Теория путешествий автостопом. Что нужно знать, отправляясь в путешествие автостопом? Полночь за окном непроглядная — где ночевать


Маршрут.

Полезно знать, какие населенные пункты будут на пути и будут ли они вообще. Иметь при себе карту не всегда обязательно, например, если это стоп Москва-Питер. Если же отправляетесь куда-то в глушь, можно даже бумажную приобрести, хотя я обычно оффлайн карты на свой андроид скачиваю. Рассчитайте, сколько времени занимает обычная поездка по данному маршруту, плюсуйте к этой цифре от часа до бесконечности. Кто ловит машину 15 минут, кому-то приходится стоять несколько часов.

Снаряга.

Не бывает плохой погоды, бывает плохое снаряжение. В первую очередь, одеваться надо по погоде и ярко. Удобная обувь и опрятная одежда прибавляет +100 к комфорту. В дождь, естественно, взять с собой дождевик и запасные носочки. Бахилы тоже тема, кстати. Девочкам не рекомендую надевать короткие платья даже в сильную жару, был у меня такой опыт, не понравилось. Без происшествий, но заработать предлагали.

Обязательно иметь фонарик и запасные батарейки для него, фонарь на телефоне не в счёт! Очень удобно кататься с пауербанком, есть даже на солнечных батареях, но это уже не входит в список обязательного.

Спальник/коремат/палатка. Если путь дальний, хотя бы первые два должны быть с собой.

Рюкзак.

Самая частая ошибка новичков - купить рюкзак на литров 70 и растянуть его вещами до 90. Вам не нужно столько вещей! Просто поверьте, спина дороже. Если стоп летний, то, даже если ехать очень далеко, пятидесяти литров с лихвой хватит. Все, что нужно, появится, когда нужно.

Провиант.

Всегда берите в дорогу воду. Из еды берите сухофрукты и шоколад - в дороге самое то. Покушать перед дорогой - обязательно! Часто добрые драйвера кормят, но не всех и не всегда.

Как начать.

Поймать машину в черте города или на объездной очень сложно. Ищите транспорт, который везет за город на трассу, выходите максимально далеко, так быстрее поймаете машину. Улыбаемся, машем, пальчик вверх)

Где стоять.

Естественно, не на мосту. И не перед поворотом. И не после. Убедитесь, что вас длительное время хорошо видно, драйверу надо успеть подумать и понять, что он хочет вас подобрать. Если уже стемнело, стойте под фонарем либо освещайте себя фонариком.

В машине.

Будьте максимально дружелюбны, но не назойливы. Подбирают по абсолютно разным причинам. Кому-то скучно ехать одному, он подбирает себе собеседника, кто-то​ любит учить уму-разуму, в таком случае, вам разговаривать почти не придется, а только слушать, как надо жить. Кто-то сам такой же был, посадит, покормить, спать уложит. В общем, прокачивайте проницательность. Не спите, если вам не предложил это сам водитель! А даже если предложил, все равно лучше не спите.

Согласно этой самой теории всего лишь при помощи лёгкого протягивания руки и поднятия большого пальца можно не только совершить сказочное путешествие, но и привести в порядок смятенный внутренний мир и обрести долгожданное равновесие.

Автомобильный бум в 20-х годах прошлого столетия в США породил движение хитч-хайкеров. Данное понятие происходит от английских слов «hitch» (зацепка) и «hiking» (дальние путешествия). В нашем славянском простонародье явление зацепки за дальние странствия получило название «автостоп».

Уже в начале второй половины ХХ столетия на дорогах мира появилось множество людей с протянутыми руками и поднятыми большими пальцами, которые платили водителям попутных машин не деньгами, а временем, проведённом в приятном общении. Европейцы вышли на дороги вслед за своими американскими собратьями, хотя, следует отметить, что в Швейцарии и Австрии движение автостоперов не прижилось. Культура автостопа взлетела на гребень популярности в 1960-х годах, когда хиппи выбрали данный способ передвижения и повально хлынули в Индию. Власти многих стран во все времена пытались поставить автостоп вне закона, но он по определению неискореним. Во Франции хитч-хайкинг был даже приравнен к проституции, но разве существуют действенные методы борьбы с гражданами Вселенной, для которых запрет - это всего лишь очередное вполне преодолимое препятствие на дороге?

Казалось бы, на первый взгляд нет никакой разницы между автостоперами и спортивными палаточными туристами или, скажем, гостиничными «бэкпакерами». Но на самом деле вольные путешественники, как любят называть себя сами приверженцы автостопа, не зависят от таких цивилизационных благ, как отели или рейсовые автобусы. Организованные туристы значительно проигрывают автостоперам, если дело касается денежных расходов. Но цель путешествия автостопом - вовсе не экономия средств. Это что-то намного большее, что нельзя объяснить словами. Погоня за убегающим временем, желание избавиться от привязки к обществу и, если вам угодно, возможность увидеть жизнь такой, какой она является на самом деле, а не такой, какой её себе вообразили пугливые составители симпатичных путеводителей.

Сегодня начинающим автостоперам приходится намного легче, потому как они могут воспользоваться советами бывалых путешественников. Что же должен знать новичок, становясь на обочину?

Уроки автостопа: научный хитч-хайкинг:

Во-первых, нужно быть готовым к тому, что ходить придётся не меньше, чем ездить. Многие неопытные автостоперы считают, что стояние на месте с вытянутой рукой является наиболее эффективным. Но богатый опыт подсказывает, что, двигаясь вперёд, у автостопера больше шансов поймать попутку.

Во-вторых, нужно заранее позаботиться о приобретении карты местности, чтобы не заблудиться и хоть примерно ориентироваться на маршруте.

Если вы решили отправиться автостопом за границу, то лучше, если вы будете знать хотя бы английский. Нет, для путешествия вовсе не обязательно владеть языком в совершенстве, но названия городов и элементарные слова благодарности лучше всё же знать.

Если в России автостоп не является незаконным, то в некоторых странах автопутешественники сразу же обращают на себя пристальное внимание правоохранительных органов. Вы же не хотите, чтобы французский ажан сковал вас наручниками и обвинил в бродяжничестве или проституции? Хотя это тоже своеобразный опыт.

Набор стопера

Отведите отдельное место в рюкзаке тёплой одежде. У природы, конечно, нет плохой погоды, но быть застигнутым врасплох проливным дождём или холодным ветром - это не то, что вы ждёте от путешествия. И ещё одна маленькая деталь - постарайтесь подобрать одежду ярких расцветок. Это поможет мимо проезжающим водителям быстрее заметить вас.

Будьте готовы к любым агрессивным проявлениям погоды

Есть у автостопа и свои правила безопасности. В первую очередь автостопер должен быть хоть чуточку психологом. Умение разбираться в людях может пригодиться вам, дабы оградить себя от плохих попутчиков. Криминалисты выделяют отдельную категорию маньяков, которые любят охотиться на голосующих у обочин людей. Если автомобиль притормозил, но вам не понравился водитель, лучше всего довериться первому впечатлению и вежливо отказаться от поездки. Главное, чтобы такая осторожность не переросла в паранойю, потому как в аптечке может не оказаться большой упаковки лекарства, которое активно используется в психиатрии. А чтобы не обижать хорошего человека, чем-то вам не приглянувшегося, можете просто спросить, куда он едет, а потом с сожалением сказать, что вам в другую сторону. При этом нужно оставаться абсолютно спокойным и не перебегать на противоположную обочину.

Правильный автостоп:

К тому же, обочина - это весьма опасное место. Особенно у нас в стране, где есть всего две беды. Нет, дураков у нас не так уж и много, но расставлены они настолько грамотно, что попадаются на каждом шагу. Так что берегитесь лихачей и тех, для кого пешеход - это всего лишь назойливый майский жук, которого можно посадить на лобовое стекло. Так, чтобы потом не сказали: «Пешеход был скорее прав, чем жив».

Если вы думаете, что автостоперы - это одиночки, вы глубоко ошибаетесь. Можно путешествовать в компании. Лучше всего путешествовать вдвоём или втроём. Если ваша автостоперская группа будет больше, кто-то из вас рискует оказаться без места в попутном автомобиле.

И не стойте вы на хайвэе - из-за большой скорости машины на скоростных автострадах просто физически не могут остановиться. Идеальный способ передвижения по трассе - от заправки к заправке.

Костюм лучше выбирать яркий с светоотражающими полосами, которые автостоперы называют «соплями»

Но все эти правила и рядом не стоят с главной идеей автостопа. Заключается она в том, что автостопер должен быть позитивным человеком с огромным запасом оптимизма. Все ваши попытки выйти на трассу с опущенными плечами и постным лицом окончатся полным провалом. Думаете, водителям нужен такой попутчик? Вряд ли. Автостопер должен быть настоящей батарейкой с полным зарядом положительной энергии. Но не путайте оптимизм и легкомыслие, потому как последнее может дорого вам обойтись.

Вернёмся к вопросу психологии в автостопе. Не думайте, что общение с водителем является обязательным условием. Иногда человек за рулём слишком устаёт, чтобы разговаривать, или же склонен послушать по радио любимые треки, а не болтовню взъерошенного попутчика. Но если вы видите, что водитель открыт для общения, тут вам придётся по максимуму проявить все свои качества интересного и осмысленного собеседника. Если вы успели увидеть во время своего путешествия что-то интересное, расскажите об этом. И не бойтесь приукрасить свой рассказ - люди любят слушать побасёнки странников.

У красивой девушки больше шансов остановить попутку…

Если вы не страдаете инсомнией, вам следует подумать о ночлеге. Всякий уважающий себя автостопер ни за что не будет останавливаться в гостиницах, потому как это автоматически превращает его в организованного туриста. Основная масса автостоперов предпочитает дикие кемпинги. Но они, увы, во множестве европейских государств запрещены. Однако если вы спросите, к примеру, разрешение у фермера, владеющего участком земли, на котором будет разбита палатка, тогда можете смело забыться сном и ни о чём не беспокоиться.

Альтернативными местами ночлега могут быть кемпинги, где за ночёвку придётся заплатить от 3 до 8 долларов. На крайний случай есть хостелы, койко-место в которых стоит 5-15 долларов.

…чем у симпатичного мужчины

Вы не готовы самостоятельно начать автостоперскую карьеру? Что ж, в России есть множество возможностей сделать это сообща с теми людьми, которые знают толк в путешествиях. У нас в стране есть достаточно клубов автостопа, в которых вы можете пополнить багаж вашего опыта и обрести уверенность в собственных силах. Это и Петербургская Лыжа Автостопа, являющаяся самым олдовым клубом, организованным в далёком 1978 году, и Гильдия Мастеров Автостопа, члены которой именуют себя разгильдяями, и Академия Вольного Бомжизма, являющаяся самым распиаренным российским клубом, и Московское ПТУ оффстопа, появившееся в начале 1990-х гг., и Омский клуб неспортивного автостопа.

У автостоперов есть даже собственный язык, который слэнгом и язык назвать не поворачивается (извините за каламбурную тавтологию). Например, стопперы различают правильных и неправильных водителей. Первые, или драйверы, никогда не берут денег и всегда рады помочь путешественнику. А вот водитель из второй категории - это водятел. Он будет всю дорогу ныть о том, как «они развалили страну», «почему шляешься без дела, иди работать» и обязательно попросит денег на бензин, невзирая на то, что стоппер предупредил его перед посадкой в машину, что банкнот в своей жизни в глаза не видел.

Чужая жилплощадь, на которой можно перележать тёмное время суток, называется впиской. Главное правило на вписке звучит хлёстко и чётко: «Ты не дома, так что веди себя подобающе».

Светоотражающие полоски (СОП) на жёлтых комбинезонах автостоперы называют соплями. А цивильных автостоперов, то есть, тех, которые голосуют не по идеологическим соображениям (опоздали на автобус), называют просто тюленями.

Автостоп - это философия

Автостоп - это не увлечение и не развлечение. Это настоящая жизненная позиция или укус комара, после которого лихорадка странствий просто неизбежна. Стас Янковский как-то сказал, что пессимист живёт так, будто ему уже выписан прямой билет на тот свет. Оптимист - так, будто ему выписан обратный билет. А вот полноценно живёт лишь тот, кто не думает ни о каких выписанных билетах, и катается по жизни автостопом. Ведь счастье - это когда не надо врать, что вам хорошо.

Автостоп – это бесплатное передвижение туристов на попутном транспорте с согласия водителя (кондуктора, машиниста). Изначально автостоп был возможен только на попутных автомашинах, однако позже развился автостоп на других видах транспорта. Автостопом не считается безбилетный проезд в маршрутном транспорте, если на это не получено согласие водителя (кондуктора, машиниста).

Автостоп – это не полная халява. Главным принципом автостопа является взаимовыгода (осознанная или нет) его участников. Как правило, основной пользой, извлекаемой водителем из автостопщика, является общение. Особенно на дальнем маршруте общение, разрушающее однообразный ритм дороги и позволяющее водителю не уснуть. Именно поэтому автостоп под разными названиями и в различных формах существует с древних времён и будет существовать до тех пор, пока не исчезнут машины и водители.

Неформальность – еще одна из очень важных сторон автостопа. Истории известны факты, когда связанные жёсткими правилами водители рейсовых автобусов подбирают автостопщиков именно ради неформального общения. "Пассажиры - для денег, попутчик - для души". Именно поэтому проезд на попутном корабле со включением в судовую роль автостопом обычно не считается, так как в этом случае создаются определённые формальные отношения.

Доверие – еще один очень важный принцип автостопа. Водитель допускает автостопщика в свое очень узкое личное пространство кабины автомобиля. Проявления в этом случае подозрительности, неискренности, лжи просто недопустимы.

1. Автостоп нулевого рода - передвижение на попутных велосипедах, мотоциклах, лошадях, гужевых повозках, рикшах и других немеханических транспортных средствах или средствах с малым объёмом двигателя. Выделение данного рода автостопа имеет скорее шуточный характер, так как в реальной жизни встречается очень редко;
2. Автостоп первого рода - наиболее распространённый вид. Имеется в виду передвижение на попутных легковых и грузовых автомобилях, автобусах и других наземных нерельсовых транспортных средствах;
3. Автостоп второго рода - передвижение на попутных железнодорожных поездах;
4. Автостоп третьего рода - "гидростоп" или "аквастоп", передвижение на попутных катерах, паромах, кораблях и других водных транспортных средствах;
5. Автостоп четвёртого рода - передвижение на попутных вертолётах, самолётах и других воздушных транспортных средствах;
6. Автостоп пятого рода - пока относится к области фантастики и подразумевает использование космического транспорта.

Cамым известным автостопщиком нулевого рода в шутку называют Михаила Ломоносова , хотя эта страница его биографии скорее легендарна.

Возникновение автостопа совпадает с появлением автомобильного транспорта в начале прошлого XX века. Изначально автостоп носил скорее стихийный характер. Позже значительную роль в продвижении мирового автостопа сыграло движение хиппи, так как автостоп давал этим людям возможность путешествовать и знакомиться с разными людьми не тратя при этом денег, которых у них обычно и не было вовсе.

В 1978 году была создана Петербургская Лига Автостопа (ПЛАС) . Президентом этой Лиги является Алексей Воров, проехавший автостопом более 1,3 миллиона километров, что пока является непревзойдённым рекордом. Автостоп по определению ПЛАС - это спорт, из-за чего членами ПЛАС часто проводятся различные соревнования и гонки на скорость как по территории России, так и по миру.

Внешне гонщики ПЛАС выделяются яркими жёлтыми комбинезонами. Однако данная униформа с их подачи стала встречаться повсеместно, поэтому не следует считать любую жёлтую фигуру на дороге ПЛАСовцем.

Наибольшее достижение ПЛАС - кругосветная экспедиция "Автоколумб" 1992-93 годов. Участники этой экспедиции совершили путешествие вокруг земного шара, не пользуясь никаким рейсовым транспортом, побывав в 25 странах Евразии, а также Северной и Южной Америки.

Летом 1996 года один из членов ПЛАС Филипп Леонтьев совершил путешествие из Санкт-Петербурга в Дакар, пройдя автостопом более 16000 километров с использованием 197 видов транспорта (включая самолет Нуакшот-Лиссабон, груженный мороженой рыбой) и побывал при этом в 15 странах. В целом это путешествие заняло 2 месяца.

Московская Школа автостопа (МША) была основана в 1994 году московским автостопщиком Валерием Шаниным, автором книги "Хитч-хайкинг: автостопом по США и Европе". Его автостопный стаж - около 100 тыс. километров (данные на 2001 год) . Основной интерес Шанина и его школы автостопа - страны Запада.

Валерием Шаниным и Школой автостопа были проведены несколько крупных мероприятий для автостопщиков, таких как "Чемпионат России по автостопу", "Чемпионат Москвы по автостопу" и др. Эти мероприятия привлекли огромное внимание средств массовой информации, хотя, по высказываниям некоторых автостопщиков, были организованы на довольно низком уровне.

Академия Вольных Путешествий (АВП) была основана в 1995 году москвичем Антоном Кротовым. Стаж Антона Кротова составляет более 500 тыс. километров. В отличие от других школ автостопа, АВП воспринимает автостоп как науку и как метод познания единства и доброты окружающего нас мира. Главным лозунгом школы АВП является "Наука победит!". Основоположными целями АВП есть нахождение, сбор и распространение информации, связанной с самостоятельными путешествиями, не зависящими от материального уровня путешественника. Из-за этого именно эта школа является одной из самых известных и уважаемых среди начинающих автостопщиков.

Академией Вольных Путешествий организуется множество массовых экспедиций в различные страны, включая Африканский и Азиатский континенты. Для новичков часто организовываются "самоходные походы".

Российские автостопщики (употребляются также термины "стопщик" и "стоппер") используют собственный сленг, не всегда понятный другим людям. Например, слово "собака" у некоторых автостопщиков обозначает пригородную электричку ("поехать в Москву на собаках"). Некоторая часть этого сленга заимствована из сленга хиппи и сленга дальнобойщиков. Слово "полустоп" встречается в применении к людям, в одной поездке перемежающим автостоп с платными перемещениями на транспорте.

Использованные источники

1. .
2. Кротов А.В. АвтоSTOPом по России. - М.: Армада-Пресс, 2001. - С.8-32.

Ни разу не была в походе и не спала в палатке – пока бросила работу, и не отправилась в свое первое путешествие автостопом. История о том, как можно изменить свою жизнь, и стоит ли оно того – специально для “Самокатуса”.

Я родилась и всю жизнь прожила в Москве. Закончила два института: как и большинство людей моего поколения, в первый институт попала случайно – стала программистом. Второй выбрала осознанно, и получила степень МВА. Еще я чуть не получила юридическое образование, но родился сын, и пришлось прервать учебу.

Всю жизнь я работала по придуманному кем-то графику - с 8 до 17, с 9 до 18, бесконечные с и по, с перерывом на обед. Я начала свою карьеру в должности секретаря, а закончила начальником отдела кадров. Отдыхала я нередко, три-пять раз в год: всю жизнь я предпочитала экономить на вещах и кафе в пользу путешествий. Сначала я покупала пакетные туры, а позже начала сама планировать поездки: я так набила руку на покупке билетов, бронировании отелей и трансферов, что стала считаться продвинутым путешественником в кругу своих знакомых, и с удовольствием консультировала всех желающих.

В феврале 2017 года, отработав в Роспотребнадзоре, отучившись в Плехановском институте и получив диплом бухгалтера, я решила отдохнуть от офиса – и ушла в компанию «Мосгортур», которая занимается организацией отдыха льготных категорий семей. Новая работа помогла мне пересмотреть свои ценности: я надолго уезжала из дома, и через полгода поняла – мне хочется отправиться в долгое путешествие, и именно автостопом.

Куда? Как? С кем? Путешествие автостопом означает, что вы с попутчиком не разлучаетесь ни на минуту. Вы голосуете на дороге, вы ночуете вместе - в палатке, в хостеле, в гостях у хостов с каучсерфинга, вы делите пищу пополам. Мне повезло: я быстро нашла «своего» человека.

Для поиска попутчиков существуют группы и страницы ВКонтакте о путешествиях – АВП, “Автостоп Community”, “Бродяги Драхмы” и так далее. Так как у меня уже была виза в США, и очень хотелось снова посетить Нью-Йорк, я разместила объявление о поиске попутчика или попутчицы в Южную Америку с возвратом через США. В ожидании откликов я просматривала объявления других пользователей. Одно из них заинтересовало меня сроками предполагаемого путешествия: молодой человек из Санкт-Петербурга уже купил билет в Таиланд и искал попутчицу в Юго-Восточную Азию на те же даты, что и я искала попутчиков в Америку. На объявление С. о путешествии автостопом по Таиланду я откликнулась из чистого любопытства: хотела посмотреть, как выглядит знакомство будущих попутчиков, какие вопросы задают, какие ответы получают. Мы встретились, и я точно поняла, что с этим человеком никуда не поеду: сначала он мне совершенно не понравился, ни внешне, ни манерой поведения. Но, пообщавшись с С. некоторое время, я изменила свое мнение: он внушал уверенность, был аккуратен, спокоен. Ему можно было доверять. Меня вдохновило, что он прошел путь, подобный моему: бросил хорошо оплачиваемую работу, продал машину и на следующий день после своего дня рождения уехал путешествовать.

Хорошо уходить в отрыв, когда тебе двадцать. Когда тебе сорок, а за плечами годы непрерывной работы, несколько высших образований, устроенная жизнь, ребенок, более-менее ясные и прогнозируемые планы – все становится неочевидным. Лишиться ежемесячного заработка страшно. Устоявшийся круг общения призывает к благоразумию – особенно активно это проявится со стороны родных людей. Перед путешествием я договорилась с мамой, что сын будет жить с ней – мы перевели его в школу возле ее дома, и я ежемесячно давала деньги на его содержание.

Не зря в моем деревенском доме больше десяти лет пролежал рюкзак на 65 литров, неизвестно как туда попавший – пришло время забрать его, сложить туда вещи и отправиться в путь. Всю свою философию в одежде, косметике и аксессуарах мне нужно было уместить в эти 65 литров и не более 10 килограммов. Мне помог YouTube: списки и очерки о том, как собрать рюкзак для автостопа, обычно малоприменимы в реальной жизни.

Мой список получился следующим:

  • Рюкзак (65 литров) + мини-рюкзак + поясная сумка + чехол/дождевик для рюкзака;
  • пенка + спальник;
  • джинсы + кофта с длинными рукавами;
  • кроссовки + сандали;
  • три пары носков + шерстяные носки + нижнее белье, пять предметов + купальник;
  • двое шорт + штаны (спортивные);
  • ветровка + флиска + дождевик;
  • две футболки + две майки;
  • полотенце + бафф + куфия или арафатка;
  • кеды + шлепки;
  • нож + солнечные очки + ремень;
  • лекарства + косметика;
  • бокс для еды;
  • щетка для языка + щетка для зубов + зубная нить + мочалка + маникюрный набор;
  • кошелек + банковские карты + паспорт + права + другие документы (ксерокопия паспортов, две справки из банка, страховка).

Я уложилась в заданный вес: в начале пути мой рюкзак весил ровно 10 килограммов, но в процессе добавились разные мелочи вроде мыла, стирального порошка, ручек, селфи-палки, маркера – в Россию я прилетела с рюкзаком весом 17 килограммов.

Раньше я не понимала, что человеку в жизни нужно совсем немного. Сейчас я пришла к теории минимализма в жизни: заскочив в Москву между моим путешествием по ЮВА и путешествием по России во Владивосток, я раздала две трети своего гардероба.

Моим первым шагом стала покупка билета в Бангкок один конец. Сначала мне было сложно без обратного билета шагнуть в самолет, потом – выйти впервые на трассу. Ты выезжаешь из города, ищешь подходящую позицию, на которой тебя хорошо видно, встаешь «напоказ» – готово! Ты стоишь и смотришь проезжающим людям в глаза, ловишь их взгляд, они видят твои глаза - ты ждешь своего водителя. Это было очень сложно для меня: открыть глаза и свою душу посторонним людям. Еще одно из свойств автостопа - это полная неопределенность: никто не знает, где ты окажешься через час, и где тебе придется ночевать. Это было полной противоположностью моей предыдущей жизни. Мы могли уехать из точки автостопа через пять минут, и сразу доехать до нужного нам места. А могли застрять на просторах чужой страны, в горах, и ночевать в палатке под бескрайним звездным небом. Это постоянная лотерея, постоянный адреналин.

До того, как я отправилась в путешествие, моей заработной платы хватало ровно на месяц. Все деньги уходили на еду, оплату квартиры, образование сына. Когда я не работала, я стояла на бирже и перебивалась случайными заработками. И тут выяснилось, что жить в путешествии дешевле, чем в Москве: в среднем у нас выходило 10-15 тысяч рублей расходов на человека в месяц. На эти деньги мы могли снять хостел, взять напрокат мотобайк, купить кучу фруктов, сходить в музей, купить необходимое из одежды.

Главное, на чем вы экономите в путешествии автостопом – это передвижение и проживание. Жить можно в палатке, в хостелах (очень дешевые в ЮВА – в среднем 250-300 рублей за двухместный номер) и по каучсерфингу. Пользоваться им просто: вы рассылаете запросы по местам вашего путешествия и ждете ответа. Где только нам не приходилось ночевать: начиная с комнатки под лестницей у молодого мусульманина-гомосексуалиста в одной из самых опасных провинций Таиланда – Паттани, до фешенебельного отеля в центре Пекина. Но самое главное – не то, где вы спите, а то, с кем вы общаетесь: никогда вы не увидите и не узнаете столько интересного, если не погрузитесь в быт местных.

Впервые останавливаться в гостях у хостов мне было сложно. Казалось, что я им что-то должна, и они что-то от меня хотят. Но потом я поняла, что люди делают это бескорыстно, и это было созвучно тому, что всегда было в моей душе: если можешь помочь другому – помоги.

За время нашего путешествия по Юго-Восточной Азии мы побывали в четырех странах (Тайланд, Малайзия, Лаос, Вьетнам). В Россию вернулись через Китай: проехали его насквозь и пересекли границу недалеко от Владивостока. Всего в Азии мы были семь с половиной месяцев, хотя изначально я планировала вернуться гораздо раньше. Больше всего времени мы провели в Таиланде: эта страна стала нашей точкой отсчета, мы все время туда возвращались – кроме того, в Бангкоке у нас благодаря каучсерфингу появился близкий друг, и он всегда был рад нас видеть. Юго-Восточная Азия впечатлила меня: это потрясающий регион, в котором есть все – потрясающие достопримечательности, горы и моря, гостеприимные люди, богатая культура и передовые технологии.

Мы побывали как в туристических местах, так и в районах, где человек европейской внешности вызывал неподдельный интерес у всего поселка. Мы были в опасных районах Таиланда, где тлеет вооруженный конфликт с мусульманами-сепаратистами из провинций Яла, Паттани и Наратхиват: они борются за создание независимого исламского государства или вхождение провинций в состав Малайзии. На севере страны мы жили в буддийском монастыре, соблюдая все его правила, медитировали и работали.

Это путешествие дало мне опыт, который я бы никогда не смогла получить, передвигаясь другим способом и живя в дорогих отелях. Это была концентрация всевозможных ощущений, встреч, испытаний, преодоления самой себя.

Своими путешествиями я хочу показать всем, как можно быть и самодостаточным и нужным другим. Многие думают, что путешествие позволяет избежать одиночества. Но все наоборот: оно делает вас еще более одиноким, чем вы были до его начала. Ты встречаешь столько чужих людей, что сложно не замкнуться на самом себе, не выстроить защитную стену между собой и другими. Я встречала много других автостопщиков, и подавляющее большинство стали замкнутыми системами, не способными ни принять кого-то в свой мир, ни открыться кому-то.

Я никогда не могла предположить, что можно путешествовать бесплатно, передвигаться автостопом, тесно общаться с местным населением, находить друзей там, где никогда не планировала даже побывать. Я всегда была самостоятельной, сама содержала себя, а тут надо было позволить себе зависеть от неконтролируемой ситуации на дороге - для меня это было преодолением. Но это важный опыт – он делает тебя более открытым, учит принимать ситуацию такой, какая она есть.

Я была рада вернуться: благодаря путешествию я неожиданно полюбила свой родной город. Все, что меня раньше раздражало или угнетало, стало малозначительным и не существенным. Я научилась любить своих соотечественников по-новому, особенно после путешествия из Москвы во Владивосток на машине с сыном. Но чем больше ты путешествуешь, тем более размытым становится понятие «дом». Раньше я думала, что дом – это стены, крыша, потолок. Уют – это мебель и мягкие подушки на софе. Но дом и уют это то место, где твое сердце хочет находиться, и люди, с которыми оно хочет находиться. Мой дом – внутри меня.

(1300 км), которая заняла у меня 25 с чем-то часов. Для сравнения — прямой автобус «Eurolines» идёт 22 часа и стоит около сотни евро. Да и наверняка с пассажирами этого автобуса не происходит такого количества приключений.

Ну и сразу первое правило автостопа: выходите на дорогу как можно раньше . Особенно, если запланировали преодолеть расстояние больше 500 километров. И второе: перед тем, как отправиться в путь, посмотрите на карту. Очень внимательно. А потом ещё раз. Лучше на Гугле, но если сети под рукой нет, то сойдет и бумажный вариант. На своём пути я встречал застрявших горе-автостопщиков, которые толком не понимали где они оказались и куда им надо. Чего там, я и сам так попадал. Об этом — немного ниже.

Я выехал из , полностью забив на первое правило и частично на второе. Чтобы попасть в хорошее место для стопа надо было сесть на поезд до станции «Олби» (с перечеркнутой «О»). Билет довольно дорогой, около десяти евро, и это за пятнадцать минут езды. Можно рискнуть — лично меня контролеры так и не проверили.

В конце концов нужно оказаться вот в этом месте (на всякий случай, может кому пригодится, есть и второй вариант выезда на юг). Тут уместно вспомнить третье правило. Удачное место для автостопа определенно несколькими факторами: низкая скорость и большая плотность автомобильного потока, хорошая видимость, возможность легко и безопасно остановиться. Место было хорошее и мне пришлось ждать не дольше десяти минут. Мужик, что подвёз меня, оказался очень разговорчив и проехал то место, где хотел меня высадить.

— Ничего, поедем до самого порта, — сказал он.

Дело в том, что самый простой способ попасть из восточной Дании в Германию — это паром из города Рудби в Путтгарден. У водителя этот крюк до Рудби занял, наверное, лишних сорок минут, но он вёз меня с улыбкой и рассказывал, как сам стопил по молодости. На прощание он хотел дать мне денег, но я отказался.

— Но я же знаю, что когда так вот путешествуешь, у тебя ничего особо и нет, на, возьми — он все ещё протягивал мне сотенную купюру.

— Да я пока не на мели, спасибо. — Мы распрощались, и я побрел к машинам перед паромом.

В портах можно заниматься паромным автостопом. Это довольно легко — надо просто подходить к водителям и объяснять, что в машине можно бесплатно провезти до пяти человек. Как правило, второй — третий водитель соглашается на то, чтобы взять вас с собой. У меня все получилось куда веселее. Первой машиной, к которой я подошел, был фордовский фургон не первой свежести.

— Слушай, тут такое дело — мне надо попасть на паром, а раз уж у вас машина, да и вы в ней один, можете взять меня? Все равно это будет бесплатно.

— Я не понял, повтори ещё раз, пожалуйста. — Сказал водитель на корявом английском. Я, ясное дело, повторил. Теперь активно жестикулировал и медленно выговаривал слова.

— Всё ещё нет. — Мужчина развел руками. — Не понимаю.

— А ты вообще откуда?

— From Georgia. — ответил он.

— Судя по английскому, вряд ли из штата Джорджия, — сказал я уже на русском. — А я из Москвы.

Грузина звали Илиа. По сути, мы были тёзками. Он скупал старые грузовики и переправлял их в Грузию на продажу. Он ехал в Нидерланды, а это было именно то, что мне нужно.

— Только этот фургон уж совсем плох — сказал он мне. — В нём стучит что-то, да и вообще больше ста он вряд ли попрёт.

— Ну ладно, вместе потащимся. — Это я зря так сказал.

Верно было бы пройтись по парому и поспрашивать водителей машин с французскими или бельгийскими номерами. Хотя, с другой стороны, и так выходило неплохо. Когда мы уже поехали по Германии, я понял, о чем говорил Илиа. Фургон стучал так, что закладывало уши. Разгоняться до ста было просто опасно. Пару раз нас останавливали полицейские и проверяли документы. Всё было чисто.

Звук усиливался с каждым километром. Ближе к Бремену под днищем что-то резко захрустело. Илиа выматерился. Судя по всему, хрустел кардан. Со скоростью около пяти километров в час наш фургон потащился по обочине до ближайшей заправки. Там мы вызвали подмогу, но эвакуатор мог подъехать только к утру следующего дня. Пришлось прощаться. Смеркалось. Я поднял руку на выезде с заправки.

Европейские водители останавливаются и в позднее время суток. Ночью работает следующая закономерность: шанс, что кто-то остановится ниже; но шанс, что этот кто-то будет ехать далеко — выше.

Следующим водителем оказался тюремщик из шведского города Мальмо. Он вёз свою собаку на вязку в город Энсхеде — километрах в двухстах на юго-запад. Тут я, конечно, сглупил. Дело в том, что я сам толком не представлял, где этот город и на каком шоссе он находится. И ещё одно правило, на которое я забил лучше остаться на месте, чем ехать чёрт знает куда. Но направление его было правильным, да и расстояние приличным.

— Все окей, я знаю там отличное место для автостопа. А вот дедушка моей собаки… — Он всё рассказывал, какое классное потомство получится у его суки. Я зевал и периодически поддакивал.

Место, где тюремщик меня высадил, было заправкой «In the middle of nowhere» — в какой-то глуши. Было два часа ночи. Вдобавок ко всему, шоссе, где я находился, шло с юго-востока на северо-запад. Мне же надо было на юго-запад. Оставалось только мёрзнуть, материться и спрашивать у редких-редких водителей, куда они направляются.

Я куковал на этой заправке часа четыре, проклиная всё на свете. Все, кого я спрашивал, отправлялись либо на север, либо в сам город Энсхеде. Светало. Кстати, на заправках можно приставать к водилам. После пары шуток все обычно начинают улыбаться и объяснять, куда они едут и как могут помочь. Если трафика почти нет, то стоит подходить ко всем без исключения.

Часам к шести на заправку подъехала машина с итальянскими номерами. Водитель, ещё даже не заправившись, обратился ко мне.

— Что здесь торчишь?

— Ну вот, ехал в Париж, а здесь завяз.

— Ну, я до Гааги еду, а там уже прямая трасса до Парижа. Садись.

Он ехал из Италии уже одиннадцать часов без остановки, так что общались мы, перезёвываясь.

— Смотри, из Гааги идёт шоссе прямо на юг — в Бельгию и Францию. Е19, если я не ошибаюсь. Я, так и быть, высажу тебя прямо на нём, где-нибудь на заправке.

— Спасибо. А то я всё ещё куковал бы там, под Эйнсхеде. Может, завёл бы семью на той заправке, ну и так далее.

Под Гаагой я был часам к семи. Раннее утро, наверное, самое проблемное время для автостопа огромный трафик, но все едут на работу.

Теперь в Париж вела прямая дорога. Оставалось четыреста с гаком километров, и я сделал их за шесть часов. Единственной проблемой автостопа во Франции и Бельгии был языковой барьер. Так что, если решитесь стопить в этом регионе — выучите заранее пару фраз на французском.

Последние водители — два негра из Кот-д’Ивуара — довезли меня прямо до Елисейских полей. Я выдохнул и отправился искать хостел. Он нашелся на Монмартре. Цена в 25 евро за ночь была оправдана только тем, что в комнате я был один. Уснуть не удалось, и я отыскал в себе силы на прогулку по городу. Рассвет встречал в компании уличных музыкантов.

Напоследок ещё несколько советов, которым не нашлось места выше:

Перед тем как выйти на дорогу оденьтесь нормально. Скромно, но опрятно идеальный вариант. Никто не захочет ехать с бомжом.

— Идеальные места для автостопа в Европе это: заправки, шлагбаумы на платных дорогах, выезды с паромов и, если есть — пробки. В пробках на трассах удобнее всего стоять с табличкой.

— Кстати, о табличках. Лично я ими почти не пользуюсь. Они уместны очень редко. Например, если от трассы отделяется дорога в небольшой город, куда вам и надо и если место, где вы стоите очень неудобное.