Внимание презентация по психологии. Презентация по психологии на тему "внимание как психический познавательный процесс". Внимание в психологии


Внимание

Слайдов: 14 Слов: 366 Звуков: 0 Эффектов: 0

Психология внимания. Внимание. Свойства внимания. Виды внимания. Функции внимания. Появление ориентировочного рефлекса. Новые впечатления. Начало активного пользования самим ребенком предложенными ему средствами. Появление у ребенка способности направлять свое внимание. Школьный возраст. Нарушения внимания. Теории внимания. Один из вариантов игры на развитие внимания. - Внимание.ppt

Внимание в психологии

Слайдов: 24 Слов: 335 Звуков: 0 Эффектов: 0

Психологические теории познания: проблемы, модели, эксперименты. Внимание. Феноменология познавательных процессов. Повторение. Общая характеристика процессов познания. Повторение. Внимание в когнитивной психологии. Методы К. Черри. Функционально-структурные модели. Модель Д. Бродбента (1958). Наборы слов. Модель А. Трейсман (1960). Модели поздней селекции. Модель А. и Д. Дойчей (1963). Модель Д. Нормана (1968). Внимание как умственное усилие. Модель Д. Канемана (1973). Модель Д. Канемана. Эксперимент Д. Канемана (1973). Внимание как действие. Методика селективного смотрения (1975). - Внимание в психологии.ppt

Расстройство внимания

Слайдов: 29 Слов: 1284 Звуков: 0 Эффектов: 0

Вызванные потенциалы при сбоях внимания. Некомпетентность. Модель распределения ресурсов по Д.Канеману. Конкуренция за ресурсы. Принятие решения. Проявления активной обработки сигнала в ВП. Разность между девиантным и стандартным стимулами. Негативность рассогласования. Разность между нецелевым стимулом в значимом (релевантном) канале. Разностная негативность. Процессная негативность. Бодрствование и сон. Усиление обработки информации в мозге. Наши данные. Behavioral statistics. The time-courses of the behavioral percentage measures. Grand mean. ERP grand mean for correct responses. - Расстройство внимания.ppt

Психология внимания и памяти

Слайдов: 30 Слов: 427 Звуков: 0 Эффектов: 0

Основные положения психологии внимания и памяти. Внимание. Направленность восприятия. Виды внимания. Свойства внимания. Рассеянность. Память. Одна из психических функций. Типологии памяти. Законы памяти. Виды памяти. Долговременная. Процессы памяти. Воспроизведение. Забывание. Патологии. Мышление. Процесс решения задач. Мыслительная деятельность. Формы мышления. Виды мышления. Воображение. Психический процесс. Виды. - Психология внимания и памяти.ppt

Мышление, память, внимание

Слайдов: 22 Слов: 554 Звуков: 0 Эффектов: 25

Познавательные психические процессы. Мышление. Идея. Виды мышления. Наглядно-действенное мышление. Наглядно-образное мышление. Теоретическое образное мышление. Теоретическое понятийное мышление. Память. Виды памяти. Заданный срок. Внимание. Процесс. Свойства внимания. Переключаемость. Объем. Виды внимания. Регулируется с помощью специальных средств. Связано с участием воли. - Мышление, память, внимание.ppt

Внимание память речь мышление

Слайдов: 81 Слов: 4928 Звуков: 0 Эффектов: 9

Психология познавательных процессов. Ощущение и восприятие Внимание Память Мышление и речь Воображение. Воображение – отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта. Ощущение Восприятие. Раздражитель (Р) воздействует. на основе которых складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, обрабатываются там и формируются отдельные ощущения (ОЩ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), Внимание должно быть направлено на прием и понимание информации. в результате чего происходит опознание предмета (ОП), -

Внимание, виды и основные свойства внимания. Внимание – направленность и сосредоточенность человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Классификация видов внимания (основание: актив-ность личности) (Н. Ф. Добрынин). Послепроизвольное. Свойственно только человеку; возникает на основе устойчивого произвольного внимания и интереса к объекту, после чего внимание становится похожим на непроизвольное. Произвольное. свойственно только человеку, относится к высшим психическим функциям. Процесс формирования произвольного внимания описал Л. С. Выготский: указательный жест + слово = выделение предмета из остальных, фиксация. Непроизвольное. Внимание человека непосредственно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 8.

Слайд 8 из презентации «Общая психология» к урокам психологии на тему «Отрасли психологии»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке психологии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Общая психология.ppt» можно в zip-архиве размером 405 КБ.

Скачать презентацию

Отрасли психологии

«Психологическое сопровождение» - Формы взаимодействия с образовательными учреждениями. Родительские собрания. Психологическая консультация всех участников сопровождения. Проверка запроса на обоснованность. Принципы психологического сопровождения (Казакова Е. И.). Социальные проекты как форма интеграции детей в образовательную среду.

«Кабинет психолога» - Заведующая кабинетом: Катаева Оксана Николаевна. Наличие посадочных мест 14. Паспорт кабинета педагога-психолога. План кабинета психолога.

«Пособие по психологии» - Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Для студентов высших педагогических учебных заведений. Основные формы страха. Психология и педагогика. Подробно освещаются вопросы делового общения и этикета.

«Психолог профессия» - Учат использовать силу стресса себе во благо. Врач-психолог. Учат брать ситуацию под контроль и принимать взвешенные решения. Психолог - профессия будущего. Профессия очень редкая, дефицит большой. Где работать: Как психологи помогают космонавтам избежать стресса: Доверенный психолог. Врач-психолог Доверенный психолог.

«Медицинский психолог» - Работа с пациентками в ходе психологической консультации. А.А.Коваль-Зайцев МГППУ, ф-т КСП Кафедра нейро- и патопсихологии. Формы взаимодействия психологов и медиков в различных учреждениях. Знания, необходимые психологу. Работа психолога в условиях поликлинического звена медицинской помощи (на примере работы в женской консультации).

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отключении от других (Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии).

Внимание – это сосредоточенность деятельности

субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, суждении и т.д.) (Краткий психол. словарь, сост. Карпенко Л.А.).

Внимание – это сосредоточенность и направленность активности человека на что-либо, имеющее то или иное

значение для него (Психология, А.В. Петровский).

Физиология внимания (по А.А. Ухтомскому):

Возбуждение (нейронов) распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер.

Внимание – это такой оптимальный центр возбуждения, которому подчинена вся активность мозга на данный момент.

Свойства внимания

Объем внимания

Число Ингве-Миллера: 7±2

Объем внимания

Колебания внимания (флуктуации)

ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Кривая развития внимания в детском возрасте (по А.Н.Леонтьеву)

С возрастом внимание ребенка улучшается (пунктирная линия)

Развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие внимания в целом.

В школьном возрасте наступает перелом в развитии: первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное.

Опосредствованное внимания занимает у взрослого основное место среди всех его видов.

Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают

начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию.

Тенденция уравнивания произвольного и непроизвольного внимания: в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Возрастная динамика внимания

Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие

Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. - 256 с.

Суммарное изменение всех характеристик внимания (С. А. Лукомская), происходит неравномерно и имеет вид логистической кривой.

На протяжении процесса обучения происходит изменение роли отдельных сторон данной функции.

При прогрессивном развитии функции в целом и ее отдельных свойств на протяжении всего школьного онтогенеза имеет место постоянная смена ведущих свойств внимания (С. А. Лукомская):

1. На первом этапе (8-10 лет) прогрессивный характер развития внимания обеспечивается ростом всех его сторон, но в разной степени. (Наибольшие изменения обнаружены в развитии объема и переключения. На данном этапе наблюдается высокая степень интегрированности всех свойств.

2. На втором этапе (10-13 лет), напротив, имеет место замедление роста функции и разнонаправленность изменений ее отдельных характеристик. При этом происходит расструктурирование внимания.

3. На третьем этапе (13-16 лет) вновь наблюдается ускоренный и однонаправленный рост функции главным образом за счет развития ее устойчивости. Данный этап также характеризуется интегрированностью всех свойств внимания.

Расчеты теоретических кривых показали, что изменения в темпах развития и «точка перегиба» кривых падают на 10-12 лет.

–. Вербальное внимание уже в 8-10 лет значительно опережает развитие перцептивного. «Развитие вербального внимания отличается большей сложностью, противоречивостью и более ускоренными темпами роста. Этот вид внимания так же, как и перцептивное, проходит три этапа развития:

ускоренное, замедленное и вновь ускоренное.

–. В возрастной динамике вербального внимания наблюдается борее выраженная иерархия уровней развития различных характеристик, где ведущее значение имеет объем.

Урок № 7 Урок № 7 Тема урока: Тема урока: Внимание как психический Внимание как психический познавательный процесс познавательный процесс

 "Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира"  (К.Д. Ушинский)

План  1. Понятие внимания.  2. Физиологическая основа внимания  3. Основные виды внимания.  4. Основные свойства внимания.

Актуальность Актуальность Внимание – это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Внимание делает все наши психические процессы полноценными. Только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.

Исследования внимания: Великие учёные выдвинули множество теорий Ухтомский А.А Бродбент Д.Е Павлов И.П. Ланге Н.Н., Узнадзе Д.Н Лурия А.Р Выготский Л.С Рубинштейн Леонтьев А.Н.

Теории внимания Теории внимания Н.Н.Ланге выделил основные подходы к проблеме внимания: результат как результат двигательного ограниченности 1.Внимание приспособления. 2.Внимание как объёма сознания. 3.Внимание как результат эмоции. 4.Внимание как результат апперцепции. 5.Внимание как особая активная способность духа. 6.Внимание раздражителя. 7.Теория нервного подавления как усиление нервного Н.Н.Ланге

Внимание в рамках Внимание в рамках деятельностного подхода деятельностного подхода.. Л.С.Выготский Л.С.Выготский рассматривал внимание, как и другие психические функции, в двух формах – как природное внимание и как продукт культурного развития, то есть высшую психическую функцию. Определение произвольного внимания, данное Л.С.Выготским – обращенный внутрь процесс опосредованного внимания, подчиненный общим законам культурного развития. Более поздняя традиция в отечественных психологических исследованиях внимания – это рассмотрение внимания как внутренней деятельности.

Внимание в концепции Внимание в концепции установки Д.Н.Узнадзе установки Д.Н.Узнадзе.. Оригинальным является подход к изучению внимания в концепции установки Д.Н.Узнадзе, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики в процессе целенаправленной активности субъекта. Определение внимания, данное Д.Н.Узнадзе: это процесс объективации, при котором из круга наших первичных восприятий выделяется какое­нибудь из них, становясь наиболее ясным из актуальных содержаний нашего сознания. Д.Н.Узнадзе

Понятие внимания.. Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте при одновременном отключении от других. Внимание – это сквозной психический процесс, состоящий в избирательной направленности психической деятельности на объект

Функции внимания Функции внимания

Физиологическая основа Физиологическая основа внимания внимания Доминанта является физиологической основой внимания. Феномен доминанты – то есть принципиальное нарушения равновесия в нервной системе, при котором господствующий очаг возбуждения разгорается, привлекая воны возбуждения из разных источников А.А.Ухтомский.. Ориентировочный рефлекс И.П. Павлов назвал рефлексом “что такое?”

1 слайд

2 слайд

1. Что такое внимание Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте или деятельности при отвлечении от всего остального.

3 слайд

2.Виды внимания В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание.

5 слайд

2. Произвольное внимание – возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определённую задачу и вырабатывает программу действий(внимание с участием воли). Указания со стороны, собственная инструкция, намерение (в виде внутренней речи) создают возможность произвольного внимания, которое играет огромную роль в жизни человека. Ведь далеко не все, что необходимо делать человеку, представляет для него непосредственный интерес. Условия поддержания произвольного внимания Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности Большое значение имеет осознание важности, общественной значимости цели деятельности. Благоприятные условия для деятельности, т. е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (телевизионные передачи, интересный рассказ, читаемый по радио, громкая музыка, шум). Привычные условия работы Возникновение затруднений Возникновение косвенных интересов Сама деятельность, которую выполняет индивид, может и не вызывать непосредственного интереса, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности. Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности.

6 слайд

3.Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного внимания, после него. Если в деятельности интересным и значимым для личности становится содержание и сам процесс деятельности, а не только результат, возникает послепроизвольное внимание. Деятельность так захватывает человека, что для поддержания внимания уже не требуется волевых усилий.

7 слайд

3.Свойства внимания 1. Устойчивость внимания 2. Сосредоточенность (концентрация внимания) 3. Переключаемость 4. Распределение внимания 5. Объём внимания Прежде всего, внимание характеризуется тем, насколько оно сильно, напряжённо, насколько сконцентрировано на объекте, насколько человеку удаётся отвлечься от посторонних раздражителей. Соответствующее свойство называют сосредоточенностью внимания. Но ведь важно не только это. Важно и то, как долго человек может поддерживать внимание, т. е. устойчивость внимания. Важно оценить внимание и с точки зрения его широты - насколько широко охватывает оно предметы и явления. Соответственно различают такие два свойства внимания, как его объём и распределение. И наконец, важно знать, насколько гибко внимание, как быстро оно может переключаться с одного объекта на другой.

8 слайд

1. Устойчивость внимания – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете или деятельности (временная характеристика). Устойчивость внимания сохраняется в активной и разнообразной практической деятельности с предметом, в активной умственной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в такой деятельности, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции. 2. Сосредоточенность внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-нибудь событию или факту. Если человек полностью поглощён делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать - он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае говорят о большой силе его сосредоточенного внимания. 3. Переключаемость – перевод внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека - некоторые люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие - медленно и с трудом. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии.

9 слайд

4. Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве и параллельно выполнять несколько видов деятельности (слушать и писать, писать и говорить). При каких условиях две работы могут успешно выполняться в одно и то же время? Только в том случае, если обе деятельности или, по крайней мере, одна из них настолько освоена, привычна, легка, что не требует сосредоточенного внимания, выполняется человеком очень свободно, лишь незначительно контролируется и регулируется им. В центре внимания человека только одна основная деятельность, другая же занимает относительно малую часть внимания, она находится не в центре внимания, а на его периферии. 5. Объём внимания – количество информации, которое способно одновременно находиться в сфере повышенного внимания. Указание на одномоментность здесь важно, потому что наше внимание обычно может очень быстро переходить от одного объекта к другому, что создает иллюзию большого объема внимания. Важно уметь, объединять предметы в одно целое, воспринимать их целыми комплексами.

10 слайд

4. Функции внимания Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

11 слайд

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности - словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности. Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнёре по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

12 слайд

Литература: 1. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.- М.: Просвещение, 1980. 2. Немов Р.С. ПСИХОЛОГИЯ Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002. 3. Лекции по психологии в педколледже.