захватчиками.
Важным фактором для свержения ордынского господства стала поддержка со стороны Русской Православной Церкви.
Не последнюю роль сыграло и то, что сама Золотая Орда вступила в полосу политической раздробленности и распалась на ряд ханств.
В процессе свержения ордынского господства можно выделить несколько рубежных событий русской истории. В 1327 г. московский князь Иван Калита получил право на самостоятельный сбор дани для Орды. В 1380 г. при поддержке боярства и митрополита Алексея великий князь Дмитрий Иванович впервые собрал войско со всех русских земель для борьбы с Мамаем и 8 сентября, применив тактику засадного полка, наголову разбил ордынцев на Куликовом поле. Эта победа не привела к избавлению от монгольского владычества, но она показала, что объединенное войско всех русских княжеств может одержать победу над врагом.
Важно отметить, что борьба с монголами и становление единого Российского государства шли в тесной взаимосвязи. Эти процессы достигли результата при великом князе Иване III, сумевшем превратить Московское княжество в крупнейшее европейское государство. С 1476 г. он перестал платить дань Орде. Хан Ахмат, выступивший против Москвы осенью 1480 г., встретил войско Ивана III на берегу реки Угры, но не решился на открытое столкновение и после недельного стояния повернул обратно. С ордынским господством было покончено.
Свержение ига имело для Руси огромное значение. Оно привело к завершению формирования единого Российского государства. В 1485 г. Иван III объявил себя «государем всея Руси». Доходы от экономической деятельности теперь были полностью направлены на развитие единого государства. Ускорился рост городов. Новый этап обозначился в развитии отечественной художественной культуры. Было положено начало формированию многонационального Русского централизованного государства, в состав которого уже тогда вошли представители ряда народов Поволжья.
Московские князья стали именоваться «государями всея Руси» и передавать власть в государстве по наследству.
Были созданы органы управления Русского централизованного государства: ^ Боярская дума состояла из родовой знати и являлась совещательным органом при государе; приказы ведали управлением общегосударственными делами по отраслям; наместники, назначаемые государем, осуществляли его политику на местах.
Вводилась единая система мер веса, длины и т. п.
Важным шагом на пути создания единого государства стало издание обязательного на территории всей страны свода законов - Судебника, принятого в 1497 году. Статья 57 положила начало оформлению крепостного права. Она разрешала крестьянам переходить от одного владельца к другому лишь в течение двух недель (неделя до и неделя после Юрьева дня - 26 ноября). При переходе крестьяне обязаны были уплатить специальный налог - пожилое - за право проживания на земле землевладельца.
Создание единого Русского централизованного государства имело огромное значение. Это позволило преодолеть господство ордынских ханов на русских землях и обеспечить защиту от других внешних угроз. Началось формирование единого экономического пространства страны. Прекратились княжеские усобицы, тяжким бременем ложившиеся на плечи населения. Значительно возросли международный престиж и авторитет России среди европейских государств.
^ Иван IV. Реформы 1550-х годов. Избранная рада
Основные даты и события:
1547 г. - венчание Ивана IV на царство;
1550 г. - издание Судебника Ивана IV, ограничение местничества, организация стрелецкого войска;
1556 г. - отмена системы кормлений.
^ Материал к ответу: В начале XVI в. перед Россией стояла задача укрепления единого государства. Для этого требовалось покончить с пережитками децентрализации, завершить формирование единого общегосударственного аппарата, а также расширить территорию страны (исходя, в первую очередь, из растущих потребностей поместной системы).
Василий III лишь обозначил пути решения этих задач. После его смерти власть перешла к трехлетнему сыну государя Ивану и его матери Елене Глинской. Ослабление центральной власти привело к обострению борьбы между боярскими родами Вельских, Шуйских и Глинских. Елена Глинская сумела продолжить политику Василия III по усилению централизации. Она провела реформу местного управления (губную реформу), в 1535 г. ввела единую денежную систему. Однако эти действия вызвали недовольство боярской оппозиции, и великая княгиня была отравлена.
Первым важным решением Ивана IV стало принятие в 1547 г. царского титула. Это должно было подчеркнуть божественный характер его власти, уравнять его статус с ордынскими ханами, императором Священной Римской империи, византийскими правителями прошлого.
В то же время при Иване IV началось формирование институтов сословно-представительной монархии. К этому времени оформились основные категории российского общества: боярская аристократия, дворянство, духовенство, крестьянство, посадское население. В борьбе с боярской оппозицией молодой царь мог рассчитывать лишь на дворянство, которое несло административную, военную, дипломатическую службу и получало за это земли и деньги из казны.
В 1549 г. Иван IV созвал первый в истории России Земский собор - совещательный орган из представителей родовой аристократии, дворян, духовенства, купцов, посадских людей, черносошных крестьян. Было объявлено о подготовке реформ. В их разработке царь опирался на круг близких ему людей, получивший название Избранной рады. В ее состав входили князь Андрей Курбский, дворянин Алексей Адашев, митрополит Макарий, протопоп Сильвестр и др.
Принятый в 1550 г. новый общерусский свод законов - Судебник - еще более укрепил царскую власть. Были сохранены прежние сроки перехода крестьян от одного хозяина к другому (привязанные к Юрьеву дню), увеличена плата за «пожилое». Закреплялось особое положение дворянства как опоры царской власти. Вместо традиционного ополчения создавалось регулярное стрелецкое войско, которое в мирное и свободное от службы время занималось промыслами, торговлей.
Был определен статус особых органов государственной власти - приказов, ведавших конкретными управленческими функциями (Посольский приказ отвечал за контакты с иностранными державами, Разбойный - за порядок и безопасность, Челобитный - принимал жалобы, поступавшие на имя царя, и проверял их и т. п.). Вскоре было ограничено местничество (система занятия должностей в государстве в зависимости от родовитости и служебного статуса предков, а не от личных способностей). Содержание наместников и их аппарата за счет местного населения (кормление) в 1556 г. было заменено общегосударственным налогом на жалованье чиновникам.
Была реформирована церковь. На состоявшемся в 1551 г. церковном Стоглавом соборе (постановления которого были сведены в сто глав) утвердили общероссийский пантеон святых, церковное землевладение было передано под контроль царя, усилены меры по укреплению нравственности в среде священнослужителей.
Реформы Избранной рады привели к тому, что в короткий срок в стране заметно вырос авторитет высшей власти. Новая система управления была более эффективной и действенной. Все решения, принятые в 1550-е гг., были направлены на укрепление центральной власти, в основе которой лежала личная власть царя. Реформы создавали необходимые условия для решения назревших внешнеполитических задач.
Опричнина.
В сложившейся системе государственной власти центральную роль играл царь, принятие любого принципиально важного решения зависело исключительно от него. Слабость экономической системы страны, многолетняя Ливонская война, обострение борьбы с боярской оппозицией создавали объективную потребность в укреплении царской власти. В 1553 г. Иван IV внезапно тяжело заболел, его ближайшее окружение стало обсуждать вопрос о наследнике. Однако царь поправился и, не доверяя вчерашним помощникам, стал меньше прислушиваться к их советам. Нарастали разногласия во взглядах на внутреннюю и внешнюю политику. В 1560 г. Избранная рада была распущена. После первых побед в войне против Ливонии русская армия понесла серию поражений, которые царь связывал с изменой. Эти подозрения еще более усилились, когда, опасаясь царского гнева, в Польшу бежал один из членов правительства Избранной рады - князь Андрей Курбский. С реформами было покончено. Иван IV перешел к насильственным методам осуществления своей политики.
В декабре 1564 г. царь внезапно выехал из Москвы в Александрову слободу, забрав с собой семью, казну, двор. В январе 1565 г. он обратился с посланиями к оставшейся в Москве Боярской думе и к горожанам, в которых обвинял бояр в измене и называл условия своего возвращения в столицу.
Все условия были приняты. По возвращении Иван IV объявил об учреждении особого государственного удела - опричнины, в состав которой вошли наиболее экономически развитые территории.
Все владельцы вотчинных земель, не вошедшие в состав царской опричнины, выселялись из этого удела в другую часть страны, оставшуюся под управлением Боярской думы - земщину. В опричном уделе царь сформировал собственные органы власти - думу, приказы, двор. Было организовано и особое (опричное) войско, превратившееся в инструмент политического террора и репрессий, проводившихся под руководством ближайшего помощника царя - Малюты Скуратова-Бельского.
Опричный террор в равной мере карал как представителей боярского сословия, так и дворян, и другие категории населения.
В результате опричнины в стране был установлен деспотический режим личной власти Ивана IV, которого именно в эти годы прозвали Грозным. Однако террор оказался гораздо менее эффективен, чем реформы 1550-х годов. В итоге в 1572 г. царь отменил опричнину, но при этом деспотический режим сохранился. Результатом опричнины стал экономический и политический кризис 1570-80-х гг., разорение крестьянских хозяйств, являвшихся основой экономики страны, серия военных поражений. В целом опричнина во многом обусловила кризис власти и Смуту начала XVII века.
^ Внешняя политика Ивана Грозного и ее итоги
Материал к ответу: К середине XVI в. перед Россией стоял целый ряд внешнеполитических задач. Молодое государство было заинтересовано в выходе к морю для развития торговых и политических отношений с Европой. Интересы расширения поместного землевладения требовали новых территорий и зависимых крестьян. Кроме того, сохранялась угроза набегов со стороны крымских и казанских ханов.
Для решения задач внешней политики к этому времени сложилась довольно благоприятная ситуация. Казанское, Астраханское и Сибирское ханства были ослаблены. Ливонский орден, владевший в то время значительными прибалтийскими территориями, также не мог противостоять России. Наконец, реформы 1550-х гг. привели к формированию сильной регулярной армии и необходимых экономических условий.
В^ 1552 г. русская армия во главе с царем отправилась на завоевание Казанского ханства. Сопротивление защитников Казани было сломлено после подкопа и взрыва крепостной стены. В 1552-1557 гг. последовало присоединение башкирских земель, а в 1556 г. - Астраханского ханства.
В 1581 г. при поддержке купцов Строгановых началась военная экспедиция дружины атамана Ермака с целью присоединения Сибирского ханства. В 1582 г. Западная Сибирь вошла в состав России.
Ливонская война длилась двадцать пять лет (1558-1583). На первом этапе русские войска не только разгромили вооруженные силы, рыцарей, но и добились распада самого Ливонского ордена. Однако именно это обстоятельство обусловило вступление в войну Швеции и образовавшегося в 1569 г. единого польско-литовского государства - Речи Посполитой. В результате ситуация изменилась, Россия была вынуждена вести борьбу со значительно более сильным противником. Введение режима опричнины ослабило позиции страны, так как крестьянские хозяйства, составлявшие основу аграрного строя, оказались разорены. К тому же поход Ивана Грозного на Новгород (1570) обескровил северо-западные районы и сделал их уязвимыми для неприятеля. Все это привело к тому, что, сокрушив Ливонский орден, Россия была вынуждена вернуть все занятые в ходе войны земли. Более того, она потеряла имевшиеся со времен Ивана III Нарву, Ям, Копорье, Иван-город.
Итоги внешней политики Ивана Грозного достаточно противоречивы. С одной стороны, удалось заметно расширить территорию страны на востоке, присоединив не только Казанское и Астраханское, но и значительную часть Сибирского ханства. Однако, с другой стороны, продвижение России к западным морям встретило противодействие польско-литовского государства и Швеции. Успеху в военном противостоянии с ними мешали неэффективная экономическая система и опричный режим. Значительные территориальные приобретения России во второй половине XVI в. способствовали тому, что экономика страны стала ориентироваться на развитие не «вглубь» (путем интенсификации аграрного производства), а «вширь» (за счет присоединения и освоения новых земель). В результате, по образному выражению В. О. Ключевского, «государство пухло, а народ хирел».
^ Россия на рубеже XVI-XVII веков. Смута
Основные даты и события:
1598-1605 гг. - правление Бориса Годунова;
1605-1606 гг. - правление Лжедмитрия I;
1606- 1610 гг. - правление Василия Шуйского;
1611 г. - первое ополчение;
^ 1612 г. - второе ополчение;
1613 г. - избрание Михаила Романова на царство;
Материал к ответу: После смерти Ивана Грозного, а затем его бездетного сына Федора династия Рюриковичей пресеклась. На Земском соборе 1598 г. новым царем был избран один из близких к Ивану Грозному царедворцев - Борис Годунов. Стремясь укрепить свою власть, он принял меры к упрочению положения
ГАПОУ МО ПК «Московия»
Проект
на тему: « Происхождения Древнерусского государства »
( дисциплина история)
Исполнитель:
Студент Пк/к-16 гр.
ФИО Тиханов М.Г.
Подпись __________
Руководитель проекта:
ФИО Воронова А.В.
должность
Подпись__________
Кашира,
2018
Содержание
Введение
1. Теории происхождения Древнерусского государства.........................................
2. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси......................
3. Владимир I (Святой). Крещение Руси.........................................................................
Заключение
Введение
Актуальность . Вопрос о формировании и развитии государственности на Руси
является без всяких преувеличений одним из центральных для отечественной исторической науки с самого, наверное, её возникновения. Этой теме посвящено бесчисленное количество работ, поскольку тема российской государственности, ее эволюции, значения и роли в истории, имеет не только научный, но и общественно значимый характер.
Историография Древнерусского государства насчитывает более двух столетий. Первые научные изыскания и первые острые дискуссии вокруг летописного известия о призвании варягов, общественного строя и быта древних славян, причин образования Киевского государства возникли еще во второй половине XVIII в.
Наиболее последовательно концепция истории Древней Руси была обоснована Н.М. Карамзиным, который рассматривал ее как важнейший этап создания могучей российской государственности. Решающую роль в историческом процессе он придавал субъективному фактору - деятельности князей, их моральным и политическим качествам.
С.М. Соловьев исходил из теории родового быта, господствовавшего в Древней Руси и определившего уклад жизни простых людей и государственный порядок. Разложение родовых отношений и переход их в государственные являлись, по мнению историка, главной причиной распада Киевского государства, образования, а впоследствии и могущества Московской Руси. Не отвергая полностью концепцию С.М. Соловьева, В.О. Ключевский большое значение придавал экономическому и социальному факторам развития общества.
Послеоктябрьский период, несмотря на наличие идеологических канонов, характерен дальнейшим углубленным изучением древнерусской истории. Главными объектами исследования становятся крестьянство (Б.О. Греков), ремесло и языческая культура (Б.А. Рыбаков), право и социальные отношения (С.В. Юшков), быт и нравы древнерусского общества (Б.А. Романов). летописный варяг славянин
Новую страницу в истории Древнего Новгорода открыли археологические изыскания и труды А.В. Арциховского и В.Л. Янина. Из последних Руси; исследований необходимо отметить работы П.А. Новосельцева, И.Я. Фроянова, поставивших ряд новых и дискуссионных вопросов о социальном и политическом строе Киевской Руси. В последние годы стали доступны труды церковных историков, посвященные принятию христианства и роли Церкви в Древней Руси.
Целью данной работы является изучение складывания и развития древнерусского государства.
Задачи:
рассмотреть теории происхождения Древнерусского государства;
охарактеризовать социально-экономический и политический строй Киевской
раскрыть личность Владимира I (Святой);
изложить общие положения о Крещении Руси.
Хронологические рамки данной работы охватывают IX - XI вв. Этот временной промежуток в русской истории выделяется в особый период "домонгольской" Руси, характеризующийся возникновением и развитием первых государственных образований в форме городовых волостей, культурным единством и определенной устойчивостью социальных и этнических процессов.
Теории происхождения Древнерусского государства
Проблема возникновения Древнерусского государства является одной из важных и актуальных в отечественной историографии. Уже летописец Нестор в "Повести временных лет", отвечая на вопрос "Откуда есть пошла русская земля?", рисует картину расселения восточнославянских племен на стадии зарождения у них государственности.
Ведущую роль в становлении Древнерусского государства сыграло Полянское княжество с центром в Киеве. Первым полянским князем летопись называет Кия, который вместе с братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основал Киев. Летописцы приводят две версии в отношении личности Кия, существовавшие в то время в устной традиции. Согласно первой Кий был перевозчиком на Днепре, согласно второй - князем.
Важным этапом в развитии Древнерусского государства были VIII- IX вв. Именно тогда, как можно сделать вывод из рассказа Нестора, в Среднем Поднепровье сложилось государственное объединение - Русская земля, в которое входили поляне, древляне, северяне.
Восточные славяне ведут свое происхождение от автохтонного индоевропейского населения Восточной Европы. По мнению большинства современных ученых, прародина славян - это северные склоны Карпат, долина Вислы и бассейн Припяти. Из этих мест славяне расселялись во всех направлениях, по всей Восточной Европе. Пик активности славянского расселения приходится примерно на начало VII в.
На северо-востоке славяне углубились в земли угро-финнов и селились по берегам Оки и верхней Волги; на западе достигли р. Эльбы в Северной Германии. И все же большинство их тянулось к югу, на Балканы. Новые места славяне осваивали с основательной неспешностью и оседали в них надолго, навсегда, т. е. вели себя как колонисты, а не захватчики. Древнейшая летопись восточных славян - "Повесть временных лет". Вот что рассказывает она о началах Древнерусского государства: "В лето 852 начался прозывати Русска земля. В лето 859имаху дань варязи из заморья на чуди и на словенех, на мери и на всех кривичех. А козари (хазары) имаху (дань) на полянех, и на северех, и на вятичех. И реша сами в себе: "Поищем с обе князя, иже бы володел нами и судил по праву".
Дальше говорится о том, что в поисках князя решили обратиться к тем варягам, которые называли себя "Русью"(одни варяги "называются свеи (шведы),- поясняет летописец,- а иные норманны и англы, а еще иные готы, а эти - русью"). И сказали варягам - руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И собрались трое братьев (Рюрик, Синеус и Трувор) "со твоими родами, и взяли с 1 собою всю Русь, и пришли...".
Опираясь на это свидетельство, немецкие ученые Готлиб Байер, Герхард Миллер и Август-Людвиг Шлёцер в XVIIIв. разработали так называемую норманнскую теорию . Согласно этой теории, фундамент Киевской Руси заложили варяги - германо-скандинавский народ, известный на Западе под именем викингов, или норманнов.
Знаменитый русский ученый Михаил Ломоносов первым усмотрел в норманнской теории акцент на германском влиянии и намек на неспособность славян к государственному строительству. Он выступил с гневной отповедью немецким ученым и пытался обосновать первоочередную роль славян. Замечания Ломоносова легли в основу так называемой анти норманнской теории и положили начало дискуссии, длящейся по сей день.
В XIX - начале XX в. казалось, что норманнисты близки к победе, ведь среди них было большинство западных и целый ряд выдающихся русских историков. Несмотря на это, убежденными анти норманнистами оставались два ведущих украинских историка - Микола Костомаров и Михайло Грушевский. Зато настоящее контрнаступление развернулось в советской исторической науке 1930-х годов. Норманнская теория провозглашалась политически вредной, ибо она "отрицала способность славянских народов создать независимое государство". Сам Нестор-Летописец (легендарный монах XI в., составитель "Повести временных лет") был объявлен тенденциозным и противоречивым автором. При этом его новоявленные критики пытались опереться на данные археологических раскопок, якобы не подтвердивших сколько-нибудь значительного скандинавского присутствия в Киевской Руси. Отсюда делался вывод: Киевскую Русь основали сами славяне.
Согласно же анти норманнской теории, "Русь" происходит от названия рек Рось и Русна в Центральной Украине. Есть в распоряжении анти норманнистов и еще одна гипотеза: "Русь" связана с кочевым племенем роксоланов, название которого происходит от иранского "rhos", что значит "свет". У всех перечисленных гипотез есть серьезные недостатки, и ни одна из них не получила общего признания. Во всяком случае, в дошедших до нас летописных источниках слово "Русь" сначала появляется как название народа, а именно варягов (скандинавов), затем - земли полян (Центральной Украины), а впоследствии - и всего политического новообразования -Киевской Руси. Короче говоря, историки так до сих пор и не пришли к согласию ни по вопросу о происхождении слова "Русь", ни по более широкой проблеме скандинавских либо славянских заслуг в создании Киевской Руси.
Таким образом, напрашивается компромиссное решение: скандинавское влияние признать, но никоим образом не преувеличивать. Ватаги викингов, этих воинов-купцов, были мобильны, энергичны, но слишком малы, чтобы серьезно изменить образ жизни восточных славян. Напротив, сами варяги быстро осваивали славянский язык и культуру. Но вот что трудно отрицать, так это участие, если не лидерство варягов в политической жизни Руси. Все киевские правители до Святослава и все их дружинники носили скандинавские имена. Мы можем лишь гадать о том, каким образом варяги настолько подчинили себе славян, что стали ответственны за политическую организацию восточнославянского общества.
Социально-экономический и политический строй Киевской Руси
Одним из крупнейших государств европейского средневековья стала в IX-XI вв. Киевская Русь.
В отличие от других стран, как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты.
Русские политические институты киевского периода основывались на свободном обществе. Там не было непреодолимых барьеров между различными социальными группами свободных людей, не существовало наследственных каст или классов, и было еще легко выйти из одной группы и оказаться в другой.
Основные социальные группы этого периода:
1. Высшие классы - князья, бояре и другие собственники земельных имений, богатые купцы в городах.
2. Средние классы - купцы и мастера ремесленники (в городах), владельцы средних и небольших имений (в сельской местности).
3. Низшие классы - беднейшие ремесленники и крестьяне, заселявшие государственные земли. Кроме свободных людей в Киевской Руси существовали также полусвободные и невольники.
На вершине социальной лестницы находились князья во главе с великим князем киевским. С середины XI века на Руси появляются удельные княжества - "отчины" отдельных князей. "Отчины" были собственностью всего княжеского рода. Они наследовались в соответствии с "очередью".
Главной формой эксплуатации земледельческого населения оставалось государственная дань, налог. К данному периоду относится начальный этап формирования на Руси индивидуальной крупной земельной собственности - вотчины. В этот период уже известны княжеские села и охотничьи угодья. В XI веке появляется земельная собственность у дружинников и церкви. Но вотчинная форма собственности не играла еще существенной роли, ее удельный вес был незначителен, основная часть территории находилась в корпоративной (государственной) собственности военно-дружинной знати, реализуемой через систему даней - налогов. В середине XI века княжеская вотчина была законодательно закреплена в "Русской Правде" - юридическом кодексе раннесредневековой Руси.
Корпорацией, в которую был организован господствующий слой Киевской Руси в этот период, продолжала оставаться дружина. В дружинной организации сформировалась и внутренняя иерархия: верхушку дружинного слоя представляла "старейшая дружина" (старшая дружина); а ее члены именовались боярами или мужами. Из представителей ее наиболее авторитетной верхушке при князе формировался совет - Дума. Дума участвовала в формировании основ государственно-политической и экономической жизни.
Низшим слоям дружины организации была "молодшая дружина" (младшая дружина). Ее представители назывались отроками.
Эпоха княжения в Киеве Владимира Святославовича стала периодом небольшой политической стабильности Руси, когда сложилась структура единого раннесредневекового государства, нейтрализован натиск печенегов на южные границы. После смерти Владимира Святого в 1015 году развернулась ожесточенная борьба за власть между его наследниками. Лишь в 1036 году княживший в Новгороде Ярослав Владимирович стал "самовластцем" Русской земли.
В княжении Ярослава Мудрого Русь делает важнейший шаг на пути к окончательному оформлению государственности. Составляется первое дошедшее до нас письменное законодательство - "Правда Ярослава". Ведется обширное каменное строительство, в частности в Киеве и Новгороде, которое демонстрирует единство и мощь Руси.
Спорным остается вопрос о времени возникновения феодального землевладения в Киевской Руси.
Раннефеодальное общество не тождественно феодальному. В Древнерусском государстве будущее принадлежало именно феодальному укладу.
Политический строй Древнерусского государства сочетал в себе институты новой феодальной формации и строй, первобытнообщинный. Во главе государства стоял наследственный князь.
Княжеская власть была ограничена и элементами сохранявшегося народного самоуправления. Народное собрание - вече - действовало активно в IX-XI вв. и позднее.
Анализ социально-политических структур позволяет говорить о трех центрах притяжения, влиявших на общественное развитие: это прежде всего княжеская власть, набиравшая силу дружина (боярство), народное вече. В дальнейшем именно соотношение этих властных элементов станет определять тот, или иной тип государственности, который возобладает на территориях, некогда входивших в состав державы Рюриковичей.
В X-XI вв. в Киевской Руси начинают складываться крупные частные землевладения. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина, не только неотчуждаемая, но и передаваемая по наследству. Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной.
Киевская Русь славилась своими городами. Сначала это были крепости, политические центры управления феодальных округов. Обрастая новыми посадами, они становились средоточием ремесленного производства, торговли и обмена.
Центром внешних экономических отношений всей страны с византийским юго-востоком стал Киев - столица государства и средоточие политической, экономической и культурной жизни.
Важную роль в торговле с европейским северо-западом играл один из старейших древнеславянских городов - Новгород. В отличие от Киева он сумел до конца отстоять феодальную обособленность, сохранил своеобразный республиканско-вечевой строй с номинальной, ограниченной договором властью выборных князей исполнительных органов власти.
С Германской империей Русь связывали и оживленные торговые отношения.
Постоянную борьбу Киевской Руси приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов, тем не менее их набеги продолжались. В 1036 году, воспользовавшись отсутствием в Киеве Ярослава, печенеги осадили Киев. Ярослав быстро вернулся и нанес печенегам жестокое поражение, от которого они так и не смогли оправиться. Их вытеснили из причерноморских степей другие кочевники - половцы.
Вторая половина XI в. - время борьбы Руси с половецкой опасностью.
Древнерусское государство было одно из крупнейших европейских держав и находилось в тесных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии. На Руси была тогда единая верховная власть, только не единоличная. Она имела довольно условное, стесненное значение. Князья были не полновластные государи земли, а только военно-полицейские ее правители. Их признавали носителями верховной власти, насколько они обороняли землю извне и поддерживали в ней существовавший порядок: такого полномочия верховной власти еще не было ни в действовавшем праве, ни в правовом сознании земли. В XI в. стереотипом была русская земля, о которой так часто говорят и князья и летописцы. В этом и можно видеть коренной факт нашей истории, совершившийся в те века: Русская земля, механически сцепленная первыми киевскими князьями из разнородных этнографических элементов в одно политическое целое, теперь, теряя эту политическую цельность, впервые начала чувствовать себя цельным народным или земским составом.
Владимир I (Святой). Крещение Руси
При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие христианства.
В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. "И стал Владимир княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот" (под 980 год).
В благодарность богам за победу, одержанную над ятвягами (983 год) решено было принести человеческую жертву. Жребий пал на юношу из христианской семьи. Его отец обличил ничтожество языческих богов, и разъяренная толпа язычников убила их обоих. Но верно сказано: кровь мучеников - семя христиан. Погибли на Руси двое христиан - Феодор и Иоанн, а вскоре обратились к Христу вместе с князем Владимиром тысячи.
Митрополит Киевский Илларион, монах Иаков и летописец преподобный Нестор (XI век) назвали причины личного обращения князя Владимира к христианской вере, согласно указав на действие призывающей благодати Божией.
Понять превосходство христианства над язычеством и стать христианином князю Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Иллариона, обладал "добрым смыслом и острым умом" и имел возможность ознакомиться с христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы и совершались богослужения на славянском языке.
Относительно вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира есть несколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); по второй версии князь Владимир крестился в 987 году в Киеве, а по третьей - в 987 году в Василеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков).
Приняв христианскую православную веру, князь Владимир (в крещении Василий) решился "обратить всю Землю в христианство". Великого князя Владимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо для русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни.
Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами.
Прежде всего, князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.
Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в 989-990 годах.
Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала христианской страной.
Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам".
Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви - Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, "умыкание" (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.
Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси.
С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы.
Заключение
Древнерусское государство явилось важнейшей вехой в истории народов нашей страны и его соседей в Европе и Азии. Древняя Русь стала крупнейшим для своего времени европейским государством. Ее площадь составляла более 1 млн. кв. км, а население - 4,5 млн. человек. Естественно, что она оказала сильнейшее влияние на судьбы мировой истории.
Древнерусское государство, созданное древнерусской народностью, явилось колыбелью трех крупнейших славянских народов - великороссов, украинцев и белорусов.
Древняя Русь с самого начала была полиэтническим государством. Народы, в нее вошедшие, продолжали потом свое развитие в составе других славянских государств, ставших ее преемниками. Одни из них ассимилировались, добровольно утратили свою этническую самостоятельность, другие же сохранились до наших дней.
В Древнерусском государстве сложилась форма раннефеодальной монархии, которая сохранилась потом и у ее преемников на протяжении нескольких веков.
Громадное значение имело древнерусское право, памятники которого, особенно Русская Правда, дожили и до Московского государства. Имели они значение и для права соседних народов.
Объективные исторические процессы развития феодализма повлекли за собой отмирание Древнерусского государства. Развитие феодальных отношений, породившее Древнюю Русь, привело, в конце концов, к ее распаду, неизбежному процессу установления феодальной раздробленности в XII в.
Список использованной литературы
1. Амельченко В.В. Дружины Древней Руси. - М., 2012. - 144с.
2. Греков Б.Д. Киевская Русь. - М., 2010. - 671с.
3. Деревянко, А. П., Шабельникова, Н. А. История России: учебное пособие.- М., 2011.
4. Зуев, М. Н. Отечественная история: учебное пособие.- М., 2013.
5. Исаев И.А. "История государства и права России". - М., 2012 г.
6. Козлов Ю.Ф. "От князя Рюрика до императора НиколаяII". - М., 2011
7. Османов А.И. История России IX-XX вв. - СПб., 2011. - 491с.
8. Павленко, Н. И., Андреев, И. Л., Кобрин, В.Б., Федоров, В.А. История России с древнейших времен до 1861года: учебник для вузов.- М., 2011.
9. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - М., 2012. - 843с.
10. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. - М., 2012. - 351с.
11. Соловьев C.M. "История России с древнейших времен". - М., 2011
причины : экономическое развитие восточнославянских территорий, втягивание их в международную транзитную торговлю (Киевская Русь образовалась на «пути из варяг в греки» - торговом водно-сухопутном пути, функционировавшем в VIII-XI вв. и соединявшем бассейны Балтийского и Черного морей), необходимость защиты от внешних врагов, имущественное и социальное расслоение общества.Предпосылки образования государства у восточных славян: переход от родовой общины к соседской, складывание межплеменных союзов, развития промыслов, ремесел и торговли, необходимость объединения для отражения внешней угрозы.
Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI-VII в. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян» , являвшаяся союзницей Византии.
Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле , возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода . Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява), по всей видимости, располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов).
В XVIII в. сложились теории образования Древнерусского государства . Согласно норманнской теории государство Русь создано норманнскими (варяжскими, русское название скандинавских народов) князьями, пришедших по приглашению восточных славян (авторы Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер). Сторонники антинорманнской теории считали, что определяющим фактором в процессе образования любого государства являются объективные внутренние условия, без которых никакими внешними силами его создать невозможно (автор М.В. Ломоносов).
Норманская теория
Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора . Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.
По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка. -Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое современными историками также Киевская Русь).
Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.Ф. Миллером и Г.З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М. В. Ломоносов.
Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских сагах Русь - страна несметных богатств, а служба русским князьям - верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т. п.
Другие теории (славянская и центристская )
В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории , объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. «Норманисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.
Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным . Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь» («русскими» финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неоднократно встречается применительно к различным объединениям как на севере, так и на юге восточнославянского мира.
Образование государства Русь или, как его называют по столице, Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытнообщинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.
Центры древнерусского государства
Русь происходило на основе двух центров : южный сложился вокруг г. Киева (основатели братья Кий, Щек, Хорив и сестра Лыбедь) в середине IX в. Северный центр сформировался вокруг г. Новгорода .
Первым князем Новгорода был Рюрик (862-879) с братьями Синеусом и Трувором. С 879-912 гг. правил Олег , объединивший Новгород и Киев в 882 г. и создавший единое государство Русь. Олег осуществил походы на Византию (907, 911), заключил договор в 911 г. с византийским императором Львом VI о праве беспошлинной торговли.
В 912 г. власть наследует Игорь (сын Рюрика). Он отразил нашествие печенегов, совершил походы на Византию: в 941 г. потерпел поражение и в 944 г. заключил первый письменный договор с византийским императором Романом I Лакапином. В 945 г. в результате восстания племени древлян Игорь был убит при попытке повторно собрать полюдье - ежегодный объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.
Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию , где власть передавалась по наследству. Во главе государства стоял великий князь , ему принадлежала верховная законодательная, исполнительная власть. Он выполнял обязанности верховного военачальника , являлся главой дипломатической деятельности. Помогал князю в управлении Совет (верхушка дружины - княжьи мужи). Дружина состояла из «старшей» (выполняла поручения князя) и «младшей»: отроки и детские (личные слуги князя). Удельные князья находились в вассальной зависимости от великого князя (личная зависимость мелких феодалов от крупных).
После объединения славянских племён в Древнерусское государство все люди в нём начинают составлять единое общество. Однако, как и во всех других странах, это общество не было однородным и подразделялось на различные категории и слои в зависимости от того, чем занимались люди.
Конспект урока «Образование Древнерусского государства «.
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Отечественная история»
на тему «Древнерусское государство (IX-начало XII вв.)»
Москва 2010
Введение
1. Формирование древнерусского государства
1.1 Эпоха первых киевских князей
1.2 «Золотой век» Киевской Руси
2. Разрушение политического единства Киевского государства
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Возникновение государства процесс длительный, отражающий коренные потребности общественного развития. Государственность вырастает из естественного стремления общества к упорядочению усложняющихся внутри него отношений. С момента своего возникновения государственная власть всегда решала не только военные, но и судебные задачи, связанные с разрешением межплеменных споров. Вооруженное урегулирование таких конфликтов становилось все более обременительным для общества. Так постепенно шло осознание общей полезности власти, стоящей выше частного и родового интересов.
У восточных славян государство возникло тогда, когда имущественная и социальная дифференциация еще не была глубокой. Поэтому государственная власть первоначально не претендовала на серьезное участие в хозяйственной жизни общества. Ее носители, князья и дружинники, выделялись из общества по профессиональному признаку.
Цель курсовой работы рассмотреть предпосылки формирования древнерусского государства и проанализировать политический распад Киевского государства.
1. Формирование древнерусского государства
Государство на Руси сложилось в результате политического объединения двух центров восточных славян, Новгорода и Киева. С уверенностью о таком слиянии можно говорить лишь после 862 г. Но еще задолго до прихода в Киев дружинников Рюрика здесь существовало полусамостоятельное протогосударственное образование, номинально подчиненное хазарам. Поднепровским славянам были присущи элементы государственности: они платили дань-налог в обмен на безопасность и торговые привилегии, подчинялись надплеменным нормам права и структурам власти. Историки допускают, что доаскольдово государство в Киеве и держава Рюрика возникли независимо друг от друга и почти одновременно. При их слиянии экономическое и политическое преимущество оказалось на стороне Киева. Он был центром самого развитого племени восточных славян полян, к тому же добровольно подчинившихся пришельцам с севера. Киев являлся старым узловым пунктом торгово-экономических связей восточных и западных стран. Наконец, от Киева открывалась дорога на Царьград.
Русь не была исключением в обширном мире славянства, который в VIIIX вв. затронул процесс образования государств. В 70-е годы VII в. произошло политическое объединение славян на Дунае, положившее начало Болгарскому государству. В VIII столетии возникла Сербия. В первой половине IX в. на левом притоке Дуная, реке Мораве, образовался Великоморавский союз чешских, словацких и моравских племен, просуществовавший всего полвека до вторжения венгров. На части его территории в верховьях реки Эльбы (славянской Лабы) сложилось Чешское государство. В середине Х в. в бассейнах рек Вислы и Варты возник союз племен, ставший ядром Польского государства. В том же столетии появилась и Хорватия.
Процесс образования государств у славян шел двояким путем: либо путем подчинения одному племенному союзу (Великая Моравия, Русь, Чехия, Польша), либо в пределах одного союза княжеств (Сербия, Хорватия, Словения). И лишь Болгарское государство оформилось путем объединения славянского союза племенных княжеств с инноэтнической общностью протоболгарами, народом тюркского происхождения. Общей чертой для всех славянских государств, за исключением областей к югу от Дуная, отвоеванных славянами у Византии, было то, что они складывались в зоне, не входившей в ареал распространения античной цивилизации. Поэтому весь строй жизни и отношений формировался у славян неспешно, с большой долей своеобразия, как принято говорить «бессинтезным путем ».
Для Руси в первую очередь имела значение специфика ее геополитической ситуации: давление степных кочевых народов, агрессивные устремления соседних развитых европейских государств, относительно слабые культурные контакты с ними, ограниченность выхода к морским торговым путям. Постепенно Русь превращалась в «оборонное общество ». Подвижность общественной жизни, связанная с частыми перемещениями людей, нашествиями кочевников, колонизацией далеких окраин, предопределила преобладание идущих сверху вертикальных политических связей . Если в средневековой Европе государственная власть была слабой и обществу самому приходилось решать свои проблемы, то на Руси, наоборот, государство постепенно превращалось в верховного законодателя общественной жизни. Здесь слабее, чем в Западной Европе, шел процесс дифференциации по социальному и профессиональному признакам, медленнее развивались товарно-денежные отношения. Горизонтальные общественно-политические связи не могли укорениться здесь и по другой важной причине. Военные расходы государства при ограниченных людских и материальных ресурсах тяжким бременем ложились на население. Именно на Руси оформилось понятие «половник», ибо норма эксплуатации трудового люда часто доходила до 50%. Сказывался также характер местности, не позволявший иметь разветвленную систему коммуникаций. Освоение территории в зоне рискованного земледелия приучало русского человека довольствоваться элементарными технологиями и выработала у него «непосредственно-природный умственный взгляд». В этих условиях замедленно формировалось и правосознание, изначально отторгавшее идею о том, что приложение труда к земле может выступать основой собственности на нее и продукты ее обработки.
Èòàê, ãîñóäàðñòâåííàÿ âëàñòü íà Ðóñè âûñòóïàëà ñ ñàìîãî íà÷àëà êàê ìîùíàÿ îðãàíèçóþùàÿ ñèëà, íå ïðèâûêøàÿ âñòðå÷àòü ñåðüåçíîãî ñîïðîòèâëåíèÿ ñâîèì íà÷èíàíèÿì ñî ñòîðîíû îáùåñòâà. Ýto ïðåäîïðåäåëèëî åå ïðèñòðàñòèå ê ñïðÿìëåííûì äåéñòâèÿì ïðîèçâîëà è íàñèëèÿ. Ñêàçàëñÿ çäåñü è ôàêòîð èíîçåìíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ ïðàâÿùåé ïðîñëîéêè. È õîòÿ âàðÿãè ýòíè÷åñêè ñìåøèâàëèñü ñî ñëàâÿíàìè, îäíàêî èçíà÷àëüíî ñóùåñòâîâàâøåå ðàçäåëåíèå íà óïðàâëÿþùèõ è óïðàâëÿåìûõ íå òîëüêî çàêðåïèëîñü, íî äàæå óãëóáèëîñü â õîäå äèíàñòè÷åñêèõ ñòîëêíîâåíèé. Âûõîäöû èç Ñêàíäèíàâèè ñûãðàëè àêòèâíóþ ðîëü â ôîðìèðîâàíèè èçîëÿöèîíèñòñêè íàñòðîåííîãî ãîñïîäñòâóþùåãî ñëîÿ ñòðàíû, õîòÿ è íå ñîñòàâëÿëè åãî áîëüøèí
Древнерусское государство. Образование Древнерусского государства. Князья Древнерусского государства. Становление Древнерусского государства. Формирование Древнерусского государства. Расцвет древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства. Раздробленность Древнерусского государства. Возникновение древнерусского государства.
Когда на Руси появилось государство. Древнейшие государства на территории России. Начало раздробления древнерусского государства. Народы и древнейшие государства на территории России. Образование славянских государств. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Государство на берегах Нила. Особенности образования Российского государства.
Древнеславянская мифология. Формирование государства на Руси. Образование первых славянских государств. Модель развития древнерусского общества и государства. Предпосылки образования единого русского государства. Начало распада древнерусского государства. Тема: Формирование древнерусского государства. Появление государства Русь в Поднепровье.
Жители древнерусского государства. Образование единого русского государства. Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Тема: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром». Тема: Образование единого Русского государства. Древнерусское государство в IX-XI вв. Древнерусское государство при Ярославе Мудром.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. тема: Начало раздробления Древнерусского государства. Древнеславянское государство. Тест «Древнерусское государство» (История России. Презентация на тему «Образование древнерусского государства.