Начало нового искусства в 20 е годы. Школьная энциклопедия. Партийный контроль над духовной жизнью


В 1934 году на I Всесоюзном съезде советских писателей Максим Горький сформулировал основные принципы соцреализма как метода советской литературы и искусства. Этим моментом датируется начало новой эпохи советского искусства, с более жестким идеологическим контролем и пропагандистскими схемами.

Основные принципы:

  • - Народность. Как правило, героями соцреалистических произведений становились труженики города и деревни, рабочие и крестьяне, представители технической интеллигенции и военнослужащие, большевики и беспартийные.
  • - Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всей людей.
  • - Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и свое сознание, отношение к окружающей действительности).

В годы, последующие за этим постановлением ЦК ВКП(б) о перестройке литературно-художественных организаций, был проведен ряд крупных мероприятий, направленных на развитие искусства в требуемом для государства русле. Расширяется практика государственных заказов, творческих командировок, устроения масштабных тематических и юбилейных выставок. Советские художники создают множество произведений (панно, монументальных, декоративных) для будущего ВДНХ. Это означало важный этап возрождения монументального искусства как самостоятельного. В этих работах стало очевидным, что тяга советского искусства к монументальности является не случайной, а отражает «грандиозные перспективы развития социалистического общества» .

В 1918 году Ленин в беседе с К. Цеткин определил задачи искусства в советском обществе: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».

В рассматриваемый период наряду с уже существовавшими направлениями искусства появилось несколько принципиально новых, например, авангардизм.

В рамках стиля монументализма наибольший интерес представляет скульптура. Как и все прочие направления в советском искусстве, скульптура периода имела агитационную направленность и патриотическое содержание сюжетов. Большое значение для развития скульптуры сыграл ленинский план монументальной пропаганды, принятый в 1918 г. В соответствии с этим планом по всей стране должны были устанавливаться памятники, пропагандирующие новые революционные ценности. Для работы были привлечены видные скульпторы: Н.А. Андреев (ставший впоследствии создателем скульптурной ленинианы). Другой видный скульптор этого периода -- Иван Шадр. В 1922 году он создал статуи «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин», «Красноармеец». Своеобразие его метода -- обобщение образа на основе конкретной жанровой завязке, мощная лепка объемов, выразительность движения, романтический пафос. Самое яркое его произведение -- «Булыжник -- орудие пролетариата. 1905 год» (1927). В том же году на территории гидроэлектростанции на Кавказе ЗАГЭС установлен его же работы памятник Ленину -- «один из лучших». Вера Мухина формируется как мастер тоже в 20-е. В этот период она создает проект памятника «Освобожденный труд» (1920, не сохранился), «Крестьянка» (1927). Из более зрелых мастеров отмечают творчество Сарры Лебедевой, которая создавала портреты. В своем понимании формы она учитывает традиции и опыт импрессионизма. Александр Матвеев характеризуется классической ясностью в понимании конструктивной основы пластики, гармоничностью скульптурных масс и соотношения объемов в пространстве («Раздевающаяся женщина», «Женщина, надевающая туфлю»), а также знаменитый «Октябрь» (1927), где в композицию включены 3 обнаженные мужские фигуры -- сочетание классических традиций и идеала «человека эпохи Революции» (атрибуты -- серп, молот, буденовка).

Виды искусства, способные «жить» на улицах, в первые годы после революции играли важнейшую роль в «формировании общественного и эстетического сознания революционного народа». Поэтому наряду с монументальной скульптурой самое активное развитие получил политический плакат. Он оказался самым мобильным и оперативным видом искусства. В период гражданской войны этот жанр характеризовался следующими качествами: «острота подачи материала, мгновенная реакция на быстро меняющиеся события, агитационная направленность, благодаря которой и сложились главные черты пластического языка плаката. Ими оказались лаконизм, условность изображения, четкость силуэта и жеста. Плакаты были чрезвычайно распространены, печатались большими тиражами и размещались повсеместно. Особое место в развитие плаката занимают Окна сатиры РОСТА, в которых выдающуюся роль сыграли Черемных, Михаил Михайлович и Владимир Маяковский. Это плакаты, сделанные по трафарету, раскрашенные от руки и со стихотворными надписями на злобу дня. Они сыграли огромную роль в политической пропаганде и стали новой образной формой. Художественное оформление празднеств -- еще одно новое явление советского искусства, не имевшее традиции. В число праздников входили годовщины Октябрьской революции, 1 мая, 8 марта и другие советские праздники. Это создало новый нетрадиционный вид искусства, благодаря которому живопись приобрела новое пространство и функции. К праздникам создавались монументальные панно, которые характеризовались огромным монументально-агитационным пафосом. Художники создавали эскизы оформления площадей и улиц.

В оформлении этих праздников принимали участие: Петров-Водкин, Кустодиев, Е. Лансере, С. В. Герасимов.

Советское искусствознание делило мастеров советской живописи этого периода на две группы:

  • - художники, которые стремились запечатлеть сюжеты привычным изобразительным языком фактологического отображения;
  • - художники, которые использовали более сложное, образное восприятие современности.

Они создавали образы-символы, в которых пытались выразить свое «поэтическое, вдохновенное» восприятие эпохи в ее новом состоянии. Константин Юон создал одно из первых произведений, посвященных образу революции («Новая планета», 1920, ГТГ), где событие трактовано во вселенском, космическом масштабе. Петров-Водкин в 1920 году создал картину «1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна)», решая в ней этико-философские проблемы времени. Аркадий Рылов, как считалось, в своем пейзаже «В голубом просторе» (1918) тоже мыслит символически, выражая «свободное дыхание человечества, вырвавшегося в необъятные просторы мира, к романтическим открытиям, к свободным и сильным переживаниям».

В графике тоже прослеживаются новые образы. Николай Купреянов «в сложной технике деревянной гравюры стремится выразить свои впечатления от революции» («Броневики», 1918; «Залп Авроры», 1920). В 1930-е годы монументальная живопись стала обязательным звеном всей художественной культуры. Она зависела от развития архитектуры и прочно была с ней связана. Дореволюционные традиции продолжал в это время бывший мирискусник Евгений Лансере -- роспись ресторанного зала Казанского вокзала (1933) демонстрирует его тягу к подвижной барочной форме. Он прорывает плоскость плафона, расширяя пространство вовне. Дейнека, который также в это время вносит большой вклад в монументальную живопись, работает по-другому. Его мозаики станции «Маяковская» (1938) созданы с использованием современного стиля: острота ритма, динамика локальных красочных пятен, энергия ракурсов, условность изображения фигур и предметов. Темы в основном спортивные. Фаворский, известный график, также внес вклад и в монументальную живопись: он применил свою систему построения формы, выработанную в книжной иллюстрации, к новым задачам. Его росписи Музея охраны материнства и младенчества (1933, вместе с Львом Бруни) и Дома моделей (1935) показывают понимание им роли плоскости, соединение фрески с архитектурой с опорой на опыт древнерусской живописи. (Обе работы не сохранились).

Господствующим стилем в архитектуре 20-х годов стал конструктивизм.

Конструктивисты старались использовать новые технические возможности для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций. Примером архитектуры советского конструктивизма могут служить проекты братьев Весниных. Наиболее грандиозный из них - Дворец труда так и не был воплощен в жизнь, но оказал значительное влияние на развитие отечественного зодчества. К сожалению, также разрушались памятники архитектуры: только в 30-е гг. в Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов монастырь в Кремле, Красные ворота и сотни безвестных городских и сельских церквушек, многие из которых представляли историческую и художественную ценность.

В связи с политическим характером советского искусства создается немало художественных объединений и группировок со своими платформами и манифестами. Искусство находилось в поиске и было многообразным. Главными группировками были АХРР, ОСТ, а также «4 искусства». Ассоциация художников революционной России была основана в 1922 году. Ее ядро составляли бывшие передвижники, манера которых оказала большое влияние на подход группы -- реалистичный бытописательский язык позднего передвижничества, «хождения в народ» и тематические экспозиции. Помимо тем картин (диктовавшихся революцией) для АХРР характерно было устройство тематических выставок типа «Жизнь и быт рабочих», «Жизнь и быт Красной Армии».

Главные мастера и произведения группировки: Исаак Бродский («Выступление Ленина на Путиловском заводе», «Ленин в Смольном»), Георгий Ряжский («Делегатка», 1927; «Председательница», 1928), портретист Сергей Малютин («Портрет Фурманова», 1922), Абрам Архипов, Ефим Чепцов («Заседание сельячейки», 1924), Василий Яковлев («Транспорт налаживается», 1923), Митрофан Греков («Тачанка», 1925, более поздние «На Кубань» и «Трубачи Первой Конной», 1934). Общество художников-станковистов, основанное в 1925 году, включало художников с менее консервативными с точки зрения живописи взглядами, в основном, студентов ВХУТЕМАСа. Это были: Вильямс «Гамбургское восстание»), Дейнека («На стройке новых цехов», 1925; «Перед спуском в шахту», 1924; «Оборона Петрограда», 1928), Лабас Лучишкин («Шар улетел», «Я люблю жизнь»), Пименов («Тяжелая индустрия»), Тышлер, Штеренберг и проч. Они поддерживали лозунг возрождения и развития станковой картины, но ориентировались не на реализм, а на опыт современных им экспрессионистов. Из тем им была близка индустриализация, жизнь города и спорт. Общество «Четыре искусства» было основано художниками, входившими ранее в Мир искусства и Голубую розу, которые бережно относились к культуре и языку живописи. Самые видные члены объединения: Павел Кузнецов, Петров-Водкин, Сарьян, Фаворский и многие другие выдающиеся мастера. Для общества была характерна философская подоплека с адекватным пластическим выражением. В Общество московских художников вошли бывшие члены объединений «Московские живописцы», «Маковец» и «Бытие», а также члены «Бубнового валета». Самые активные художники: Петр Кончаловский, Илья Машков, Лентулов, Александр Куприн, Роберт Фальк, Василий Рождественский, Осмеркин, Сергей Герасимов, Николай Чернышев, Игорь Грабарь. Художники создавали «тематические» картины, используя наработанные «бубново-валетовские» и проч. тенденции авангардной школы. Творчество этих групп являлось симптомом того, что сознание мастеров старшего поколения пыталось перестроиться под новые реалии. В 1920-х годах были проведены две масштабные выставки, которые закрепили тенденции -- к 10-летию Октября и Красной армии, а также «Выставка искусства народов СССР» (1927).

Лидирующей сферой развития литературы в 20-е гг. несомненно, является поэзия. По форме литературная жизнь во многом осталась прежней. Как в начале века, тон ей задавали литературные кружки, многие из которых пережили кровавое лихолетье и продолжали действовать в 20-е гг.: символисты, футуристы, акмеисты и пр. Возникают новые кружки и объединения, однако соперничество между ними теперь выходит за пределы художественной сферы и часто приобретает политическую окраску. Наибольшее значение для развития литературы имели объединения РАПП, «Перевал», «Серапионовы братья» и ЛЕФ.

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) оформилась на I Всесоюзной конференции пролетарских писателей в 1925 г. В ее состав входили писатели (из наиболее известных А. Фадеев и Д. Фурманов) и литературные критики. Предшественником РАПП был «Пролеткульт» - одна из самых массовых организаций, основанная в 1917 г. Они третировали как «классовых врагов» практически всех писателей, не входивших в их организацию. Среди авторов, которые подвергались нападкам со стороны РАППовцев, были не только А. Ахматова, З. Гиппиус, И. Бунин, но даже такие признанные «певцы революции», как М. Горький и В. Маяковский. Идейную оппозицию РАПП составила литературная группа «Перевал».

Группа «Серапионовы братья» была создана в 1921 г. в Петроградском Доме искусств. В группу входили такие известные писатели, как В. Иванов, М. Зощенко, К. Федин и др.

ЛЕФ - левый фронт искусств. Позиции членов этой организации (В.Маяковский, Н. Асеев, С. Эйзенштейн и др.) весьма противоречивы. Сочетая футуризм с новаторством в духе пролеткульта, они выступали с весьма фантастической идеей создания некого «производственного» искусства, которое должно было выполнять в обществе утилитарную функцию обеспечения благоприятной атмосферы для материального производства. Искусство рассматривалось как элемент технического строительства, без всякого подтекста, вымысла психологизма и т. д.

Большое значение для развития русской литературы ХХ в. сыграло поэтическое творчество В. Я. Брюсова, Э. Г. Багрицкого, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака, Д. Бедного, «крестьянских» поэтов, ярчайшим представителем которых был друг Есенина Н. А. Клюев. Особую страницу в истории отечественной литературы составляет творчество поэтов и писателей, не принявших революцию и вынужденных покинуть страну. Среди них такие имена как М. И. Цветаева, З. Н. Гиппиус, И. А. Бунин, А. Н. Толстой, В. В. Набоков. Некоторые из них, осознав невозможность для себя жить вдали от Родины, впоследствии вернулись (Цветаева, Толстой). Модернистские тенденции в литературе проявились в творчестве Е. И. Замятина, автора фантастического романа-антиутопии «Мы» (1924 г). Сатирическая литература 20-х гг. представлена рассказами М. Зощенко; романами соавторов И. Ильфа (И. А. Файнзильберга) и Е. Петрова (Е. П. Катаева) «Двенадцать стульев» (1928 г.), «Золотой теленок» (1931 г.) и др.

В 30-х гг. появляется несколько крупных произведений, вошедших в историю русской культуры. Шолохов создает романы «Тихий Дон», «Поднятая целина». Творчество Шолохова получило мировое признание: за писательские заслуги он был удостоен Нобелевской премии. В тридцатые годы завершает свой последний роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина» М. Горький. Огромную популярность имело творчество Н. А. Островского, автора романа «Как закалялась сталь» (1934 г.). Классиком советского исторического романа стал А. Н. Толстой («Петр I» 1929-1945 гг.). Двадцатые-тридцатые годы время расцвета детской литературы. Несколько поколений советских людей выросло на книгах К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. П. Гайдара, С. В. Михалкова, А. Л. Барто, В. А. Каверина, Л. А. Кассиля, В. П. Катаева.

В 1928 г. затравленный советской критикой М. А. Булгаков безо всякой надежды на публикацию начинает писать свой лучший роман «Мастер и Маргарита». Работа над романом продолжалась до самой смерти писателя в 1940 г. Произведение это было издано только в 1966 г. В конце 80-х, увидели свет произведения А. П. Платонова (Климентова) «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море». «В стол» работали поэты А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак. Трагична судьба Мандельштама (1891-1938). Поэт необыкновенной силы и большой изобразительной точности, оказался в числе литераторов, которые, приняв в свое время Октябрьскую революцию, не смогли ужиться в сталинском обществе. В 1938 г. он был репрессирован.

В 30-е гг. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от остального мира. За «железным занавесом» остались многие русские литераторы, которые, несмотря не на что продолжают работать. Писателем первой величины был поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин (1870-1953). Бунин с самого начала не принял революцию и эмигрировал во Францию (повесть «Митина любовь», роман «Жизнь Арсеньева», сборник рассказов «Темные аллеи»). В 1933 г. он был удостоен Нобелевской премии.

В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. В 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был организован «Союз писателей», в который вынуждены, были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Не быть членом Союза было нельзя, т. к. в таком случае писатель лишался возможности публиковать свои произведения и, более того, мог быть привлечен к уголовной ответственности за «тунеядство». У истоков этой организации стоял М. Горький, однако его председательство в ней продолжалось недолго. После его смерти в 1936 г. председателем стал А. А. Фадеев. Помимо «Союза писателей» были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов». В советском искусстве наступал период единообразия.

Революция высвободила мощные творческие силы. Сказалось это и на развитии отечественного театрального искусства. Возникло множество театральных коллективов. Большую роль в становлении театрального искусства сыграли Большой драматический театр в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А. Блок, театр им. В. Мейерхольда, театр им. Е. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета.

К середине 20-х годов относится появление советской драматургии, оказавшей огромное влияние на развитие театрального искусства. Крупнейшими событиями театральных сезонов 1925-1927 гг. стали “Шторм” В. Билля-Белоцерковского в театре им. МГСПС, “Любовь Яровая” К. Тренева в Малом театре, “Разлом” Б. Лавренева в театре им. Е. Вахтангова и в Большом драматическом театре, “Бронепоезд 14-69” В. Иванова во МХАТе. Прочное место в репертуаре театров занимала классика. Попытки ее нового прочтения делались как академическими театрами (“Горячее сердце” А. Островского во МХАТе), так и “левыми” (“Лес” А. Островского и “Ревизор” Н. Гоголя в театре им. В. Мейерхольда).

Если драматические театры к концу первого советского десятилетия перестроили свой репертуар, то главное место в деятельности оперных и балетных коллективов занимала по-прежнему классика. Единственной крупной удачей в отражении современной темы стала постановка балета Р. Глиера “Красный мак” (“Красный цветок”). В странах Западной Европы и Америки выступили Л.В. Собинов, А.В. Нежданова, Н.С. Голованов, труппы МХАТа, Камерного театра, Студии им. Е. Вахтангова, Квартет старинных русских инструментов

Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского и др. Выдвинулись молодые дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин. Были созданы музыкальные ансамбли, в последствии прославившие отечественную музыкальную культуру: Квартет им. Бетховена, Большой Государственный симфонический оркестр, Оркестр Государственной филармонии и др. В 1932 году был образован Союз композиторов СССР.

Наряду с актерами старшего поколения (М. Н. Ермолова, А. М. Южин, А. А. Остужев, В. И. Качалов, О. Л. Книппер- Чехова), возникает новый революционный театр. Поиски новых форм сценической выразительности характерны для театра, работавшего под руководством В. Э. Мейерхольда (ныне театр им. Мейерхольда). На сцене этого театра были поставлены пьесы В. Маяковского «Мистерия-буфф» (1921 г.), «Клоп» (1929 г.) и др. Крупный вклад в развитие театра был сделан режиссером 3-й студии МХАТ Е. Б. Вахтанговым; организатором и руководителем Камерного театра, реформатором сценического искусства А. Я. Таировым.

Одним из самых важных и интересных явлений в истории культуры 20-х гг. было начало развития советского кинематографа. Развивается кинодокументалистика, ставшая одним из самых эффективных инструментов идеологической борьбы и агитации наряду с плакатом. Важной вехой в развитии художественного игрового кино стал фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898 - 1948) «Броненосец Потемкин» (1925 г.), вошедший в число мировых шедевров. Под шквал критики попали символисты, футуристы, импрессионисты, имажинисты и пр. Их обвиняли в «формалистических вывертах», в том, что их искусство не нужно советскому народу, что оно враждебно социализму. В число «чуждых» попали композитор Д. Шостакович, режиссер С. Эйзенштейн, писатели Б. Пастернак, Ю. Олеша и др. Многие деятели искусства были репрессированы.

политический культура тоталитаризм идеология

Cлайд 1

Презентацию подготовила Ульева Ольга Валерьевна учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1353 Духовная жизнь в 1920-е годы

Cлайд 2

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ в 1920-1930-е гг. «КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» Преодолеть недостатки развития культуры периода царской России: сословные ограничения; низкий уровень образования и пр. политизировать культуру; поставить ее на службу советскому государству и большевистской партии; воспитать «нового человека» 1918 год - НАРОДНЫЙ КОМИССАРИРИАТ ПРОСВЕЩЕНИЯ (НАРКОМПРОС) А.В.Луначарский – первый нарком просвещения (1917-1929 гг.)

Cлайд 3

Отправной точкой уровня грамотности по всей стране на начало века принимаются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными: всего - 21,1 %, в том числе 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин. По Сибири грамотность составляла соответственно 12 % (за вычетом детей до 9 лет - 16 %), по Средней Азии - 5 и 6 % соответственно из всего населения. И хотя в последующие годы, до 1914 г. уровень грамотности возрастал (по различным оценкам до 30-45 % в индустриально-развитых губерниях), но «после войн и вообще усиленных наборов процент грамотности падает». Ленин одной из главных задач построения социализма в стране считал борьбу с неграмотностью. 1. Борьба с неграмотностью Прочтите документ (стр. 159) и ответьте на вопросы к документу. Курсы ликбеза Курсы ликбеза

Cлайд 4

Советские агитационные плакаты 1920-х гг. 1. Борьба с неграмотностью Всего в 1917-1927 годах было обучено грамоте до 10 млн. взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн.

Cлайд 5

Урок в школе, кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. 2. Строительство советской школы В 1918 году было утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР» - школа провозглашалась бесплатной, она управлялась на основе самоуправления, поощрялось педагогическое новаторство, уважение к личности ребенка. Но ряд экспериментов имел отрицательную сторону - отменялись уроки, парты, домашние задания, отметки, экзамены.

Cлайд 6

2. Строительство советской школы При поступлении в ВУЗы преимуществами пользовались рабочие и крестьяне, направляемые на учебу по партийным и комсомольским путевкам. Для того чтобы рабочие и крестьяне могли учиться в ВУЗах, при них создавались рабочие факультеты. Государство обеспечивало выпускников рабфаков стипендиями и общежитиями. Рабфак идёт (вузовцы) (Б.Иогансон. 1928 год)

Cлайд 7

2. Строительство советской школы Рабфаковцы К 1927 году сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 году – 72 вуза) и 672 техникума (в 1914 году – 297 технических училищ).

Cлайд 8

2. Строительство советской школы Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.В.Луначарский, талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий. А.В.Луначарский – первый нарком просвещения (1917-1929 гг.) Н.К.Крупская – с 1929 года заместитель наркома просвещения А.С.Макаренко – советский педагог и писатель Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это - Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

Cлайд 9

3. Реформа русского языка Декабрь 1917 года – реформа русской орфографии: из русского алфавита были исключены устаревшие буквы Ѣ (ять), Ѳ (фита), І («и десятеричное»), твёрдый знак (Ъ) на конце слов и частей сложных слов, но сохранялся в качестве разделительного знака (подъём, адъютант); в родительном и винительном падежах прилагательных и причастий окончания -аго, -яго заменялось на -ого, -его (например, новаго → нового, лучшаго → лучшего, ранняго → раннего), в именительном и винительном падежах множественного числа женского и среднего родов -ыя, -ія - на -ые, -ие (новыя (книги, изданія) → новые) и т.п. Титульный лист романа «Война и мир» со старой орфографией. Издание т-ва И.Д.Сытина к 100-летию Бородинской битвы, Москва, 1912 год.

Cлайд 10

4. Власть и интеллигенция А.Ахматова, М.Булгаков, М.Волошин, М.Пришвин и др. ЭМИГРАЦИЯ ОППОЗИЦИЯ ПОДДЕРЖКА РЕВОЛЮЦИИ М.Горький, И.Бунин, А.Куприн, Ф.Шаляпин, С.Прокофьев, С.Рахманинов, И.Репин, М.Шагал, В.Кандинский и др. В.Маяковский, А.Блок, Б.Кустодиев К.Петров-Водкин и др. Большевик (Б.Кустодиев. 1920 год)

Cлайд 11

4. Власть и интеллигенция... Так идут державным шагом - Позади - голодный пес, Впереди - с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос.

Cлайд 12

4. Власть и интеллигенция В истории русской культуры революция пришлась на расцвет «серебряного века». Многие мастера культуры ценя свободу творчества оказались за границей. «Смена вех» - сборник публицистических статей философско-политологического содержания, опубликованный в Праге в 1921 году видными представителями либерального направления в общественной мысли русской эмиграции. 1909 год Участники «Смены вех» предприняли попытку осмыслить роль российской интеллигенции в новых политико-экономических условиях. Общей идеей сборника стала мысль о возможности принятия большевистской революции и примирения с её результатами ради сохранения единства и мощи российского государства. Первым идеологом сменовеховства был профессор Н. В. Устрялов. Вернулись в Россию (в 1920-1930-е гг.): А.Толстой, С.Прокофьев, М.Цветаева, М.Горький А.Куприн Главный идеолог сторонников примирения с большевиками – «сменовеховства» – Николай Васильевич Устрялов сравнивал советскую власть с редиской, которая снаружи красная, а внутри белая.

Cлайд 13

4. Власть и интеллигенция Большевики стремились привлечь к сотрудничеству знаменитых ученых. От их деятельности зависела обороноспособность страны. Этим людям создавались условия для нормальной жизни и исследований. Многие ученые считали, что надо работать на благо Родины, хотя и не принимали идеологию большевиков. В 20-е гг. продолжилась научная деятельность И. Павлова, Н. Жуковского, К.Циолковского, Н.Зелинского, И. Мичурина, В. Вернадского и др. Н.Д.Зелинский И.П.Павлов И.В.Мичурин В.И.Вернадский

Cлайд 14

4. Власть и интеллигенция После Кронштадтского мятежа большевики усилили контроль над духовной сферой жизни общества. В августе 1921 г. была «разоблачена» Петроградская боевая организация. По обвинению в принадлежности к ней были расстреляны Н.Гумилев, М.Тихвинский и другие деятели науки и культуры. Обложка тома 177 "дела" Н. С. Гумилева. 1921 год

Cлайд 15

4. Власть и интеллигенция «Философский пароход» - кампания правительства РСФСР по высылке неугодных власти людей за границу в сентябре и ноябре 1922 года. В 1922 г. из страны выдворили 160 ученых. Среди высланных русские философы и мыслители: И. Ю. Баккал, Н. А. Бердяев, В. Ф. Булгаков, C. Н. Булгаков, В. В. Зворыкин, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер, Н. А. Котляревский, Д.В. Кузьмин-Караваев, И. И. Лапшин, Н. О. Лосский, В. А. Мякотин, М. М. Новиков, М. А. Осоргин, П. А. Сорокин, С. Е. Трубецкой, А. И. Угримов, С. Л. Франк, Н. Н. Цветков, В. И. Ясинский и др. И. А. Ильин C. Н. Булгаков П. А. Сорокин Н. А. Бердяев «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно» Л.Д.Троцкий

Cлайд 16

4. Власть и интеллигенция В эмиграции работали ученые с мировыми именами: микробиолог С.Н.Виноградский, геолог Н.И.Андрусов, почвовед В.К.Агафонов, химики В.Н.Ипатьев и А.Е.Чичибабин, авиаконструктор И.И.Сикорский, один из создателей телевидения В.К.Зворыкин, историк Н.П.Кондаков и др. И.И.Сикорский - русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы.

Cлайд 17

4. Власть и интеллигенция В 1922 году был учрежден Главлит, осуществлявший цензуру за всей печатной продукцией. В 1923 году создается Главрепетком с теми же функциями. Но до 1925 года в культуре сохранялась относительная духовная свобода. Партийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться об единой линии. С возвышением Сталина ситуация изменилась, началась идеологизация художественного творчества.

Cлайд 18

5. Государство и церковь Патриарх Тихон (1917-1925 гг.) В конце октября 1917 года в России было восстановлено патриаршество. Деятельность патриарха Тихона: осудил расстрел царской семьи; осуждал гонения на церковь; боролся против конфискации церковных ценностей (1922 год); пытался наладить диалог и сотрудничество государства и церкви.

Cлайд 19

5. Государство и церковь Фрагмент Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах. 1918 год Причины борьбы с церковью и религией: атеистические воззрения партийных лидеров; стремление убрать конкурента из духовной сферы. В начале 1918 года церковь была отделена от государства, а школа от церкви.

Cлайд 20

Cлайд 21

5. Государство и церковь 1922 год – изъятие церковных ценностей. «Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство - миряне отлучением от Неё, священнослужители - извержением из сана» Из Воззвания патриарха Тихона. Плакат помощи голодающим регионам РСФСР «Голод-паук душит крестьянство России». Чёрным отмечены наиболее голодающие регионы (Нижний Урал, Поволжье, Крым, юг Украины). Аллегорические потоки, исходящие от различных культовых учреждений (православных, католических и мусульманских), поражают тело «голода-паука»

Cлайд 22

Изъятие церковных ценностей Вскрытие мощей Александра Невского и изъятие драгоценной раки. Май 1922 года.

Cлайд 23

5. Государство и церковь Симонов монастырь. Разорение храма. 1923 год. Имущество церкви реквизировалось в фонд борьбы с голодом. Это привело к выступлениям верующих. В ответ власть перешла в наступление. Весной 1922 года в Москве и Петрограде прошли судебные процессы над церковными деятелями. Несколько человек были казнены, а патриарх Тихон арестован. В 1925 году после смерти Тихона выборы патриарха были запрещены (до 1943 года).

Cлайд 24

6. Новое искусство ПРОЛЕТКУ ЛЬТ - массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, существовавшая с 1917 по 1932 год. Идеологи Пролеткульта исходили из определения «классовой культуры», сформулированного Плехановым. По их мнению, любое произведение искусства отражает интересы и мировоззрение только одного класса и поэтому непригодно для другого. Следовательно, пролетариату требуется создать «свою» собственную культуру с нуля.

Cлайд 25

6. Новое искусство Театр рабочей молодежи (ТРАМ). 1930 год. Первый рабочий театр Пролеткульта - в 1924-32 гг. располагался в кинотеатре «Колизей» на Чистопрудном бульваре (ныне здание театра «Современник»). Ставил перед собой агитационные задачи, способствовал развитию и утверждению на сцене советской драматургии. В театре работали: Г.В. Александров, Э.П. Гарин, И.А. Пырьев, М.М. Штраух; С.М. Эйзенштейн и др.

Cлайд 26

6. Новое искусство «Броненосец «Потёмкин» - немой художественный фильм, снятый режиссёром Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в 1925 году (к 20-летию революции 1905 года). Неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики. С.М.Эйзенштейн.

Cлайд 27

6. Новое искусство В 1921 г. вышел первый номер первого советского толстого журнала «Красная новь». Редактором с 1921 – 1927 гг. был А.К.Воронский.

Cлайд 28

6. Новое искусство «Тихий Дон» - роман-эпопея Михаила Шолохова в четырёх томах, написана с 1925 по 1940 год. Одно из наиболее значительных произведений русской литературы XX века, рисующее широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и гражданской войны в России. За этот роман в1965 году Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Журнал «Роман-газета», 1928 год. (одна из первых публикаций романа и портрет автора)

Cлайд 29

Cлайд 30

6. Новое искусство Ленин и теперь живее всех живых. Наше знанье - сила и оружие. Из поэмы «Владимир Ильич Ленин» (1924 год). В.В.Маяковский. И я, как весну человечества, рожденную в трудах и в бою, пою мое отечество, республику мою! Из поэмы «Хорошо» (1927 год).

Cлайд 31

6. Новое искусство «Окна сатиры РОСТА» - серия плакатов, созданная в 1919-1921 годы советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» - специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции 1918-1920 гг. Большую роль в создании «Окон РОСТА» сыграл В.Маяковский.

Cлайд 32

Cлайд 33

6. Новое искусство СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ А.В.Щусев. Мавзолей В.И.Ленина. 1924-1930 годы.

Cлайд 34

6. Новое искусство СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ К.С.Мельников. Дом культуры имени И. В. Русакова. 1927-1929 годы.

Cлайд 35

6. Новое искусство СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ К.С.Мельников. Собственный дом архитектора в Москве. 1927-1929 годы.

Cлайд 36

6. Новое искусство В.Е.Татлин. Башня III Интернационала. 1919 год. И.Д.Шадр. Булыжник – оружие пролетариата. 1927 год. КОНСТРУКТИВИЗМ. На спираль высотой 400 метров нанизывались помещения в виде простейших геометрических форм из стекла - куб, пирамида и цилиндр, которые вращались с различной скоростью. Куб (для проведения интернациональных съездов) должен был оборачиваться вокруг своей оси раз в год, пирамида (для исполнительных целей) - раз в месяц, и цилиндр (информационный центр) - раз в день. Сегодня мы назвали бы это нереализованное целиком произведение кинетической пространственной инсталляцией, в которой большая роль отводилась светодизайну. Дело в том, что по замыслу Татлина, на сооружении должны были располагаться прожектора, которые проецировали бы на облака световые тексты лозунгов.

Cлайд 39

7. Коммунальный быт Коммунальная квартира – квартира, где проживает несколько семей, не являющихся родственниками. Появились после революции 1917 года в ходе «уплотнений», когда большевики принудительно отбирали жильё у богатых горожан и подселяли к ним в квартиру новых людей, активных сторонников советской власти (коммунисты, военные, сотрудники ЧК) . Больше всего коммунальных квартир появилось в Ленинграде (Петербурге). Декрет ВЦИК от 20 августа 1918 года «Об отмене частной собственности на недвижимости в городах» отменял право частной собственности на городскую землю и право частной собственности на строения, имевшие стоимость или доходность выше определенного предела, причём этот предел в каждом городе устанавливался местными органами советской власти. Ленин в своей статье «Удержат ли большевики государственную власть?» так описывал порядок уплотнений. Пролетарскому государству надо принудительно вселить крайне нуждающуюся семью в квартиру богатого человека. Наш отряд рабочей милиции состоит, допустим, из 15 человек: два матроса, два солдата, два сознательных рабочих (из которых пусть только один является членом нашей партии или сочувствующим ей), затем 1 интеллигент и 8 человек из трудящейся бедноты, непременно не менее 5 женщин, прислуги, чернорабочих и т. п. Отряд является в квартиру богатого, осматривает ее, находит 5 комнат на двоих мужчин и двух женщин. - «Вы потеснитесь, граждане, в двух комнатах на эту зиму, а две комнаты приготовьте для поселения в них двух семей из подвала. На время, пока мы при помощи инженеров (вы, кажется, инженер?) не построим хороших квартир для всех, вам обязательно потесниться. Ваш телефон будет служить на 10 семей. Это сэкономит часов 100 работы, беготни по лавчонкам и т. п. Затем в вашей семье двое незанятых полурабочих, способных выполнить легкий труд: гражданка 55 лет и гражданин 14 лет. Они будут дежурить ежедневно по 3 часа, чтобы наблюдать за правильным распределением продуктов для 10 семей и вести необходимые для этого записи. Гражданин студент, который находится в нашем отряде, напишет сейчас в двух экземплярах текст этого государственного приказа, а вы будете любезны выдать нам расписку, что обязуетесь в точности выполнить его» 8. Сатира И.Ильф и Е.Петров

Cлайд 44

- окончание «серебряного века» множественность путей развития культуры начинает постепенно ликвидироваться советской властью по мере формирования диктатуры Сталина началось партийное наступление на культуру, ограничение свободы творчества, развитие «социалистического реализма» деятельность интеллигенции постепенно будет поставлена под партийный контроль (особенно это проявиться в 30-е гг.) Плакат. 1930 год. Авторы: И.Лебедев, Н.Красильников. ИТОГИ

Слайд 1

Презентацию подготовила Ульева Ольга Валерьевна учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1353
Духовная жизнь в 1920-е годы

Слайд 2

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ в 1920-1930-е гг.
«КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»
Преодолеть недостатки развития культуры периода царской России: сословные ограничения; низкий уровень образования и пр.
политизировать культуру; поставить ее на службу советскому государству и большевистской партии; воспитать «нового человека»
1918 год - НАРОДНЫЙ КОМИССАРИРИАТ ПРОСВЕЩЕНИЯ (НАРКОМПРОС)

Слайд 3

Отправной точкой уровня грамотности по всей стране на начало века принимаются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными: всего - 21,1 %, в том числе 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин. По Сибири грамотность составляла соответственно 12 % (за вычетом детей до 9 лет - 16 %), по Средней Азии - 5 и 6 % соответственно из всего населения. И хотя в последующие годы, до 1914 г. уровень грамотности возрастал (по различным оценкам до 30-45 % в индустриально-развитых губерниях), но «после войн и вообще усиленных наборов процент грамотности падает».
Ленин одной из главных задач построения социализма в стране считал борьбу с неграмотностью.
1. Борьба с неграмотностью
Прочтите документ (стр. 159) и ответьте на вопросы к документу.
Курсы ликбеза
Курсы ликбеза

Слайд 4

Советские агитационные плакаты 1920-х гг.
1. Борьба с неграмотностью
Всего в 1917-1927 годах было обучено грамоте до 10 млн. взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн.

Слайд 5

Урок в школе, кон. 1920-х – нач. 1930-х гг.

В 1918 году было утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР» - школа провозглашалась бесплатной, она управлялась на основе самоуправления, поощрялось педагогическое новаторство, уважение к личности ребенка. Но ряд экспериментов имел отрицательную сторону - отменялись уроки, парты, домашние задания, отметки, экзамены.

Слайд 6

2. Строительство советской школы
При поступлении в ВУЗы преимуществами пользовались рабочие и крестьяне, направляемые на учебу по партийным и комсомольским путевкам. Для того чтобы рабочие и крестьяне могли учиться в ВУЗах, при них создавались рабочие факультеты. Государство обеспечивало выпускников рабфаков стипендиями и общежитиями.
Рабфак идёт (вузовцы) (Б.Иогансон. 1928 год)

Слайд 7

2. Строительство советской школы
Рабфаковцы
К 1927 году сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 году – 72 вуза) и 672 техникума (в 1914 году – 297 технических училищ).

Слайд 8

2. Строительство советской школы
Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.В.Луначарский, талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий.
А.В.Луначарский – первый нарком просвещения (1917-1929 гг.)
Н.К.Крупская – с 1929 года заместитель наркома просвещения
А.С.Макаренко – советский педагог и писатель

Слайд 9

3. Реформа русского языка
Декабрь 1917 года – реформа русской орфографии: из русского алфавита были исключены устаревшие буквы Ѣ (ять), Ѳ (фита), І («и десятеричное»), твёрдый знак (Ъ) на конце слов и частей сложных слов, но сохранялся в качестве разделительного знака (подъём, адъютант); в родительном и винительном падежах прилагательных и причастий окончания -аго, -яго заменялось на -ого, -его (например, новаго → нового, лучшаго → лучшего, ранняго → раннего), в именительном и винительном падежах множественного числа женского и среднего родов -ыя, -ія - на -ые, -ие (новыя (книги, изданія) → новые) и т.п.
Титульный лист романа «Война и мир» со старой орфографией. Издание т-ва И.Д.Сытина к 100-летию Бородинской битвы, Москва, 1912 год.

Слайд 10

4. Власть и интеллигенция
А.Ахматова, М.Булгаков, М.Волошин, М.Пришвин и др.
ЭМИГРАЦИЯ
ОППОЗИЦИЯ
ПОДДЕРЖКА РЕВОЛЮЦИИ
М.Горький, И.Бунин, А.Куприн, Ф.Шаляпин, С.Прокофьев, С.Рахманинов, И.Репин, М.Шагал, В.Кандинский и др.
В.Маяковский, А.Блок, Б.Кустодиев К.Петров-Водкин и др.
Большевик (Б.Кустодиев. 1920 год)

Слайд 11

4. Власть и интеллигенция
... Так идут державным шагом - Позади - голодный пес, Впереди - с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос.

Слайд 12

4. Власть и интеллигенция
В истории русской культуры революция пришлась на расцвет «серебряного века». Многие мастера культуры ценя свободу творчества оказались за границей.
«Смена вех» - сборник публицистических статей философско-политологического содержания, опубликованный в Праге в 1921 году видными представителями либерального направления в общественной мысли русской эмиграции.
1909 год
Участники «Смены вех» предприняли попытку осмыслить роль российской интеллигенции в новых политико-экономических условиях. Общей идеей сборника стала мысль о возможности принятия большевистской революции и примирения с её результатами ради сохранения единства и мощи российского государства. Первым идеологом сменовеховства был профессор Н. В. Устрялов.
Вернулись в Россию (в 1920-1930-е гг.): А.Толстой, С.Прокофьев, М.Цветаева, М.Горький А.Куприн

Слайд 13

4. Власть и интеллигенция
Большевики стремились привлечь к сотрудничеству знаменитых ученых. От их деятельности зависела обороноспособность страны. Этим людям создавались условия для нормальной жизни и исследований. Многие ученые считали, что надо работать на благо Родины, хотя и не принимали идеологию большевиков.
В 20-е гг. продолжилась научная деятельность И. Павлова, Н. Жуковского, К.Циолковского, Н.Зелинского, И. Мичурина, В. Вернадского и др.
Н.Д.Зелинский
И.П.Павлов
И.В.Мичурин
В.И.Вернадский

Слайд 14

4. Власть и интеллигенция
После Кронштадтского мятежа большевики усилили контроль над духовной сферой жизни общества. В августе 1921 г. была «разоблачена» Петроградская боевая организация.
По обвинению в принадлежности к ней были расстреляны Н.Гумилев, М.Тихвинский и другие деятели науки и культуры.
Обложка тома 177 "дела" Н. С. Гумилева. 1921 год

Слайд 15

4. Власть и интеллигенция
«Философский пароход» - кампания правительства РСФСР по высылке неугодных власти людей за границу в сентябре и ноябре 1922 года.
В 1922 г. из страны выдворили 160 ученых. Среди высланных русские философы и мыслители: И. Ю. Баккал, Н. А. Бердяев, В. Ф. Булгаков, C. Н. Булгаков, В. В. Зворыкин, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер, Н. А. Котляревский, Д.В. Кузьмин-Караваев, И. И. Лапшин, Н. О. Лосский, В. А. Мякотин, М. М. Новиков, М. А. Осоргин, П. А. Сорокин, С. Е. Трубецкой, А. И. Угримов, С. Л. Франк, Н. Н. Цветков, В. И. Ясинский и др.
И. А. Ильин
C. Н. Булгаков
П. А. Сорокин
Н. А. Бердяев
«Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно» Л.Д.Троцкий

Слайд 16

4. Власть и интеллигенция
В эмиграции работали ученые с мировыми именами: микробиолог С.Н.Виноградский, геолог Н.И.Андрусов, почвовед В.К.Агафонов, химики В.Н.Ипатьев и А.Е.Чичибабин, авиаконструктор И.И.Сикорский, один из создателей телевидения В.К.Зворыкин, историк Н.П.Кондаков и др.
И.И.Сикорский - русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы.

Слайд 17

4. Власть и интеллигенция
В 1922 году был учрежден Главлит, осуществлявший цензуру за всей печатной продукцией. В 1923 году создается Главрепетком с теми же функциями. Но до 1925 года в культуре сохранялась относительная духовная свобода. Партийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться об единой линии. С возвышением Сталина ситуация изменилась, началась идеологизация художественного творчества.

Слайд 18

5. Государство и церковь
Патриарх Тихон (1917-1925 гг.)
В конце октября 1917 года в России было восстановлено патриаршество. Деятельность патриарха Тихона: осудил расстрел царской семьи; осуждал гонения на церковь; боролся против конфискации церковных ценностей (1922 год); пытался наладить диалог и сотрудничество государства и церкви.

Слайд 19

5. Государство и церковь
Фрагмент Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах. 1918 год
Причины борьбы с церковью и религией: атеистические воззрения партийных лидеров; стремление убрать конкурента из духовной сферы. В начале 1918 года церковь была отделена от государства, а школа от церкви.

Слайд 20

5. Государство и церковь
Карикатуры на церковь

Слайд 21

5. Государство и церковь
1922 год – изъятие церковных ценностей. «Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство - миряне отлучением от Неё, священнослужители - извержением из сана» Из Воззвания патриарха Тихона.
Плакат помощи голодающим регионам РСФСР «Голод-паук душит крестьянство России». Чёрным отмечены наиболее голодающие регионы (Нижний Урал, Поволжье, Крым, юг Украины). Аллегорические потоки, исходящие от различных культовых учреждений (православных, католических и мусульманских), поражают тело «голода-паука»

Слайд 22

Изъятие церковных ценностей
Вскрытие мощей Александра Невского и изъятие драгоценной раки. Май 1922 года.

Слайд 23

5. Государство и церковь
Симонов монастырь. Разорение храма. 1923 год.
Имущество церкви реквизировалось в фонд борьбы с голодом. Это привело к выступлениям верующих. В ответ власть перешла в наступление. Весной 1922 года в Москве и Петрограде прошли судебные процессы над церковными деятелями. Несколько человек были казнены, а патриарх Тихон арестован. В 1925 году после смерти Тихона выборы патриарха были запрещены (до 1943 года).

Слайд 24

6. Новое искусство
ПРОЛЕТКУ́ЛЬТ - массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, существовавшая с 1917 по 1932 год. Идеологи Пролеткульта исходили из определения «классовой культуры», сформулированного Плехановым. По их мнению, любое произведение искусства отражает интересы и мировоззрение только одного класса и поэтому непригодно для другого. Следовательно, пролетариату требуется создать «свою» собственную культуру с нуля.

Слайд 25

6. Новое искусство
Театр рабочей молодежи (ТРАМ). 1930 год.
Первый рабочий театр Пролеткульта - в 1924-32 гг. располагался в кинотеатре «Колизей» на Чистопрудном бульваре (ныне здание театра «Современник»). Ставил перед собой агитационные задачи, способствовал развитию и утверждению на сцене советской драматургии. В театре работали: Г.В. Александров, Э.П. Гарин, И.А. Пырьев, М.М. Штраух; С.М. Эйзенштейн и др.

Слайд 26

6. Новое искусство
«Броненосец «Потёмкин» - немой художественный фильм, снятый режиссёром Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в 1925 году (к 20-летию революции 1905 года). Неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.
С.М.Эйзенштейн.

Слайд 27

6. Новое искусство
В 1921 г. вышел первый номер первого советского толстого журнала «Красная новь». Редактором с 1921 – 1927 гг. был А.К.Воронский.

Слайд 28

6. Новое искусство
«Тихий Дон» - роман-эпопея Михаила Шолохова в четырёх томах, написана с 1925 по 1940 год. Одно из наиболее значительных произведений русской литературы XX века, рисующее широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и гражданской войны в России. За этот роман в1965 году Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».
Журнал «Роман-газета», 1928 год. (одна из первых публикаций романа и портрет автора)

Слайд 29

6. Новое искусство
И.М.Бабель.
Д.А.Фурманов.

Слайд 30

6. Новое искусство
Ленин и теперь живее всех живых. Наше знанье - сила и оружие.
Из поэмы «Владимир Ильич Ленин» (1924 год).
В.В.Маяковский.
И я, как весну человечества, рожденную в трудах и в бою, пою мое отечество, республику мою! Из поэмы «Хорошо» (1927 год).

Среди врагов революции В. И. Ленин называл неграмотность.

В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет народных комиссаров постановил: 1. Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию... 3. Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны... 5. Обучающимся грамоте... рабочий день сокращается на два часа на все время обучения с сохранением заработной платы.

30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В его основу были положены передовые идеи русских и зарубежных педагогов: поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважение к личности ребенка, внедрялись элементы самоуправления и принцип бесплатного обучения. Впрочем, были и издержки: из школы убирались парты, отменялись уроки, задания на дом, учебники, отметки, экзамены.

Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. При университетах и институтах были созданы рабочие факультеты (рабфаки). К 1925 г. выпускники рабфаков, направляемые на учебу по партийным и комсомольским путевкам, составляли половину всех абитуриентов. Государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями. Так началось создание советской интеллигенции.

Власть и интеллигенция .

В расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию корифеи художественной культуры Серебряного века. Одни из них считали, что отечественные культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов. К середине 20-х гг. за границей оказались писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники: И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, И. Е. Репин, В. В. Кандинский, М. 3. Шагал и др. Критическую позицию по отношению к большевистской власти занимал и М. Горький, который в 1921 г. выехал за границу и поселился в Италии.

Не все избрали участь эмигрантов. Ряд выдающихся деятелей культуры, таких, как А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков, ушли в глубокую духовную оппозицию, продолжили традиции русского инакомыслия. Многим казалось, что революция, как очистительная гроза, омолодит страну, разбудит созидающие силы. Они шли навстречу новой жизни, считая себя продолжателями революционных традиций русской культуры. Октябрьская революция уже в первые годы была воспета в стихах В. В. Маяковского («Ода революции», «Левый марш») и А. А. Блока («Двенадцать»), в картинах К. С. Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде») и Б.М. Кустодиева («Большевик»), в первом советском спектакле «Мистерия-буфф» по пьесе Маяковского в постановке В. Э. Мейерхольда и с оформлением К. С. Малевича.

Большевики стремились привлечь к сотрудничеству ученых, особенно тех, кто способствовал укреплению обороны и экономики страны или имел мировое признание. Им обеспечивались сносные по сравнению с другими слоями населения условия жизни и работы. Многие известные ученые считали своим долгом работать на благо Родины, хотя они и не разделяли политических и идеологических воззрений большевиков. Назовем среди них основоположника теории современного самолетостроения Н. Е. Жуковского, создателя геохимии и биохимии В. И. Вернадского, выдающегося химика Н. Д. Зелинского, биохимика А. Н. Баха, отца космонавтики К. Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии физиолога И. П. Павлова, агронома-испытателя И. В. Мичурина, растениевода К. А. Тимирязева и др.

Партийный контроль над духовной жизнью.

С окончанием Гражданской войны и особенно после событий в Кронштадте большевики начали все активнее контролировать духовную жизнь в стране. В августе 1921 г. состоялся процесс над некоей Петроградской боевой организацией. Ее активными участниками были объявлены известные российские ученые и деятели культуры. Некоторые из них были расстреляны, в том числе ученый-химик М. М. Тихвинский и поэт Н. С. Гумилев.

В конце августа 1922 г. советское правительство выслало из страны 160 ученых и деятелей культуры, среди которых были выдающиеся философы Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, JI. П. Карсавин, Е. Н. Трубецкой, историк А. А. Кизеветтер, социолог П. А. Сорокин и др. Не разделяя идеологических установок большевизма, они не являлись и активными борцами с ним.

В 1922 г. был учрежден специальный цензурный комитет - Главлит, который осуществлял контроль за всей печатной продукцией, дабы на ее страницы не просочились неугодные властям материалы. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий.

Однако до 1925 г. культура развивалась в условиях относительной духовной свободы. Бурные внутрипартийные споры мешали выработать единую линию в области культуры. С укреплением позиций Сталина партия «поворачивается лицом к культуре». В 1925 г. была принята резолюция ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы». Началось упразднение художественного разномыслия. Утверждался партийный диктат. Так, Н. И. Бухарин предложил интеллигенции «идти под знамена рабочей диктатуры и марксистской идеологии ».

После Октябрьской революции и Гражданской войны Россию покинуло около 2 млн ее граждан - офицеры, солдаты, представители всех сословий и профессий. Большинство эмигрантов были настроены к советской власти враждебно и считали ее падение неизбежным. Но были и те, кто иначе смотрел на происходившее в стране.

В июле 1921 г. в Праге вышел сборник статей «Смена вех». В революции, принявшей форму русского бунта, «бессмысленного и беспощадного», его авторы увидели глубокие корни. Большевикам, считали они, удалось вогнать анархию в государственное русло и начать восстановление русской державы. Ради осуществления этой задачи, пусть и руками большевиков, необходимо прекратить борьбу с советской властью, которая неизбежно придет к восстановлению буржуазно-демократических порядков. В нэпе они увидели подтверждение правильности своих выводов. Главный идеолог сторонников примирения с большевиками - «сменовеховства» - Н. В. Устрялов сравнивал советскую власть с редиской, которая снаружи красная, а внутри белая.

«Сменовеховство» с удовлетворением и даже с облегчением восприняла часть интеллигенции, оставшаяся на родине, на службе новой власти. Эта идеология оправдывала и даже возвышала их, ибо они могли почувствовать себя сопричастными делу воссоздания России. Подобные настроения способствовали возвращению многих людей из эмиграции на родину. Одним из первых в 1923 г. вернулся писатель А. Н. Толстой, позднее, в 30-е гг., приехали в Россию С. С. Прокофьев, М. И. Цветаева, М. Горький, А. И. Куприн.

«Сменовеховство» устраивало и лидеров большевиков. С одной стороны, оно позволяло расколоть эмиграцию, а с другой - освящало результаты Октябрьской революции. Однако они не допустили распространения этих идей в собственной стране.

Большевики и церковь.

Большевики ставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Борьба с религией была обусловлена не только их атеистическими воззрениями, но и стремлением устранить опасного конкурента в духовной жизни страны. Первым актом борьбы стал декрет 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. Он послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и ее служителям. Повсеместно стали закрываться храмы и монастыри. Их имущество и предметы культа конфисковывались «для революционных нужд». Священнослужителей арестовывали, отправляли на принудительные работы. Они были лишены избирательных прав, облагались самыми высокими налогами, их дети лишались возможности получить специальное или высшее образование.

Главой Русской православной церкви после восстановления патриаршества в 1917 г. стал митрополит Московский Тихон. В январе 1918 г. он предал большевиков анафеме.

Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в русской земле... всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани... Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это - поистине дело сатанинское... Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение...

Когда в 1921 г. в Поволжье разразился голод, патриарх обратился к главам христианских церквей с призывом помочь голодающим. Созданный им церковный комитет помощи голодающим поднял всю верующую Россию.

В ответ в феврале 1922 г. Совнарком принял декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Исполнение декрета вылилось в некоторых местах в грабеж церковного имущества. В течение трех месяцев произошло более тысячи столкновений верующих с отрядами, проводящими реквизиции. Ленин использовал эти события для решающего удара по церкви.

Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления... Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать.

В апреле - мае 1922 г. в Москве и в июле в Петрограде были организованы судебные процессы, ряд крупных церковных иерархов приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был взят под домашний арест, а затем переведен в тюрьму.

Усилилась антирелигиозная пропаганда, был создан Союз воинствующих безбожников, стал выпускаться массовый журнал «Безбожник». После смерти патриарха Тихона в 1925 г. власти не допустили выборов нового патриарха. Принявший патриаршие обязанности митрополит Петр был выслан на Соловки.

Начало «нового искусства».

Набирали силу новые тенденции и явления в области художественной культуры. Все громче заявлял о себе Пролеткульт - литературно-художественная и культурно-просветительская организация. Проповедуя идею «чистой пролетарской культуры», ее руководители призывали выбросить «на свалку истории» культурные достижения и традиции прошлого. Они создавали художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству пролетариев. В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Она требовала оценивать литературные произведения с точки зрения не их художественных достоинств, а социального происхождения авторов. Все вышедшее из-под пера писателей не рабоче-крестьянского происхождения объявлялось идейно вредным.

В литературу вошли писатели нового поколения, участники революции и Гражданской войны. Они не только воспевали революционную романтику, но и исследовали жизненные проблемы, психологические конфликты. Таковы произведения И. Э. Бабеля («Конармия»), Вс. Иванова («Сопки. Партизанские повести»), А. С. Серафимовича («Железный поток»), К. А. Тренева («Любовь Яровая»), М. А. Шолохова («Донские рассказы»), Д. А. Фурманова («Чапаев»), А. Веселого («Россия, кровью умытая»).

Во всю мощь раскрылся талант великого русского поэта С. Есенина. Его творческая и личная судьба отразила противоречия революционной эпохи: «Остался в прошлом я одной ногою, скольжу и падаю другою».

Востребованным жанром в годы нэпа стала сатира. Она обнажала противоречия времени, которое меняло, часто не в лучшую сторону, характеры людей и их души. Этот жанр был представлен рассказами М. Зощенко, романом И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», сатирическими пьесами В. Маяковского «Клоп», «Баня». Большевикам нужны были новые художественные формы воздействия на чувства, агитации за коммунистическое будущее. Расцвело искусство плаката, появлялись талантливые мастера этого жанра - В. Дени («Банда»), Д. Моор («Ты записался добровольцем?», «Помогите!»). Особое место занимала новая форма агитационного искусства - «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Острые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Большую роль в создании «Окон РОСТА» сыграл В. Маяковский.

Возникают самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Ведущее место занимала группа АХРР (Ассоциация художников революционной России): долгом каждого мастера, считали ее члены, является «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». Эта идея нашла свое воплощение в работах И. И. Бродского, А М. Герасимова, М. Б. Грекова. Произведения, овеянные революционной романтикой, создал в 20-е гг. скульптор И. Д. Шадр. Классической стала его работа «Булыжник - орудие пролетариата. 1905 год».

Архитекторы создавали гигантские планы строительства городов будущего, в основе которых лежали идеи конструктивизма. В 1919 г. В. Е. Татлин спроектировал «Башню III Интернационала», заложившую основы современного индустриального дизайна.

В историю мирового кино вошли фильмы С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», «Октябрь», с которых началось освоение революционной темы в этом виде искусства. Духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличалась относительной свободой, но по мере укрепления позиций Сталина началось партийное наступление на культуру.

Важное место в культурной жизни 20-х годов заняли дискуссии об отношении к культурному наследию прошлого и о том, какой должна быть новая культура. Сторонники левых течений считали необходимым отказаться от буржуазной культуры, порвать с прошлым, создать нечто абсолютно новое вне исторических и культурных традиций. В 1917 г. была образована организация «Пролетарская культура» (Пролеткульт), члены которой были противниками старой культуры и выступали за создание новой, настаивая на том, чтобы она была чисто пролетарской, т.е. должна адресоваться пролетариату и создаваться только пролетарскими художниками и писателями. Кроме того, представители авангарда считали, что искусство является средством преобразования социальной действительности и воспитания нового человека. Важнейшее положение их эстетической системы: искусство - не только способ отражения реального мира, реальной действительности, но и средство ее преобразования, изменения. Видным деятелем Пролеткульта А.Гастевым был введен термин «социальная инженерия». Применительно к искусству он означал радикальную перестройку его средствами не только социальной жизни, но и психики человека.

Другой очень влиятельной творческой группой был РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Организационно ассоциация оформилась на Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 г. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф. В. Гладков, А. С. Серафимович, В. И. Панферов и ряд других. Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с теоретиками Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зрения пролетарской культуры. В 1932 г. РАПП был распущен.

В целом, в 20-е гг. большинство культурных организаций, пресса видели задачу советского общества в том, чтобы прийти к своей собственной культуре, вытравить культ художественного прошлого и опереться на передовой опыт современности. Основной задачей пролетарского искусства считалась не стилизация под прошлое, а созидание будущего.

Литература и искусство

Ряд выдающихся художников, и прежде всего писателей и поэтов, активно противостояли подобным представлениям. В этом ряду - имена А. Платонова, Е. Замятина, М. Булгакова, М. Цветаевой, О. Мандельштама, для которых непреложным законом творчества являлся безусловный приоритет общечеловеческого гуманистического начала.

Участь не подчинившихся коммунистическому диктату была, как правило, трагической. В концентрационных лагерях, застенках НКВД погибли талантливейшие представители советской культуры. Только из членов Союза писателей было репрессировано 600 человек. Немало деятелей культуры были лишены возможности издавать свои книги, выставлять картины. Многие выдающиеся произведения, созданные в те годы, дошли до читателя и зрителя не сразу. Только в 1966 году был издан роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в 1986-1988 годах увидели свет «Ювенильное море», «Котлован» и «Чевенгур» А. П. Платонова, в 1987 году опубликован «Реквием» А.А.Ахматовой.

Пути идейно-политического самоопределения и жизненные судьбы многих людей искусства складывались в эту переломную эпоху непросто. По различным причинам и в разные годы за границей оказались большие русские таланты, такие как: И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.И. Куприн, М.И. Цветаева, Е.И. Замятин, Ф.И. Шаляпин, А.П. Павлова, К.А. Коровин и др. Раньше других осознал невозможность для себя жить и работать вне Родины А.Н. Толстой, вернувшийся из эмиграции в 1922 г.

Большую роль в художественной жизни страны играли литературно-художественные журналы. Популярными стали такие новые журналы как: «Новый мир», «Красная новь», «Молодая гвардия», «Октябрь», «Звезда», «Печать и революция». На их страницах были впервые напечатаны многие выдающиеся произведения советской литературы, публиковались критические статьи, велись острые дискуссии. Увеличился выпуск газет, журналов, книг. Помимо общесоюзных и республиканских газет почти на каждом предприятии, заводе, шахте, в совхозе выходила своя многотиражная или стенная газета. Книги издавались более чем на 100 языках мира. Развивалась сеть библиотек.

Идея «ковки нового человека» средствами литературы и искусства была одной из центральных в дискуссиях творческой интеллигенции 20-х годов, ее разделяли представители различных течений русского авангарда. Поисками новых выразительных форм для решения этой задачи в литературе были заняты группа ЛЕФ, в которую входили В. Маяковский, Д. Бурлюк, О. Брик, в театре - Вс. Мейерхольд, в архитектуре - К. Мельников, в кино - С. Эйзенштейн, Г.Козинцев и многие другие. В изобразительном искусстве левые течения были представлены: Обществом художников-станковистов (ОСТ), группой «4искусства» (К. Петров-Водкин, П. Кузнецов), Обществом московских художников (ОМХ) (П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, Р. Фальк), конструктивистами (В. Татлин, Л. Лисицкий) и др.

Сторонники левых течений в силу своей революционной природы оказались в центре социального взрыва, первыми стали сотрудничать с новой властью, видя в ней родственную им силу. Они приняли участие в реализации плана монументальной пропаганды, занимались «революционным» оформлением городов.

Выдвинутая авангардом фундаментальная концепция создания нового человека стала главной задачей советской культуры. Однако в вопросе о выразительных средствах и формах новой культуры правящая партия сделала выбор в пользу традиционализма и реализма, директивным порядком запретив эксперименты в этой области и объявив социалистический реализм единым и обязательным художественным методом для советской литературы и искусства. Этот выбор был сделан в значительной степени в связи с убеждением большевиков в том, что новая культура, которой придется обращаться к недостаточно образованным и культурным слоям населения, должна использовать наиболее привычные и понятные для этих социальных слоев формы.