Формирование предметных компетенций на уроках русского языка. Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка. к устной и письменной речи обучающихся


Формирование предметных компетенций по русскому языку сводится к позиции грамотного ученика, владеющего коммуникативной компетенцией. Программа по русскому языку - стандарт предметных компетенций. Современный учитель вооружён новыми методологическими подходами к преподаванию предмета - формированию ключевых компетенций. Нынешний стремительный век диктует свои требования - это вектор, необходимый ученикам в ориентировании выбора профессии, образа жизни. Как учителю-предметнику, преподающему русский язык и литературу, мне видится выпускник, владеющий речевыми компетенциями и применяющий их в окружающей действительности.

Замена слова «грамотный» на «компетентный» не означает подмены понятий. Всё-таки время вносит свои коррективы: знать не ради отметки, а ради здорового соперничества на «рынке» жизни, «рынке» труда. Вырос уровень требований к специалистам. Видимо, дальнейшее развитие технологий предполагает углубление и расширение компетенций профессиональных.

Учителя-словесники находятся в большей степени ответственности перед учащимися и их родителями. Социальный заказ, поступающий от них, - результативность ЕГЭ по русскому языку. Итоговая аттестация по предмету важна при определении дальнейшего пути выпускника. Но компетенции учащегося не появляются вдруг - это знания, накопленные за годы обучения, закреплённые и применяемые на практике навыки и умения. Учащийся ориентируется сам сообразно тому, что им усвоено.

Предметные компетенции - способность применения учащимися изученных орфограмм и пунктограмм, регламентирующих норму в любой речевой ситуации. Развитие творческих способностей учащихся через уроки развития речи даёт возможность демонстрации компетенций на данном этапе, по данной теме. Ведь в идеале важен автоматизм применения школьных предметных знаний на практике. Не помня правил, писать и говорить правильно! Один из путей достижения этого - многократность повторений, увеличивающая не столько количество повторений, сколько качественность получаемых компетенций.

С моей точки зрения, только отлаженная система может дать результат. Ученик, занимающийся в системе по предмету, всегда успешен. Сумма накопленного знания эквивалентна требованиям, предъявляемым к ученику при окончании школы. Компетенции расширили ЗУНы, но цель всё-таки осталась прежней. Она требует отдачи и от учителя, и от ученика. В век ИКТ надеяться на программу «Сервис», по меньшей мере, безрассудно. Компетенция учащегося должна быть в речевой ситуации и осознанной, и бессознательной. Формально, изучив программу, ученик должен знать правила и успешно применять их в практической деятельности, как в устной, так и в письменной речи. Знания должны стать настолько привычными, грамотная речь машинальна, бессознательна. Ученик не фиксирует пошаговость следования правилу, а выполняет это автоматически. Например, в слове «нарцисс» пишу в корне букву «и», так как это не слово-исключение. Такое научение - предметная компетентность ученика, проявляющаяся вне зависимости от ситуации. Компетентный подход предполагает продуманность, тщательность в подготовке каждой темы, в отборе методов и приёмов, используемых в учебной деятельности, стремление учителя в качественном усвоении учащимися темы уроков.

Коммуникативные компетенции, как ключевые (по А.В. Хуторскому), представляют собой «совокупность составляющих её отдельных компетенций: речевая, социокультурная, языковая, учебно-познавательная». Знание русского языка, способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, паре, классном коллективе, владение различными социальными ролями - всё это коммуникативные компетенции. Ученик обязан уметь представить себя, составить резюме, устное сообщение, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется нужное и достаточное количество настоящих объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета. Ключевая компетенция по русскому языку - владение различными видами речевой деятельности: диалогом, монологом, полилогом (дискуссия). Программа по русскому языку для 5 класса рассчитана на 210 учебных часов. Учебник «Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений» (Под редакцией Т.А. Ладыженской), М.: Просвещение, 2007. Данный учебник претерпел 34 издания! Учебник, удостоенный Государственной премии СССР 1984 года, нужен сейчас. Значит, и коммуникативные компетенции, которые вырабатываются у учащихся при изучении русского языка по данному учебнику, применимы. Из 210 учебных часов по программе на развитие речи отводится 42 часа, на контроль знаний - 11 часов. На каждом четвёртом уроке по русскому языку в 5 классе ученик индивидуально отчитывается за усвоенное им на уроке, применяет в языковой ситуации, развивает коммуникативные компетенции.

Различные виды изложений (сжатое, выборочное, подробное, изложение с изменением лица, изложение с включением диалога), сочинений (сочинение по картине, сочинение - описание игрушки, предмета, животного, памятного дня, сочинение-рассуждение, сочинение на заданную тему, сочинение-рассказ по рисунку, рассказ по сюжетным картинкам, сочинение-повествование), а также уроки по редактированию текста, по стилям речи, по типам текстов - всё в полной степени способствует развитию коммуникативной компетенции пятиклассников.

Учебник по русскому языку для 5 класса - это свод правил, понятий, закрепление материала, возможность многократного повторения учеником правил в домашних условиях. Компетентность учащегося-пятиклассника выше в большей степени самостоятельности выполнения домашних заданий без контроля со стороны взрослого. Учителю-словеснику при проверке домашних работ видна картина понимания пятиклассником темы и применения её при выполнении упражнений, о чём могут свидетельствовать и порядок разбора, и виды орфограмм, выделённых учеником.

Закрепление изученного материала выполнением заданий по печатным тетрадям - прекрасная возможность увидеть применение компетенции учащегося по данной теме. Характер заданий в рабочих тетрадях достаточно разнообразен. Учебное пособие данного уровня учитывает требования базового уровня обязательной подготовки учеников по предмету и так называемых обязательных результатов обучения. Рабочая тетрадь под редакцией Г.А. Богдановой «Русский язык: Рабочая тетрадь для 5 класса» (М.: Издательский дом «Генжер», 2007) удачно дополняет УМК учителя, работающего в 5 классах. Задания есть как повышенной трудности, на конструирование, синтез, анализ, так и не требующие углубления в тему, для «среднего» ученика.

Форма подачи материала, на мой взгляд, должна колебаться в 5 классе от академической до креативной, нестандартной, неожиданной для ученика. Применение информационно-компьютерных технологий на уроке русского языка, использование различных программ: «Наставник», «Репетитор-наставник», всевозможных тесторов - уместно, органично для современных учеников. Язык компьютера, алгоритм заданности шагов очень близок по логике отработки, отшлифовки речевых компетенций.

Современный учитель должен использовать все возможные ресурсы для развития компетенций учащегося. Понятно, что это требует большей отдачи, скрупулёзной тщательности при планировании каждой поурочной темы, мобильном реагировании на усвоение или, наоборот, затруднение при усвоении темы. Профессионализм современного учителя - залог успешности учеников. Быть сведущим в определённой области знаний, аргументировано выстраивать собственную точку зрения, логично и последовательно конструировать диалог - быть компетентным, обладающим знаниями и опытом. Знание учебной программы учеником должно быть прикладным. Стать успешным поможет знание русского языка, первым в этом поможет результат ЕГЭ - количество полученных баллов может оставить конкурентов далеко позади.

Литература

1. Рабочая тетрадь под редакцией Г.А. Богдановой «Русский язык: Рабочая тетрадь для 5 класса», М., Издательский дом «Генжер», 2007.

2. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией Т.А. Ладыженской. - М., Просвещение, 2007.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-нацеленного образования. - Народное образование, 2003. - № 2.

В данной работе отражаются современные подходы в образовании, пути формирования языковой, коммуникативной, лингвистической компетенций в преподавании русского языка и литературы, а также указаны основные направления работы по развитию информационно-коммуникативной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций на уроках

Русского языка и литературы

Если рассматривать образование человека в контексте его социализации в обществе, а не только в контексте усвоения суммы знаний, накопленных человечеством, то компетенции становятся ведущим содержанием образования, его основными результатами, востребуемыми за пределами школы. Причем компетенции можно понимать и шире, а именно как освоение тех или иных форм мышления и деятельности. Тогда смысл образования человека состоит в освоении им какой-либо культурной традиции как системы ранее выработанных средств, позволяющей взаимодействовать с окружающим миром, развивать свои способности, реализовать себя как «Я» и быть успешным в обществе.

Так что же такое компетентностный подход?

Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования, в том числе и предметного обучения.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должны стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций. В каждом учебном предмете следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание компетенций. Необходимо выстраивать поурочную систему формирований умений.

Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность, т, е. он дает учащимся знания о языке и формирует у них языковые и речевые умения. Специальными целями преподавания русского языка в национальной школе является формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенций учащихся.

Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний об устройстве и функционировании языка, развитие языкового и эстетического идеала (представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования русского языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования орфографической и пунктуационной зоркости; овладения нормами русского литературного языка, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной связной речи.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении русского языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; коммуникативное развитие, формирование логического мышления школьников; обучение умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой и справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Специфика предмета дает возможность развития, прежде всего информационно-коммуникативной деятельности. Этот вид деятельности предполагает поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение этой информации, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации, выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью; свободная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики, владение навыками редактирования текста; владение основными видами публичных выступлений. Этого требует и стандарт образования.

Необходимо правильно организовать работу с тестом, чтобы у детей сформировать целостное восприятие, понимание, осмысление. Необходимо использовать метод творческого чтения. Сущность – способствовать активизации художественного произведения.

Основные направления этой работы:

1.Начинать следует с анализа собственно информационных текстов (учебно-научный, научно-популярный, официально-деловой), т.к. эти тексты допускаю только одну интерпретацию, а употребление в них слов полностью определяется их словарными значениям. Это легко предупреждается использованием толковых и энциклопедических словарей.

Приемы понимания текста:

Расчленение на главное и второстепенное;

Обнаружение ключевых слов и выражений;

Деление на ССЦ и определение микротем;

Установление логики движения текста, последовательности смысловых блоков;

Моделирование, составление таблиц и опорных схем, алгоритмов;

Формулировка вопросов по тексту и ответы на них;

сравнение с текстом-оригиналом.

2. На втором этапе учащиеся работают с оценочно-информационным текстом. Сначала ученики исследуют небольшие по объему тексты: поговорки, пословицы, афоризмы, а затем – образцы публицистического стиля.

3. На третьем этапе предъявляется образно-оценочно-информационный текст, на основе которого формируется высшее качество хорошей речи – образность.

Определим основные умения восприятия текста, которым следует обучать школьников в первую очередь.

1.Поиск несоответствия и устранения противоречия (ошибки)

Например, ручка ковшика стальная, сделана из меди (сталь – медь – разные металлы)

Исправим: Ручка ковшика металлическая, сделана из стали.

2.Определение речевой доминанты.

Это либо повторяющиеся слова, либо слова, представленные разнообразными системными связями (синонимия, антонимия и т.д.)

Например, найдите фактическую ошибку в художественном тексте.

Где-то плачет иволга,

Схоронясь в дупло.

Только мне не плачется

На душе светло

Невнимательный ученик определяет, что иволга не живет в дупле, и он считает, что автор допустил фактическую ошибку, внимательный же пытается установить текстовые отношения, полярные позиции.

Плачет иволга – (обратный порядок слов) – внимание сосредоточено на действии.

Дупло – несвобода, темнота.

3.Использование приема наложения текстового значения на словарное.

Например, сравните два крылатых выражения

Красота спасет мир (приписываемое Ф.М.Достоевскому)

Мир красотой спасается (принадлежащее Ф.М.Достоевскому)

4. Определение уместности языковых единиц, выбор и обоснование оптимального употребления языковых средств в соответствии с условиями коммуникации. Одно и то же содержание можно предать разными языковыми средствами.

Например, определить максимально возможное количество вариантов пословицы:

Дерево определяют плодам девушку

Куст отгадывают шишкам человека

По а

Цветок узнают почкам юношу

Растение распознают соцветиям старика

Какой вариант закрепился в языковом опыте народа и почему?

5.Общение (диалог) с текстом и другим читателем. Аргументация своей точки зрения при анализе текста, выявление подтекста. Реконструкция образа автор.

6.Сопоставление разных текстов и выбор информации, необходимой для конструирования собственных знаний.

7.Использование приема наложения (аппликации) для выявления образных средств языка.

Например, сравните стихи и словарную статью энциклопедии «Русский язык».

Укажите языковые средства, присущие каждому из стилей.

Многоточие

Известно миру с давних пор,

Что знак я немаловажный.

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый

Осознавая русский язык как средство саморазвития, школьники постигают себя и другого человека, принимают иную точку зрения, уважая позицию автора.

Общие учебные умения и навыки представляют собой целостную взаимосвязь внешних и внутренних действий, представленных первоначально как навык и затем как интегративная способность – умение, проявляющая себя в образовательных компетенциях, и в дальнейшем, представляющая себя в новом качестве как компетентность.

Следовательно, общие учебные навыки можно определить как совокупный компонент ключевой образовательной компетенции, представленной целостной, интегративной.


Разделы: Русский язык

Оборудование: презентация.

Цели модуля:

1. Создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых компетенций.
2.Развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т. е. реализовывать ключевые компетенции.
3.Воспитывать у учащихся ценностное отношение к русскому языку.

– использование разнообразных форм и приемов организации учебной деятельности, ориентированных на деятельностный режим в учебной коммуникации.

– создание разных форм мотивации: самостоятельный выбор темы урока, совместное целеполагание, самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений.

– построение собственной картины мира на основе своего понимания и культурных образцов.

Условия возникновения и становления опыта.

Традиционно вся наша система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных учениками знаний оценивалась работа педколлектива. Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “выпускника, умеющего творческого” , имеющего соответствующие ценностные ориентации.

Само время диктует сегодня продолжить дальнейшее преобразование содержания образования.

В последнее время в педагогической литературе появился вполне современный и перспективный так называемый “компетентностный подход” , основная цель которого заключается в смещении учебного процесса от передачи обучающимся определенной суммы знаний к овладению ими способностями к активному действию.

Поэтому в общем образовании стал более правомерен вопрос, о формировании ключевых компетенций , то есть таких, овладение которыми необходимо каждому человеку.

Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям), по существу, и является ответом образования на вызовы современного общества.

Поэтому вот уже 2 года основным направлением своей работы в школе я считаю развитие у учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т. е. формировать и реализовывать компетенции.

Становление опыта проходило, прежде всего, на основе изучения методик работы старших коллег, анализа передовых педагогических технологий, опубликованных в печати, а также регулярного самоанализа собственных уроков.

Теоретическая база опыта.

Методологической основой моей системы является сущность компетентностного подхода в образовании и его концептуальные составляющие: понятия “компетенция” и “ключевые компетенции”.

Компетенция (в первом значении) как круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает познаниями, опытом и (во втором значении) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица.

Ключевые компетенции – способность личности решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях.

Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).

Способ развития ключевых компетенций лежит, на наш взгляд, в основе новой для многих технологии – развития критического мышления учащихся , главной особенностью которой “является” “конструирование” собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности”.

Данная технология характеризуется трехфазовой структурой урока: 1) вызов (активизация, мотивация), 2) осмысление (активное чтение, слушание), 3) рефлексия (размышление, анализ, творческая интерпретация).

Сущность опыта

Сущность моего педагогического опыта состоит в том, что я, отталкиваясь от определения “компетенция” (способность решать проблемы), рассматриваю формирование ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка через этапы решения проблем на всех стадиях технологии РКМ.

Для того чтобы решить проблему (это заложено в определении понятия “компетенция”), необходимо прежде всего ее увидеть, понять и сформулировать.

Для того чтобы ребенок увидел, понял и сформулировал проблему, создаю условия, при которых он должен осуществить указанные мной мыслительные операции (сравнение, сопоставление, нахождения общего и различий, группировка, классификация и др.) с предложенным лингвистическим материалом и в результате прийти к нужной формулировке проблемы, которая будет рассматриваться на уроке. В технологии РКМ этот этап, совместно с этапом целеполагания и постановки проблемного вопроса принято считать стадией вызова.

Следующий этап решения проблемы как условие формирования ключевых компетенций - постановка цели.

Одним из учебных действий, выбранных мной на этом этапе, становится самостоятельная постановка целей и учебных задач самими детьми. Самостоятельное или совместное целеполагание требует от учащихся выхода за пределы их теперешних знаний и является мощным стимулирующим средством к получению и усвоению новой информации.

Следующий этап решения проблемы – выбор соответствующей ситуации способов деятельности и осуществление самой деятельности.

На этом этапе для меня становится важным правильно выбрать способы деятельности, которые помогут решению проблемы.

Этот этап в технологии РКМ реализуется на стадии осмысления и последующей стадии рефлексии.

И, наконец, последним этапом решения проблемы является этап оценки и коррекции . На этом этапе проверяются умения самопроверки и самоконтроля.

Внедрение технологии РКМ (ее способов, методов и приемов) позволяет мне решить поставленную задачу.

Актуальность и перспективность

Понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося. А их внедрение в практику обучения как раз позволит решить типичную для российской школы проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций.

Компетентностный подход ведет к смене образовательной парадигмы и предполагает поиск таких подходов и методов обучения учащихся, при которых они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и сама становится предметом усвоения.

Область применения.

Опыт моей работы по заявленной теме доступен для использования, как в средних, так и в старших классах; как в общеобразовательных, так и в классах углубленного изучения предметов.

Трудоемкость.

Развитие ключевых компетенций на уроках русского языка – это процесс, не требующий ни каких-то особых усилий, ни материальных затрат, поскольку главный инструмент учителя здесь – его педагогическое мастерство, базовая компетентность, которая заключается в умении создать такую образовательную развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенком, сформулированных как ключевые компетенции. Важно правильно организовать процесс, мотивировать работу на всех этапах урока (на всех стадиях технологии РКМ), чтобы добиться заинтересованности детей, их сознательного отношения к такой деятельности и на уроках, и во внеурочное время.

Внедрение

Используя методику технологии РКМ как путь для развития ключевых компетенций учащихся, я успешно работаю с разными группами учащихся: в 6-х, 9-х классах, опираясь при этом на соответствующие их возрастным и психологическим особенностям подходы, применяя на уроках различные методы и приемы этой универсальной технологии.

Результативность

В заключение отметим, что работа по использованию компетентностного подхода в образовательной деятельности школы продолжается. Но уже сейчас можно сделать вывод, что такая работа делает процесс обучения более интересным ученикам, формирует у них понимание жизненно-практической значимости содержания образования, которое они осваивают. Мой опыт работы по данной теме еще не велик (всего 2 года) и не позволяет делать какие-то глобальные выводы, говорить о результатах уровня достижений ключевых компетенций. Связано это в первую очередь с тем, что в целом освоенность тех или иных компетенций в учебном процессе можно оценивать как по результату разрешения проблемных ситуаций, так и в самом процессе их применения, но критерии оценки достижения этих результатов в педагогической литературе еще плохо разработаны. Поэтому мы сейчас можем говорить только о первом шаге уровня достижений ключевых компетенций, где формулируется состав этих универсальных умений, которые должны быть усвоены, и определяется содержание конкретных умений, входящих в ключевую компетенцию. И, конечно же, формирование компетенций не может ограничиться только уроками русского языка, только работой одного учителя. Поэтому в нашей гимназии мы ищем возможности применения нового компетентностного подхода в организации учебного процесса, и, как говорится, дорогу осилит идущий.

Августовская конференция 2016 г.

Лебедева Татьяна Леонидовна МБОУ СОШ № 5 г. Балтийск

Формирование языковой компетенции на уроках русского языка.

Русский язык в общеобразовательной подготовке подрастающего поколения имеет стратегическое значение: от уровня владения языком зависят успехи в учёбе не только по данной дисциплине, но и по всем остальным предметам; уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные показатели, его общественную активность, стремление к самообразованию своего духовного начала.

Формирование и развитие языковой компе-тенции, несомненно, прерогатива предмета «русский язык», однако она может быть признана и надпредметной компетенцией, которая должна совершенствоваться в процессе изучения всех учебных предметов в школе, в условиях единого речевого режима.

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризует новые подходы к определению целей обучения и выбору конкретных технологий и методик. В качестве специальных целей преподавания русского языка в школе в Федеральном компоненте государственного стандарта выделяются языковая, коммуникативная, лингвистическая и культуроведческая компетенции.

Введение этих понятий в лингводидактику не случайно. Это находится в русле компетентностного подхода, признанного сегодня одним из оснований модернизации российского образования.

Понятие «компетенции» в методике преподавания русского языка в школе связано, в первую очередь, с поисками более точного, строгого определения целей обучения с выявлением уровней владения языком, иначе говоря, с ответом на вопрос, как ученик владеет языком. Компетенция - способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений. Под компетенцией в современной методике понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку и обеспечивают овладение им и, в конечном счете, служат развитию личности школьника.

В теории и практике преподавания русского языка выделяются следующие компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая.

Кратко охарактеризую содержание компетенции каждого типа.

Языковая компетенция - способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете, - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.

Лингвистическая компетенция представляет сбой результат осмысления речевого акта учащимися. Она включает в себя знание основ науки о русском языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий, усвоение тех сведений о роли языка в жизни общества и человека, благодаря которым воспитывается устойчивый и постоянный интерес к предмету, чувство уважения и любви к русскому языку. Наконец, лингвистическая компетенция включает в себя и элементы истории науки о русском языке, о ее выдающихся представителях.

Коммуникативная компетенция - это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных речеведческих понятий: стили и типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста. Однако охарактеризованные знания и умения еще не обеспечивают общения, адекватного коммуникативной ситуации.

Современный период развития методики преподавания языков характеризует обостренный интерес к кумулятивной функции языка, к обучению языку как средству приобщения к мировой и национальной культуре. Изучение языка должно развивать культуроведческую компетенцию , которая обеспечивает формирование русской языковой картины мира, постижение национальной культуры своего народа, познание ее самобытности, формирование одной из важнейших ценностных ориентаций - осознание значимости родного языка в жизни народа, развитие духовно - нравственного мира школьника, его национального самосознания.

Формирование языковой компетенции - важнейший аспект обучения родному языку, поскольку языковая компетенция - это способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете, - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.

Последнее время формированию языковой компетенции придается особое значение, так как в ней совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности.

Языковая компетенция рассматривается по определению Е.Д. Божович как психологическая система, включающая два основных компонента:

данные речевого опыта, накопленного ребенком в процессах общения и деятельности;

знания о языке, усвоенные в ходе специально организованного (школьного) обучения.

Языковую компетенцию в отечественной науке раскрывают чаще всего как совокупность конкретных умений, необходимых члену языкового сообщества для речевых контактов с другими и овладения языком как учебной дисциплиной.

Основу формирования языковых компетенций составляют следующие идеи:

Деятельностный подход к обучению (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина).

Идея учета возрастных особенностей в обучении и развитии (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Виноградова)

Идея актуализации субъектного опыта личности (И.С. Якиманская).

В формировании языковой компетенции особое значение приобретает организация комплексной работы с текстом.

Цель работы предполагает необходимость решения следующих задач:

1. Обеспечить качество усвоения знаний по предмету.

2. Внедрить на уроках русского языка формы и методы работы с текстом, способствующие формированию языковой компетенции.

3. Разработать способы практической деятельности учащихся, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.

4. Использовать приемы комплексной работы с текстом для занятий с одарёнными учащимися.

5. Отобрать тематический текстовый материал, направленный на развитие нравственных качеств школьников.

Комплексная работа с текстом в структуре современного урока становится необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и навыков и делает процесс обучения увлекательным.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

Комплексный анализ текста;

Работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения;

Анализ текста при работе над типами речи;

Сопоставительный анализ текстов;

Письмо по памяти;

Лингвистический эксперимент;

Работа с «деформированным» текстом;

Составление текста по опорным словам.

Активизируют творческую активность учащихся и повышают интерес к предмету нетрадиционные формы проведения уроков: урок-дискуссия; урок-практикум; урок-исследование; урок-игра; интегрированные уроки.

Комплексный анализ текст а

Комплексный анализ текста - это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется системный подход к изучению языка. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы и формирует нравственные качества школьников.

Можновыделить основные организационные формы комплексного анализа текста:

коллективная работа класса (под руководством учителя ученики прослеживают развитие мысли в тексте);

один из этапов подготовки к изложению или устному пересказу текста - комплексный анализ его в форме коллективной работы класса;

одна из форм самостоятельной работы учащихся;

одна из форм проверки знаний, умений и навыков учащихся на экзаменах.

В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии и пунктуации. Ученик, исследуя предложенный текст и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, тренирует зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

Главный результат работы, которую выполняет школьник в процессе анализа текста, - это умения самостоятельно понять замысел текста, объяснить те приемы и средства, которыми автор достигает реализации своего замысла, объяснить влияния грамматических и стилистических средств выразительности для создания художественного образа, сочинить собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации. В процессе комплексного анализа текста проводятся следующие виды языкового разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный и этимологический, морфологический и синтаксический, стилистический.

Приведу пример с урока русского языка в 6 классе по повторению изученного в конце учебного года.

Предлагается фрагмент текста М.Шолохова. Задания носят комплексный характер.

Сошёл последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи, отыграли лога и речки. На заре третьего дня ветер утих, и пали над степью густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля, потонули в непроглядной белёсой дымке курганы, буераки, станицы. Стала над широкой донской степью голубая весна.

1. Как бы вы назвали текст? Докажите, что в нём говорится о наступлении весны на Дону. Как вы понимаете значение слова лога, станицы?

2. Сколько предложений в тексте? С какой целью употребляются сложноподчинённые предложения?

3. На сколько частей можно разделить текст? Как они связаны между собой?

4. Выделите глаголы, употреблённые в переносном смысле.

5. Найдите эпитеты. Раскройте их значение.

Анализ текста при работе над типами речи

Школьники знакомятся с автором и названием произведения, откуда взят отрывок, отмечают, какому событию он посвящён. После выразительного чтения отрывка учителем определяется принадлежность текста к определённому типу речи и приводятся доказательства.

При описании изображаются люди, предметы, животные, природа, различные действия и т.д. Описание статично.

При повествовании обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени. Повествование динамично.

При рассуждении устанавливается взаимосвязь событий и явлений, раскрываются их причины. В схеме рассуждения выделяются три части:

Тезис (то, что надо сказать);

Доказательства (аргументы);

Вывод (общий итог).

Особое внимание необходимо уделять работе над смешанными типами речи, ведь именно они вызывают затруднения у учащихся и часто предлагаются в заданиях ГИА и ЕГЭ.

Сопоставительный анализ текстов

Разновидностью уроков-практикумов становятся уроки сопоставительного анализа художественных текстов схожей тематики. Такая работа помогает школьникам выявить особенности создания образов, выразительные возможности художественных средств, повышает интерес к слову.

Учащимся предлагается провести сопоставительный анализ текстов по следующим направлениям:

Смысловой анализ текстов (определение темы, идеи текста);

Стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к тому или иному стилю, выделение характерных выразительных средств языка и стилистических приемов);

Типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);

Языковой анализ текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический анализ указанных учителем слов, словосочетаний и предложений; анализ трудных случаев грамматики и правописания).

Подобная работа проводится среди учащихся, изучающих русский язык углублённо. Она прививает школьникам навыки исследовательской деятельности, рассчитана на подготовку к сочинениям повышенного уровня и оказывает большую помощь на занятиях с одарёнными детьми при подготовке к различным олимпиадам и конкурсам по русскому языку.

Письмо по памяти

Одним из упражнений, направленных на формирование орфографической зоркости, а также способствующих развитию речи, является письмо по памяти(воспроизведение заранее выученного текстанебольшого объёма). Этот вид работы позволяет осуществлять и комплексную работу с текстом, что немаловажно для подготовки к сдаче ГИА в 9 и 11 классах.

Письмо по памяти развивает эстетическое отношение к русскому языку, формирует у учащихся языковую компетенцию, умения применять правила в процессе упражнений для закрепления изученного материала. Подобная работа занимает на уроке немного времени, но приносит хорошие результаты. Ребята всегда с интересом готовятся к её выполнению.

В ходе предварительной работы полезно познакомить учащихся с автором миниатюры, с историей её создания.

Словарная работа

Использование разнообразного материала помогает и в проведении словарной работы на уроках русского языка.

Например, учащимся предлагается записать словосочетания и указать тип подчинительной связи.

Оборонительное сражение, артиллерийские залпы, выполнить точь-в-точь, невиданное сражение, бронированный удар, Прохоровское поле, захваченный оккупантами, прорваться к речонке, озаряют небо, мирные отблески, праздничный фейерверк.

После проведения беседы по тексту составляется небольшой рассказ с использованием словосочетаний.

Лингвистический эксперимент

Продуктивным приёмом работы с текстом является лингвистический эксперимент, который может проводиться в ходе анализа языка художественного произведения. Цель учебного эксперимента - обоснование отбора изобразительно-выразительных средств в данном тексте и установление внутренней взаимосвязи между языковыми средствами. Лингвистический эксперимент может проводиться двумя путями - от целого текста к его компонентам или от единиц языка к тексту:

устранение данного языкового явления из текста;

подстановка или замена языкового элемента синонимичным;

распространение текста другими языковыми элементами;

свёртывание текста;

перестановка слов и других языковых единиц.

Работа с «деформированным» текстом

Важную роль в работе над орфографической зоркостью учащихся играет работа с «деформированным» текстом. Так, например, при изучении курса русского языка в 8 классе большие возможности предоставляет работа с отрывком из рассказа Е. Носова «Шопен, соната номер два». На уроке можно не только тренировать орфографические и пунктуационные навыки, знакомить учащихся со средствами выразительности, но и проводить воспитательную работу.

Составление текста по опорным словам

Подобный вид работы не только тренирует орфографические и пунктуационные навыки учащихся, но и повышает интерес к предмету, развивает творческое воображение и кругозор, воспитывает любовь к слову.

Сочинения проводятся главным образом с целью обогащения словаря учащихся, для них опорными словами являются слова, словосочетания, иногда целые фразы, тематически подобранные учителем. Их надо объяснить не только с точки зрения значения, но и орфографии, морфологии, стилистики. Это могут быть и слова из пассивного словаря учащихся, о которых им следует напомнить, а частично и совсем новые слова, которые используются с целью обогащения словаря.

Комплексная работа с текстом - одна из форм работы с одарёнными школьниками. Подготовка учащихся к олимпиадам и творческим конкурсам требует от учителя особого материала, позволяющего проникать вглубь языковых явлений. И грамотно подобранные тексты предоставляют эти возможности.

Систематическая работа с текстами повышенного уровня сложности приносит хорошие результаты: ученики становятся победителями и призёрами олимпиад и конкурсов всероссийского, областного и городского уровней.

Таким образом, использование комплексной работы с текстами на уроках русского языка способствует формированию языковой компетенции учащихся, помогает в подготовке к ЕГЭ и ГИА, развивает кругозор, повышает интерес к предмету. В процессе работы с художественным текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение школьников к национальной культуре.

Библиографический список

1. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников: психолого-педагогические аспекты языкового образования. - М.:МПСИ, 2002. - 288с.

2. Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках / Е. А. Быстрова // Русская словесность. 2003. № 1

3. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. - Либроком, 2010.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393. - М., 2002.

5. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы/Т.М.Пахнова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 240с.

Программа по русскому языку для основной школы составленная на основе Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения реализует его основные идеи:

  • основа образовательного процесса – компетентностный подход, который обеспечивает формирование и развитие метапредметных и предметных компетенций: коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой;
  • усиление метапредметной образовательной функции;
  • утверждение личностно-ориентированной парадигмы образования в целом;
  • приоритет системно-деятельностного подхода в обучении: демонстрация внутрипредметных связей явлений языка и формирование на этой основе системы метапредметных и предметных компетенций в процессе интенсивной учебной деятельности.
  • Компетенция -актуализированная в освоенных областях образования система ценностей, знаний и умений (навыков), способная адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем (в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом)
  • Компетентность - качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное образование в практической деятельности (владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности)
  • Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу: ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.
  • Традиционный
  • Главная идея: знания приводят к личностному успеху.
  • Решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний.
  • Признак высокого уровня образованности – способность воспроизвести большой объём сложного по своему содержанию материала.
  • Компетентностный
  • Главная идея: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем.
  • Решение проблем – смысл образовательной деятельности.
  • Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно.
  • Результат традиционного образования
  • Знания – это информация, присвоенная человеком
  • Умения – это подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки
  • Навыки – это действия, выполняемые автоматически
  • Результат компетентностного образования
  • Существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.
  • Совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями
  • Деятельность всегда осознана, а не выполняется автоматически
Компетенции
  • ключевые - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
  • общепредметные - относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;
  • предметные - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, формируемые в рамках учебных предметов.
Ключевые образовательные компетенции:
  • Ценностно-смысловая
  • Общекультурная
  • Учебно-познавательная
  • Информационная
  • Коммуникативная
  • Социально-трудовая
  • Личностного самосовершенствования
  • Проблемная
Три задачи курса русского языка:
  • Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций
Виды заданий
  • Основа основ – работа с текстом!
  • Задания направленные на систематизацию и обобщение
  • Работа в парах и группах
  • Проекты, исследования
Рассыпанные предложения
  • Соберите текст из рассыпанных предложений, после того как соберёте, подчеркните слова с...
Самоинструкции
  • Как списывать без ошибок.
  • Прочитайте предложение вслух, отчётливо проговаривая каждое слово по слогам, т.е. произносите слово так, как оно пишется
  • Прочитайте предложение по слогам про себя
  • Просмотрите его ещё раз, чтобы глазами запомнили, как пишутся слова (особенно трудные). При этом проговаривайте трудные слова по слогам
  • Закройте глаза и мысленно напишите каждое слово крупно, разборчиво, яркими буквами
  • Теперь можно записать предложение в тетрадь. Работайте так: проговорите слово, запишите и проверьте его - и так с каждым словом
Правописание чередующихся гласных в корнях слов
  • 1. Проверяю, есть ли в слове буквосочетание с чередованием гласных
  • Если ДА: Определяю с чем связано написание безударной гласной(с полногласием/неполногласием – вывод: пишу –оро- -ра-); с согласным звуком- вывод пишу –раст- -ращ-
  • с суффиксом а – вывод: пишу – бир- -тир- и т.д.
  • Если НЕТ Определяю можно ли поставить гласный под ударение- если ДА, пишу как слышится под ударением;
  • Если НЕТ, проверяю по орфографическому словарю
Распределительные упражнения
  • Заполни таблицу, выбрав из текста нужные слова с орфограммой в корне(гласные после шипящих, чередующиеся, проверяемые, непроверяемые)
Закончи предложение:
  • Простыми называются предложения в которых…, а сложными…
  • Все части речи делятся на…
  • Безударные окончания прилагательных проверяются по …
  • Найди лишнее: р…стущий, прор…стающий, пр…стейший, р…сточек. Найди четвёртое лишнее: Р…стущий, отр…сль, Р…стов, возр…стной
  • Задание с ловушкой: Найди слова, в которых нет ни одной трудности в написании согласных звуков. Остальные слова запишите, подчёркивая «ошибкоопасные места»: воздухоплавание, невесомость, небосвод, траектория, космонавтика, галактика
  • Игра «словесный мячик»: Один из учащихся «кидает» слово другой «бросает» проверочное
  • Игра: Орфографическая дуэль!
  • Задание для любопытных: (Прочтите предложение. Сделайте графический разбор, начертите схему.
  • Батюшка вошёл в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды.
  • Понятен ли вам смысл предложения? Что это за хвост, который можно приладить к мысу Доброй Надежды?) Найдите на географической карте мыс Доброй Надежды
  • Поработайте в парах: взаимопроверка, составление словарных диктантов, тестов, «поработайте редактором», критиком.
  • Работа с тестами: тестовое задание – некоторая учебная задача, которую приходится решать самостоятельно (самостоятельным способам решения языковой задачи, выбору адекватного способа действий необходимо обучать)
  • Проект: Выпишите из знакомых вам литературных произведений отрывки или отдельные предложения, которые помогают определить 1) профессию персонажа;2)характер. Соберите все примеры вместе. Итогом проектной деятельности будет мини-сборник дидактических материалов, которым смогут воспользоваться ученики вашего класса
  • Бюро прогнозов: Вам предстоит поработать не с целыми предложениями, а только с отдельным его фрагментом(«отрезком»). Но в этом отрезке есть знак- подсказка, который позволит вам прогнозировать (предсказывать) знаки препинания, правильно расставлять их. Что можно сказать о предложении, если в нём есть один из следующих отрезков:
  • 1) Он почувствовал что 2) обернулся но никого 3) отправились чтобы 4) Чтобы сын не опоздал отец 5) небо на котором
  • Спиши, расставляя знаки
Спасибо за внимание!