И.С.Никитин "Русь" план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему. Стихотворение "русь" никитин иван савич Никитин русь читать полностью


Предварительный просмотр:

Тухтубаева Эльза Айнулловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 13 города Сургута

Тема: И. С. Никитин «Русь».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у учащихся начальное представление о патриотической лирике
  • Познакомить с понятием «Риторический вопрос» и ролью таких вопросов в произведении.

Воспитательные:

  • Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма посредством знакомства с патриотической лирикой.
  • Способствовать развитию у учащихся нравственных качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России.

Развивающие:

  • Способствовать развитию у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением.
  • Способствовать развитию у учащихся связной монологической речи путём вовлечения их в диалог, обсуждение.
  • Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков: умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения посредством организации групповой работы при подготовке к уроку.

Здоровьесберегающие:

  • Сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного труда и отдыха, смены видов деятельности, создания ситуации успеха и доверительной атмосферы на уроке.

Планируемый результат, УУД, формируемые на уроке:

Предметные:

Ученик получит возможность отработать навык осознанного беглого чтения, отработать навык деления текста на смысловые части, познакомиться с понятием «Риторический вопрос»

Личностные:

Ученик получит возможность

  • проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей.
  • формирования основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

Метапредметные:

Познавательные:

Ученик получит возможность

  • научиться ориентироваться в своих знаниях,
  • находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом тексте,
  • научится использовать жизненный опыт,
  • извлекать информацию из дополнительных источников.

Регулятивные:

Ученик получит возможность:

  • определять и формулировать тему и цель урока,
  • планировать свою деятельность в соответствии с целью урока,
  • вносить коррективы в план действий.

Коммуникативные:

Ученик получит возможность

  • научиться оформлять свои мысли в устной форме,
  • слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.

Основные понятия:

риторический вопрос.

Применяемые на уроке технологические приёмы и методы:

  • Технология продуктивного чтения.
  • Проблемно – диалогическая технология.
  • ИКТ технологии
  • Метод групповой работы.

Ресурсы:

Учебник «Литературное чтение» 4 класс часть 2 автор Климанова

Компьютер, проектор, экран.

Толковые словари для работы в группах.

Организация пространства:

групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа.

Ход урока

1.Орг. момент

2.Актуализация знаний

(Звучит песня « Россия! Русь!»).

Какие чувства вы испытали, слушая эту песню. (Гордость, восхищение)

О чём и о ком эта песня? (О Родине, о защитниках нашей родины, об истории нашей Родины и т.д.)

Какие слова схожие по значению прозвучали в этой песне? (Слайд 1) Русь, Россия, Отечество, Отчизна, Держава) .

Как они называются ? (синонимы).

С чем ассоциируются у вас эти слова? (богатыри, Александр Невский, Дмитрий Донской, мать, отец, русский народ, берёзка, родной дом, голубое небо, защитники, патриоты, красивая природа …

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Сформулируйте тему урока (на уроке будем говорить о Родине)

3.Сообщение темы урока

Сегодня мы будем говорить о Родине в стихотворении И.С.Никитина «Русь».

(Слайд 2) Тема нашего урока: Образ Родины в поэтическом стихотворении «Русь».

Чем же мы будем заниматься на уроке?

1. Знакомиться с биографией поэта.

2. Работать с текстом

3. Анализировать

4. Вести дискуссию

5. Рассуждать

6. Делать выводы

(Слайд 3) Тема Родины издавна волновала всех поэтов и писателей. Не исключением был и великий русский поэт Иван Саввич Никитин.

Сейчас вы будете работать в группах. Перед вами лежит текст с биографией поэта. Вам нужно прочитать его, затем, посоветовавшись в своих группах кратко и чётко ответить на поставленные вопросы словами текста.

Где?

Когда?

Чем?

Что?

Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824г. в г. Воронеже. Отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в Воронежском духовном училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, и показать другим. Первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность. Оно понравилось всем. Поэт - самоучка сразу стал знаменитым. Скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства открыл в своём городе книжный магазин и библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. На слова Никитина написано более 60 романсов и песен. Его стихи переведены на языки разных народов мира.

Давайте проверим, что у вас получилось.

Сейчас мы перейдём на стихотворение.

Как вы думаете, о чём будет говориться в этом стихотворении»?

(подготовить картинки)

  • О красоте природе
  • О защитниках
  • О богатстве нашей Родины
  • О подвигах

4. Первичное восприятие стихотворения.

1. Определить характер стихосложения

2. Оценить прогноз по содержанию стихотворения

5. Беседа после чтения

Какие чувства вы испытали?

Ваш прогноз подтвердился?

По характеру стихосложения, что напоминает это стихотворение?

(Оно напоминает фольклорное произведение,

Народную песню,

оно простое, но звучное, чёткое, строгое.

Это необыкновенное стихотворение очень легко читается)

6. Словарно-лексическая работа.

В стихотворении встретились такие слова. Всё ли вам понятно?

Значения, каких слов вам непонятны?

Нива - засеянное поле

Мурава - молодая трава

Зарево - отсвет пожара

Казна - деньги, имущество государства

Курган - холм

Полчище - огромное войско

Ляхи - польские воины

Кишит - шевелится

Православные - люди, христианской веры

Груда - большая куча

Держава – государство

Русь - Россия

Шатёр - большая палатка, крытая тканью, коврами.

Грань – плоская часть поверхности.

Нужда – недостаток в необходимом, бедность.

Брань – война, битва

Мгла - непрозрачный воздух

Группа ребят работала с толковыми словарями. Они помогут вам объяснить значения непонятных слов.

7. Работа по содержанию текста (работа в группах)

А теперь я предлагаю поработать в группах и подумать над вопросом.

Сколько смысловых частей содержится в этом стихотворении?

Сначала каждый из вас прочитайте самостоятельно стихотворение, затем посоветуйтесь и обсудите в своей группе, сколько смысловых частей в тексте.

Давайте пообсуждаем.

Скажите, сколько смысловых частей вы выделили?

(фиксирую на доске)

1 гр. -

2 гр. -

3 гр. -

4 гр. -

Прочитаем 1 часть (читает представитель одной из групп).

Чему она посвящена?

(Описывается природа Руси)

Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину?

(ее необъятность, просторы Руси, природа )

Можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?

(Одновременно это увидеть нельзя)

(Он строит так описание природы для того, чтобы показать, какую огромную территорию занимает Русь.

(Хочет создать образ необъятной Родины с красивой природой)

Расскажите о своём понимании этих строк:

Подымает грудь

Море синее,

И горами лед

Ходит по морю

Где «горами лёд ходит по морю»?

Как мы называем эти ледяные горы? (Айсберги)

Что видят люди, когда «подымает грудь море синее»? (волны)

Найдите строки в стихотворении, которыми автор показывает необъятность нашей Родины.

Гляну к северу …

Посмотрю на юг …

(- Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картины суровой Арктики, рисует картины южной стороны.)

Ещё раз прочитайте последние два четверостишия в этой части.

Что в них заключено? (восхищение автора величием Руси)

(Русь державная, в красе царственной)

Как можно озаглавить 1 часть

1.Описание природы Руси.

2часть .

О чём говорится во 2 части стихотворения?

(Об истории Руси . )

Обратите внимание на первые четыре четверостишия этой части.

Что заметили необычного?

(Это вопросительные предложения )

Прочитайте эти строки, правильно передав интонацию.

Подумайте, кому обращены эти вопросы? (К Родине)

А как вы думаете, а сам поэт знает ответы на эти вопросы?

(Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает и на все вопросы ответит утвердительно.)

Такие вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них ясен и автору, и читателю, называются риторическими вопросами .

Прочитайте эти строки ещё раз так, чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что всё, о чём спрашивает поэт, Родина имеет.

(о героическом прошлом нашей Родины)

О каких победах Руси напоминает поэт?

1.Нашествие татаро-монгольского ига - 8 сентября 1380 года на Куликовом поле во главе с Дмитрием Донским русские войска одержали победу над войском ордынцев. Это был важный шаг к освобождению Руси.

2.Война с Польшей - В борьбе с иностранными захватчиками в 17 веке Россия отстояла свою независимость. Кузьма Минин и талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский, собрали народное войско и прогнали поляков из Москвы. День 4 ноября, когда Москва была окончательно освобождена от врагов, мы отмечаем как День народного единства.

3. Война с западными захватчиками - В 1240 году на Русь напали с запада. Но князь Александр Невский со своей дружиной разбили шведов на реке Неве 15 июля 1240 года и немецких рыцарей – крестоносцев на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года.

4. Отечественная война с французами - В июне 1812 году французская армия во главе Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Но главнокомандующий войсками, талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов со своей армией, изгнали французское войско из России. Решительное сражение произошло на широком и просторном поле у села Бородина, 26 августа 1812 года.

Найдите и прочитайте в тексте

Где поэт стелет постель для незваных гостей (под сугробами)

Как в стихотворении называет битву? (кровавый пир)

В чем видит поэт силу России? (сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)

Найдите и прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний:

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь.

Собрала детей,

Стариков и жён,

Приняла гостей

На кровавый пир

Итак, мы с вами видим, что русский народ неоднократно поднимался на защиту своей Родины, поднимался и стар, и млад.

А какое ещё историческое событие 20 века мы можем увидеть за строками стихотворения?

(Великую Отечественную войну 1941 -1945 года с Гитлером )

Какую важную дату наша страна будет праздновать в этом году?

(70 - летие со дня великой победы над фашизмом.)

Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели врагов.

И в глухих степях …

Под сугробами,

Улеглися спать

Гости навеки.

Хоронили их

Вьюги снежные

Бури севера

О них плакали!

Что он выражает в этих строчках?

(Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость, если будет необходимо, русский народ встанет на защиту своей Родины)

Как назовём 2 часть?

2. Описание истории Руси.

3 часть .

О чём говорится в 3 части? (о богатстве родной земли, о гостеприимстве русского народа, об открытости сраны для добрых гостей, кто придёт с добром, славится Русь.)

(поэт прославляет богатство и величие Руси, гордится Родиной своей)

А в каком времени И.С. Никитин проявляет свою гордость? О каком времени идёт речь? (о настоящем своей страны)

В каких строчках заключается главная мысль стихотворения?

(в двух последних четверостишиях)

И уж есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью…

Прочитайте.

Как можно озаглавить эту часть.

3. Прославление богатства и величия Руси.

Что значит, для поэта любить Русь?

Любить природу Руси

Любить русский народ.

Знать и помнить историю своей Родины.

В начале урока вы говорили про свои чувства после того, как мы проанализировали стихотворение, поменялись ваши чувства?

Подумайте, что хотел передать поэт своим стихотворением нам – своим потомкам? (любить и защищать свою Родину, помнить историю своей страны, гордиться защитниками нашего Отечества …..

Вам понравилось стихотворение? Каким оно получилось?

(выразительным, ярким, образным, эмоциональным)

Как вы думаете благодаря чему?

(благодаря выразительным средствам языка )

Приведите примеры из текста?

Итог урока

А на итог урока я предлагаю составить синквейн на тему Родину.

Вы можете работать в группе, в парах, индивидуально.

Родина!
Бескрайняя, великая!
Заботится, защищает, вдохновляет!
Где родился, там - пригодился!
Дом!

Россия.
Сильная, великая, огромная.
Любим и гордимся.
Земля отцов и дедов.
Отчизна.

(проверка)

А сейчас я предлагаю вам послушать песню в исполнении Кубанского хора на стихи И.С Никитина «Русь»

(Можно провести работу в группах, если останется время на уроке)

1 группа выписывает эпитеты : (море синее, мгла непроглядная, поле чистое, старина святая, лях гордый, туча темная, мать сыра земля, свет белый, слава громкая, Русь Могучая, Русь державная, воля смелая, зловещий дым, чёрным облаком, глухие степи, седые моря.)

2 группа олицетворение: лёд ходит, нивы движутся, море подымает грудь, пожар освещает, воля нашла разгул, леса падали, дым вставал, поднялася Русь, собрала, приняла, вьюги хоронили, бури плакали, корабли идут на поклон

3 группа сравнение : нивы, что камыш, снег, что белый пух, цепи гор стоят великанами, мурава ковром стелется, муравьём кишит,

4 группа метафоры: шатёр небес, цепи гор, пожар небес, назвать матерью,

(Небеса как шатер, горы как цепи, небо как пожар, Русь, как мать)



Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.

Стихотворение Никитина о Руси

Под большим шатром
Голубых небес -
Вижу - даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг -
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу -
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную...

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей - стола,
Меча - недругу?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?

На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.

И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?

Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,

И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!

Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань -
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.

Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.

Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..

И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.

По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
1851

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях. В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни. В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко за­таенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звуча­ла в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.
Дмитрий Ковалёв

Иван Саввич Никитин

Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг —
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную…

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей — стола,
Меча — недругу?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?

На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.

И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?

Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,

И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!

Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань —
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.

Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.

Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..

И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.

По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.

Среди поэтов середины XIX века, воспевавших красоту родной земли, выделяется Иван Саввич Никитин (1825 - 1861). Он родился и вырос в Воронеже, небольшом провинциальном городке, поэтому лучше, чем многие другие литераторы, знал жизнь простых русских людей и своими глазами наблюдал красоты родной природы.

Стихотворение «Русь», написанное Иваном Саввичем в 1851 году, наполнено восхищением, гордостью и любовью к жителям и просторам родины. По характеру оно напоминает былину или русскую народную песнь.

С народными напевами произведение «Русь» роднит стихотворная композиция. В таких песнях часто нет выраженной рифмы, единство строчек в них поддерживается с помощью размера и ритма. В этом стихотворении также нет рифмы, но прослеживается чёткий ритм. Всего в нём 29 строф, каждая из которых состоит из четырёх строк. В каждой строке 5 слогов, размер можно определить как ямб. Последняя строка чаще всего состоит из одного слова, причём ударение в нём падает на третий слог.

В первых строфах поэт изображает красоты Руси. Словно добрый хозяин, который внимательным взглядом окидывает свои владения, Иван Саввич устремляет мысли к самым дальним уголкам Родины, чтобы донести до читателей всё очарование и мощь родимого края. Он упоминает и бескрайние степи, и луга, и густые леса. Взор поэта достигает даже Севера с его снежными пустынями.

Пейзажи переданы с помощью различных художественных приёмов. Для описания неба автор использует метафору «большой шатёр», «пожар небес» - яркий образ для утренней зари, «кровавый пир» - для сражения. Поэт не стесняется сравнивать явления:

Нивы зрелые.
Что камыш густой…
Снег, что белый пух,
Быстро кружится…

Кроме богатства природы поэт высоко ценит и необыкновенные качества народа Руси. Применяя метонимию, то есть, используя слово «Русь» в значении «русский народ», Иван Саввич прославляет те достоинства, которые делают отчизну уникальной в его глазах.

Важным для поэта представляется стойкость и смелость населения русских земель. Он упоминает татарское завоевание, конфликты с Литвой, из которых Россия неизменно выходила победительницей. Много внимания уделяет Иван Саввич Отечественной войне 1812 года, которая упоминается в стихотворении:

И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча тёмная?

Высоко ценит поэт общую религию, верность царю, щедрость и широту русской души, эти качества кажутся автору настолько ценными, что он готов встать на защиту Родины, даже если это будет стоить ему жизни. Это стихотворение можно считать патриотическим гимном, вдохновляющим на подвиги во имя родины.

Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг —
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную…

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей — стола,
Меча — недругу?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?

На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.

И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?

Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,

И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!

Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань —
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.

Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.

Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..

И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.

По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Я видел Русь у берегов Камчатки. Мне не забыть, наверно, никогда: Холодным взмывом скал земля кончалась, А дальше шла соленая вода. Я видел Русь в ее степном обличье: Сурки свистели,...
  2. Поля моей скудной земли Вон там преисполнены скорби. Холмами пространства вдали Изгорби, равнина, изгорби! Косматый, далекий дымок. Косматые в далях деревни. Туманов косматый поток. Просторы голодных губерний. Просторов простертая рать:...
  3. Моя королева — Русь, Лесная, речная, Степная! Все сказы ею наизусть Я знаю, ее лишь не знаю! Клады заклятые свои Издревле хранит она строго… Не знали и деды мои, Быть...
  4. О, Русь моя, великая держава, враги тебя пытались разорить. Забыть и подвиги твои, и славу, и древнее названье заменить. Припев: Стоять и умирать нам за Россию велено. Так было испокон...
  5. Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь. Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне — ты почиешь, Русь. Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами...
  6. Был к Иисусу приведен Родными отрок бесноватый: Со скрежетом и в пене он Валялся, корчами объятый. — «Изыди, дух глухонемой!» — Сказал Господь. И демон злой Сотряс его и с...
  7. Русь — распаханная равнина. Друг ей — плуг, неприятель — меч. Терпелива она и ранима, Потому ее надо беречь. Ни французы ее не сломили, Не замучила татарва. Есть ли что-нибудь...
  8. А. Сахарову Тот ураган прошел. Нас мало уцелело. На перекличке дружбы многих нет. Я вновь вернулся в край осиротелый, В котором не был восемь лет. Кого позвать мне? С кем...
  9. С моста идет дорога в гору. А на горе — какая грусть!- Лежат развалины собора, Как будто спит былая Русь. Былая Русь! Не в те ли годы Наш день, как...