Мифы и легенды станции метро "площадь революции". «Заряжена на удачу»: История собаки с «Площади Революции Почему на площади революции трут нос собаке


Сегодня наткнулся на прелестный пост. Пришел в полный восторг и делюсь с вами, друзья))

"Если с утра потрепать по морде пса, коснуться туфельки студентки и погладить гребешок петуха — день пройдет без сучка и задоринки. Пес, петух и студентка совсем даже не против и найти их легко. Застыли они в бронзе и стоят в одних и тех же местах на станции метро «Площадь революции». Редко, кто из пассажиров подземки проходит мимо, не касаясь изваяний. В народе есть поверье: каждая скульптура приносит свою удачу. Погладь бронзовую статую и будет тебе счастье!

«Площадь революции»— место намоленное. Кому здесь только не поклоняются! Больше всего паломников собирается у памятника «Пограничник с собакой». У скульптуры толкутся студенты и школьники. Скоро экзамены. А каждый учащийся знает, чтобы удачно сдать зачет или контрольную надо погладить нос у бронзовой собаки. Дело это святое! Поэтому в канун сессии к служебному псу выстраиваются очереди.

Говорят, традиция теребить нос овчарки пошла от студентов Бауманки. Даже на студенческом сайте МГТУ им. Баумана есть такой пост: «Рано или поздно каждый студент сталкивается с необходимостью сдавать зачеты и экзамены. Чтобы „процесс“ прошел удачно, надо погладить нос и лапы пограничной собаки. Зовут ее Мухтар. Стоит она на станции метро „Площадь Революции“. После этого удача на экзамене обеспечена. Собака ведь пограничная и нюх у нее исключительный. Как раз он и поможет выбрать нужный билет и дать правильный ответ».

«Площадь революции» сторожат четыре одинаковых пса. Студенты столичных вузов спорят, какие носы и в каких делах помогают. Одни говорят, что Мухтар, который сидит напротив третьего вагона от конца поезда, если ехать из центра, приносит удачу на экзамене. К верному другу пограничника, который несет службу на противоположной платформе, обращаются те, кто мечтает справиться с вредными привычками. К собакам доблестных воинов, что стоят в центре вестибюля возле перехода— подходят потрепать их за морду перед важным делом или серьезной сделкой, чтобы все прошло хорошо. Особенно рьяные студенты, то есть «ботаники» уверяют, что тереть носы надо всем четырем овчаркам. Хуже не будет.

Морды у всех «подземных» собак холодные. И после того, как их погладишь, разум становится чистый. У студента появляется больше уверенности, спокойствия и возможность сосредоточиться. После этого экзамен сдать — раз плюнуть. Если, конечно, накануне пару ночей над билетами посидеть.
Главное, не ошибиться в выборе бронзового изваяния. Вдруг, погладишь не то, что нужно, и вместо удачи на сессии, в кармане окажется пачка североамериканских долларов.

Кроме друзей человека пассажиры московской подземки на «Площади революции» «поклоняются» петухам. Делают это гурманы. Говорят, если потрепать петушиный гребешок— в этот день изысканно и вкусно поешь. Другие уверены, что петух приносит финансовое благополучие.


Несчастные в любви пассажиры идут к советской студентке. Говорят, если подержишься за ее туфлю, на душе становится легко. Бронзовая девушка утешает и разделяет груз «непростых» отношений.


Чекиста с револьвером облюбовали те, кто стремиться победить внутренних и внешних врагов. Матросу загадывают желание о сказочном и романтическом путешествии. Если прикоснуться к карандашу молодого ученого, то удача в научной деятельности обеспечена. Если дотронутся до маузера чекиста, день сложится как в финансовом, так и в деловом смысле на «пять» баллов.

Только делать надо все по очереди. Сначала желание загадать, потом бронзовое изваяние потереть. Ну, и ждать, когда мысль материализуется.
Вот люди и гладят, и трут и теребят. А бронзовому изваянию от этого только лучше. Блестит, словно из золота".

Фигуры имеют свою историю, кроме того, некоторые из них были не собирательными образами — моделями стали реальные люди.

СПОР. Изначально станция метро «Площадь Революции» проектировалась Алексеем Душкиным без скульптур. Она должна была быть светлая, просторная и воздушная, как «Кропоткинская», которую он проектировал ранее. Внести статуи в чертежи станции предложил скульптор Матвей Манизер, спор из‑за них продолжался почти год. В итоге Душкин согласился отлить их из гипса, в надежде на то, что они не пройдут госкомиссию. Но госкомиссия приняла проект. Точку в споре двух художников поставил Иосиф Сталин, который рассматривал фигуры и восхищался: «Как живые!». За эти скульптуры в 1943 году Манизеру вручили Сталинскую премию — 100 тысяч рублей. Все деньги он передал в Фонд обороны.

Замысел. Проект Манизера должен был отразить победное шествие революции в нашей стране и представлял главных героев перемен. Всего на станции 20 различных образов. Так, моряк-сигнальщик и пограничник стали символом советской молодежи, готовой к труду и обороне. Стахановец олицетворял рабочий класс, тракторист и птичница — крестьян, молодые люди с учебниками — жадных до знаний студентов, дискоболка и футболист — советский спорт, отец и мать — воспитатели нового поколения. Цепочку завершают пионеры — будущее страны.

Все фигуры изображены либо согнувшимися, либо сидящими. Это было сделано для того, чтобы уместить их в арочные проходы. Скульптуры в корне изменили весь воздушный замысел Душкина, станция наполнилась огромным количеством «людей».

МОДЕЛИ. Прототипами скульптур были реальные люди. Матроса-сигнальщика лепили с курсанта Ленинградского военно-морского училища Олимпия Рудакова. Он дослужился до звания контр-адмирала и даже танцевал с королевой Елизаветой в день ее коронации в 1953 году. На праздник устроили военно-морской парад, куда был приглашен экипаж крейсера «Свердлов» (на нем служил Олимпий). Королева сама выбрала курсанта для вальса.

Прототипом пограничника стал настоящий пограничник Никита Карацупа. Он был известен на весь Советский Союз своими рейдами против нарушителей границы (задержал более 300 человек), в которых ему помогала отлично обученная собака Ингус.

Фигуру студента слепили с Аркадия Гидрата — студента, спортсмена, многократного чемпиона Москвы и рекордсмена СССР по прыжкам в высоту. Он ушел на фронт и погиб во время войны в 1941 году.

Модели, которые позировали для остальных скульп-тур, не известны.

Приметы и легенды

НА УДАЧУ. Самая извест-ная примета — это погладить нос собаке пограничника для удачи в делах. Его так старательно трут, что бронзовый слой уже истончился. Правда, только на одном псе, который находится возле выхода в город и постоянно попадается под руку. Начало этой традиции положили студенты МГТУ им. Баумана — изначально они гладили нос на удачу в экзаменах.

СВИДАНИЯ. Девчонкам для успешного свидания нужно коснуться туфельки бронзовой девушки с книгой. Также эта примета обещает покупку новых туфель в скором времени.

НАУКА. Ученые натирают шестеренку инженера, чтобы добиться научных успехов.

ДЕНЬГИ. Петуха гладят, чтобы было много денег.

Хотя многие говорят, что его вообще трогать не надо, иначе случится несчастье.

ЗОЛОТО ЕЖОВА. Есть легенда, что фигуры стали натирать не просто так, а в надежде найти золото. Якобы в конце 1930‑х годов Николай Ежов, комиссар НКВД, предчувствуя опалу, передал Манизеру чемодан с золотом, которое конфисковал у врагов народа. Скульптору было велено это золото спрятать. Отсюда появилась идея, что одна из фигур на станции золотая.

Вконтакте

03.02.2017, 00:50 657006 211 Александра Александра

Наверняка, каждый, кто когда-либо бывал в Московском метрополитене, обращал внимание, что на станции «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии у многих скульптур, украшающих арки, некоторые части натерты до блеска, а прохожие останавливаются, чтобы прикоснуться к скульптурам. Даже в самый разгар дня или час-пик люди находят время, чтобы подойти и погладить ту или иную фигуру, иногда даже собираясь в очереди. Этой традиции уже много лет - еще с тех пор, как построили метро.

История скульптур на станции «Площадь Революции»

Итак, немного истории. Зал на станции украшен 76 бронзовыми фигурами, изображающими советских людей, автором которых стал Матвей Манизер. Изначально скульптур было 80, но в связи с открытием в 1947 году восточного наземного вестибюля 4 из них были сняты. Всего на станции 20 различных образов. Все скульптуры расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937 года.

Если внимательно посмотреть, все фигуры кроме фигур пионеров изображены вставшими на колено, согнувшимися или сидящими. Это было сделано специально для того, чтобы уместить их в ограниченное пространство арок. Но в народе по этому поводу существовала шутка: «На станции показано, что весь советский народ сгибается, или стоит на коленях».

Так откуда же пришла традиция прикасаться к этим скульптурам и загадывать желания?

В 1931 году был взорван Храм Христа Спасителя. Только небольшое количество фрагментов настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько барельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи. Все остальное погибло безвозвратно. Правительством было принято решение весь материал пустить на нужды города. Мрамором из Храма выложили станции метро "Кропоткинская" и "Охотный ряд", скамейки украсили станцию "Новокузнецкая". Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий. Колокола были переплавлены, а уже из них были изготовлены некоторые скульптуры для оформления станции. Отсюда и начинается история. По поверью именно собака была отлита из переплавленного колокола. Преданные, верующие старушки приходили прикладываться в скульптуре, а вслед за ними смышленые студенты МВТУ имени Баумана, расположенного через одну станцию от "Площади Революции" с радостью переняли эту традицию и начали уже тереть нос на удачу.

Со временем примета претерпела небольшие изменения. Теперь до носа нужно коснуться «зачеткой», для успешной сдачи экзамена надо дотронуться именно до носа собаки, а для сдачи зачёта - до ее лапы.
Поскольку бронзовые фигуры на станции повторяются, то собак здесь четыре. Носы блестят у всех четырех. Но самая «правильная собака» - та, которая находиться ближе к выходу по направлению из центра.

Можно верить или не верить в приметы. Но каждый день на удачу, собачий нос трут не только студенты, а обычные жители города и даже гости столицы.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Инструкция

Станция «Площадь революции» Арбатско-Покровской линии – одна из самых первых станций московского метрополитена, была сдана в эксплуатацию в довоенном 1937 году. Уникальность этой станции придают 76 бронзовых скульптур, размещённых в арках как вдоль платформ, так и в центральном зале. Эти скульптуры – застывшие живые символы времён Октябрьской революции, гражданской войны и последующих лет становления советской власти: солдаты, матросы, колхозники, рабочие, пионеры и школьники – по 4 экземпляра каждой скульптуры (точнее, только 18 представлены четырежды, а две – дважды). Пассажиры московского метро, находясь на станции «Площадь революции», могут наблюдать, как постоянно около той или иной скульптуры останавливаются люди и начинают тереть и поглаживать какие-то бронзовые элементы, причём все эти элементы уже отполированы до зеркального блеска.

Особенной популярностью пользуется скульптура пограничника с собакой. Пограничник особо никого не интересует, а вот собака, точнее – четыре собаки – постоянно в центре внимания. Традицию гладить нос бронзовому животному придумали в 1938 году студенты МГТУ имени Баумана, который находится на той же ветке метро на станции «Щёлковская». Кто-то из студентов решил, что если перед экзаменом погладить собачий нос, то экзамен будет сдан успешно. Затем появилось мнение, что поглаживание лапы собаки принесёт удачу на зачёте.
Изначально «волшебной» считалась только одна из четырёх собак – та, что находится при выходе из третьего вагона с конца поезда по направлению из центра к «Щёлковской». Позднее все четыре пса были наделены магическими свойствами, и к ним потянулись студенты не только «Бауманки», но и других вузов. Смешно, но иногда в разгар сессии около бронзовых собак собираются целые толпы или даже выстраиваются очереди студентов. Некоторые перед экзаменом специально едут к собаке «за удачей», даже если вуз находится на другом конце Москвы. Можно наблюдать сцены, когда из подъехавшего поезда выскакивает молодой человек или девушка, хватает собаку за нос, а затем успевает впрыгнуть обратно в вагон до того, как двери закроются. Высший пилотаж – потереть носы всем четырём псам, тогда в зачётке точно будет минимум «четыре».
Со временем собаку полюбили не только студенты, но и прочие граждане: гладят нос и лапы на удачу, на везение в делах, просто для того, чтобы день был удачным. Некоторые мимолётно касаются скульптуры, проходя мимо, а иные подолгу стоят, что-то бормочут и чуть ли не молятся на бронзовое животное. Исполняет ли собака желания? Весьма вероятно, иначе не пользовалась бы такой популярностью.

Ещё одна любимая пассажирами станции «Площадь революции» скульптура – птичница с петухом и курицей. Считается, что если потереть клюв петуха, то непременно произойдёт улучшение материального положения: человека ждёт премия, повышение в должности, прибавка к зарплате. В результате клюв петуха блестит как золотой. Однако есть и другое мнение, что петуха и тем более его клюв не просто гладить, но даже и случайно касаться нельзя – это может принести несчастье. Поэтому если кто-то хочет поэкспериментировать – четыре петуха ежедневно к вашим услугам.

Девушки, стремящиеся к обретению серьёзных отношений с молодым человеком или даже к замужеству, подходят к статуе студентки, читающей книгу. Достаточно потереть бронзовую туфельку – и можно ждать своего принца! Студентка с туфелькой «помогает» также тем, у кого уже есть пара, и ей угрожает разлад: прикосновение к туфельке предотвратит несчастную любовь.

Скульптура матери с ребёнком также, естественно, привлекает молодых девушек и женщин. Логично, что различных деталей этой скульптуры касаются те, у кого есть желание родить ребёнка, а также беременные, обращающиеся с просьбой о благополучных родах. Иногда можно увидеть представительниц слабого пола, которые проводят ладонью по груди бронзовой женщины – можно только предполагать с какой целью.

Эта своеобразная галерея бронзовых скульптур отображает историю советского народа, здесь фигурируют образы революции и последующей счастливой жизни при социализме.

Нижняя часть станции облицована черным мрамором, в темно-красных арках расположены скульптуры. Чтобы вместить крупные фигуры в ограниченное пространство станции, пришлось придать им несколько скованные позы. Согласно легенде, над этим будто бы потешалась вся столица: почему весь советский народ либо сидит, либо стоит на коленях. Однако Сталину изваяния понравились, потому никто не стал ничего менять.

Среди скульптур выделяются статуи, иллюстрирующие реальные события. Матрос в бескозырке с надписью «Марат» напоминает о линкоре, прославившемся не только в сергеемихалковском "Дяде Стёпе", но и вполне реально в Великую Отечественную войну. Девушка-снайпер со значком «Ворошиловский стрелок» иллюстрирует пропаганду оборонно-массовой работы в стране. В предвоенные годы овладение стрелковым делом превратилось в широкое движение трудящихся и молодежи.

Также обращают на себя внимание скульптуры с отполированными до блеска деталями. Это связано с различными московскими традициями. Статуя пограничника с собакой, по мнению студентов, если накануне как следует потереть песику нос, приносит успешную сдачу экзаменов. Желающим избежать несчастной любви, следует потереть бронзовую туфельку студентки. Удачу в научной деятельности принесет прикосновение к циркулю молодого инженера-изобретателя. Правда, этот циркуль уже давно отсутствует у всех четырёх скульптур - украли... Кто и с какой целью "натирает" револьвер матроса, а эпизодически и вовсе ворует его из рук бронзового изваяния, тоже остается загадкой...

Станция метро Площадь революции – это место паломничества московских студентов. В разгар сессии к бронзовой фигуре пограничника с собакой выстраивается целая очередь из "страждущих знаний": если накануне экзамена потереть ладошкой овчарке нос или зачеткой прикоснуться к ее голове, успех гарантирован. Поначалу для этой цели использовали «Мухтара», который несет службу около третьего вагона (от конца поезда), если ехать в сторону «Щелковской». Теперь за «исполнение желаний» отвечают все четыре собаки (на станции именно столько скульптурных «пограничных» композиций), а в нехитрую игру – загадай желание и потри нос – включились не только москвичи, но и гости столицы. Зачем? «На удачу, «на счастье» – так отвечают многие.

Не применул воспользоваться случаем и недавно побывавший в Москве знаменитый "Россомаха" и "Ван Хельсинг" - голливудскоавстралийский актёр Хью Джэкман.

На этой же станции имеется еще одна «счастливая скульптура» – матрос с флажком. Говорят, если по дороге на работу прикоснуться к флажку, который держит матрос, день будет удачным. Поверье связано с морской приметой: день хорош, когда на судне поднят флаг.

Еще одна скульптура - Петух. Клюв Петуха трут к деньгам. Еще касаются оружия у матроса и пограничника, касаются колхозницы, книги в руках девушки...

Похоже скоро все статуи комплекса обрастут свои мифами. Не раз приходилось наблюдать беременных, касавшихся скульптур матери с ребёнком и молодых женщин, скользивших ладонью по её груди или по скульптуре, изображающей молодого мужчину с мальчиком, молодых спортсменов, трущих диск у девушки-легкоатлетки или мяч у футболиста, школьников, проводивших рукой по скульптурам мальчишек-авиамоделистов или девчонок с глобусом...