Презентация родной язык духовное наследие народа. Внеаудиторное воспитательное мероприятие «Язык - живая душа народа», посвященное Международному Дню родного язык. Отдел международной информации


ФЕСТИВАЛЬ ЯЗЫКОВ «Язык – живая душа народа»

Цель: показать многообразие языков и культур разных наций и их единство в семье народа Казахстана, воспитание казахстанского патриотизма

Задачи: расширить кругозор учащихся, способствовать воспитанию чувства гордости за свой народ, уважительного отношения к культурному наследию других народов.

Форма проведения: фестиваль (с элементами устного журнала)

Наглядность: презентация «Язык – живая душа народа!», презентации уч-ся

Предварительная работа: создание национальных команд (учащиеся 5-11 классов), подготовка презентаций о своем родном языке, номеров художественной самодеятельности

Ход мероприятия:

1-й ведущий: (слайд №1) Сәлеметсіздер ме, осы мектеп тұрғындары!

2-й ведущий: Здравствуйте жители нашей школы! Жители необъятного Казахстана!

3-й ведущий: HELLO, INHABITANTS THIS SCHOOL AND THIS FRIENDS

1-й ведущий: (слайд №2) Фестиваль языков народов Казахстана шагает по нашей многонациональной республике!

2-й ведущий: Фестиваль, который символизирует единство и согласие между народами.

3-й ведущий: (слайд №3) Указом Президента Республики Казахстан 22 сентября объявлен Днем языков народов Казахстана.

СТИХИ 5 КЛАССОВ (1 часть)

1-й ведущий: Сегодня мы предлагаем вам отправиться в увлекательное путешествие, перелистав страницы устного журнала «Язык – живая душа народа»

3-й ведущий: (слайд №4) По библейскому воззрению, сначала все люди говорили на одном и том же языке. После Всемирного потопа люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город, названный Вавилоном, и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, он смешал их языки, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков.

Приветствие на разных языках.

2-й ведущий: (слайд №5) Республика Казахстан - многонациональное государство. Государственным языком нашей страны является казахский язык .

ПРЕЗЕНТАЦИЯ и стихотворение (слайд-видео №6-8)

1-й ведущий: (слайд №9) В основном законе государства - Конституции РК - записано, что русский язык является языком межнационального общения. Его изучает, знает почти все население Казахстана. Знание русского языка сближает народы нашей независимой республики, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Из истории русской письменности» (слайд №10-22) и песня «Калинка»

3-й ведущий: (слайд №23) Президент нашего государства Нурсултан Назарбаев выступает за знание нескольких языков. И сегодня мы, нынешнее поколение, изучаем в школе, наряду с казахским и русским языками, еще и английский.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайд №24-39) и стихотворение

2-й ведущий: (слайд №40) Итак, ребята, каждый язык-это целый мир. Язык-это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения.

1-й ведущий: Қазақстан Республикасында 130 дан астам ұлттар өмір сүреді. Әр халықтың тілі қайнар судың тұнбасындай мөлдір, сазды дыбыстарға бай, ұлттың тілі, әні, үні болып шалқар дариядай шалқуда.

2-й ведущий: Наряду с казахским и русским языками в Казахстане свободно развиваются и все другие национальные языки. В нашей стране создана уникальная организация - Ассамблея народов Казахстана.

3-й ведущий: В нашей республике работает 26 национальных культурных центров. Выходят газеты и журналы на 11 национальных языках, имеются школы и классы на уйгурском, корейском, татарском, немецком, польском, турецком и других языках.

ПРЕЗЕНТАЦИИ О СВОЕМ ЯЗЫКЕ НАМ ПОКАЖУТ УЧЕНИКИ НАШЕЙ ШКОЛЫ

азербайджанский язык (слайд №41-45),

китайский язык (слайд №46-72),

талышский язык (видео),

татарский язык (слайд №73-81),

уйгурский язык (слайд № 82-88)

Ведущий 2: (слайд № 89) Итак, мы сегодня убедились: язык - это оружие дружбы, и, с тех пор как стоит мир, лучшего орудия её никто не придумал.

СТИХИ 5 КЛАССОВ (2 часть)

Слова прощания на разных языках.

Ведущий 3: (слайд № 90) Вот и подошёл к концу наш праздник, посвященный Дню языков! Желаем всем вам всего доброго и прекрасного!

Ведущий 1: Елімізде халықтар достығы жасасын!

Бәріміз достық әнің бірге шырқайық!


Мария Михайлова
Презентация «Родной язык - душа народа»

Каждый из народов имеет свой уникальный и неповторимый язык , который отвечает предназначению человека и несет в себе целое наследие. У жителей того или иного государства есть свои характерные черты, традиции, культура, а язык является их непосредственным отражением. В нем передается вся самобытность народа , поэтому родной язык - это предмет для настоящей гордости. А день родного языка - очень важный и нужный праздник.

Международный день родного языка , который был провозглашен в ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО. Отмечаться он стал 21 февраля 2000 г.

Мы живем с вами в Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Это многонациональный округ, в котором на сегодняшний день проживают представители 123 национальностей, в том числе славянской, тюркской, финно-угорской группы.

Каждый народ -это своя неповторимая культура, история, образ жизни, традиции, и, конечно же, язык . В нашем садике тоже дети разных национальностей. Так как мы с Вами живем в России то общаемся на русском языке . Он понятен каждому человеку, живущему в России, является языком межнационального общения.

Знаете ли вы, что…

1. Большинство слов с буквой «ф» в русском языке - заимствованные . Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с буквой «ф» - флот.

2. В русском языке есть 74 слова , начинающихся с буквы «й» , но большинство из нас помнит лишь «йод, йог» и город Йошкар-Ола.

3. В русском языке есть слова на «ы» . Это названия российских городов и рек : Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.

4. А знаете ли вы, что в русском языке есть несколько слов с тремя буквами «е» подряд - это длинношеее (и прочие на -шеее) и слово змееед. Также есть одно слово с тремя «о» подряд - зоообъединение.

Публикации по теме:

Стихотворение о школе-интернате «Мой дом родной». Презентация «Проект «Мой дом родной» Сергиево Посадский детский дом интернат «Березка» Проект «мой дом родной» составил: Попков Алеша 14 группа 2017г. Обычное здание будничный.

Тематическое занятие в подготовительной группе «Русская песня - душа народа. Песни, которые слушали лапти» «РУССКАЯ ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА» «Песни, которые слушали Лапти» Тематическое занятие в подготовительной группе. Цель: Закреплять знания.

Конспект комплексного занятия «Сказка - душа русского народа» Конспект комплексного занятия Тема: «Сказка - душа русского народа» Программное содержание: Учить детей любить и понимать русские народные.

Конспект урока «Русский язык - язык русского народа». 6 класс Тип урока: вводный урок. Цели как деятельность учеников. Метапредметные: М/п: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных.

Презентация «Культура и традиции украинского народа. Национальная кухня» родителем воспитанницы подготовительной группы Цель: Дать понятия.

Презентация «Поверья русского народа» Презентация интегрированной НОД, старший дошкольный возраст. (Интеграция областей: музыка, познание, художественное творчество.) Тема:.

Презентация «Проект «Пять драгоценностей бурятского народа» ПРОЕКТ «Пять драгоценностей» Цель проекта: кто такие намадные животные, в чем их драгоценность? Задачи: Узнать о пяти драгоценностях бурятского.


С 1999 года по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО во всем мире отмечается 21 февраля - Международный день родного языка. Этот праздник является напоминанием о необходимости содействия развитию многонациональной языковой культуры, ее разнообразию и многоязычию








Почему столько внимания уделяется родному языку? Потому что языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, … язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей. Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура








Разве наш язык по богатству можно сравнить с любым иностранным? Там всё – вундербар, или «о-кэй!» – «А наша русская зима?» - «о-кэй!» – «А наши девушки?» Всё равно «о-кэй!». Нет, брат, ни одному иностранцу никогда не выучиться настоящему русскому языку! Это всё запоминается с детства. У них о-кэй, вундербар, а у нас это двадцать слов с различными оттенками найдётся: чудесно, обворожительно, прекрасно, великолепно, сказочно, бесподобно, восхитительно, изумительно, и Бог знает ещё сколько! С. Есенин


Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами… Уверуй, что всё это было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку… В. И. Даль


Мужество Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим и от плена спасём. Навеки! А. А. Ахматова


В языке одухотворяется весь народ и вся его Родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо Отчизны, её воздух, физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы, - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой Родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. К.Ушинский


Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нем раздолье. В нем клекоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. В нем воркованье голубя весной, Взлёт жаворонка к солнцу выше, выше. Березовая роща, свет сквозной. Небесный дождь, просыпанный по крыше. Костёр бродяг за лесом, на горе. Про Соловья-разбойника былины. «Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре. В саду осеннем красный грозд рябины К. Бальмонт




Родная речь Как я люблю копаться в словарях! Орфографический, толковый – назовите Любой из них и, вправду говоря, С отвагою пичуги-снегиря Нырну, как в снег, в священную обитель, Где испокон напластанных веков Рождается, живёт и нерестится Сумевший к ней однажды причаститься! С. Арзуматов


Приглашаем 21 февраля в Областную научную библиотеку (ул. Советская, 6) , конференц-зал: Филологические встречи в День родного языка: «Языки народов Сибири. Изучение и современное состояние» Лектор – Наталья Николаевна Широбокова, доктор филологических наук, профессор НГУ; "Эвенки: от Оби до Сахалина", выступление Лиморенко Ю. В., к. филол.наук, Институт филологии СО РАН; "Шорцы. Язык и культура", выступление Уртегешева Н. С., к. филол.наук, Институт филологии СО РАН; - 17:00, театральный зал: Выступление Народного коллектива, ансамбля сибирской песни Областного центра русского фольклора и этнографии, конференц-зал: Лекция «Новые явления в русском языке XIV века» Лектор – Леонид Григорьевич Панин, доктор филологических наук, профессор, декан ГФ НГУ Вход свободный. В рамках проекта «Уроки русского» фонда «Родное слово» при поддержке НГОНБ



Слайд 1

Текст слайда:

Родной язык – душа народа

Слайд 2


Текст слайда:

Международный день родного языка

Слайд 3


Текст слайда:

Слайд 4


Текст слайда:

Слайд 5


Текст слайда:

Слайд 6


Текст слайда:

Каждый народ – это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни.
И, конечно же, язык. Сберечь его – очень важная задача.

Слайд 7


Текст слайда:

Почему столько внимания уделяется родному языку? Потому что языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, … язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей.

Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура

Слайд 8


Текст слайда:

Слайд 9


Текст слайда:

Сокровища родного языка были впитаны произведениями русского народного творчества. Общеизвестный факт, что гений русской литературы
А.С. Пушкин был воспитан на народных сказках, которые ему рассказывала Арина Родионовна

Слайд 10


Текст слайда:

Я так люблю родную речь,
такую тёплую, как печь,
где можно, словно в детстве, лечь
горяченьким
калачиком,
во сне жар-птицу подстеречь
и столько свеч за кружкой сжечь
с Ариной Родионовной…
Е. Евтушенко

Слайд 11


Текст слайда:

Разве наш язык по богатству можно сравнить с любым иностранным? Там всё – вундербар, или «о-кэй!» – «А наша русская зима?» - «о-кэй!» – «А наши девушки?» Всё равно «о-кэй!».
Нет, брат, ни одному иностранцу никогда не выучиться настоящему русскому языку! Это всё запоминается с детства. У них о-кэй, вундербар, а у нас это двадцать слов с различными оттенками найдётся: чудесно, обворожительно, прекрасно, великолепно, сказочно, бесподобно, восхитительно, изумительно, и Бог знает ещё сколько!
С. Есенин

Слайд 12


Текст слайда:

Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами…
Уверуй, что всё это было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку…
В. И. Даль

Слайд 13


Текст слайда:

Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим и от плена спасём. Навеки!
А. А. Ахматова

Слайд 14


Текст слайда:

В языке одухотворяется весь народ и вся его Родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо Отчизны, её воздух, физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы, - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой Родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов.
К.Ушинский

Слайд 15


Текст слайда:

Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье.
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу выше, выше.
Березовая роща, свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Костёр бродяг за лесом, на горе.
Про Соловья-разбойника былины.
«Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.
В саду осеннем красный грозд рябины

К. Бальмонт

Слайд 16


Текст слайда:

Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается в нем – отвлечённые мысли, внутренние, лирические чувствования, «жизни мышиная беготня», крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.

А. Герцен

Слайд 17


Текст слайда:

Родная речь
Как я люблю копаться в словарях! Орфографический, толковый – назовите Любой из них и, вправду говоря, С отвагою пичуги-снегиря Нырну, как в снег, в священную обитель,

Где испокон напластанных веков Рождается, живёт и нерестится Сумевший к ней однажды причаститься!
С. Арзуматов

Слайд 18


Текст слайда:

Приглашаем 21 февраля в Областную научную библиотеку (ул. Советская, 6)
- 15.00, конференц-зал:
Филологические встречи в День родного языка:
«Языки народов Сибири. Изучение и современное состояние»
Лектор – Наталья Николаевна Широбокова, доктор филологических наук, профессор НГУ;
"Эвенки: от Оби до Сахалина", выступление Лиморенко Ю. В., к. филол.наук, Институт филологии СО РАН;
"Шорцы. Язык и культура", выступление Уртегешева Н. С., к. филол.наук, Институт филологии СО РАН;

17:00, театральный зал:
Выступление Народного коллектива, ансамбля сибирской песни Областного центра русского фольклора и этнографии

18.30, конференц-зал:
Лекция «Новые явления в русском языке XIV века»
Лектор – Леонид Григорьевич Панин, доктор филологических наук, профессор, декан ГФ НГУ

Вход свободный.

В рамках проекта «Уроки русского» фонда «Родное слово» при поддержке НГОНБ

Слайд 19


Текст слайда:

Презентация подготовлена Центром русского языка Новосибирской государственной областной научной библиотеки

Новосибирск, 2014 год

Подготовил: ученик 11 класса КГУ «Кировская средняя школа», Нуринского района, Карагандинской области Сагинтаев Сагингазы

Руководитель: Арнгольд А.В.


Самая большая ценность народа - язык, на котором он говорит и думает. Вся сознательная жизнь, вся история народа проходит через язык.

Прислушаешься к человеку, к тому, как он говорит, - многое поймёшь об этом человеке. Д.С. Лихачёв писал: «Язык человека - это его мировоззрение и его поведение».

Академик РАМН Лихачёв Д.С.


Тема исследования актуальна , потому что в последнее время наблюдается резкое падение общей речевой культуры, что вызывает беспокойство не только у одних специалистов в области языка. Проблемы языка давно уже вышли за рамки филологии и встали в ряд с другими общедуховными проблемами общества, речь становится не только средством коммуникации, но и мощным энергетическим зарядом, оказывающим скрытое воздействие на психику человека и весь окружающий мир.





  • проанализировать имеющиеся источники по проблеме сохранения чистоты, лексического богатства русского языка, выявить значимость понятия «русский литературный язык», «норма языка» для развития культуры речи носителей языка, провести пропаганду соблюдения речевых норм.
  • проанализировать имеющиеся источники по проблеме сохранения чистоты, лексического богатства русского языка,
  • выявить значимость понятия «русский литературный язык», «норма языка» для развития культуры речи носителей языка,
  • провести пропаганду соблюдения речевых норм.






Языковая норма (норма литературная) – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).



Многие заимствования совершенно обрусели и не имеют эквивалентов, являясь единственными наименованиями соответствующих реалий (вспомним пушкинское: Но панталоны, фрак, жилет - всех этих слов на русском нет ...).


В разные периоды развития русского литературного языка оценка проникновения в него иноязычных элементов была неоднозначной. Кроме того, с активизацией процесса лексических заимствований обычно усиливается и противодействие ему. Так, Петр I требовал от своих современников писать "как можно вразумительнее", не злоупотребляя нерусскими словами.

Пётр I


М. В. Ломоносов в своей "теории трех штилей", выделяя в составе русской лексики слова различных групп, не оставил места для заимствований из неславянских языков. А создавая русскую научную терминологию, Ломоносов последовательно стремился находить в языке эквиваленты для замены иноязычных терминов, подчас искусственно перенося подобные образования в язык науки.

М.В. Ломоносов


Против засорения русского языка модными в то время французскими словечками выступали и А. П. Сумароков, и Н. И. Новиков.

А.П. Сумароков

Н.И. Новиков


Однако в XIX в. акценты сместились. Представители карамзинской школы, молодые поэты во главе с Пушкиным вынуждены были бороться уже за использование лексических заимствований на русской почве, поскольку они отражали передовые идеи французского просветительства. Не случайно царская цензура вытравляла из языка такие заимствованные слова, как революция, прогресс.

Н.М. Карамзин

А.С. Пушкин



В наше время вопрос о целесообразности использования заимствований связывается с закреплением лексических средств за определенными функциональными стилями речи.

Наблюдается настоящий наплыв англицизмов и часто неправильное их употребление.



Языковые нормы – явление историческое . Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее.


Языковая норма - это совокупность языковых средств и правил их употребления, принятая в данном обществе в данную эпоху. Она едина и общеобязательна для всех говорящих на данном языке; она консервативна и направлена на сохранение средств и правил их использования, накопленных в данном обществе предшествующими поколениями. Но в то же время она не статична, а изменчива во времени.

Не все члены общества восприняли эти реформы положительно. Многие люди высказались за сохранение традиционных языковых норм, являющихся частью национальной культуры.