Платонов андрей платонович сухой хлеб. Сухой хлеб. Рассказы и сказки


Разделы: Начальная школа

Цель: Введение учащихся в мир творческой мастерской А.П.Платонова

  1. Познакомить учащихся с произведением А.П.Платонова “Сухой хлеб”.
  2. Обучать выразительному чтению, пересказу, монологическому ответу на поставленные вопросы; развивать навыки работы с художественным текстом.
  3. Воспитывать уважение к труду и бережное отношение к хлебу, чувство любви к близким.

Оборудование:

  • иллюстрация к тексту,
  • портрет писателя,
  • иллюстрации с изображением сельскохозяйственных орудий труда – плуг, соха, тяпка; колоски.

Ход урока

I. Организационный момент

Добрый день, ребята! Сегодня на наш урок чтения пришли гости, поприветствуем их. (Здравствуйте ) Садитесь.

II. Постановка цели. Актуализация знаний

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством замечательного писателя

Андрея Платоновича Платонова. (1мин.)

Андрей Платонович родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. Еще подростком он писал стихи, которые потом печатались в газетах и журналах. Платонов пишет о людях труда, о взаимосвязи человека и природы. В последние годы жизни писатель, несмотря на тяжелую болезнь, много работал: писал киносценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки. После смерти Платонова осталось большое рукописное наследие. (2 мин.)

Мы уже знакомы с творчеством А.П.Платонова. Вспомните, какие рассказы вы читали в прошлом году. (“Цветок на земле”, “Еще мама”.)

Кто главные герои этих произведений? (Дети: Артем и Афоня)

А сейчас отгадайте загадку. Отгадав, её вы узнаете, о чём будет идти речь в произведении, с которым мы познакомимся.

Рос, сперва, на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место. (Хлеб)

Сегодня мы знакомимся с новым произведением Андрея Платоновича Платонова,героем которого является ваш сверстник – мальчик Митя.

Это произведение называется “Сухой хлеб”.

Как вы понимаете выражение “сухой хлеб”?

III. Знакомство с новым материалом

3.1.Выразительное чтение первой части “цепочкой” и лексическая работа с незнакомыми словами во время чтения (6 минут).

Плуг – сельскохозяйственное орудие для вспашки почвы (плуг может быть деревянным и металлическим).

Вол – бык, используемый в сельскохозяйственных работах. (Крылатое выражение: работать как вол , т.е. очень много, без устали).

Лемеха плуга – рабочая часть плуга для подрезания пласта почвы, его подъёма и направления на отвал плуга.

Мгла – непрозрачный воздух.

Зной – сильная жара от нагретого солнцем воздуха.

Бадья – широкое низкое деревянное ведро.

Коврига – край хлеба.

Рушник – полотенце.

Ребята, мы прочитали 1 главу и познакомились с главным героем этого рассказа. Какой он?

3.2. Составление характеристики героя.

Какими качествами обладает этот мальчик?

(Заботливый, любознательный, мечтательный, помощник матери, задумчивый, рассудительный).

О чем часто задумывался мальчик?

(О смерти близких людей, о жизни неживых предметов).

О чем мечтает Митя?

(Стать большим и сильным, чтобы помогать матери.).

В чём проявляется забота мальчика о матери?

Что он сделал, чтобы скорее вырасти? Прочитайте, как старательно, терпеливо и упорно он это делал. Выборочное чтение

О каких качествах характера говорит этот поступок? (Заботливый, любящий)

Сделайте вывод, как относился мальчик к маме?

Мы хорошо с вами потрудились, а сейчас немного отдохнём.

IV. Физкультминутка (2 мин.)

Все захлопали в ладоши
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки-
Громче и быстрей!
По коле ночкам ударим-
Тише! Тише! Тише!
Ручки, ручки поднимаем -
Выше! Выше! Выше!
Завертелись наши ручки;
Снова опустились
Мы на месте покружились
И остановились.

V. Закрепление и обобщение изученного

Выразительное чтение текста “цепочкой” до конца. (10 мин.)

О чём мы прочитали?

Что ещё вы узнали о мальчике?

Почему учительница сказала, что у Мити “сердце – маленькое, а большое”.

(Потому что мальчик спасал хлеб).

А как он спасает хлеб, как помогает, хлебу расти? (Митя рассказывает, как помогает хлебу расти)

И что сделала учительница? (Она организовала ребят на помощь Мити)

Чему дети научились? (Уважительному отношению, помогать друг другу)

Какие уроки получили ребята?

(Каждый человек должен трудиться, приносить пользу, найдя для себя маленькое, посильное, но нужное дело. Должен делать его с любовью, любить все живое, любить и уважать близких и беречь хлеб)

Развитие речи (Клоуз-тест).

Вставьте по смыслу пропущенные слова, учитывая содержание всего произведения А.П. Платонова “Сухой хлеб”.

Солнце …, роса уже сошла и ветер с огнём … по земле. Однако те ржаные…, что возделал Митя нынче словно бы повеселели.

Справка: пропущенные слова поднялось, дул, колоски.

VI. Итоги урока

С каким произведением мы сегодня познакомились?

Чему научил вас этот рассказ?

Подберите пословицы, соответствующие рассказу А.П. Платонова “ Сухой хлеб”.

(Худ обед, коли хлеба нет. Хлеб да вода – мужицкая еда. Голодной куме – хлеб на уме.

Хлеб – батюшка, водица – матушка. Покуда есть хлеб да вода – всё не беда.

Есть калачи – не сидеть на печи. Пашню пашут – руками не машут. Пахать – не в дуду играть. Кто не пашет, у того и огрехов нет. Работа черна, да денежка бела).

Как вы понимаете, значение каждой пословицы?

VII. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа А.П. Платонова “Сухой хлеб”. Приготовить краткий пересказ текста. Соотнести иллюстрацию с текстом.

Язык Платонова называют "нескладным", "первобытным", "самодельным". У этого писателя была оригинальная манера письма. Его произведения изобилуют грамматическими, лексическими ошибками, но именно это делает диалоги живыми, настоящими. В статье пойдет речь о рассказе "Сухой хлеб", отражающем быт сельских жителей.

Герои Платонова — простые люди, как правило, необразованные. Они не представляют свою жизнь без тяжелого физического труда.

Ключевой мотив в творчестве Андрея Платонова — тема смерти и ее преодоления. Глубокую философскую мысль писатель высказал в рассказе "Сухой хлеб". Однако здесь тема гибели раскрыта сквозь призму детского восприятия.

Рогачевка

Писатель часто бывал в этом селе Воронежской области. Именно здесь происходят события рассказа "Сухой хлеб" Платонова, краткое содержание которого представлено ниже.

Рогачевка находится в 30 км от Воронежа. В 1924 году в селе была построена электростанция, в чем непосредственное участие принимал Андрей Платонов, занимавший в ту пору должность губернского мелиоратора.

Герои рассказа

Главный персонаж книги "Сухой хлеб" — Митя Климов. Его возраста автор не называет, но в конце произведения говорит: "Мать обещала отдать его в школу осенью". То есть мальчику лет семь. Действие рассказа "Сухой хлеб" Платонова происходит летом.

Мальчик живет в деревне с матерью. Отец его умер во время войны. Деда Митя совсем не помнит. Однако помнит глухой грустный голос и тепло, которое исходило от этого человека. В произведении "Сухой хлеб" Платонову удивительным образом удалось передать внутренний мир ребенка.

Другие герои произведения — Митина мать, учительница Елена Петровна. В рассказе Платонова всего три персонажа.

Тема смерти

Мальчик только начинает познавать этот мир. И каждый предмет вызывает в нем интерес. А еще он часто думает о смерти. Что она собой представляет, Митя не знает, потому как никогда не видел ее.

Он спрашивает у мамы: "Дедушка спит в земле?" Та отвечает утвердительно. Мальчик теперь думает, что дедушка спит, потому что устал. Он всячески пытается помочь матери, чтобы сохранить ей силы. Ведь если она устанет, она тоже заснет, исчезнет...

Засуха

В рассказе "Сухой хлеб" Платонов изобразил деревенский быт. Митина мать работает в поле. Платонов в характерным для него ярком, живом стиле рисует картину деревенской жизни: "Горячий ветер дует с утра до вечера, он сдувает огонь с солнца и несет его по земле".

"Сухой хлеб" — произведение, которое написано весьма поэтичным языком, впрочем, как и другие рассказы и повести Андрея Платонова. Кроме того, в "Сухом хлебе" чувствуются оптимистические нотки. Мальчик видит, как тяжело его матери, и пытается ей помочь. Она на простом, деревенском языке объясняет ему, чем опасна засуха. Если не будет дождя, не будет и хлеба.

На создание произведения "Сухой хлеб" Платонова вдохновили трагические события послевоенных лет.

В 1946 году в стране начался голод. На его возникновение повлияло несколько факторов, в том числе и засуха. Урожай катастрофически снизился. В газетах позже писали, что виной тому отсутствие дождей. Современные исследователи утверждают, что причина голода была не так в засухе, как в политике властей. Но об этом в произведении "Сухой хлеб", конечно, ничего не сказано. События показаны глазами ребенка. Да и о голоде в рассказе речи не идет — только о палящем жарком солнце и тяжелом крестьянском труде, который в таких условиях становится и вовсе непосильным.

Мать

Героиня рассказа "Сухой хлеб" — классический образ русской деревенской женщины. Она тяжело работает, не жалея себя. Труд — основа ее жизни. Главная задача этой женщины — вырастить сына.

Мите мать представляется большой и сильный. Тем не менее он часто спрашивает: "А ты не уморишься?" (то есть устанешь и умрешь). А она отвечает: "Нет, я здоровая, не старая, мне еще тебя растить".

Стать большим

Митя хочет работать, но мать не позволяет. Говорит, что он еще мал и не может трудиться наравне с ней. Тогда мальчик решает во что бы то ни стало стать большим. Как это сделать? Нужно много есть хлеба. Так думает Митя и принимается поглощать хлебную мякоть, запивая водой. Он съедает почти всю ковригу, а на следующий день мучается животом.

Мальчик идет на пашню к матери, а по пути оглядывается. Но никто из прохожих не замечает в нем перемен. Он так и остался маленьким мальчиком, которому еще рано работать. "Придет и твоя пора пахать!" — говорит ему мать.

Мальчик рассердился — он не хочет быть маленьким. Он разозлился на всех, кто больше и сильнее его. Даже на мать. Но она улыбнулась, и все вокруг вдруг стало добрым: и серая земля, и жаркий ветер, и былинка.

Старый сарай

Переживания маленького мальчика, героя произведения "Сухой хлеб", Платонов передает с помощью описания различных предметов и отношения Мити к ним.

У него нет никого, кроме матери. Митя пока еще не ходит в школу. Его круг общения весьма узок. Своих умерших родственников он почти не помнит. Но в их дворе есть старый сарай, а в нем много интересных предметов. Эти предметы для Мити служат своего рода связью с отцом и дедом.

В сарае, который автор называет "сараем-стариком", лежит топор, принадлежавший Митиному деду. Здесь есть деревянная снасть, колесо от прялки. В сарае также лежат старые инструменты, которые использовал его отец. Однажды мальчик находит дубовую тяпку и понимает, что с помощью этого предмета ему наконец удастся помочь матери.

Поле

Почему Платонов назвал свое произведение "Сухой хлеб"? Каждый день мальчик приходит на поле, где трудится его мать. Здесь он видит картину, наводящую тоску на любого сельского жителя. Сухое хлебное поле автор описывает так красочно, что переживаниями героя рассказа проникается и читатель, который никогда не был в селе.

"Рожь умирает, маленькие былинки изредка стоят живыми" — такова картина, которую ежедневно видит Митя. Мать объясняет мальчику, что и он не может жить без влаги. Митя понимает, что без дождя поле заснет. Так же, как заснули его отец и дед. Он берет деревянную тяпку и начинает рыхлить землю. Митя считает, что если он станет делать так каждый день, то роса, которая собирается по утрам, будет проникать глубоко в землю.

Учительница

Митя работает долго, самозабвенно. Он ничего не видит, кроме дремлющих былинок. И вдруг слышит чей-то голос. Это учительница, которая знает каждого деревенского мальчика. Она была на войне, там потеряла руку.

Елена Петровна никогда не жалела себя. Она всем приветливо улыбалась, несмотря на то что была калекой. Подойдя к мальчику, учительница спросила, чем он занимается. Митя ответил: "Хлебу помогаю, чтоб он выжил".

Елену Петровну умилил это трудолюбивый, не по годам серьезный мальчик. На следующий день она должна была ехать со своими учениками на экскурсию. Пригласила и Митю. Но мальчик отказался. "Хлеб помирает, нам некогда" — таков был его ответ.

Елена Петровна начала помогать Мите, хотя у нее была всего одна рука, и работать ей очень тяжело. На следующий день она пришла к полю со своими учениками. Они не поехали на экскурсию. Они взяли в колхозе узкие тяпки, а Елена Петровна показала им, как нужно работать, чтобы рос сухой хлеб. Мите в тот день показалось, что былинки оживают.

Таково содержание рассказа Платонова "Сухой хлеб". Главная мысль произведения заключается в следующем: только любовь, понимание, забота друг о друге может спасти от беды. Главный герой рассказа, несмотря на свой юный возраст, проявляет ответственность, на которую способен не каждый взрослый. Его серьезные взгляды на жизнь поражают учительницу. А сам он служит примером для других детей.

Стоит сказать, что засуха в 1946-м была настолько сильной, что никакой коллективный труд не мог спасти страну от голода. К тому же в тот год было экспортировано очень много зерна. Произведение А. П. Платонова не лишено романтизма и веры в коммунистические идеалы.

Мировоззрение писателя сформировалось в юности, но в дальнейшем он разуверился в советской идеологии. Судьба его была трагичной. Стоит привести некоторые факты из биографии этого замечательного писателя.

Об авторе рассказа "Сухой хлеб"

А. П. Платонов родился в простой рабочей семье. Его отец был машинистом паровоза. В семье было десять детей. Будущий писатель, как старший, активно помогал родителям. С ранних лет был приучен к труду. Работал поденщиком, помощником машиниста, литейщиком.

В годы Гражданской войны Платонов служил фронтовым корреспондентом, одновременно занимался литературным творчеством. Самые значительные произведения он написал в конце двадцатых годов.

В 1931-м Платонов издал произведение "Впрок", вызвавшее гневную реакцию критиков. С этого момента в жизни писателя начались серьезные проблемы, которые утихли на время только в годы Великой Отечественной войны. Андрей Платонов писал правдивые произведения, которые не могли вызвать одобрение у советских цензоров.

Андрей Планонов
СУХОЙ ХЛЕБ
1
Жил в деревне Рогачевке мальчик Митя Климов семи лет от роду. Отца у него не было, отец его умер на войне от болезни, теперь у него осталась одна мать. Был у Мити Климова еще дедушка, да он умер от старости еще до войны, и лица его Митя не помнил; помнил он только доброе тепло у груди деда, что согревало и радовало Митю, помнил грустный, глухой голос, звавший его. А теперь не стало того тепла и голос тот умолк. "Куда ушел дедушка?" -- думал Митя. Смерти он не понимал, потому что он нигде не видел ее. Он думал, что и бревна в их избе и камень у порога тоже живые, как люди, как лошади и коровы, только они спят.
-- А где дедушка? -- спрашивал Митя у матери. -- Он спит в земле?
-- Он спит, -- говорила мать
-- Он уморился? -- спрашивал Митя.
-- Уморился, -- отвечала мать. -- Он всю жизнь землю пахал, а зимой плотничал, зимой он сани делал в кооперацию и лапти плел; всю жизнь ему спать было некогда.
-- Мама, разбуди его! -- просил Митя.
-- Нельзя. Он осерчает.
-- А папа тоже спит?
-- И папа спит.
-- У них ночь?
-- У них ночь, сынок.
-- Мама, а ты никогда не уморишься? -- спрашивал Митя и с боязнью смотрел в материнское лицо.
-- Нет, чего мне, сынок, я никогда не уморюсь. Я здоровая, я не старая... Я тебя еще долго буду растить, а то ты у меня маленький.
И Митя боялся, что мама его уморится, устанет работать и тоже уснет, как уснули дед и отец.
Мать теперь целый день ходила по полю за плугом. Два вола волокли плуг, а мать держала ручки плуга и кричала на волов, чтоб они шли, а не останавливались и не дремали. Мать была большая, сильная, под ее руками лемех плуга выворачивал землю. Митя ходил следом за плугом и тоже покрикивал на волов, чтобы не скучать без матери.
В тот год лето было сухое. Горячий ветер дул в полях с утра до вечера, и в этом ветре летели языки черного пламени, будто ветер сдувал огонь с солнца и нес его по земле. В полдень все небо застилала мгла; огненный зной палил землю и обращал ее в мертвый прах, а ветер подымал в вышину тот прах, и он застил солнце. На солнце можно было тогда смотреть глазами, как на луну, плывущую в тумане.
Мать Мити пахала паровое поле. Митя ходил за матерью и время от времени носил воду из колодца на пашню, чтобы мать не мучилась от жажды. Он приносил каждый раз половину ведра; мать сливала воду в бадью, что стояла на пашне, и, когда набиралась полная бадья, она поила волов, чтобы они не затомились и пахали. Митя видел, как тяжко было матери, как она упиралась в плуг впереди себя, когда слабели волы. И Митя захотел скорее стать большим и сильным, чтобы пахать землю вместо матери, а мать пусть отдыхает в избе.
Подумав так, Митя пошел домой. Мать ночью испекла хлебы и оставила их на лавке, покрыв от мух чистым рушником. Митя отрезал половину ковриги и начал есть. Есть ему не хотелось, да нужно было: он хотел скорее вырасти большим, скорее войти в силу и пахать землю. Митя думал, что от хлеба он скорее вырастет, только надо съесть его много. И он ел хлебную мякоть и хлебную корку; сперва он ел в охоту, а потом стал давиться от сытости; хлеб из его рта хотел выйти обратно, а он запихивал его пальцами и терпеливо жевал. Вскоре у него рот уморился жевать, челюсти в щеках заболели от работы, и Митя захотел спать. Но спать ему не надо было. Ему надо есть много и расти большим. Он выпил кружку воды, съел еще капустную кочерыжку и опять стал есть хлеб. Доевши половину ковриги, Митя снова попил воды и стал есть печеную картошку из горшка, макая ее в соль. Картошку он съел только одну, а вторую взял в руку, макнул в соль и заснул.
Вечером мать пришла с пахоты. Видит она, спит ее сын на лавке, голову положил на ковригу свежего хлеба и храпит, как большой мужик. Мать раздела Митю, осмотрела его -- не искусал ли его кто, глядит -- живот у него, как барабан.
Всю ночь Митя храпел, брыкался ногами и бормотал во сне.
А наутро проснулся, жил весь день не евши, ничего ему не хотелось, одну только воду пил.
С утра Митя ходил по деревне, потом пошел на пашню к матери и все время поглядывал на встречных и прохожих людей: не замечают ли они, что он вырос. Никто не смотрел на Митю с удивлением и не говорил ему ничего. Тогда он посмотрел на свою тень, не длиннее ли она стала. Тень его словно бы стала больше, чем вчера, однако немного, на самую малость.
-- Мама, -- сказал Митя, -- давай я пахать буду, мне пора!
Мать ответила ему:
-- Обожди! Придет и твоя пора пахать! А сейчас твоя пора не пришла, ты малолетний, ты маломощный еще, тебе расти и кормиться еще надо, и я тебя буду кормить!
Митя осерчал на мать и на всех людей, что он меньше их.
-- Не хочу я кормиться, я тебя кормить хочу!
Мать улыбнулась ему, и от нее, от матери, все стало вдруг добрым вокруг: сопящие потные волы, серая земля, былинка, дрожащая на жарком ветру, и незнакомый старик, бредущий по меже. Огляделся Митя, и ему показалось, что отовсюду на него смотрят добрые, любящие его глаза, и вздрогнуло его сердце от радости.
-- Мама! -- воскликнул Митя. -- А что мне надо делать? А то я тебя люблю.
-- А чего тебе делать! -- сказала мать. -- Живи, вот тебе работа. Думай о дедушке, думай об отце и обо мне думай.
-- А обо мне ты тоже думаешь?
-- О тебе я тоже думаю -- один ты у меня, -- ответила мать. -- Ой, лешие! Чего стали? -- сказала она волам. -- А ну, вперед! Не евши, что ль, жить будем?
2
В родительском дворе, где жил Митя Климов, был старый сарай. Сарай был покрыт досками, и доски стали старые от времени, по ним уже давно рос зеленый мох. А сам сарай ушел с одной стороны наполовину в землю и походил на согнувшегося старика. В темном углу того сарая лежали старые, давние вещи. Туда и отец складывал, что ему нужно было, там и дед хранил, что ему одному было дорого и никому уже не требовалось. Митя любил ходить в тот темный угол сарая-старика и трогать там ненужные вещи. Он брал топор, весь иззубренный, ржавый и негодный, глядел на него и думал: "Его дедушка в руках держал и я держу". Он увидел там деревянную снасть, похожую на корягу, и не знал, что это такое. Мать тогда сказала Мите: это была соха, ею дедушка пахал землю. Митя нашел там еще колесо от домашней прялки... Там же валялся кочедык: он был нужен дедушке, когда он плел лапти себе и своим детям. Там еще много было добра, и Митя трогал руками забытые предметы, спящие теперь в сумраке сарая; мальчик думал о них, он думал о том, как они жили давно в старинное время; тогда еще Мити не было на свете, и всем скучно было, что его нету.
Нынче Митя нашел в сарае твердую дубовую палку: на одном конце ее был корень, согнутый книзу и острый, а другой конец был гладкий. Митя не знал, что это было. Может, дедушка рыхлил землю, как тяпкой, этим острым дубовым корнем или еще что-нибудь работал. Мать говорила, он всегда работал и ничего не боялся. Митя взял эту дедушкину дубовую тяпку и отнес ее в избу. Может быть, она ему сгодится: дедушка ею работал и он будет.
3
К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь рядами. Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет. Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтоб они жили опять, но они жить не могли и клонились как сонные на спекшуюся, горячую землю.
-- Мама, -- говорил он, -- рожь от жары умаривается?
-- Умаривается, сынок. Дождей-то ведь не было и теперь нету, а хлеб не железный, он живой.
-- А роса есть! -- сказал Митя. -- Она по утрам бывает.
-- А чего роса! -- ответила мать. -- Роса сохнет скоро; земля вся поверху спеклась, роса вглубь не проходит.
-- Мама, а как же быть-то без хлеба?
-- Незнамо как и быть... Должно, помощь тогда будет, мы в государстве живем.
-- А лучше пусть в колхозе хлеб растет, пусть роса в землю проходит.
-- Так бы оно лучше было, да хлеб без дождя не рождается.
-- Он не вырастет большой, он спит маленький! -- произнес Митя; он скучал о тех, кто спит.
Он пошел один домой, а мать осталась на пашне. Дома Митя взял дедушкину деревянную тяпку, погладил ее рукою -- дедушка тоже, должно быть, гладил ее, -- положил тяпку на плечо и пошел па колхозное озимое поле, что было за пряслом.
Там он стал рыхлить тяпкой спекшуюся землю промеж рядов уснувших ржаных былинок. Митя понимал, что хлебу вольнее будет дышать, когда земля станет рыхлой. А еще ему хотелось, чтобы ночная и утренняя роса прошла сверху между комочками земли в самую глубину, до каждого корня ржаного колоска. Тогда роса смочит там почву, корни станут кормиться из земли, а хлебная былинка проснется и будет жить.
Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелек тот сломался и поник.
-- Нельзя! -- вскричал Митя самому себе. -- Ты что делаешь!
Он оправил стебелек, уставил его в земле и стал теперь мотыжнть землю лишь посредине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней. Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней хлеба. Корни были осохшие, слабые, мать говорила про них, что они малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами и разрыхлял почву вокруг каждого ржаного корешка, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его.
Митя работал долго и ничего не видел, кроме земли у ослабевших, у дремлющих былинок.
Он опомнился, когда его окликнули. Митя увидел учительницу. Он не ходил в школу, мать сказала ему, что осенью отдаст его в школу, но Митя знал учительницу. Она была на войне, и у нее осталась целой одна правая рука; однако учительница Елена Петровна не горевала, что она калека; она всегда была веселая, она знала всех детей на деревне и ко всем была добрая.
-- Митя! Ты что тут копаешься? -- спросила учительница.
-- Хлеб пусть растет! -- сказал Митя. -- Я хлебу помогаю, чтоб он жил.
-- Как же ты помогаешь? А ну расскажи мне, Митя! Расскажи скорей, ведь сушь стоит!
-- Он росу будет пить!
Учительница подошла к Мите и посмотрела на его работу.
-- Тебе бы играть надо, тебе не скучно работать одному?
-- Не скучно, -- сказал Митя.
-- А отчего тебе не скучно?.. Приходи завтра ко мне в школу, мы оттуда в лес на экскурсию с ребятами пойдем, и ты пойдешь... Митя не знал, что сказать, потом он вспомнил:
-- Я маму все время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда.
Учительница Елена Петровна наклонилась к Мите, обняла его одной рукой и прижала к себе:
-- Ах ты, милый мой! Какое сердце у тебя -- маленькое, а большое!.. Знаешь что? Ты тяпкой будешь мотыжить, а я пальцами у корней буду копать, а то у меня рука-то всего одна!
И Митя стал мотыжить землю дедушкиной тяпкой, а учительница, присев на корточки, начала копать почву пальцами у самых хлебных корней.
На другой день учительница пришла на колхозное поле не одна; с нею пришло семеро детей, учеников первого и второго классов. Митя один уже работал деревянной тяпкой. Он вышел нынче спозаранку и осмотрел все хлебные былинки, возле которых он вчера разрыхлил землю.
Солнце поднялось, роса уже сошла и ветер с огнем дул по земле. Однако те ржаные колоски, что возделал Митя, нынче словно бы повеселели.
-- Они просыпаются! -- обрадованно сказал Митя учительнице. -- Они проснутся!
-- Конечно, проснутся, -- согласилась учительница. -- Мы их разбудим!
Она увела учеников с собой, и Митя остался один.
"Мама пашет, и я хлебу расти помогаю, -- думал Митя. -- У учительницы одна рука только, а то бы она тоже работала".
Учительница Елена Петровна взяла в колхозе маленькие узкие тяпки и вернулась со всеми мальчиками и девочками обратно. Она показала детям, как работает Митя, как надо делать, чтобы рос сухой хлеб, -- она сама стала работать одной рукой, и все дети склонились к ржаным былинкам, чтобы помочь им жить и расти.

Жил в деревне Рогачевке мальчик Митя Климов семи лет от роду. Отца у него не было, отец его умер на войне от болезни, теперь у него осталась одна мать. Был у Мити Климова еще дедушка, да он умер от старости еще до войны, и лица его Митя не помнил; помнил он только доброе тепло у груди деда, что согревало и радовало Митю, помнил грустный, глухой голос, звавший его. А теперь не стало того тепла и голос тот умолк. «Куда ушел дедушка?» - думал Митя. Смерти он не понимал, потому что он нигде не видел ее. Он думал, что и бревна в их избе и камень у порога тоже живые, как люди, как лошади и коровы, только они спят.

А где дедушка? - спрашивал Митя у матери. - Он спит в земле?

Он спит, - говорила мать

Он уморился? - спрашивал Митя.

Уморился, - отвечала мать. - Он всю жизнь землю пахал, а зимой плотничал, зимой он сани делал в кооперацию и лапти плел; всю жизнь ему спать было некогда.

Мама, разбуди его! - просил Митя.

Нельзя. Он осерчает.

А папа тоже спит?

И папа спит.

У них ночь?

У них ночь, сынок.

Мама, а ты никогда не уморишься? - спрашивал Митя и с боязнью смотрел в материнское лицо.

Нет, чего мне, сынок, я никогда не уморюсь. Я здоровая, я не старая... Я тебя еще долго буду растить, а то ты у меня маленький.

И Митя боялся, что мама его уморится, устанет работать и тоже уснет, как уснули дед и отец.

Мать теперь целый день ходила по полю за плугом. Два вола волокли плуг, а мать держала ручки плуга и кричала на волов, чтоб они шли, а не останавливались и не дремали. Мать была большая, сильная, под ее руками лемех плуга выворачивал землю. Митя ходил следом за плугом и тоже покрикивал на волов, чтобы не скучать без матери.

В тот год лето было сухое. Горячий ветер дул в полях с утра до вечера, и в этом ветре летели языки черного пламени, будто ветер сдувал огонь с солнца и нес его по земле. В полдень все небо застилала мгла; огненный зной палил землю и обращал ее в мертвый прах, а ветер подымал в вышину тот прах, и он застил солнце. На солнце можно было тогда смотреть глазами, как на луну, плывущую в тумане.

Мать Мити пахала паровое поле. Митя ходил за матерью и время от времени носил воду из колодца на пашню, чтобы мать не мучилась от жажды. Он приносил каждый раз половину ведра; мать сливала воду в бадью, что стояла на пашне, и, когда набиралась полная бадья, она поила волов, чтобы они не затомились и пахали. Митя видел, как тяжко было матери, как она упиралась в плуг впереди себя, когда слабели волы. И Митя захотел скорее стать большим и сильным, чтобы пахать землю вместо матери, а мать пусть отдыхает в избе.

Подумав так, Митя пошел домой. Мать ночью испекла хлебы и оставила их на лавке, покрыв от мух чистым рушником. Митя отрезал половину ковриги и начал есть. Есть ему не хотелось, да нужно было: он хотел скорее вырасти большим, скорее войти в силу и пахать землю. Митя думал, что от хлеба он скорее вырастет, только надо съесть его много. И он ел хлебную мякоть и хлебную корку; сперва он ел в охоту, а потом стал давиться от сытости; хлеб из его рта хотел выйти обратно, а он запихивал его пальцами и терпеливо жевал. Вскоре у него рот уморился жевать, челюсти в щеках заболели от работы, и Митя захотел спать. Но спать ему не надо было. Ему надо есть много и расти большим. Он выпил кружку воды, съел еще капустную кочерыжку и опять стал есть хлеб. Доевши половину ковриги, Митя снова попил воды и стал есть печеную картошку из горшка, макая ее в соль. Картошку он съел только одну, а вторую взял в руку, макнул в соль и заснул.

Вечером мать пришла с пахоты. Видит она, спит ее сын на лавке, голову положил на ковригу свежего хлеба и храпит, как большой мужик. Мать раздела Митю, осмотрела его - не искусал ли его кто, глядит - живот у него, как барабан.

Всю ночь Митя храпел, брыкался ногами и бормотал во сне.

А наутро проснулся, жил весь день не евши, ничего ему не хотелось, одну только воду пил.

С утра Митя ходил по деревне, потом пошел на пашню к матери и все время поглядывал на встречных и прохожих людей: не замечают ли они, что он вырос. Никто не смотрел на Митю с удивлением и не говорил ему ничего. Тогда он посмотрел на свою тень, не длиннее ли она стала. Тень его словно бы стала больше, чем вчера, однако немного, на самую малость.

Мама, - сказал Митя, - давай я пахать буду, мне пора!

Мать ответила ему:

Обожди! Придет и твоя пора пахать! А сейчас твоя пора не пришла, ты малолетний, ты маломощный еще, тебе расти и кормиться еще надо, и я тебя буду кормить!

Митя осерчал на мать и на всех людей, что он меньше их.

Не хочу я кормиться, я тебя кормить хочу!

Мать улыбнулась ему, и от нее, от матери, все стало вдруг добрым вокруг: сопящие потные волы, серая земля, былинка, дрожащая на жарком ветру, и незнакомый старик, бредущий по меже. Огляделся Митя, и ему показалось, что отовсюду на него смотрят добрые, любящие его глаза, и вздрогнуло его сердце от радости.

Мама! - воскликнул Митя. - А что мне надо делать? А то я тебя люблю.

А чего тебе делать! - сказала мать. - Живи, вот тебе работа. Думай о дедушке, думай об отце и обо мне думай.

А обо мне ты тоже думаешь?

О тебе я тоже думаю - один ты у меня, - ответила мать. - Ой, лешие! Чего стали? - сказала она волам. - А ну, вперед! Не евши, что ль, жить будем?

В родительском дворе, где жил Митя Климов, был старый сарай. Сарай был покрыт досками, и доски стали старые от времени, по ним уже давно рос зеленый мох. А сам сарай ушел с одной стороны наполовину в землю и походил на согнувшегося старика. В темном углу того сарая лежали старые, давние вещи. Туда и отец складывал, что ему нужно было, там и дед хранил, что ему одному было дорого и никому уже не требовалось. Митя любил ходить в тот темный угол сарая-старика и трогать там ненужные вещи. Он брал топор, весь иззубренный, ржавый и негодный, глядел на него и думал: «Его дедушка в руках держал и я держу». Он увидел там деревянную снасть, похожую на корягу, и не знал, что это такое. Мать тогда сказала Мите: это была соха, ею дедушка пахал землю. Митя нашел там еще колесо от домашней прялки... Там же валялся кочедык: он был нужен дедушке, когда он плел лапти себе и своим детям. Там еще много было добра, и Митя трогал руками забытые предметы, спящие теперь в сумраке сарая; мальчик думал о них, он думал о том, как они жили давно в старинное время; тогда еще Мити не было на свете, и всем скучно было, что его нету.

Нынче Митя нашел в сарае твердую дубовую палку: на одном конце ее был корень, согнутый книзу и острый, а другой конец был гладкий. Митя не знал, что это было. Может, дедушка рыхлил землю, как тяпкой, этим острым дубовым корнем или еще что-нибудь работал. Мать говорила, он всегда работал и ничего не боялся. Митя взял эту дедушкину дубовую тяпку и отнес ее в избу. Может быть, она ему сгодится: дедушка ею работал и он будет.

К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь рядами. Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет. Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтоб они жили опять, но они жить не могли и клонились как сонные на спекшуюся, горячую землю.

Мама, - говорил он, - рожь от жары умаривается?

Умаривается, сынок. Дождей-то ведь не было и теперь нету, а хлеб не железный, он живой.

А роса есть! - сказал Митя. - Она по утрам бывает.

А чего роса! - ответила мать. - Роса сохнет скоро; земля вся поверху спеклась, роса вглубь не проходит.

Мама, а как же быть-то без хлеба?

Незнамо как и быть... Должно, помощь тогда будет, мы в государстве живем.

А лучше пусть в колхозе хлеб растет, пусть роса в землю проходит.

Так бы оно лучше было, да хлеб без дождя не рождается.

Он не вырастет большой, он спит маленький! - произнес Митя; он скучал о тех, кто спит.

Он пошел один домой, а мать осталась на пашне. Дома Митя взял дедушкину деревянную тяпку, погладил ее рукою - дедушка тоже, должно быть, гладил ее, - положил тяпку на плечо и пошел па колхозное озимое поле, что было за пряслом.

Там он стал рыхлить тяпкой спекшуюся землю промеж рядов уснувших ржаных былинок. Митя понимал, что хлебу вольнее будет дышать, когда земля станет рыхлой. А еще ему хотелось, чтобы ночная и утренняя роса прошла сверху между комочками земли в самую глубину, до каждого корня ржаного колоска. Тогда роса смочит там почву, корни станут кормиться из земли, а хлебная былинка проснется и будет жить.

Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелек тот сломался и поник.

Нельзя! - вскричал Митя самому себе. - Ты что делаешь!

Он оправил стебелек, уставил его в земле и стал теперь мотыжнть землю лишь посредине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней. Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней хлеба. Корни были осохшие, слабые, мать говорила про них, что они малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами и разрыхлял почву вокруг каждого ржаного корешка, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его.

Митя работал долго и ничего не видел, кроме земли у ослабевших, у дремлющих былинок.

Он опомнился, когда его окликнули. Митя увидел учительницу. Он не ходил в школу, мать сказала ему, что осенью отдаст его в школу, но Митя знал учительницу. Она была на войне, и у нее осталась целой одна правая рука; однако учительница Елена Петровна не горевала, что она калека; она всегда была веселая, она знала всех детей на деревне и ко всем была добрая.

Митя! Ты что тут копаешься? - спросила учительница.

Хлеб пусть растет! - сказал Митя. - Я хлебу помогаю, чтоб он жил.

Как же ты помогаешь? А ну расскажи мне, Митя! Расскажи скорей, ведь сушь стоит!

Он росу будет пить!

Учительница подошла к Мите и посмотрела на его работу.

Тебе бы играть надо, тебе не скучно работать одному?

Не скучно, - сказал Митя.

А отчего тебе не скучно?.. Приходи завтра ко мне в школу, мы оттуда в лес на экскурсию с ребятами пойдем, и ты пойдешь... Митя не знал, что сказать, потом он вспомнил:

Я маму все время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда.

Учительница Елена Петровна наклонилась к Мите, обняла его одной рукой и прижала к себе:

Ах ты, милый мой! Какое сердце у тебя - маленькое, а большое!.. Знаешь что? Ты тяпкой будешь мотыжить, а я пальцами у корней буду копать, а то у меня рука-то всего одна!

И Митя стал мотыжить землю дедушкиной тяпкой, а учительница, присев на корточки, начала копать почву пальцами у самых хлебных корней.

На другой день учительница пришла на колхозное поле не одна; с нею пришло семеро детей, учеников первого и второго классов. Митя один уже работал деревянной тяпкой. Он вышел нынче спозаранку и осмотрел все хлебные былинки, возле которых он вчера разрыхлил землю.

Солнце поднялось, роса уже сошла и ветер с огнем дул по земле. Однако те ржаные колоски, что возделал Митя, нынче словно бы повеселели.

Они просыпаются! - обрадованно сказал Митя учительнице. - Они проснутся!

Конечно, проснутся, - согласилась учительница. - Мы их разбудим!

Она увела учеников с собой, и Митя остался один.

«Мама пашет, и я хлебу расти помогаю, - думал Митя. - У учительницы одна рука только, а то бы она тоже работала».

Учительница Елена Петровна взяла в колхозе маленькие узкие тяпки и вернулась со всеми мальчиками и девочками обратно. Она показала детям, как работает Митя, как надо делать, чтобы рос сухой хлеб, - она сама стала работать одной рукой, и все дети склонились к ржаным былинкам, чтобы помочь им жить и расти.

Annotation

Перед вами - первое собрание сочинений Андрея Платонова, в которое включены все известные на сегодняшний день произведения классика русской литературы XX века.

В этот том вошли рассказы о детях и для детей, в том числе неоконченные, а также русские и башкирские народные сказки в пересказе писателя.

К сожалению, в файле отсутствует часть произведений.

http://ruslit.traumlibrary.net

Андрей Платонович Платонов

Рассказы и сказки

Теченье времени

Июльская гроза

Великий человек

Вся жизнь

Железная старуха

От хорошего сердца

Избушка бабушки

Цветок на земле

Осьмушка

Разноцветная бабочка

Сухой хлеб

Две крошки

Неизвестный цветок

Неоконченное

Черноногая девчонка

Первый день на свете

Дар жизни

В 2000 году

<Из записных книжек>

Башкирские народные сказки

Сказка о курае

Мудрый старик и глупый царь

Кто сильнее?

Падчерица

Благодарный заяц

Охотник Юлдыбай

Жадный богач и Зиннят-агай

Ленивая девочка

Молодой охотник

Курица и Ястреб

Лиса-сирота

Лиса-плотник

Два барсука

Почему гуси стали пёстрыми

Озорной кот

Русские народные сказки

Иван-Чудо

Безручка

Чудесный мальчик

Волшебное кольцо

Иван Бесталанный и Елена Премудрая

Умная внучка

Финист - ясный сокол

Солдат и царица

Андрей Платонович Платонов

Собрание сочинений

Том 7. Сухой хлеб

Рассказы и сказки

Серёжка

[текст отсутствует]

Теченье времени

На окраине Тифлиса не очень давно, лет двадцать тому назад, стоял небольшой дом, построенный из глины и горного бросового камня - плитняка, внутри дома была одна комната с земляным полом, там сидела за деревянным столом молодая, грустная женщина и шила белую материю. На столе всегда - день и ночь - горела керосиновая лампа, потому что на лавке у стены лежала беспомощная, слепая старуха, мать белошвейки. Старуха глядела смутными, выморочными глазами на свет огня и чувствовала его, он ей нравился, как утешение, как брезжущий голос из темного мира. Дочь любила мать и тратила деньги на керосин за счет увеличения своего труда и экономии пищи. К ней никто не приходил в гости, и она не имела таких знакомых, которые любили бы и развлекали ее, и ей приходилось изредка улыбаться лишь про себя - неизвестно отчего: может быть, оттого, что сердце не терпит непрерывно печали и иногда способно выправляться и потягиваться само по себе. Женская и человеческая прелесть еще хранилась в ней, но утомление и жалобная нужда, как старость, уже затуманили ее лицо, и оно стало невидимым или неинтересным для всех людей.

Через два дня в третий белошвейка носила в город работу и брала материал; тогда она - во время пути - отдыхала, видела природу и прохожих, разные чужие вещи, высокие горы и воображала в душе чью-нибудь другую жизнь, непохожую на свою, чтобы быть счастливой в своем уме.

На дворе и в близкой окрестности от дома бегала и занималась ее дочь, одиннадцатилетняя девочка Тамара. Девочка жила всегда одна, как круглая сирота, потому что матери некогда было играть с нею; мать еле успевала работать, чтобы кормить дочь и старуху, она спешила шить так скоро, что забывала чувствовать свою любовь к дочери, хлеб ей казался важнее материнства.

Вечером Тамара возвращалась в комнату. Мать ей стелила на полу под лавкой, на которой лежала слепая бабка, и дочь засыпала. Всю ночь ей светила лампа в лицо, всю ночь в одном окне в Тифлисе горел свет, и молодая женщина шила бледными руками по белому, готовя платье и украшение всем спящим и богатым. Кругом жилища близко находились Кавказские горы, точно остановившиеся на ночь. Днем же, во время солнца, казались удаляющимися; по ним было видно, как уходит свет и время.

Наутро Тамара съедала мучную лепешку с черным чаем, потом размачивала другую лепешку в блюдце и кормила слепую старуху. Старуха, наевшись, снова глядела мертвыми глазами на горящую лампу и согревала лицо о ее слабый свет; она опять спала и умирала. Ее дочь весь день сидела одна около лампы и шила - иногда до полуночи, иногда до утра.

Тамара скрывалась по своим детским делам, но она там не веселилась, в одиннадцать лет она уже жила разумом всех бедных - воображением. Она видела игрушку в руках подруги и, не подходя к ней близко, думала втайне, что эта игрушка - ее и она уже держит ее в своих руках и наслаждается радостью. Если взрослая русская девушка ехала на велосипеде, Тамара считала, что тот велосипед также ее, и она, притаившись в закоулке, трогала руками воздух, где стоял ее велосипед. Она присваивала себе все, что ей нравилось в мире, что могло любить ее любопытное, скупое сердце, которое не могло жить пустым и постоянно должно быть занято собственностью. Однажды Тамара разглядела старую, брошенную картинку на чужом дворе, на той картине была нарисована красками небольшая гора, - гора стояла среди далекого вечера, покрытая жалким лесом, с какою-то избушкой на краю леса, и в той избушке уже зажгли ночной огонь. Тамара стала думать мечту, что она скоро будет жить в той избушке, это ее будет дом, и что вся гора с лесом - ее царство и страна, где ей станет хорошо.

Один раз слепая старуха сама закрыла глаза и попросила дочь, чтоб она потушила лампу и не жгла больше керосин. На дворе был летний полдень. Белошвейка пригасила лампу и подошла к матери.

Поверни меня, - попросила старуха.

Дочь переложила мать лицом к стене, и старуха умерла.

Белошвейка потушила лампу и села снова шить, но заметила, что без лампы она отвыкла видеть: ее глаза слезились и мучились. Тогда она снова зажгла лампу, свет солнца в маленьком окне ей был больше не нужен.

Через полгода белошвейка купила вторую лампу - света одной лампы ей стало мало, но глаза ее все более теряли чувство, она слепла и работала сейчас только по случайным заказам. Магазины ей отказали, потому что она путала рисунок на шитье и не видела правильного размера.

Тамара ела теперь один раз в день, и не мучную лепешку, а кукурузную: что ей не хватало, то она доедала в траве, на которой росли под листьями мелкие пышки.

На ночь Тамара завязывала матери глаза платком, чтоб они не текли слезами, а сама начинала шить, но не умела и портила материал.

Тамара, - говорила ей мать с завязанными глазами, - нам завтра нечего есть. Вылей из лампы керосин и пойди его продай.

Не надо, - сказала Тамара. - Отдай меня лучше замуж. Муж меня будет кормить, я наемся, а остаток тебе принесу. Тогда мы опять будем живы.

Но мать не хотела отдавать Тамару замуж; она все еще шила, выходя с работой на солнце, потому что керосину для лампы покупать было не на что. Из глаз ее теперь шел гной, и она утирала его белым материалом. Тамара замывала потом зеленые пятна на драгоценных кофтах, но следы пятен все же оставались, и заказчицы перестали вовсе давать работу невидящей белошвейке.

Тамара в это время забывала воображать что-нибудь для счастья и покоя своего сердца, она жила несчастной и злой, занятая сбором съедобных пышек в траве. Их нужно было собрать несколько тысяч штук, чтобы дать матери и поесть немного самой, а то будет смерть.

Вскоре мать Тамары нашла ощупью палку на дворе и пошла по соседям. Она сказала им, что хочет выдать Тамару замуж: нет ли у них жениха на примете.

Вечером к Тамаре пришел старик, он поговорил с белошвейкой, а потом попробовал руками туловище девочки и согласился взять ее в жены. Он обещал прийти на другой день и принести невесте длинное платье, а потом будет свадьба.

Тамара проспала ночь, а утром убежала в подвал, где жила лиса и была ее нора. Тамара выгнала лису, а сама залезла в ее нору и целый день не выходила оттуда; она давно уже не росла от слабости и была худая, поэтому вся поместилась в норе, оставив наружу одни ноги. Мать и старый жених ходили, искали ее повсюду, пока старик не заметил, что по двору ходит бесприютная лиса и не знает, куда ей деться. Тогда он сказал белошвейке, почему ходит без места эта смирная лиса. Мать Тамары поняла и научила старика, где искать Тамару, и вскоре старик вытащил девочку за ноги из лисьей норы. Тамаре показалось, что у старика нет подбородка; она от этого заплакала, потому что хотела за что-нибудь любить мужа в своем воображении и уже заранее считала его своей любимой вещью, как чужой велосипед, куклу и гору с избушкой на картинке.

С вечера белошвейка начала обряжать Тамару в длинное платье, принесенное стариком, пряча и закутывая ее тело ото всех навсегда, ради мужа, и велела ей плакать.

Но Тамара не знала, отчего ей плакать. Она думала, что завтра с утра ее начнет кормить муж, и уснула, воображая и придумывая, что значит любовь.

После свадьбы Тамара осталась одна в богатом доме мужа. Старик сам раздел свою жену и положил спать на большую постель. Затем oн стал трогать ее и приговаривать нежные маленькие слова. Тамара молча смотрела на старика, удивляясь, что он дурак.

Ты играешь в меня? Думаешь, что я твоя? - спросила Тамара.

Играю, - сказал старик, - отчего...