Презентация - спп с придаточными обстоятельственными. Урок «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными


Предварительный просмотр:

Сложноподчиненные предложения с

придаточными обстоятельственными

Цели:

Обучающие:

Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в данного типа сложноподчиненных предложениях.

Развивающее:

Определять типы придаточных обстоятельственных в СПП.

Воспитывающие:

Воспитывать любовь к природе родного края, к творчеству русских поэтов.

Оборудование:

1.Компьютерная программа “Фраза”. 2.Презентация “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными”.

Предварительная подготовка:

1.Создание презентации к уроку в программе Power Point.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

- Сегодня мы приступаем к изучению темы “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными” : познакомимся с видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в предложениях этого типа. Но прежде повторим изученное.

(Запись в тетради числа )

II. Повторение изученного. (слайд 2).

- Расставьте ударение в словах, записанных на слайде.

(Проверка по цепочке)

- Слова, в которых допустили ошибки, запишите в тетрадь для правил.

2. «Сложные предложения» (слайд 3 )

А сейчас повторим сложные предложения (Повторение теоретических сведений о сложных предложениях).

3 .- Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков? (СПП)

А) Какие предложения называются СПП? Чем они отличаются от сложносочиненных?

в) На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения?

Вывод: «Сложноподчинённые предложения» (слайд 4)

- Хорошо, теорию вы знаете неплохо.

4. Фронтальный опрос – графический диктант.

А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал. Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске, выходя поочередно, и в тетрадях.

  1. Мы вспомнили известных певцов, чьё детство прошло в нашем городе. (Придаточное определительное)
  2. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (Придаточное изъяснительное)
  3. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (Сложносочиненное предложение)
  4. Нет города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков.(Придаточное определительное)
  5. Известно, что русский язык богат словами, называющими небесные явления. (Придаточное изъяснительное)

А следующее предложение давайте запишем полностью и, кроме схемы, сделаем его полный синтаксический разбор.

  1. Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас. (Повеств., невоскл., сложное, сложноподч.)

- Назовите обстоятельства с их значениями и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия.)

Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, места, причины, сравнения, уступки, условия, следствия)

Учитель: подобные значения имеют и придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении .

- Итак, переходим к знакомству с новым материалом. (Запись темы в тетради)(слайд 1)

III. Изучение нового материала.

  1. Так на какие же группы делятся придаточные обстоятельственные?(Слайды 5 -9)

- Как мы будем различать их? (По вопросам, союзам и союзным словам) (Слайд 10)

IV. Закрепление новой темы.

Проверим, как вы поняли новую тему при помощи распределительно – цифрового диктанта.

1. Распределительно - цифровой диктант.

Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:

  1. в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,
  2. во 2-й - простые предложения с обстоятельствами.
  1. Если жизнь тебя обманет,не печалься, не сердись. (С придаточным условным)
  2. Войдя в лес, человек чувствует дыхание пробудившейся земли. (Простое предложение)
  3. Зимой, когда все водоёмы замерзают, водоплавающая птица может погибнуть. (С придаточным времени)
  4. Природа с глубокой древности используется для оздоровления и лечения человека. (Простое предл.)
  5. Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. (С придаточным цели)
  6. Люблю грозу в начале мая. (Простое пр.)
  7. Дорогою свободною иди, куда влечёт тебя свободный ум. (С придаточным места)
  8. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (Простое предл.)
  9. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить. (С придаточным причины)
  10. Подлинное большое искусство возвышает ум и душу народа. (Простое предл.)

Ключ: сложноподч. предл. простые предл.

1, 3, 5, 7, 9 2, 4, 6, 8, 10

Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера простых предложений.

На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ)

А сейчас посмотрите на улицу. Какое настроение вызывает у вас эта погода?

- Да, природа всегда прекрасна, всегда совершенна. Природа всегда действует благородно.

У природы нет плохой погоды! Каждая погода благодать. Дождь ли, снег…любое время года Надо благодарно принимать,… (из к/ф Эльдара Рязанова « Служебный роман»)

2. Работа с учебником. Упр.116, стр.74.

Задание: выписать СПП с придаточными обстоятельственными, составить схему предложения, определить тип придаточного обстоятельственного.

- Ну и, наконец, проверим ваше умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных, которое будет оценено самым беспристрастным учителем – компьютером.

3.Коллективная работа на компьютере (компьютерная программа “Фраза”: 9 класс, “Сложноподчиненное предложение”, вариант “Отдельные предложения” № 515-518).

Задание: расставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных.

(Сообщить оценки за выполнение работы по упражнению)

V. Подведение итогов урока.

1. Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?

2. Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?

Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

3. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание: п.12, с.67–68, выписать из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” 9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сложное предложение Сложноподчиненные предложения

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сложноподчинённое предложение. Типы придаточных предложений Придаточное обстоятельственное

Придаточное обстоятельственное Места Времени Условия Причины Цели Сравнения Образа действия Меры и степени Уступки Следствия

Придаточное предложение места Вопросы Союзные слова Где Куда Откуда Пример 1

Придаточное предложение времени Вопросы Союзы Когда Едва Лишь Только Пока С тех пор как Лишь только Как только В то время как По мере того как Пример 2

Придаточное предложение условия Вопрос Союзы Если Если бы Если…то Раз Когда (= если) Коли Когда бы Пример 3

Придаточное предложение причины Вопросы Союзы Потому что Так как Ибо Оттого что Вследствие того что Благодаря тому что Тем более что В связи с тем Что Пример 4

Придаточное предложение цели Вопросы Союзы Чтобы Для того чтобы Дабы С тем чтобы Затем чтобы Только бы Лишь бы Пример 5

Придаточное предложение сравнения Вопрос Союзы Как Словно Точно Будто Как будто Подобно тому Подобно тому как Пример 6

Придаточное предложение образа действия Вопросы Союзы Как Как будто Точно Чтобы Пример 7

Придаточное предложение меры и степени Вопросы Союзы, союзные слова Так + (наречие) Что Как Сколько Насколько Пример 8

СПП с придаточным времени (Когда?) Лишь только брезжил рассвет, выходила в озеро белая лодка. Очнулся он, (когда?) когда солнце стояло уже высоко. (Когда?) Как только ушли миноносцы, мы стали ставить палатки и собирать дрова.

СПП с придаточным условия (При каком условии?) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. Приходи сено косить, (при каком условии?) только если не будет дождя. Её лицо делалось лучше, (при каком условии?) когда матушка улыбалась.

СПП с придаточным причины Она плакала оттого, (почему? по какой причине?) что не могла решить, что ей делать. Я не удивился его поступку, (по какой причине?) потому что знал его характер. Всякий труд важен, (по какой причине?) ибо облагораживает человека.

СПП с придаточным цели Няня оставалась в тени, (зачем?) ч тобы вязать чулок. Лукашин встряхнулся, (с какой целью?) чтобы ноша удобнее легла на плечи. В полной темноте, с потушенными фарами флотилия продвигалась малым ходом вдоль самого берега, (с какой целью?) дабы не наскочить на мины.

СПП с придаточным сравнения Вся комната вдруг потемнела, (как что?) точно в ней задёрнули занавески. Мы втроём начали беседовать, (как?) как будто век были знакомы. Воздух только изредка дрожал, (как?) как дрожит вода, возмущённая падением ветки.

СПП с придаточным образа действия Мы побежали наверх одеваться так, (как? каким образом?) чтобы как можно более походить на охотников. Ученик сделал всё так, (как? каким образом?) как велел мастер. Больной вёл себя так, (как? каким образом?) как советовал врач.

СПП с придаточным меры и степени Он никогда не работал так много, (в какой степени?) как работал в эти дни. Было так темно, (насколько?) что путники с трудом различали дорогу. Стало настолько холодно, (в какой мере?) что в доме изо рта шёл пар.

СПП с придаточным уступки В степи было тихо, пасмурно, (несмотря на что?) несмотря на то что солнце поднялось. (Вопреки чему?) Как ни крепился Чичиков духом, однако похудел и даже позеленел. Хороши летние туманные дни, (несмотря на что?) хотя я и охотники их не любят.

СПП с придаточным следствия С утра полил дождь, (что из этого следует?) так что поездку пришлось отменить. Наступал вечер, (что из этого следует?) так что все пошли домой. Снег всё становился белее, ярче, (что из этого следует?) так что ломило глаза.


«Виды придаточных предложений» - СПП с взаимообусловленными частями. Солнце. Человек без корней. Изменения. Борозды. Распределительно-цифровой диктант. Придаточные уступки. Слово. Относятся к местоимению в значении существительного. Виды придаточных. Столбик. Лед на реке. Присоединяются только союзами. Придаточные времени. Зарисовки гор.

«Виды сложноподчинённых предложений» - Важно ли говорить выразительно? Распределение по группам. Вопросы, на которые мы должны ответить. Представление результатов: Сложноподчиненные предложения. Схематическое изображение правил. По какому принципу разделяются сложноподчиненные предложения на виды? Какие две классификации сложноподчиненных предложений существуют?

«Виды придаточных в сложноподчинённом предложении» - Пример СПП с придаточным обстоятельственным причины. Пример СПП с придаточным определительным предложением. СПП с придаточным обстоятельственным причины. Пример СПП с придаточным обстоятельственным меры и степени. На какие группы подразделяются придаточные обстоятельственные. Придаточное обстоятельственное условия.

«Придаточные дополнительные предложения» - Отличительные особенности СПП. Виды придаточных предложений. Тренинг. Чувства в человеческой душе. Сокращение. Номера предложений. Доброта. Какие получились варианты. Придаточные определительные. Приёмы сжатия текста. Человек. Придаточные сказуемные. Отвечают на вопросы дополнений. Одно из средств передачи косвенной речи.

«Виды придаточных» - Виды СПП. Какова яблонька – таковы и яблочки. Примеры. СПП с придаточными обстоятельственными. Тот, кто должен отвечать за других, раньше взрослеет. Сложноподчиненные предложения. Люблю, когда сосна шумит. Предложения. Виды сложноподчиненных предложений (СПП). Знание литературы и любовь к ней. СПП с придаточными сказуемными.

«Сложноподчинённые предложения с придаточными» - СПП с придаточными уступки. Придаточные изъяснительные. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Воздух был полон свежести. Изъяснительные придаточные предложения. Номер СПП с придаточным определительным. СПП с придаточными цели. Номер СПП с придаточным обстоятельственным. Сложноподчинённые предложения.

Всего в теме 12 презентаций

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»

СПП ПРИД ОПРЕД ПРИД ИЗЪЯСН ПРИД ОБСТОЯТ

Придаточные обстоятельственные? 1. Где бы мы потом ни жили и ни трудились, мы всегда с гордостью считали себя верхнемамонцами. 3. Приток, что течет у Мамона, так дорог, хотя он и мал.(схема) 4.Не отведешь ты взгляд, когда меняет лес наряд зеленый.(схема) 5. И кто рядом гулко топал, как будто двигалась пехота.

Моделируем предложения 1.Будет тяжело. Друзья помогут. 2.Но по весне свежа листва. Тебя нет рядом. 3 . Земля ждет с человеком встречи. Ее вниманьем обеспечил. 4 . Сомневалась вдова. Не пришла похоронка.

В приведённых ниже предложениях пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания при подчинительной связи: 1 . Никогда не забыть,(1) как рыдала она,(2) как кричали испуганно дети, (3)а в саду безмятежно расцветала весна,(4) будто не было горя на свете. 2 .Но судить не буду строго,(1) потому что знаю я:(2)пусть осталось их немного, (3)но надежные друзья.

Придаточные обстоятельственные Обстоятельство

СЛОВАРИ Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу. «Патриот» (др. греческ. «сын Отечества»)

«Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете…» В.В. Путин

Без Родины много ли значим? ПАТРИОТИЗМ – это не только слово и чувство. Это поступок, характер, конкретное дело. Пока оно передается из поколения в поколение, жива и сама Россия, наша общая Родина-мать.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Материалы к уроку. Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными.

Презентация может быть использована при подведении итогов урока русского языка в 9 классе "СПП предложения с придаточными обстоятельственными"....

Презентация "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными"

Презентация для закрепления темы "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными"...


Задачи урока Повторить признаки СПП с различными видами придаточных Узнать отличительные особенности придаточных обстоятельственных (строение, средства связи, положение в СПП) Научиться опознавать СПП с придаточными обстоятельственными среди других СПП Совершенствовать умение анализировать СПП


Девиз урока: «Навстречу прекрасному!» Какая глыба-русский язык! Красота неизъяснимая и до сих пор не познанная… Понять её, осилить сможет только увлекающийся, пытливый ум. Это - удел юных и настойчивых… Дерзайте, юные, ищите, постигайте, творите! К.Г.Паустовский


Готовимся к ЕГЭ 1. В каком слове произносится звук IзI? 1) рассказ 2) сбоку 3) резкий 4) слово 2. В каком слове ударение падает на первый слог? 1) щавель 2) добела 3) понял 4) создала 3. Какое слово имеет суффикс -чик- в значении «маленький»? 1) мячик 2) огурчик 3) шкафчик 4) ключик 4. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые? На стену (1) у которой сидел художник (2) и рисовал картину (3) косо падали лучи заходящего солнца. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3 3) 2, 3 4) 1, 3








Сложное предложение Сложное предложение это предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных в одно целое по смыслу и интонационно. Небо снова покрылось тучами, и посыпался дождь. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила.




Сложноподчинённые предложения Сложноподчиненными предложениями называются предложения, в которых простые предложения связываются интонацией, подчинительными союзами или союзными словами. Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая придаточной. Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти.(О.Бальзак) (с. чтобы…….),[……….]. Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть.(Э.Делакруа) [… сущ.], (с.сл. у которых….).








Графический диктант 1. Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. 2. Я читала, что бессмертны души. 3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. 4. Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. 5. Не место красит человека, а человек место. 6. В росистых лугах течет речонка, что мне так мила. 7. Утром осенний дождь старательно прикрепил к сосновым иголкам капли-сережки, которые долго висели на каждой иголочке.


Обстоятельство в ПП По значению выделяются обстоятельства 1) образа действия (как? каким образом?): Мы пошли пешком. 2) времени (когда? с каких пор? до каких пор? С какого времени? как долго?): Мы приехали вчера. 3) места (где? куда? откуда?): Я побежал вперед. 4) причины (почему? отчего? по какой причине?): От усталости у меня кружится голова. 5) цели (зачем? для чего? с какой целью?): Я пришла мириться. 6) меры и степени (в какой мере, степени?) эти обстоятельства в основном относятся к прилагательным, причастиям, наречиям: Он был очень внимателен и все сделал совершенно правильно. 7) условия (при каком условии?): Без звонка туда идти нельзя. 8) уступки (несмотря на что?): Несмотря на дождь, мы все же вышли из дома


Обстоятельственные придаточные вопросы обстоятельств [ … ],(союзы и союзные слова…). Придаточные места, времени, причины, следствия, образа действия и степени, сравнения, цели, условия, уступки. Если солнце не потушат, будут зайчики всегда! (Придаточные условия) Пускай ещё не высохли чернила, словам уже бессмертие дано. (Придаточные уступки)


Обстоятельственные придаточные Образа действия и степени (как? каким образом? в какой мере или степени?) Союзы – что, чтобы, как, как будто, словно; союзные слова - как, насколько и др. Времени (когда? как долго? с каких пор?) Союзные слова – когда, пока, как только, едва, в то время как и др. Места (где? куда? откуда?) Союзные слова - где, куда, откуда. Причины (почему? отчего? по какой причине?) Союзы - потому что, так как, оттого что, ибо, тем более что, благодаря, ввиду того что и др. Цели (зачем? для чего? с какой целью? Союзы - чтобы, для того чтобы и др. Условия (при каком условии?) Союзы - если (бы), когда, ежели, раз, коли и др. Уступки (несмотря на что? вопреки чему?) Союзы - хотя, пускай, несмотря на то что, союзные слова – как ни, когда бы ни, сколько ни, кто ни и др. Сравнения (как? насколько?) Союзы - как, словно, будто, точно, тем – чем и др. Следствия (что из этого следует?) Союзы - так что.








Распределительно-цифровой диктант Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений: в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными, во 2-й - простые предложения с обстоятельствами. 1. Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо. 2. Наскоро одевшись, он вышел в ночь. 3. Когда мы двигались к школе, за спиной все время звучал голос Терёхи. 4. Двое продолжали гулять вопреки дождю. 5. Я остановился, чтобы сделать привал и отдохнуть. 6. Переходя улицу, нужно быть очень внимательным. 7. Одного за другим уводят коней туда, откуда слышатся людские голоса. 8. Он шел, нервно оглядываясь, и думал о своем. 9. Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу. 10. Земля быстро сохнет, благодаря теплой погоде.




Физкультминутка (Комплекс упражнений для глаз). Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, досчитать до 5, открыть широко глаза и посмотреть вдаль. Посмотреть на кончик носа и перевести взгляд вдаль. Не поворачивая головы, делать медленные круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. Посмотрите вдаль, затем проделайте движения по диагонали в одну и другую сторону. Закройте глаза, посчитайте до 5 и медленно откройте.


«Один в поле не воин» Спишите. Определите главную и придаточную часть. По вопросу и союзу (или союзному слову) определите вид придаточного. 1. Дорогу размыло дождем так, что по краям образовались рытвины. 2. Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. 3. Он охотно соглашался со всем, что говорил капитан. 4. Мест, где не ступала бы нога человека, теперь, пожалуй, не найдешь. 5. Едва я вступил на опушку леса, как сразу наткнулся на кабанов.






Попробуем сами… (моделирование СПП) Мы разбили лагерь. Река делает крутой поворот. Трава была сочная. В мае шли дожди. Я зайду к тебе. У меня будет свободное время. Поездку на остров пришлось отложить. На море разыгрался сильный шторм. В лесу было тепло. В тенистых местах ещё лежал снег. Мы надеялись. Наша команда окажется победительницей в предстоящих футбольных матчах.


Домашнее задание Параграф 8, стр (таблица) 1) Текст 33 « Любовь, уважение, знание» творческое задание 2, 2) Упражнение 66 (на выбор одно задание)



Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными места»

  • Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными места»
  • 9 класс
  • Спишите, слова, расставьте в них ударения:
  • договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.
  • (Догово р, столя р, предположи ть, краси вее,
  • на чал, начала , парте р, алфави т,
  • ржа веть, позвони т, облегчи ть).
На какие вопросы отвечают придаточные степени? Приведите примеры.
  • На какие вопросы отвечают придаточные степени? Приведите примеры.
  • На какие вопросы отвечают придаточные образа действия? Приведите примеры.
  • Как различить однозначные и многозначные придаточные степени и образа действия?
  • В каком стиле речи и с какой целью используются СПП с придаточными степени, имеющие добавочное значение сравнения?
  • Запишите предложения, составьте их схемы, определите вид придаточных предложений.
  • Последний свой приезд в деревню он помнил так хорошо, будто только сейчас и возвращался обратно.
  • Живите так, как вас ведет звезда, под кущей обновленной сени.
  • Кони так сильно устали, что после остановки сразу легли на землю.
Запишите предложения, составьте их схемы, определите вид придаточных предложений
  • Откуда солнышко встает, оттуда и лето красное придет.
  • Куда иголка, туда и нитка.
  • Нет истины, где нет любви.
  • Вывод: придаточные места уточняют обстоятельства места главного
  • предложения.
  • Вид придаточного
  • На какой вопрос отвечает
  • К чему относится
  • Место придаточного
  • Чем прикрепляется
  • 1. Определительное
  • какой?
  • к существительному в главном предложении
  • после определяемого слова
  • союзными словами который, что, где, куда и др.
  • 2. Местоименно-определительное
  • какой? (кто именно, что именно?)
  • к местоимению в значении существительного
  • до и после определяемого слова
  • союзными словами кто, что
  • 3. Изъяснительное
  • вопросы косвенных падежей
  • к словам со значением мысли, речи, чувства
  • союзами что, как, будто, чтобы , союзными словами кто, что и др.; частицей ли
  • Обстоятельственные:
  • 4. Степени
  • в какой степени? насколько?
  • после главного
  • союзы и союзн. слова что, как, будто, словно, сколько…
  • 5. Образа действия
  • как? каким образом?
  • к сочетанию с указательным словом
  • после главного
  • союзы и союзн. слова что, как, чтобы, словно…
  • 6. Места
  • где? куда? откуда?
  • ко всему главному предложению
  • свободное (до, после, внутри главного предложения)
  • союзные слова где, куда, откуда
  • Определите вид придаточных предложений, составьте их схему.
  • 1) Мы не знали, где остановиться на ночлег.
  • 2) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
  • 3) Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно отдохнуть.
  • Вывод: Одно и то же союзное слово присоединяет к главному разные придаточные (определительные, изъяснительные, места).
  • А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
  • Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.
  • А Б В Г Д
  • А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
  • Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
  • В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
  • Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.
  • Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.
  • Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточное стоит в середине главного.
  • А Б В Г Д
  • А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
  • Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
  • В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
  • Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.
  • Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.
  • Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.
  • А Б В Г Д
  • Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
  • А Б В Г Д
  • Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
  • А Б В Г Д
  • Найдите предложения, в состав которых входят придаточные места.
  • А. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.
  • Б. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.
  • В. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
  • Г. Не знаю, где он нашел этот экземпляр.
  • Д. Я смотрел туда, где толпились люди.
Упражнение № 138;
  • Упражнение № 138;
  • Сочинение-миниатюра: опишите с помощью СПП с придаточными места географическое положение своего поселка.
  • МОЛОДЦЫ!