Презентация по песочной терапии в работе логопеда. Песочная терапия в работе логопеда. с которой интеллект боролся напрасно»







Пескотерапия Игры с песком развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимают мышечную напряжённость; совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности; способствуют расширению словарного запаса; помогают освоить навыки звукового и слогового анализа и синтеза; позволяют развивать фонематический слух и восприятие; способствуют развитию связной речи, лексико- грамматических представлений; помогают в подготовке к обучению грамоте, освоению навыков чтения и письма


Пескотерапия Наборы игрушек для игр с песком люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе; наземные животные (дикие, домашние, доисторические); летающие животные (дикие, домашние, доисторические); обитатели водного мира (рыбы, млекопитающие, крабы, моллюски); жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, мебель); домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола); деревья и другие растения; объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга); транспортные средства; объекты среды обитания человека; объекты ландшафта Земли; аксессуары (бусы, ткани, пуговицы, ювелирные изделия,..)

















К логопеду в песочницу!

Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда.

История метода «Песочная терапия»
Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики, детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии. Автором метода «Терапия песком», возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.

Целеполагание
Дети нынешнего века, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, ставят перед современным педагогом задачи совершенствования дидактических приёмов, методов образовательно-информационной работы.
Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Здесь логопед может работать не только над звукопроизношением, но и над более глубокими речевыми нарушениями, например ОНР, дислалией, алалией, дизартрией, заиканием. У детей-логопатов наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики, сопутствующие движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, словесно-логического мышления.
Моё профессиональное видение этой проблемы как психолога и логопеда, а так же глубокое изучение литературы по теме «Песочная терапия в коррекционной работе» и прохождение курсов «Метод песочной терапии и сказкотерапии» помогли мне по-новому взглянуть на выбор средств для оптимизации коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями. Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу, считаю, - довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.
Поэтому в моей коррекционно-педагогической деятельности особое место занимает специальная техника – песочная терапия (sand-play). Мною была поставлена цель и определены задачи.
Цель: создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми-логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия».
Задачи:
Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;
Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память), когнитивные процессы;
Развивать мелкую моторику рук:
Обогащать и активизировать словарь родного языка;
Формировать лексико-грамматические категории языка;
Автоматизировать корригируемые звуки;
Формировать у детей желание и умение коллекционировать, классифицировать и комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице;
Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице.

Преимущества метода «Песочная терапия» (sand-play)
При выборе этого метода особенно ценным, на мой взгляд, является реализация принципа природосообразности процесса обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями:
Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой,
Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми,
Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка - своей податливостью, способностью принимать любе формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным,
Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга,
Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук,
Для дошкольников - это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.

Предполагаемый результат:
У детей интенсивно развиты высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), когнитивные процессы, а так же речь,
Сформированы речевые навыки общения,
Развита «тактильная» чувствительность, как основа «ручного интеллекта»,
Обогащён и закреплён словарь родного языка (способом моделирования ситуации – создание своеобразной демоверсии),
Дети свободно используют грамматические категории языка,
Автоматизированы корригируемые звуки,
Детям дана новая площадка, создана мотивация для получения знаний,
У детей достаточно сформированы коммуникативные навыки взаимодействия в группе,
Усилено желание детей узнавать новое, экспериментировать, повторять положительный эмоциональный опыт.

Организация песочницы
Песочница представляет собой деревянный ящик размером 50х70х10 см, (это соответствует объему поля зрительного восприятия и не создаёт ощущение бездонной ямы). Традиционное сочетание цветов - цвет дерева и голубой, в который окрашиваются борта и дно.
Песок должен быть сертифицирован. Один раз в 2-3 месяца его необходимо мыть и сушить, или насыпать новый.
Коллекция миниатюрных фигурок:
Люди (разного возраста, пола, представители профессий, персонажи сказок, герои мультфильмов и т.д.),
Животный мир (древние животные, дикие, домашние, северные, жарких стран, сказочные; птицы, рыбы, насекомые; животные, в названии которых есть заданные звуки),
Транспорт разного назначения,
Растительный мир (деревья, трава, цветы, фрукты, овощи и др.)
Символы социализации (дома, постройки, заборы, предметы быта, орудия труда и др.),
Символические предметы (бусы, пуговицы, кристаллы и др.),
Природный материал (ракушки, камни, шишки, веточки и др.)

Конспект занятия

Этап
Название этапа
Цель этапа
1
Мотивационный
Сообщение темы, цели занятия

2
Супервижн –
выставка фигурок и предметов к занятию
Дать детям возможность выбора необходимых предметов по их собственному желанию с учётом поставленных задач

3
Ритуал входа
«Узаконить» правила от лица главного персонажа песочницы, определить задание. Это может быть Королева песка, Принцесса Песчинка, Песочный верблюд. В нашей песочнице - это Черепаша-Умняша
4
Основной коррекционный
Решение коррекционно-образовательных задач непосредственно
5
Ритуал выхода
Рефлексия, подведение итогов, прощание с главным персонажем песочницы

Направления коррекционной работы
Работа строится по всем направлениям коррекционного воздействия:
Дыхательная гимнастика
Пальчиковый практикум
Артикуляционная гимнастика
Автоматизация звуков
Развитие фонематического слуха
Формирование слоговой структуры слова
Совершенствование лексико-грамматических категорий
Обучение грамоте
Развитие связной речи
Мною были разработаны игры и упражнения для индивидуальных и подгрупповых
занятий в песочнице по всем направлениям коррекционной работы.

Игры и упражнения по всем направлениям коррекционной работы
Развитие диафрагмального дыхания
Выровняй дорогу. От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
Помоги зайцу. В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.
Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.
Добрый великан. Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.

Пальчиковый практикум
Развитие тактильно-кинестетических ощущений
Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки)
Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке
«Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы»
Найти в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек»)

Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев
(все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно)
«Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера
Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок
Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок
Ладони погружены глубоко в песок. Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка
В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» - «Ушки», «Колечки»)

Артикуляционная гимнастика
Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку»
Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в толще песка
Качели. Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении
Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывать по песку.
Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.

Автоматизация звуков
Горочка. Набрать песок в руку. Насыпать горку, произнося коррегируемый звук.
Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку.
Дорожка. «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося коррегируемый звук.
Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося корригируемый звук.

Развитие фонематического слуха
Спрячь ручки. Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.
Два города. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.
Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город

Формирование слоговой структуры слова
Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.

Совершенствование лексико-грамматических категорий
Чего не стало. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн.ч.
Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.
Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий:
предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);
приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили);
наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро)

Подготовка к обучению грамоте
Звуковой анализ слова. На песке чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
Обучение чтению и печатанию букв. Упражнения на сыром песке типа «Исправь ошибку», «Добавь деталь», «Прочитай», «Допечатай первую (последнюю) букву слова»; Звуко-буквенный анализ слов различной сложности
Развитие связной речи
Найди и опиши игрушку. Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).
Две игрушки. Ребёнок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках.
Нарисуй и расскажи. Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом).
Покажи сказку. Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.
Выводы.
Логопедические игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе логопеда детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития.
У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации корригирующих звуков. Так же отмечается расширение словарного запаса и умение более свободно использовать грамматические обороты языка. Дети более раскрепощены и непосредственны в общении. Важно отметить, что начал формироваться навык рефлексии и умения взаимодействовать в группе.
Перенос традиционных занятий в песочницу даёт большый воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников – игровой.

Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмём в игру… Подобно Богу,
Мы создадим свой мир чудес,
Пройдя познания дорогу.
(Т. Грабенко)

Глущенко Ирина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №3 "Родничок"
Населённый пункт: город Чита
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Здоровьесберегающая технология "Живой песок" в работе учителя-логопеда ДОУ.
Дата публикации: 06.09.2016
Раздел: дошкольное образование

Здоровьесберегающая технология

«Живой песок»

в работе учителя-логопеда ДОУ.

«Самая лучшая игрушка

для детей – кучка песка»

К.Д. Ушинский

«Часто руки знают, как решить задачку,

с которой интеллект боролся напрасно»

К.Г. Юнг
Речь является одной из важнейших психических функций человека. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. В настоящее время число детей с нарушениями речи возрастает год от года. Появляется большое количество детей со сложной структурой дефекта в речи. Поэтому возникают большие трудности в коррекционной работе. Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи. На сегодняшний день в коррекционной педагогике имеется обширный практический материал по эффективному речевому развитию детей, а так же широкое распространение получили нетрадиционные методы воздействия: сказкотерапия, смехотерапия, изотерапия, глинотерапия, воскотерапия, кристаллотерапия, фитотерапия, ароматерапия, хромотерапия, мызукотерапия, пескотерапия и др. Все эти методы относятся к здоровьесберегающим технологиям. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. Но нам хочется остановиться на той, которая, на наш взгляд, является наиболее целесообразной и эффективной – песочная терапия. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой- либо символ в глубине бессознательного».
Ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает и снова строит. Но именно это простое действие уникально - на смену старому, разрушенному всегда приходит новое. Малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Можно сделать отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройтись» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения, развивают речь, произвольное внимание и память, что очень важно для детей с нарушениями речи. Так как песок уже в течение многих лет используется педагогами в различных видах деятельности и постоянно доступен детям, для коррекционной работы нами был выбран живой (Living Sand) и кинетический песок (Kinetic Sand).
Живой песок
– это инновационная арт-терапевтическая техника, основным инструментом которой является уникальный по своему составу песок. Полимерные материалы и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, он пластичен - с одной стороны, с другой – «текуч». До него дотрагиваешься – он «движется», «оживает». С песком можно работать на любой поверхности. Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами и не содержит токсических веществ, поэтому может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. Начали мы свою работу с живым (Living Sand) и кинетическим песком (Kinetic Sand) с создания долгосрочного проекта «Живое чудо». Разработали план работы для детей старшего дошкольного возраста и с интересом приступили к работе. Для родителей и педагогов ДОУ провели мастер-класс «Живое чудо», консультации: «Живой (Living Sand) и кинетический песок (Kinetic Sand) – универсальная игрушка в работе с детьми, родителями и педагогами», написали статью в групповом журнале для родителей «Живой песок», «Игры с живым песком». Разработали картотеку игр и игровых упражнений, систематизировали игровой материал для игр с песком. Игры с использованием песочной терапии делятся на три направления: 1).
Обучающие игры:
направлены на развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук, развитие речи, словарного запаса слов, развитие восприятия различного темпа речи, развитие высоты и силы голоса, дыхания, внимания и памяти, фонематического слуха. 2).
Познавательные игры,
с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
3).
Проектные игры,
с их помощью мы осуществляем психолого- педагогическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка. Основная деятельность дошкольника – игра. Игры с песком позволяют:  развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;  снимать мышечную напряжённость;  совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;  расширять словарный запас;  освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;  развивать фонематический слух и восприятие;  развивать связную речь, лексико-грамматические представления;  изучать буквы, осваивать навыки чтения и письма. Для игры с живым (Living Sand) и кинетическим песком (Kinetic Sand) не требуются инструкции и руководства. С ним интересно играть как одному ребенку, так и нескольким одновременно. Живой кинетический песок развивает мелкую моторику, чувственное восприятие и креативность. Также он прекрасно снимает стресс и обладает терапевтическим эффектом. Помогает ребенку концентрироваться, быть сдержанным и спокойным.
Общие условия организации работы

живым (Living Sand) и кинетическим песком (Kinetic Sand).
В качестве песочницы используется специальный контейнер, разнос или поверхность стола. Для организации игр с песком у нас имеется большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир (киндер-сюрпризы, детали конструкторов, формочки и прочее). В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе игр с песком:  люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям;  наземные животные (домашние, дикие, доисторические);  летающие животные (дикие, домашние, доисторические);  обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);  жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);  домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);  деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);  объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);  транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
 объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);  объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);  аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);  естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и прочее). Перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в мини- песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление). В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. Традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста можно сделать более интересной, увлекательной и продуктивной, используя в работе живой (Living Sand) и кинетический песок (Kinetic Sand). Перед тем, как начать играть с песком, проговариваем стихотворение: Песок чудесный и приятный, Течет сквозь пальцы, как вода. Он замечательный и увлекательный, Мы будем мять его всегда! Можно строить и чудить, Можно много говорить. Будем мы с песком играть, Язычок свой развивать!
Игры и упражнения, используемые при работе с

живым (Living Sand)

и кинетическим песком (Kinetic Sand)

:
 Скользить, «ехать» по поверхности песка с помощью игрушки и произносить изолированный звук (например, змейка - шипит, тигр - рычит);  «Сказочники песчаной страны». Моделируем из песка сказочные сюжеты с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.  «Идут машины, санки, коньки». Скольжение ладонями по поверхности песка зигзагообразными, круговыми движениями, а так же движениями в разных направлениях.
 «Ловкие змейки», «Прокладываем железную дорогу». Выполнение движений ребром ладони, прохождение по следам, проложенным ранее, параллельно им.  «Там на неведомых дорожках». Прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять. Логопед предлагает представить, чьи это могут быть следы.  «Волшебные узоры». Создание узоров, различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков.  «Делай как я». В паре с логопедом или другим ребенком – повторение движений рук, пальцев по песку в зеркальном отражении.  Вылепить какое-либо упражнение для язычка и выполнить его («Горка», «Трубочка», «Блинчик», «Чашечка»);  «»Попади в цель». На развитие силы воздушной струи - слепить маленький шарик и дуть на него через трубочку от коктейля, можно задувать в песочные ворота или мишень; игра «Гольф» - задувать теннисный мячик в ямки из песка;  «Песочный вернисаж». Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буквы. Можно посчитать предметы с определенным звуком на автоматизацию;  «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно, на каждый шаг можно проговаривать звук или слог;  Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку, произнося закрепляемый звук;  Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам (можно использовать на введение звука в слоги);  Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней;  «Веселые превращения». Превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я», «Р» в «В», «В» в «Ь» и т.д.; «Кто спрятался?» Найди спрятанные в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук; найти спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово, предложение.  «Допиши букву, слово». Логопед пишет букву или слово, засыпает или стирает его часть, предлагает ребенку восстановить написанное.  «Напиши, что скажу». Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.  Можно делить слова на слоги, палочкой вычерчивая на песке необходимое количество полосок;  Игра «Горки» (на дифференциацию). Ребенок строит две горки, далее логопед дает задание расставить фигурки, в названии которых есть звук [с] на одну горку, а в которых есть звук [ш] - на другую. Можно в каждую
горку вставить флажок с буквой, чтобы ребенок не путался и составить устный рассказ о получившемся городе и его жителях.  «Археология» (на автоматизацию). Закопать игрушку. С помощью кисточки ребенок открывает части и по ним должен догадаться, что спрятано.  Игра «Назови звук» (Н.В.Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су- м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.  Игра «Найди друга» (Н.В.Дурова) Логопед достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям. Дети делают домики для животных. Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка). Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару (по принципу твердый-мягкий).  Игра «Какой отличается?» (Р.Г.Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.  Упражнение «Необыкновенные следы».«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными либо напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.  «Отыщи и назови». Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные, выкладывают из них слова.  «Что скрывает песок?». Дети находят в песке таблички со словами, считывают, классифицируют.  «Кто быстрее?». Игра-соревнование, проводится с детьми в парах, тройках в разных песочницах. Победитель тот, кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.  «Что ты чувствуешь?». Описание детьми своих ощущений при взоимодействии с песком.  «Сюрпризы для друзей». Изготовление тайников в песочнице, закапывание в них мелких игрушек, киндеров, цветных камешков, ракушек.  «Мина», «Сопер». Осторожноеоткапывание руки товарища, стараясь не коснуться ее.
 «Море волнуется». Шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как меняется песчаный рельеф. Закончить игры с песком можно тоже стихами: Мы с песком играли, И в ладошках его мяли. Спасибо, волшебный песочек, Наш дорогой дружочек! Опыт работы показал, что использование живого (Living Sand) и кинетического песка (Kinetic Sand) дает положительные результаты: - у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них знакомятся с кинетическим песком впервые, поэтому с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья; - дети чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, достигая необходимого результата; - на занятиях нет места монотонности и скуке, каждое упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто предлагают интересные варианты игры, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками. Таким образом, применение нетрадиционной здоровьесберегающей логопедической технологии – пескотерапии, учитывающей специфику работы логопеда, закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление вторичных нарушений, успешно сотрудничать с родителями, повышая качество работы по исправлению недоразвития всех компонентов речи воспитанников, повысить результативность и качество коррекционно-развивающей работы. МБДОУ ЦРР детский сад №3 «Родничок» учитель-логопед Глущенко И.А.

МОУ «Начальная школа – детский сад №3, с. Елово»

Учитель – логопед: Зайцева Нина Петровна. 2011 г.

Слайд 2

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.

Слайд 3

Насущными проблемами в логопедическом направлении современной коррекционной педагогики являются:

Сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи;

Нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;

Коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи;

Успешная социализация детей с дефектами речи.

Слайд 4

Дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работы с детьми-логопатами в дополнение к академическим методам.

Слайд 5

Нетрадиционные логопедические технологии.

  • Логопедический массаж. Он бесспорно необходим ребенку с дизартрией.
  • Массаж языка.
  • Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины.
  • Су-Джок терапия – взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.
  • Японская методика пальцевого массажа – массаж большого пальца повышает активность мозга.
  • Слайд 6

    • Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.
    • Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
    • Музыкотерапия– воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
    • Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
    • Литотерапия- терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
    • Имаготерапия– театрализация.
    • Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.
    • Пескотерапия (sand-play) – игра с песком как способ развития ребенка.
  • Слайд 7

    Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

    Слайд 8

    · развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

    · снимают мышечную напряжённость;

    · помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

    · развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

    · стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

    · позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

    · преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

    · развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

    Игры с песком

    Слайд 9

    · совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

    · способствуют расширению словарного запаса;

    · помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

    · позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

    · способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

    · помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

    Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в детском саду, в логопедическом кабинете.

    Слайд 10

    Общие условия организации песочной терапии.

    В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик.

    Традиционный его размер в сантиметрах для индивидуальной работы 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 - размер поля, а 8 - глубина).

    Слайд 11

    Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

    Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) рекомендуется окрашивать в голубой цвет: дно символизирует воду, а борта - небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты. Можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

    Слайд 12

    Песочница на одну треть или наполовину заполняется чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком, который не реже одного раза в месяц необходимо менять или очищать.

    Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.

    Слайд 13

    Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

    • Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
    • Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".
    • В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика.
    • В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
  • Слайд 14

    Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко.